Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

ИНФОРМАЦИЯ

 

УСТАНОВЛЕНИЕ УРОВНЕЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ:

ПРОБЛЕМЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

 

В 1992 году в Российской Федерации наряду с подготовкой дипломированных специалистов была введена ведомственным актом подготовка бакалавров и магистров, которая активно внедряется в вузах в соответствии с решением ученых советов.

Сегодня в России сложилась система высшего профессионального образования, которая состоит из двух образовательных подсистем, реализующих непрерывную подготовку дипломированных специалистов по 500 специальностям высшего профессионального образования (срок обучения, как правило, 5 лет) и ступенчатую, обеспечивающую реализацию образовательных программ по ступеням высшего профессионального образования с присвоением выпускнику степени (квалификации) "бакалавра" (срок обучения - 4 года) и "магистра" (срок обучения - 6 лет) по 120 направлениям подготовки высшего профессионального образования. Лицензии на подготовку бакалавров имеют 50% вузов.

Практическая реализация этих подсистем в вузах, подведомственных Рособразованию, осуществляется по разным схемам:

- независимые траектории обучения по подсистемам бакалавров и специалистов не имеют общих частей;

- совмещенные траектории обучения на первых курсах (с 1-го по 2-й или 3-й курс) с последующим разведением потоков специалистов и бакалавров на старших.

Вузы самостоятельно разрабатывают свои основные образовательные программы для подготовки бакалавров, магистров и дипломированных специалистов на основании государственных образовательных стандартов первого поколения и второго поколения. При этом государственные образовательные стандарты для бакалавриата и магистратуры предполагали подготовку выпускников к научной и научно-педагогической деятельности, и только в 2006 году сфера деятельности магистров была расширена Министерством образования и науки Российской Федерации (Приказ Минобрнауки России от 22.03.2006 N 62 "Об образовательной программе высшего профессионального образования специализированной подготовки магистров").

В соответствии с действующим Перечнем направлений подготовки и специальностей в системе высшего профессионального образования сегодня действуют 240 государственных образовательных стандартов подготовки бакалавров и магистров по 120 направлениям подготовки и более 300 стандартов специалистов. Подготовка бакалавров и магистров предусмотрена во всех образовательных областях высшего профессионального образования, за исключением медицины, сервиса и информационной безопасности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что системой высшего профессионального образования пройден этап апробации уровневой системы подготовки кадров.

В то же время сегодня законодательно не установлено соотношение между вышеназванными ступенями высшего профессионального образования, условия перехода с одной ступени на другую не определены. В связи с этим вузы наряду с приемом лиц, успешно освоивших образовательную программу бакалавриата после сдачи вступительных испытаний на обучение по программам магистратуры, активно реализуют монопрограммы.

По данным статистики в сфере образования, в государственных и муниципальных вузах дипломы бакалавров в 1995 году получили 6,64 тыс. человек, в 2005 году - 53,26 тыс. человек, дипломы магистров в 1995 году получили 1,04 тыс. человек, в 2005 году - 10,99 тыс. человек. В то же время дипломы специалистов по результатам освоения моноуровневых программ в 1995 году получили 387,17 тыс. человек, в 2005 году - 910,64 тыс. человек.

Для современной экономики характерны быстрые и глубокие структурные сдвиги, что вызывает двоякие последствия для узкоспециализированной подготовки кадров высокой квалификации.

Во-первых, перспективная потребность в такой подготовке в определенной мере сокращается по отношению к подготовке кадров широкого профиля, приобретающих и меняющих специализацию в рамках системы непрерывного образования. Во-вторых, сохраняющаяся потребность в узкоспециализированной подготовке поддается достоверному прогнозированию со стороны государственных органов и работодателей не более чем на два года.

В настоящее время, когда технологии и знания обновляются очень быстро, нецелесообразно готовить "узких" специалистов в стенах вуза, начиная с первого курса, в течение пяти-шести лет. Поэтому введение широкой бакалаврской программы с последующей специализацией в магистратуре или на производстве будет больше соответствовать быстро меняющемуся рынку труда. Такая система станет более гибкой и будет основой для формирования структуры квалификаций и образовательных программ, соответствующей потребностям общества.

Учитывая, что молодой человек поступает в российский вуз в 17 лет, он не всегда осознанно выбирает траекторию образования для будущей профессии. Уровневое высшее профессиональное образование позволяет после первых лет обучения по широкому направлению более осознанно выбрать профиль программы, который реализуется на старших курсах бакалавриата. А после окончания первого уровня, имея диплом о высшем профессиональном образовании, вновь скоординировать свои жизненные планы с возможными изменениями на рынке труда. Это возможно как продолжение образования в магистратуре, так и с использованием широкого спектра программ дополнительного профессионального образования с присвоением квалификации.

Неотъемлемым условием эффективного использования бюджетных средств выступает совпадение горизонтов бюджетирования и прогнозирования тех потребностей, которые реализуются с помощью бюджета. Таким образом, объективно необходим переход от бюджетирования узкоспециализированной подготовки сроком на пять лет к сочетанию среднесрочного бюджетирования подготовки широкого профиля с бюджетированием специализаций с горизонтом один-два года. Это в свою очередь требует изменений в организации высшего образования, которая сложилась в период всеобъемлющего пятилетнего планирования производства и была элементом интеграции вузов в отраслевую систему управления.

Принятие законопроекта "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части установления уровней высшего профессионального образования" должно создать предпосылки для устранения остро проявляющихся на рынке труда структурных несоответствий между спросом и предложением кадров с высшим профессиональным образованием. Двухуровневая система позволит повысить эффективность использования бюджетных средств, а также вовлечь работодателей в прогнозирование перспективных потребностей в образовании и существенно расширить их участие в финансировании подготовки кадров, преимущественно на второй ступени.

Введение конкурса на втором уровне высшего профессионального образования позволит обеспечить зачисление граждан, наиболее способных и подготовленных к освоению программ данного уровня, что особенно актуально при построении гибких, индивидуализированных (личностно-ориентированных) образовательных маршрутов, например поступление на второй уровень образования после приобретения профессионального опыта или при поступлении на второй уровень высшего образования по другому направлению подготовки.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024