Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 15 марта 2007 г. N 03-519

 

Департамент государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования направляет Методические рекомендации по обучению правам человека в образовательных учреждениях Российской Федерации (Приложение).

Данные рекомендации подготовлены в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы по Государственному контракту, заключенному 07.12.2006, N П570, Федеральным агентством по образованию с Федеральным государственным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования "Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования" по проекту "Разработка научно-методического сопровождения курса "Права человека" для обучающихся 10-х, 11-х классов общеобразовательных учреждений".

Департамент также информирует, что концепция, учебные программы, тематическое планирование курса, методическое пособие для учителя, тексты учебников "Права человека" для обучающихся 10 - 11-х классов общеобразовательных учреждений и вышеуказанные Методические рекомендации размещены на официальном сайте Минобрнауки России http://www.mon.gov.ru/.

 

Директор Департамента

государственной политики

и нормативно-правового

регулирования

в сфере образования

И.КАЛИНА

 

 

 

 

 

Приложение

к письму Минобрнауки России

от 15 марта 2007 г. N 03-519

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОБУЧЕНИЮ ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Главным направлением стратегии модернизации образования является обновление его содержания. Содержание образования должно дополняться набором ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах. Педагоги многих стран считают, что в наше время недостаточно говорить только о знаниях, хотя это очень важно. Образование должно формировать способность жить и работать в обществе.

Одной из составляющих модернизации содержания образования является более глубокое знание о правах и основных свободах человека.

Обучение правам человека является составляющей гражданского образования. Для жизни в правовом государстве, в гражданском обществе необходимо поднять уровень обучения правам человека, правам ребенка. Через обучение правам человека, правам ребенка помочь увидеть ценности прав человека, их социальную роль, научить подрастающее поколение жить в демократическом государстве, уважать права других людей, решать споры и конфликты правовыми методами. Это способствует воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к национальным и религиозным традициям других народов; содействует формированию нравственной, эстетической и правовой культуры обучающихся.

С правами человека сегодня связаны многие общественные процессы и явления, их изучают с самых широких и разнообразных позиций в аспекте сущности и явления власти, принципов перестройки правовой системы, проведения экономической и культурной политики, борьбы с экологическими угрозами, преступностью и др. Посредством знаний о правах человека решается ряд внутренних, международных и глобальных задач. Права человека обнаруживают свое присутствие во всех сферах жизнедеятельности человека и носят политико-ориентированный, культурно-этнический, духовно-нравственный, психолого-педагогический, социально-экономический, образовательно-воспитательный <...> характер.

Основная цель изучения прав человека в образовательных учреждениях заключается в воспитании свободной, осознающей свое достоинство и достоинство других людей личности, которую отличают устойчивые нравственные качества и умение жить плодотворной жизнью в мире и согласии в поликультурной и многонациональной среде. Эта цель реализуется в процессе непрерывного обучения детей в соответствии с их возрастными особенностями. На разных ступенях школьного образования учебный материал отличается глубиной, степенью конкретности, уровнем обобщения и т.д. Вместе с тем учебный материал направлен на решение общих задач образования:

- развивать способность к сотрудничеству и согласованности между индивидуальными и коллективными ценностями, умению ненасильственного урегулирования конфликтов;

- формировать понимание ценности свободы как условия самореализации человека и ее органической связи с ответственностью и саморегуляцией поведения;

- воспитывать чувство личного достоинства, основанного на высокой нравственности, и уважения прав и достоинства людей других национальностей, рас, вероисповеданий;

- развивать планетарное сознание, понимание разнообразия и уникальности культур народов мира, умение видеть в различии культур богатство мировой цивилизации;

- прививать понимание личной и гражданской ответственности за сохранение окружающей среды и мира в своей стране и в глобальном масштабе.

Обучение правам человека выполняет важные образовательные и воспитательные функции:

- философско-культурологическая, которая направлена на формирование планетарного сознания, расширение кругозора, преодоление узконационального мышления, предрассудков и стереотипов по отношению к другим народам и их культурам;

- образовательно-правовая, смысл которой в повышении правовой культуры обучающихся путем расширения знаний не только национальных, но и международных правовых норм, элементов правоотношений и правовых институтов, умения творчески использовать эти знания для решения социально-правовых проблем. Познание основных прав человека и элементарных правовых норм является основой формирования правосознания школьников;

- воспитательно-формирующая, ориентированная на глубокое восприятие и осмысление прав человека, представлений, оценок, требований, личностного отношения и преобразование их в устойчивые убеждения и прочные навыки сознательного гуманного поведения;

- психолого-развивающая, которая в процессе усвоения прав человека пробуждает и совершенствует интерес к себе, к своему внутреннему миру, к познанию своего "я", системе потребностей, интересов, установок, что составляет психологическую основу самовоспитания и самосовершенствования;

- коррекционная, которая направлена на диагностику отклоняющегося поведения (агрессивность, насилие, нетерпимость, жестокость) и его коррекцию психолого-педагогическими средствами.

Содержание обучения правам человека отличается высокой степенью междисциплинарности. Цели, задачи, функции свидетельствуют о том, что эта новая для общего образования область находится на стыке многих школьных дисциплин: истории, обществознания, граждановедения, социальной психологии, литературы, изобразительного искусства, естественно-научных предметов. Междисциплинарность позволяет включать разделы, касающиеся прав человека, в традиционные учебные предметы наряду с введением систематического курса.

Программы истории и обществознания, например, позволяют организовать систематическое и целенаправленное освоение школьниками основных идей философии прав человека. В ходе систематического изучения отечественной и всеобщей истории, обществознания обучающиеся получают представление о развитии человека и общества, о статусе индивида в рамках различных цивилизаций, о проблемах свободы и ответственности, гражданственности, причинах войн, конфликтов, способах их предупреждения.

Курс литературы дает дополнительные возможности для уточнения и конкретизации важнейших понятий: "мораль", "право", "законность", "ответственность", "достоинство", "честь". Внимание обучающихся привлекается к вопросам этико-философского характера: о добре и зле, жизни и смерти, смене поколений, человеке и Боге, человеке и природе, человеке и нации, чести и долге, совести, нравственном выборе.

При изучении иностранного языка школьники получают общие сведения о стране языка, который они изучают, о национальной культуре и ее вкладе в мировую культуру, что позволяет глубже понять другие народы, способствовать взаимопониманию между сообществами, воспитывать толерантность, преодолевать ксенофобию.

Предметы естественно-научного цикла (биология, география, валеология, экология) акцентируют внимание на природных и экономических аспектах прав человека; на изучении закономерностей природы, пренебрежение которыми может привести к гибельным последствиям; формируют у подростков чувство ответственности за мир, сохранение окружающей среды как в местном, так и в глобальном масштабе. Предметы естественно-научного цикла в условиях обновления содержания, насыщения их этнографическими, экологическими, социальными вопросами становятся тем звеном, которое помогает обучающимся осознать тесную взаимосвязь человека, природы и общества в целом.

Изучение прав человека в образовательных учреждениях возможно следующим образом.

1. Включение вопросов по правам человека в ряд школьных учебных предметов гуманитарного (история, обществознание, литература, иностранные языки) и естественно-научного циклов (физическая и экономическая география, биология, зоология и др.).

2. Введение курса "Права человека" как самостоятельного учебного предмета на всех ступенях общего образования из расчета по одному часу в неделю за счет часов вариативной части учебного плана, а именно: часов регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения.

Обучение правам человека в условиях профильного обучения в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования, рекомендуется осуществлять в рамках гуманитарного или социально-экономического профиля.

На первой ступени общего образования (начальная школа) закладываются основные моральные ценности, нормы человеческого поведения. На этом этапе у детей происходит формирование представлений о значимости человеческого достоинства, понимание ценности своей личности и ценности других людей. В этот период воспитываются уважение к другим людям, толерантность, чувство солидарности и стремление к сотрудничеству, умение ненасильственного разрешения конфликтных ситуаций.

Вторая ступень общего образования (основная школа) формирует систему ценностей и установок человеческого поведения; подростки приобретают знания и умения для будущей самостоятельной жизни в обществе. На этом этапе стержнем обучения правам человека является формирование уважения к закону, правам других людей. Идет обогащение сознания обучающихся сведениями об истории Отечества, познание ими элементарных правовых норм.

На третьей ступени общего образования (полная средняя школа) углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, происходит познание философских, культурных, политико-правовых и социально-экономических основ, определяются гражданская позиция человека, его социально-политические ориентации. Задача этого этапа состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности обучающиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, могли создавать для себя нормы деятельности и поведения, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность.

Практика преподавания и изучения прав человека показывает, что усвоение школьниками содержания образования по правам человека достигает наибольшей эффективности там, где широко используются новейшие педагогические технологии, обеспечивающие деятельностный подход в организации учебного процесса. Активные и интерактивные методики способствуют формированию умений и навыков, как учебных, так и гражданских.

Важная роль при обучении правам человека отводится внеклассной и внешкольной работе. Организация воспитательной работы опирается на принципы соответствия ее форм и приемов сущности воспитания в духе прав человека, учета лучших традиций организации внеурочной деятельности отечественной педагогики.

Содержание внеурочной деятельности должно обеспечивать нравственно-мотивационный фон для овладения "духом" прав человека. В это содержание входят такие направления деятельности, как развитие школьного самоуправления: участие в работе советов школы, создание ученических советов. Большое значение для воспитания гражданской позиции имеют такие формы внеклассной деятельности, как работа в микрорайоне, организация клубов по интересам, организация экскурсий в другие города, республики СНГ, зарубежные страны, проведение фестивалей дружбы, недели ООН и др.

Одним из непременных условий обучения правам человека является перестройка всей системы школьного образования на демократической основе, внесение демократических отношений в саму ткань школьной жизни. Иными словами, создание в школе демократического уклада жизни.

Основополагающие принципы организации школьного уклада должны стать важной составляющей содержания образования и воспитания.

В основу обучения правам человека положена идея полноценного участия личности в решении общественно значимых задач общества. Она предполагает сочетание формирования навыков социальной практики с глубоким усвоением основ наук. Одним из интенсивных методов социальной практики является социальное проектирование. Основная цель социального проектирования - создать условия, способствующие формированию у обучающихся собственной точки зрения по обсуждаемым проблемам. Социальное проектирование представляет собой незаменимую сферу применения гражданских компетентностей.

В отличие от учебных занятий, здесь нет жесткого ограничения во времени, места приложения сил. Здесь возможна живая практика с настоящими социально значимыми результатами, реально влияющими на социальную действительность. Социальные проекты дают обучающимся возможность связать и соотнести общие представления, полученные в ходе учебных занятий, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их друзья, семьи, учителя; с общественной жизнью, с социальными и политическими событиями, происходящими в масштабах микрорайона, города, края, наконец, страны в целом. В ходе реализации проектов обучающиеся активно используют свои знания, общаются и сотрудничают друг с другом. Наиболее удачными учебными мероприятиями в этом смысле являются социальные проекты "Я - гражданин России", "Гражданский форум".

Особую важность в обучении правам человека приобретает изменение системы оценивания учебных достижений обучающихся.

Объективная оценка - одна из самых сложных задач в образовательном процессе. Эта задача тем более осложняется, т.к. объектом оценивания становится гражданская компетентность, рассматриваемая как универсальная способность человека участвовать в решении общих дел местного сообщества, своей страны и человечества в целом.

Оценивание в области прав человека представляет совокупность знаний, умений, навыков мышления и действия, а также ценностных ориентиров. Ключевым компонентом в этой триаде являются умения (навыки), поскольку гражданин выступает прежде всего как социальный деятель, способный решать общие задачи. Знания и ценностные ориентиры проявляются лишь в действии. Чтобы проверить, обладает ли школьник определенной компетентностью, учитель должен увидеть, как он действует, решая общественно значимые задачи. Таким образом, в обучении правам человека встает задача оценивания в первую очередь умений и навыков.

Наиболее эффективными методами проверки и оценки знаний, умений и навыков по правам человека, наряду с традиционным опросом (устным и письменным), наблюдением за поведением школьника как в ОУ, так и вне его, тестированием, проверкой качества выполнения практических заданий, являются методы социологического исследования: интервьюирование, ранжирование; использование соо-, взаимо- и самооценок.

Формами оценки могут являться безотметочная система "зачет - незачет", суждение (краткое и развернутое), парциальные оценки - "хорошо", "молодец" и др. При оценивании рекомендуется использовать технологию "портфолио".

Основными критериями оценивания результатов учебной деятельности школьников в изучении прав человека являются объективность, качество знаний, умений и навыков, умение применять полученные знания на практике, поведение учащегося как показатель его убеждений.

Для организации обучения рекомендуется использовать учебно-методический комплект "Права человека", разработанный АПКиППРО и издательством "Русское слово" (авт. Т.В. Болотина, Е.А. Певцова, П.В. Миков, А.Б. Суслов, В.В. Смирнов).

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024