Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

ПРИКАЗ

от 25 мая 2007 г. N 921

 

О ХОДЕ ОПТИМИЗАЦИИ СЕТИ ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

 

В соответствии с решением коллегии Федерального агентства по образованию по вопросу "О ходе оптимизации сети подведомственных образовательных учреждений" от 22 мая 2007 г., протокол N 9/1, приказываю:

1. Одобрить Концепцию развития сети образовательных учреждений, подведомственных Рособразованию (Приложение).

2. Управлению учреждений образования и реализации приоритетного национального проекта "Образование" (Анисимову П.Ф.):

2.1. Завершить до 1 сентября 2007 г. формирование программы развития сети подведомственных федеральных государственных образовательных учреждений с учетом потребностей в трудовых ресурсах различных отраслей, регионов по оказанию качественных образовательных услуг населению.

2.2. В срок до 1 июля 2007 г. подготовить предложения по созданию Совета Рособразования по развитию сети подведомственных федеральных государственных образовательных учреждений, а также его составу.

2.3. Подготовить в срок до 1 августа 2007 г. предложения в Минобрнауки России по совершенствованию процедуры согласований с федеральными органами исполнительной власти проектов правительственных решений о развитии сети подведомственных федеральных государственных образовательных учреждений.

2.4. Подготовить в срок до 15 июня 2007 г. предложения по формированию рабочей группы для разработки предложений о механизмах и порядке создания автономных учреждений путем изменения типов существующих федеральных государственных образовательных и научных учреждений.

2.5. Предусмотреть распространение успешного опыта по оптимизации сети через средства массовой информации.

3. Управлению учреждений образования и реализации приоритетного национального проекта "Образование" (Анисимову П.Ф.), Управлению программ в сфере образования и размещения государственного заказа (Короткову Б.В.):

3.1. Подготовить предложения по реализации в 2007 - 2008 гг. в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 гг., утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. N 803, проекта по организации эксперимента по разработке и апробации организационно-экономической модели образовательного учреждения, реализующего образовательные программы различных уровней образования.

3.2. Подготовить предложения по реализации в 2008 году в рамках научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 гг. проектов: по анализу масштабов и структуры подготовки специалистов и квалифицированных рабочих в целом и, прежде всего, в рамках учреждений высшего профессионального образования (университетских комплексов); по мониторингу функционирования образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, переданных в ведение субъектов Российской Федерации; по разработке алгоритмов определения экономических и содержательных эффектов, которые должны быть достигнуты в результате реорганизации федеральных государственных образовательных учреждений.

4. Управлению учреждений образования и реализации приоритетного национального проекта "Образование" (Анисимову П.Ф.), Управлению экономики и финансов (Фролову Ю.Н.) включить в 2008 году в перечень общесистемных мероприятий проведение конференции по развитию образовательных учреждений по результатам оптимизации.

5. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.

 

Вр.и.о. Руководителя

Е.Я.БУТКО

 

 

 

 

 

Приложение

к Приказу Рособразования

от 25 мая 2007 г. N 921

 

КОНЦЕПЦИЯ

РАЗВИТИЯ СЕТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ,

ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ РОСОБРАЗОВАНИЮ

 

1. Общие положения

 

Концепция развития сети образовательных учреждений, подведомственных Рособразованию, разработана в соответствии и в развитие Положений:

Национальной доктрины образования в Российской Федерации, одобренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 N 751;

Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 1756-р;

Приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации, одобренных Правительством Российской Федерации 4 декабря 2004 г.

Объектом Концепции является функционирование сети образовательных учреждений, подведомственных Рособразованию, которая включает образовательные учреждения общего и профессионального образования, а также дополнительного образования, которые осуществляют непосредственное предоставление населению образовательных услуг.

Предметом Концепции является определение основных принципов организации сети подведомственных учреждений в связи с реформированием состава сети, связанной с передачей ряда учреждений Рособразования в субъекты Российской Федерации, а также с передачей в Рособразование учреждений из других федеральных органов исполнительной власти, что в целом и должно обеспечить эффективное функционирование образовательной отрасли.

Под оптимизацией сети подведомственных образовательных учреждений понимается процесс изменения структуры сети, состава элементов сети, форм участия Рособразования в управлении учреждениями, установление новых межведомственных связей для достижения поставленных целей.

Целью Концепции является решение проблемы повышения эффективности функционирования образовательных учреждений в новых социально-экономических и демографических условиях России в соответствии с приоритетными направлениями развития образовательной системы Российской Федерации.

 

2. Проблемы, задачи и критерии оптимизации сети

образовательных учреждений

 

Оптимизацию сети подведомственных образовательных учреждений необходимо рассматривать в контексте ряда накопившихся проблем и негативных тенденций, среди которых наиболее существенными представляются следующие:

отсутствие объективной оценки потребностей экономики в трудовых ресурсах, в результате чего подготовка кадров в системе профессионального образования слабо ориентирована на потребности рынка труда, при этом недостаточен уровень трудоустройства выпускников по полученным специальностям и рабочим профессиям;

отсутствие анализа состояния и структуры сложившейся сети образовательных учреждений не позволяет целостно спрогнозировать оптимальное соотношение образовательных учреждений разного уровня профессионального образования;

недостаточная гибкость организационной структуры, государственных образовательных стандартов и программ профессионального образования приводит к неэффективному использованию ресурсов и не позволяет "настраивать" систему образования в соответствии с общемировыми тенденциями и требованиями потребителей;

образовательные учреждения располагают устаревшей материально-технической базой;

отсутствие эффективных механизмов участия работодателей в деятельности образовательных учреждений всех уровней;

узкопрофильность подготовки в конкретной области и, как следствие этого, неспособность выпускников гибко перестраивать направление и содержание своей профессиональной деятельности в связи со сменой технологий или потребностями рынка труда;

резкое увеличение числа филиалов вузов, сопровождаемое снижением качества подготовки выпускников;

недостаточны темпы развития систем профессиональной переподготовки взрослых и непрерывного профессионального образования в целом, т.к. в их деятельности преобладают устаревшие технологии и практики обучения.

Таким образом, можно констатировать, что действующая сеть образовательных учреждений неадекватно реагирует на потребности общества и экономики, слабо способствует повышению благосостояния граждан, получивших образование, росту эффективности производства, развитию малого и среднего бизнеса, самозанятости населения и снижению безработицы в стране.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие основные задачи:

обеспечить эффективное развитие сети образовательных учреждений в соответствии с требованиями современной экономики и социальной сферы, а также потребностями рынка труда;

создать механизм мониторинга деятельности образовательных учреждений;

обеспечить системную интеграцию образовательных учреждений всех уровней, направленную на непрерывное профессиональное образование, на формирование современной инфраструктуры интегрированных образовательных комплексов, на содержательную и организационную преемственность между уровнями профессионального образования;

создать условия для обеспечения образовательной мобильности обучающихся и выпускников;

обеспечить эффективное воспроизводство и развитие кадрового потенциала системы образования;

обеспечить научно-методическую, материально-техническую и организационную поддержку учреждений образования;

создать условия для повышения экономической самостоятельности образовательных учреждений путем увеличения разнообразия организационно-правовых форм образовательных организаций.

Основные критерии оптимизации сети:

уровень организационных и финансовых затрат государства по управлению образовательными учреждениями;

уровень системной интеграции образовательных учреждений всех уровней;

эффективность воспроизводства кадрового потенциала системы образования;

уровень научно-методического и материально-технического состояния образовательных учреждений;

уровень влияния образовательных учреждений на процессы становления гражданского общества;

уровень влияния образовательных учреждений на инновационные процессы в обществе;

уровень инвестиционной привлекательности сферы образования.

При предлагаемой оптимизации сети образовательных учреждений также будут получены следующие эффекты:

обеспечение реализации конституционного права граждан на образование;

минимизация организационных и финансовых затрат государства по управлению образовательными учреждениями и повышение эффективности бюджетных средств, выделяемых на образование;

повышение эффективности использования государственной собственности в образовательной сфере;

повышение качества образования выпускников образовательных учреждений и подготовки научно-технических кадров, обладающих современными знаниями на уровне новейших достижений науки и технологий.

 

3. Механизмы оптимизации сети образовательных учреждений

 

Основными механизмами оптимизации сети подведомственных учреждений в соответствии с настоящей Концепцией являются:

а) Интеграция образовательных учреждений как по горизонтальному (укрупнение образовательных учреждений одного уровня образования), так и по вертикальному (интеграция образовательных учреждений различных уровней профессионального образования) направлениям.

Интегрированные многоуровневые учреждения позволяют наиболее оптимально использовать имеющиеся кадровые, материально-технические и бюджетные ресурсы. Они способствуют развитию горизонтальной и вертикальной мобильности обучающихся, предоставляя им возможность перехода с одного образовательного уровня на другой, или изменять образовательную траекторию в пределах одного уровня образования.

б) Можно ожидать, что преобразование образовательных учреждений в иные организационно-правовые формы даст новый импульс к их развитию на основе привлечения к управлению работодателей, расширения объемов предоставляемых образовательных услуг, финансируемых из внебюджетных источников.

При этом изменение организационно-правовых форм образовательных учреждений требует внесения дополнений и изменений в Федеральные законы "Об образовании", "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и другие законодательные акты Российской Федерации.

в) Передача подведомственных образовательных учреждений среднего и начального профессионального образования в субъекты Российской Федерации, т.е. осуществление перераспределения ответственности в сфере начального и среднего профессионального образования между уровнями государственной власти.

В соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 4 июля 2003 г. N 95-ФЗ на субъекты Российской Федерации возложена ответственность за предоставление начального и среднего профессионального образования (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации).

г) Ликвидация образовательных учреждений в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации, включая в первую очередь мероприятия, проводимые по решению Правительственной комиссии по проведению административной реформы.

Рассмотрим основные механизмы оптимизации сети применительно к основным типам образовательных учреждений.

Оптимизация сети образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования может быть достигнута следующим образом.

Интеграция учреждений начального и среднего профессионального образования, которая может осуществляться по нескольким схемам:

интеграция учебных заведений только одного уровня профессионального образования с целью их укрупнения. Эта модель представляется эффективной для малых городов с ограниченным количеством образовательных учреждений или при создании межрегиональных учебных заведений по наукоемким и оборонным специальностям;

интеграция однопрофильных учебных заведений в рамках одного уровня профессионального образования, что позволит исключить дублирование программ обучения;

интеграция образовательных учреждений различных уровней профессионального образования.

Реструктуризация сети учреждений начального и среднего профессионального образования, в процессе которой могут быть приняты решения об их реорганизации из организационно-правовой формы государственных учреждений в организационно-правовую форму автономного учреждения.

Передача образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в собственность субъектов Российской Федерации, за исключением ограниченного числа учреждений, утвержденных Правительством Российской Федерации. Целесообразным представляется оставить на федеральном уровне учреждения, осуществляющие подготовку кадров по особо сложным профессиям, ориентированным на развитие новой экономики, а также выполняющие функции межрегиональных ресурсных и методических центров.

Решение о передаче образовательных учреждений начального или среднего профессионального образования в ведение субъектов Российской Федерации или их оставления на федеральном уровне принимается на основе прогноза потребности в соответствующих кадрах и анализа востребованности подготовленных кадров локальными, региональными или межрегиональными рынками труда.

Оптимизация сети учреждений высшего профессионального образования может осуществляться следующим образом.

Интеграция учреждений высшего профессионального образования:

укрупнение учреждений высшего профессионального образования путем включения в их состав образовательных учреждений начального и (или) среднего профессионального образования, научных организаций и промышленных предприятий с последующим созданием университетских комплексов, научно-образовательных и научно-учебно-производственных комплексов, исследовательских университетов. Важная роль в этой работе отводится ведущим университетам и университетским комплексам;

интеграция небольших вузов в структуру классических или технических университетов в зависимости от профиля вуза;

передача отдаленных филиалов головных вузов ведущим вузам в субъекте Российской Федерации.

В настоящее время на федеральном уровне должна сохраняться сеть государственных вузов, обеспечивающих ежегодно подготовку высококвалифицированных кадров в соответствии с потребностями отраслей экономики, поэтому на переходный период высшие учебные заведения целесообразно сохранить в ведении Рособразования.

В связи с этим в вузах необходимо осуществить концентрацию наиболее работоспособных и эффективных образовательных ресурсов, способных решать задачи подготовки кадров высшей квалификации для фундаментальных научных исследований и разработок по приоритетным направлениям науки, техники и технологий.

В среднесрочной перспективе (к 2010 году) на их базе будут определены ведущие вузы и университетские комплексы, а также исследовательские университеты в соответствии с разработанными критериями.

При соответствующем изменении законодательства может быть оптимизирована сеть учреждений высшего профессионального образования, в том числе за счет перевода части из них в другие организационно-правовые формы или передачи в ведение субъектов Российской Федерации при сохранении обязательств Российской Федерации участвовать в их финансировании через систему госзаданий.

Для активного привлечения бизнеса к развитию профессионального образования необходимо в ходе реструктуризации образовательной сети обеспечить преобразование образовательных учреждений в организационно-правовые формы, позволяющие эффективно использовать многоканальные схемы финансирования и другие рыночные механизмы развития. Одной из таких форм может стать развитие корпоративных университетов (учебных заведений) на базе предприятий, акционером которых является государство.

В целом создание университетских комплексов и иных образовательных интегрированных структур, а также интеграцию организаций образования и науки возможно проводить в новых организационно-правовых формах - автономных учреждений или государственных автономных некоммерческих организаций в соответствии с законодательством.

При оптимизации сети учреждений дополнительного образования предполагается реализация модели, обеспечивающей переподготовку руководящих кадров системы образования и тем самым способствующей реализации государственной политики в сфере образования.

При интеграции образовательные учреждения данного уровня, реализующие программы переподготовки и повышения квалификации, станут важными структурными подразделениями университетов и других образовательных учреждений.

Образовательные учреждения дополнительного профессионального образования предусматривают тесную связь с реальной экономикой, работу на потребителя. В среднесрочной перспективе предполагается, что основным резервом повышения трудового потенциала будет система профессионального обучения взрослых. Соответственно механизмы функционирования таких организаций должны иметь рыночную природу.

Часть учреждений дополнительного профессионального образования, работающих в высокотехнологичных секторах, может быть включена в формирующиеся университетские комплексы.

Одним из ведущих факторов повышения качества подготовки кадров высшей квалификации в университетских комплексах и ведущих вузах станет глубокая структурная и программная интеграция образования и науки.

Таким образом, реформирование сети образовательных учреждений направлено на:

интеграцию образовательных программ в целях формирования умений, востребованных в различных сферах профессиональной деятельности, а также социальных умений, необходимых человеку для жизни и работы независимо от выбранной образовательной траектории;

обеспечение гибкости организации обучения за счет возможности перехода с общеобразовательной траектории на профессиональную и наоборот, а также связи между различными профессиональными траекториями за счет модульного обучения и "смешанных" курсов и таким образом развитие системы непрерывного образования;

разработку механизмов, обеспечивающих выпускникам учреждений начального и среднего профессионального образования возможность продолжения профессионального образования;

децентрализацию управления системой образования;

расширение доступа взрослого населения к программам профессионального образования;

улучшение использования собственности и финансовых ресурсов образования, основанных на сочетании методов государственного управления и рыночных подходов.

Деятельность Рособразования по оптимизации управления образовательными учреждениями должна быть ориентирована на:

внедрение моделей интегрированных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы различных уровней образования. Выделение в системе высшего профессионального образования инновационных вузов для повышения эффективности использования интеллектуального потенциала высшей школы и концентрации материально-технических и финансовых ресурсов на ключевых направлениях развития российского образования;

внедрение моделей общественно-государственного управления в образовательных учреждениях, способствующих развитию институтов общественного участия в образовательной деятельности как важного условия открытости и инвестиционной привлекательности сферы образования;

повышение эффективности институционального управления в условиях изменений организационно-правовых форм деятельности учреждений, что обеспечит условия для роста их экономической самостоятельности, усилит их ответственность за конечные результаты деятельности, повысит результативность и прозрачность финансирования сферы образования;

организацию сетевого взаимодействия образовательных учреждений для развития мобильности обучающихся;

совершенствование системы управления образованием, в том числе на основе эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в рамках единого образовательного пространства;

реализацию комплекса мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности образования, способствующих притоку инвестиций, финансовых, материальных, интеллектуальных и иных ресурсов в систему образования и последовательному переводу ее развития на принципы разработки и реализации инвестиционных проектов;

внедрение механизмов взаимодействия учреждений профессионального образования и работодателей, обеспечивающих привлечение в сферу образования дополнительных материальных, интеллектуальных и иных ресурсов.

Оптимизация сети подведомственных образовательных учреждений профессионального образования невозможна без координации действий как по вертикали, так и по горизонтали.

Для системной координации по реструктуризации сети образовательных учреждений следует предусмотреть создание совета Рособразования. В составе совета должны быть целевые секции по уровням образования.

Совет Рособразования должен будет проводить в жизнь мероприятия, сопровождающие оптимизацию сети подведомственных образовательных учреждений и обеспечит:

дальнейшую информатизацию системы образования, создание условий для наращивания информационно-технологической базы образовательных учреждений, роста числа образовательных учреждений, имеющих выход в Интернет, повышения информационных компетенций работников образования, развития современных методов обучения на базе информационных технологий;

создание современной системы мониторинга и статистики образования в соответствии с международными стандартами;

развитие современных форм ученического, студенческого самоуправления как особой формы инициативной, инновационной, самостоятельной, ответственной деятельности учащихся и студентов, направленной на решение важных вопросов жизнедеятельности учащейся молодежи, развитие ее социальной активности, поддержку социальных инициатив.

 

4. Этапы реализации Концепции

 

Реализация Концепции может осуществляться поэтапно.

На первом этапе (2007 - 2008 гг.) необходимо предусмотреть:

проведение мониторинга сети подведомственных образовательных учреждений в целях определения учреждений, отвечающих выработанным в Концепции критериям. При этом для каждого учреждения, не соответствующего критериям, будет определена возможная процедура его реорганизации с применением соответствующих механизмов, рассмотренных в Концепции;

проведение мониторинга соответствия объемов и качества подготовки рабочих кадров и специалистов требованиям рынка труда;

внесение необходимых изменений в нормативную правовую базу, направленных на введение новых организационно-правовых форм образовательных организаций и механизмов их финансирования;

формирование системы социального партнерства профессионального образования, опирающейся на специальное законодательство и механизмы управления и финансирования образовательных организаций на основе достигнутых результатов;

разработку и апробацию механизмов оптимизации сети образовательных учреждений;

разработку и утверждение необходимых нормативно-правовых актов для интеграции образовательных учреждений разных уровней профессионального образования.

На втором этапе (2009 - 2010 гг.) будет продолжена работа по реорганизации образовательных учреждений профессионального образования.

 

5. Заключение

 

Развитие сети подведомственных образовательных учреждений должно быть направлено, прежде всего, на повышение качества и доступности образовательных услуг населению в соответствии с установленным Конституцией и законодательством Российской Федерации правом граждан на образование.

Реализация Концепции оптимизации сети подведомственных учреждений позволит обеспечить:

эффективное функционирование и развитие сети подведомственных образовательных учреждений;

соответствие структуры и объемов подготовки кадров на различных уровнях профессионального образования требованиям экономики;

повышение эффективности использования ресурсов в системе образования и оптимизации бюджетных потоков;

развитие системы непрерывного профессионального образования.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024