Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

КОЛЛЕГИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

РЕШЕНИЕ

от 10 апреля 2007 г. N 6

 

О РАБОТЕ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

ПО ПОВЫШЕНИЮ РОЛИ ВУЗОВСКОЙ НАУКИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ

КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

 

Заслушав и обсудив доклад начальника Управления учреждений образования и реализации приоритетного национального проекта "Образование" (ПНПО) П.Ф. Анисимова о работе высших учебных заведений по повышению роли вузовской науки в обеспечении качества подготовки специалистов, коллегия отмечает, что высокое качество подготовки кадров, способных конкурировать на современном рынке труда, обеспечивается интеграцией научной, образовательной и практической деятельности учреждений высшего профессионального образования.

Благодаря своему научному потенциалу высшая школа одна из первых среди государственных институтов оценила эффективность тенденции развития инновационных процессов на современном этапе, их роль в подготовке высококвалифицированных кадров. Интеграция науки, образования и инноваций является важной основой деятельности вузов по повышению качества подготовки специалистов.

В качестве эффективных инструментов интеграции науки и образования в системе высшего профессионального образования выступают созданные 134 научно-технических парка, 1590 проблемных научно-исследовательских лабораторий, 208 инженерных центров, 108 проектно-конструкторских и опытно-конструкторских бюро, 181 экспериментально-опытное производство.

Интеграция науки, образования и развитие студенческой научной деятельности нашли широкое отражение в инновационных образовательных программах, реализуемых вузами на конкурсной основе в рамках ПНПО.

Повышение качества подготовки специалистов обеспечивается участием студентов, аспирантов и докторантов в проведении фундаментальных и прикладных научных исследований, конструкторских и технологических разработках как неотъемлемой части учебного процесса. Результаты научных исследований служат основой подготовки аспирантов и докторантов, открытия новых специальностей и направлений подготовки кадров, разработки соответствующих курсов лекций и лабораторных работ.

Реализация научных и научно-технических результатов по ведомственной целевой программе "Развитие научного потенциала высшей школы (2006 - 2008 годы)" в системе образования в 2006 году позволила создать 42 учебных плана, 1903 учебные программы, 317 учебных дисциплин, 961 курс лекций, сформировать 173 нормативно-правовых документа.

Одним из показателей внедрения научных исследований в образовательный процесс и участия профессорско-преподавательского состава в исследовательской деятельности является рост количества научных и учебно-методических публикаций. В целом по результатам научных исследований учреждений, подведомственных Рособразованию, опубликовано более 32500 учебников и учебных пособий.

Важным направлением в повышении качества подготовки специалиста в системе высшего профессионального образования является развитие научно-исследовательской работы (НИР) студентов. По данным за 2006 год, в ней участвовало более 694 тыс. студентов.

В конкурсах на лучшую НИР приняло участие 48261 научно-исследовательская работа, выполненная с участием студентов. Результаты данных работ отмечены 37643 медалями, дипломами и грамотами.

В настоящее время для поддержки талантливой молодежи учреждены ежегодные премии. По представлению Рособразования в 2006 году этой премии были удостоены 202 человека.

Вместе с тем в работе по повышению роли вузовской науки в обеспечении качества подготовки специалистов в системе высшего профессионального образования имеется ряд серьезных недостатков и проблем.

Не создан эффективный механизм координации деятельности Рособразования с Роснаукой, Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ) и Российским гуманитарным научным фондом (РГНФ), субъектами Федерации, хозяйствующими субъектами и другими организациями.

Негативно сказывается на интеграции науки и образования, инновационной деятельности вузов отсутствие по целому ряду направлений нормативно-правовой базы. Необходим учет мировой практики по правовым вопросам интеграции науки, образования и производства.

Необходимо развитие поисковых исследований, позволяющих четко определить приоритетные направления в фундаментальных и прикладных исследованиях. Проведение научных исследований должно быть ориентировано на создание наукоемкой продукции, имеющей экономическую перспективу.

Наблюдается процесс старения и оттока профессорско-преподавательского состава и научных кадров из сферы образования.

Нуждается в совершенствовании послевузовское профессиональное образование.

Нет эффективного механизма привлечения студентов к научной деятельности и механизма поощрения преподавателей за работу с аспирантами и студенческой молодежью.

Обеспечение качества образования выпускников вузов, их востребованность и конкурентоспособность на современном рынке труда требуют переоснащения вузов новейшим учебным и научным оборудованием.

Не завершена реструктуризация научных учреждений.

Учитывая актуальность проблемы повышения качества подготовки специалистов в учреждениях высшего профессионального образования, коллегия решила:

1. Принять к сведению доклад "О работе высших учебных заведений по повышению роли вузовской науки в обеспечении качества подготовки специалистов".

2. Управлению учреждений образования и реализации приоритетного национального проекта "Образование" (П.Ф. Анисимову):

2.1. Совместно с подразделениями Рособразования до 1 июня 2007 г. разработать комплексный план мероприятий по развитию научно-исследовательской работы в подведомственных учреждениях.

2.2. Подготовить до 1 июня 2007 г. предложения по созданию Координационного совета по развитию научно-исследовательской деятельности в подведомственных учреждениях, в задачи которого включить:

- обеспечение взаимодействия Рособразования с Роснаукой, Российским фондом фундаментальных исследований, Российским гуманитарным научным фондом, субъектами Федерации, хозяйствующими субъектами и другими организациями по вопросам интеграции науки и образования с целью обеспечения качества подготовки кадров на базе фундаментальных и прикладных научных исследований, конструкторских и технологических разработок;

- определение приоритетных направлений развития научно-исследовательской и инновационной деятельности учреждений высшего профессионального образования, повышение эффективности подготовки научных и научно-педагогических кадров в системе высшего и послевузовского профессионального образования;

- анализ эффективности подготовки специалистов на основе проведения мониторинга научно-исследовательской работы и инновационной деятельности вузов;

- разработку комплекса мероприятий, направленных на совершенствование методического обеспечения повышения качества образовательного процесса на базе фундаментальных и прикладных научных исследований, конструкторских и технологических разработок;

- подготовку предложений по проведению конференций, семинаров, совещаний, публикаций и планов изданий в области научных исследований, направленных на повышение качества образования.

2.3. Принять меры по повышению качества работы системы послевузовского профессионального образования на основе отбора талантливой молодежи и ее трудоустройства в системе высшего профессионального образования.

2.4. Совместно с Управлением программ в сфере образования и размещения государственного заказа (А.В. Карповым) принять меры по координации научных исследований в вузах, проектов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, комплекса проектов федеральных целевых программ и мероприятий в области образования, воспитания и молодежной политики на 2007 год и среднесрочную перспективу (2008 - 2009 годы).

3. Управлению экономики и финансов (Ю.Н. Фролову) обеспечить эффективное распределение бюджетных средств, выделенных на научную деятельность в подведомственных учреждениях.

4. Управлению федерального имущества и инвестиций (В.И. Яхимовичу) совместно с Управлением учреждений образования и реализации приоритетного национального проекта "Образование" (П.Ф. Анисимовым) продолжить работу по развитию и модернизации материально-технической базы, оснащению вузов оборудованием, способствующим проведению фундаментальных и прикладных научных исследований, конструкторских и технологических разработок с участием студентов.

5. Руководителям подведомственных учреждений высшего профессионального образования:

5.1. Разработать и осуществить комплекс мер по дальнейшему развитию научно-исследовательской деятельности, увеличению ее вклада в повышение качества подготовки специалистов и повышению эффективности научных исследований до 30 мая 2007 г.

5.2. Рекомендовать руководителям подведомственных учреждений высшего профессионального образования:

- повысить контроль проректоров по научной работе, деканов факультетов, заведующих кафедрами, а также научных руководителей аспирантов и соискателей за результаты подготовки научных и научно-педагогических кадров;

- обратить внимание на формирование эффективных инструментов интеграции науки и образования - технопарков, бизнес-инкубаторов, позволяющих рационально использовать финансовые ресурсы и способствовать обеспечению качества подготовки специалистов, востребованных на рынке труда;

- при аттестации профессорско-преподавательского состава особое внимание обратить на результаты научных исследований, отражение их в научных изданиях, защиту работ аспирантов на соискание ученой степени кандидата наук, дипломных и курсовых работ студентов.

6. Ввести в практику работы Федерального агентства по образованию отчеты руководителей подведомственных учреждений по развитию научно-исследовательской работы.

7. Управлению учреждений образования и реализации приоритетного национального проекта "Образование" (П.Ф. Анисимову), Управлению экономики и финансов (Ю.Н. Фролову) подготовить к рассмотрению на коллегии Рособразования во II квартале 2008 г. вопрос "О работе высших учебных заведений по повышению роли вузовской науки в обеспечении качества подготовки специалистов".

<...>

 

Руководитель

Г.БАЛЫХИН

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024