Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И КИНЕМАТОГРАФИИ

 

ПИСЬМО

от 26 июня 2007 г. N I-09-2091

 

В Федеральное агентство по культуре и кинематографии стали поступать обращения федеральных государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении агентства, в связи с тем, что при подаче ими документов для лицензирования в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки служба, ссылаясь на норму пункта 4 статьи 10 Федерального закона от 22.08.96 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 20.04.2007 N 56-ФЗ), предусматривающую, что лицензии высшим учебным заведениям независимо от их организационно-правовых форм могут быть выданы только при наличии у них на правах собственности, оперативного управления или аренды необходимой учебно-материальной базы, не учитывает помещения, используемые данными учреждениями по договорам безвозмездного пользования, в качестве необходимой учебно-материальной базы.

Действительно, пункт 4 статьи 10 Федерального закона от 22.08.96 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" стал содержать исчерпывающий перечень видов имущества (а именно: имущество, находящееся в собственности, закрепленное на праве оперативного управления и арендуемое имущество), которое может использоваться высшим учебным заведением в качестве учебно-материальной базы.

В данный перечень оказалось невключенным имущество, используемое образовательным учреждением на основании договора безвозмездного пользования.

По мнению Федерального агентства по культуре и кинематографии, использование федеральными образовательными учреждениями имущества на основании договоров безвозмездного пользования не только полностью законно и обоснованно, но и полностью отвечает смыслу вышеуказанного Федерального закона в части требований о наличии у высших учебных заведений необходимой учебно-материальной базы.

В соответствии с нормами статей 48, 49, а также главы 9 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица (в том числе образовательные учреждения) вправе заключить договоры о безвозмездном использовании имущества. При этом следует отметить, что юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Каких-либо ограничений правоспособности для высших образовательных учреждений по заключению договоров безвозмездного пользования законодательством Российской Федерации не установлено.

Также в соответствии с нормами главы 36 Гражданского кодекса Российской Федерации договор безвозмездного пользования, учитывая, что к нему в соответствующих частях применяются правила, предусмотренные для договоров аренды, аналогично договору аренды позволяет обеспечить защиту интересов ссудополучателя по использованию полученного по договору ссуды имущества.

Федеральное агентство по культуре и кинематографии также считает необходимым обратить особое внимание на то обстоятельство, что многим федеральным государственным образовательным учреждениям, находящимся в ведении агентства, в безвозмездное пользование предоставлено именно федеральное имущество, причем часто закрепленное на праве оперативного управления за другими федеральными государственными учреждениями, в том числе также находящимися в ведении Федерального агентства по культуре и кинематографии.

Такое положение дел не только полностью соответствует порядку использования федерального недвижимого имущества, установленному Правительством РФ (Постановление от 05.01.98 N 3 "О порядке закрепления находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений"), но и является полностью организационно, технически и экономически оправданным, так как позволяет обеспечить в случае нахождения имущества у одного владельца наиболее четкий порядок его использования, сохранности, технического обслуживания и эксплуатации.

Также такой порядок использования имущества позволяет наиболее оптимально организовать финансирование расходов на его содержание, так как денежные средства на содержание имущества выделяются не всем организациям, а одному владельцу.

В случае если федеральным государственным образовательным учреждениям предоставляется в безвозмездное пользование, а не в аренду имущество, не относящееся к федеральной собственности, то это вообще можно только всячески приветствовать, так как это позволяет сократить расходы федерального бюджета.

Таким образом, использование федеральными государственными образовательными учреждениями имущества на основании договоров безвозмездного пользования является не только полностью законным и обоснованным с позиции норм гражданского права, а также норм, регулирующих порядок использования федерального недвижимого имущества, но и полностью организационно, технически и экономически оправданным.

В связи с изложенным Федеральное агентство по культуре и кинематографии просит Министерство образования и науки Российской Федерации дать указание Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки при рассмотрении вопроса о выдаче лицензии на осуществление образовательной деятельности федеральным государственным образовательным учреждениям учитывать в качестве необходимой учебно-материальной базы имущество, используемое ими на основании договоров безвозмездного пользования.

Также в целях приведения нормы пункта 4 статьи 10 Федерального закона от 22.08.96 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в соответствие с правовыми нормами, регулирующими вопросы использования средств федерального бюджета и федерального имущества, а также нормами гражданского права о сделках, Федеральное агентство по культуре и кинематографии просит Министерство образования и науки Российской Федерации выйти с законодательной инициативой о внесении в данную норму необходимых изменений, а именно включающих безвозмездно используемое имущество в состав учебно-материальной базы федеральных государственных учебных заведений.

 

Руководитель

М.ШВЫДКОЙ

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024