МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15 марта 2007 г. N 03-519
Департамент
государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере
образования направляет Методические рекомендации по обучению правам человека в
образовательных учреждениях Российской Федерации (Приложение).
Данные
рекомендации подготовлены в рамках Федеральной целевой программы развития
образования на 2006 - 2010 годы по Государственному контракту, заключенному
07.12.2006, N П570, Федеральным агентством по образованию с Федеральным
государственным образовательным учреждением дополнительного профессионального
образования "Академия повышения квалификации и профессиональной
переподготовки работников образования" по проекту "Разработка
научно-методического сопровождения курса "Права человека" для
обучающихся 10-х, 11-х классов общеобразовательных учреждений".
Департамент также
информирует, что концепция, учебные программы, тематическое планирование курса,
методическое пособие для учителя, тексты учебников "Права человека"
для обучающихся 10 - 11-х классов общеобразовательных учреждений и
вышеуказанные Методические рекомендации размещены на официальном сайте Минобрнауки России http://www.mon.gov.ru/.
Директор
Департамента
государственной
политики
и
нормативно-правового
регулирования
в сфере образования
И.КАЛИНА
Приложение
к письму Минобрнауки России
от 15 марта 2007 г.
N 03-519
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОБУЧЕНИЮ ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Главным
направлением стратегии модернизации образования является обновление его содержания.
Содержание образования должно дополняться набором ключевых компетенций в
интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и
прочих сферах. Педагоги многих стран считают, что в наше время недостаточно
говорить только о знаниях, хотя это очень важно. Образование должно формировать
способность жить и работать в обществе.
Одной из
составляющих модернизации содержания образования является более глубокое знание
о правах и основных свободах человека.
Обучение правам
человека является составляющей гражданского образования. Для жизни в правовом
государстве, в гражданском обществе необходимо поднять уровень обучения правам
человека, правам ребенка. Через обучение правам человека, правам ребенка помочь
увидеть ценности прав человека, их социальную роль, научить подрастающее
поколение жить в демократическом государстве, уважать права других людей,
решать споры и конфликты правовыми методами. Это способствует воспитанию
гражданственности, патриотизма, уважения к национальным и религиозным традициям
других народов; содействует формированию нравственной, эстетической и правовой
культуры обучающихся.
С правами
человека сегодня связаны многие общественные процессы и явления, их изучают с
самых широких и разнообразных позиций в аспекте сущности и явления власти,
принципов перестройки правовой системы, проведения экономической и культурной
политики, борьбы с экологическими угрозами, преступностью и др. Посредством
знаний о правах человека решается ряд внутренних, международных и глобальных
задач. Права человека обнаруживают свое
присутствие во всех сферах жизнедеятельности человека и носят
политико-ориентированный, культурно-этнический, духовно-нравственный,
психолого-педагогический, социально-экономический,
образовательно-воспитательный <...> характер.
Основная цель
изучения прав человека в образовательных учреждениях заключается в воспитании
свободной, осознающей свое достоинство и достоинство других людей личности,
которую отличают устойчивые нравственные качества и умение жить плодотворной
жизнью в мире и согласии в поликультурной и многонациональной среде. Эта цель
реализуется в процессе непрерывного обучения детей в соответствии с их
возрастными особенностями. На разных ступенях школьного образования учебный
материал отличается глубиной, степенью конкретности, уровнем обобщения и т.д.
Вместе с тем учебный материал направлен на решение общих задач образования:
- развивать
способность к сотрудничеству и согласованности между индивидуальными и
коллективными ценностями, умению ненасильственного урегулирования конфликтов;
- формировать
понимание ценности свободы как условия самореализации человека и ее
органической связи с ответственностью и саморегуляцией
поведения;
- воспитывать
чувство личного достоинства, основанного на высокой нравственности, и уважения
прав и достоинства людей других национальностей, рас, вероисповеданий;
- развивать
планетарное сознание, понимание разнообразия и уникальности культур народов
мира, умение видеть в различии культур богатство мировой цивилизации;
- прививать понимание
личной и гражданской ответственности за сохранение окружающей среды и мира в
своей стране и в глобальном масштабе.
Обучение правам
человека выполняет важные образовательные и воспитательные функции:
- философско-культурологическая, которая направлена на
формирование планетарного сознания, расширение кругозора, преодоление
узконационального мышления, предрассудков и стереотипов по отношению к другим
народам и их культурам;
- образовательно-правовая, смысл которой в повышении правовой
культуры обучающихся путем расширения знаний не только национальных, но и
международных правовых норм, элементов правоотношений и правовых институтов,
умения творчески использовать эти знания для решения социально-правовых
проблем. Познание основных прав человека и элементарных правовых норм является
основой формирования правосознания школьников;
- воспитательно-формирующая, ориентированная на глубокое
восприятие и осмысление прав человека, представлений, оценок, требований,
личностного отношения и преобразование их в устойчивые убеждения
и прочные навыки сознательного гуманного поведения;
-
психолого-развивающая, которая в процессе усвоения прав человека пробуждает и
совершенствует интерес к себе, к своему внутреннему миру, к познанию своего
"я", системе потребностей, интересов, установок, что составляет
психологическую основу самовоспитания и самосовершенствования;
- коррекционная,
которая направлена на диагностику отклоняющегося поведения (агрессивность,
насилие, нетерпимость, жестокость) и его коррекцию психолого-педагогическими
средствами.
Содержание обучения
правам человека отличается высокой степенью междисциплинарности.
Цели, задачи, функции свидетельствуют о том, что эта новая для общего
образования область находится на стыке многих школьных дисциплин: истории,
обществознания, граждановедения, социальной
психологии, литературы, изобразительного искусства, естественно-научных
предметов. Междисциплинарность позволяет включать
разделы, касающиеся прав человека, в традиционные учебные предметы наряду с
введением систематического курса.
Программы истории и
обществознания, например, позволяют организовать систематическое и
целенаправленное освоение школьниками основных идей философии прав человека. В
ходе систематического изучения отечественной и всеобщей истории, обществознания
обучающиеся получают представление о развитии человека и общества, о статусе
индивида в рамках различных цивилизаций, о проблемах свободы и ответственности,
гражданственности, причинах войн, конфликтов, способах их предупреждения.
Курс литературы
дает дополнительные возможности для уточнения и конкретизации важнейших
понятий: "мораль", "право", "законность",
"ответственность", "достоинство", "честь".
Внимание обучающихся привлекается к вопросам этико-философского характера: о
добре и зле, жизни и смерти, смене поколений, человеке и Боге, человеке и
природе, человеке и нации, чести и долге, совести, нравственном выборе.
При изучении
иностранного языка школьники получают общие сведения о стране языка, который
они изучают, о национальной культуре и ее вкладе в мировую культуру, что
позволяет глубже понять другие народы, способствовать взаимопониманию между
сообществами, воспитывать толерантность, преодолевать ксенофобию.
Предметы естественно-научного
цикла (биология, география, валеология, экология)
акцентируют внимание на природных и экономических аспектах прав человека; на
изучении закономерностей природы, пренебрежение которыми может привести к
гибельным последствиям; формируют у подростков чувство ответственности за мир,
сохранение окружающей среды как в местном, так и в
глобальном масштабе. Предметы естественно-научного
цикла в условиях обновления содержания, насыщения их этнографическими,
экологическими, социальными вопросами становятся тем звеном, которое помогает
обучающимся осознать тесную взаимосвязь человека, природы и общества в целом.
Изучение прав
человека в образовательных учреждениях возможно следующим образом.
1. Включение
вопросов по правам человека в ряд школьных учебных предметов гуманитарного
(история, обществознание, литература, иностранные языки) и естественно-научного
циклов (физическая и экономическая география, биология, зоология и др.).
2. Введение курса
"Права человека" как самостоятельного учебного предмета на всех
ступенях общего образования из расчета по одному часу в неделю за счет часов
вариативной части учебного плана, а именно: часов регионального
(национально-регионального) компонента и компонента образовательного
учреждения.
Обучение правам
человека в условиях профильного обучения в образовательных учреждениях,
реализующих программы общего образования, рекомендуется осуществлять в рамках
гуманитарного или социально-экономического профиля.
На первой ступени
общего образования (начальная школа) закладываются основные моральные ценности,
нормы человеческого поведения. На этом этапе у детей происходит формирование
представлений о значимости человеческого достоинства, понимание ценности своей
личности и ценности других людей. В этот период воспитываются уважение к другим
людям, толерантность, чувство солидарности и стремление к сотрудничеству,
умение ненасильственного разрешения конфликтных ситуаций.
Вторая ступень
общего образования (основная школа) формирует систему ценностей и установок
человеческого поведения; подростки приобретают знания и умения для будущей
самостоятельной жизни в обществе. На этом этапе стержнем обучения правам
человека является формирование уважения к закону, правам других людей. Идет
обогащение сознания обучающихся сведениями об истории Отечества, познание ими
элементарных правовых норм.
На третьей ступени
общего образования (полная средняя школа) углубляются, расширяются знания о
процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, происходит
познание философских, культурных, политико-правовых и социально-экономических
основ, определяются гражданская позиция человека, его социально-политические
ориентации. Задача этого этапа состоит в том, чтобы в процессе общественной
деятельности обучающиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои
права и права других людей, могли создавать для себя нормы деятельности и
поведения, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность.
Практика
преподавания и изучения прав человека показывает, что усвоение школьниками
содержания образования по правам человека достигает наибольшей эффективности
там, где широко используются новейшие педагогические технологии, обеспечивающие
деятельностный подход в организации учебного
процесса. Активные и интерактивные методики способствуют формированию умений и
навыков, как учебных, так и гражданских.
Важная роль при
обучении правам человека отводится внеклассной и внешкольной работе.
Организация воспитательной работы опирается на принципы соответствия ее форм и
приемов сущности воспитания в духе прав человека, учета лучших традиций
организации внеурочной деятельности отечественной педагогики.
Содержание
внеурочной деятельности должно обеспечивать нравственно-мотивационный фон для
овладения "духом" прав человека. В это содержание входят такие
направления деятельности, как развитие школьного самоуправления: участие в
работе советов школы, создание ученических советов. Большое значение для
воспитания гражданской позиции имеют такие формы внеклассной деятельности, как
работа в микрорайоне, организация клубов по интересам, организация экскурсий в
другие города, республики СНГ, зарубежные страны, проведение фестивалей дружбы,
недели ООН и др.
Одним из
непременных условий обучения правам человека является перестройка всей системы
школьного образования на демократической основе, внесение демократических
отношений в саму ткань школьной жизни. Иными словами, создание в школе
демократического уклада жизни.
Основополагающие
принципы организации школьного уклада должны стать важной составляющей
содержания образования и воспитания.
В основу обучения
правам человека положена идея полноценного участия личности в решении
общественно значимых задач общества. Она предполагает сочетание формирования
навыков социальной практики с глубоким усвоением основ наук. Одним из интенсивных
методов социальной практики является социальное проектирование. Основная цель
социального проектирования - создать условия, способствующие формированию у обучающихся собственной точки зрения по обсуждаемым
проблемам. Социальное проектирование представляет собой незаменимую сферу
применения гражданских компетентностей.
В отличие от
учебных занятий, здесь нет жесткого ограничения во времени, места приложения
сил. Здесь возможна живая практика с настоящими социально значимыми
результатами, реально влияющими на социальную действительность. Социальные
проекты дают обучающимся возможность связать и
соотнести общие представления, полученные в ходе учебных занятий, с реальной
жизнью, в которую вовлечены они сами, их друзья, семьи, учителя; с общественной
жизнью, с социальными и политическими событиями, происходящими в масштабах
микрорайона, города, края, наконец, страны в целом. В ходе реализации проектов обучающиеся активно используют свои знания,
общаются и сотрудничают друг с другом. Наиболее удачными учебными мероприятиями
в этом смысле являются социальные проекты "Я - гражданин России",
"Гражданский форум".
Особую важность в
обучении правам человека приобретает изменение системы оценивания учебных
достижений обучающихся.
Объективная оценка
- одна из самых сложных задач в образовательном процессе. Эта задача тем более
осложняется, т.к. объектом оценивания становится гражданская компетентность,
рассматриваемая как универсальная способность человека участвовать в решении
общих дел местного сообщества, своей страны и человечества в целом.
Оценивание в
области прав человека представляет совокупность знаний, умений, навыков
мышления и действия, а также ценностных ориентиров. Ключевым компонентом в этой
триаде являются умения (навыки), поскольку гражданин выступает
прежде всего как социальный деятель, способный решать общие задачи. Знания и
ценностные ориентиры проявляются лишь в действии. Чтобы проверить, обладает ли
школьник определенной компетентностью, учитель должен увидеть, как он
действует, решая общественно значимые задачи. Таким образом, в обучении правам
человека встает задача оценивания в первую очередь умений и навыков.
Наиболее
эффективными методами проверки и оценки знаний, умений и навыков по правам
человека, наряду с традиционным опросом (устным и письменным), наблюдением за
поведением школьника как в ОУ, так и вне его, тестированием, проверкой качества
выполнения практических заданий, являются методы социологического исследования:
интервьюирование, ранжирование; использование соо-, взаимо-
и самооценок.
Формами оценки
могут являться безотметочная система "зачет -
незачет", суждение (краткое и развернутое), парциальные оценки -
"хорошо", "молодец" и др. При оценивании рекомендуется
использовать технологию "портфолио".
Основными
критериями оценивания результатов учебной деятельности школьников в изучении
прав человека являются объективность, качество знаний, умений и навыков, умение
применять полученные знания на практике, поведение учащегося как показатель его
убеждений.
Для организации
обучения рекомендуется использовать учебно-методический комплект "Права
человека", разработанный АПКиППРО и
издательством "Русское слово" (авт. Т.В. Болотина, Е.А. Певцова, П.В.
Миков, А.Б. Суслов, В.В. Смирнов).