МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 июня 2007 г. N 03-1430
Департамент
государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере
образования Министерства образования и науки Российской Федерации направляет
для практического применения Рекомендации по формированию государственного
заказа на подготовку рабочих и специалистов, в том числе из числа инвалидов и
лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Заместитель
Директора
Департамента государственной
политики и нормативно-правового
регулирования в
сфере образования
Н.М.РОЗИНА
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА
НА ПОДГОТОВКУ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ И
СПЕЦИАЛИСТОВ,
В ТОМ ЧИСЛЕ ИЗ ЧИСЛА ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
1. Общие
положения
Концепцией
модернизации российского образования на 2006 - 2010 годы, Приоритетными
направлениями развития образовательной системы Российской Федерации, Комплексом
межведомственных мероприятий по развитию начального и среднего
профессионального образования на период до 2010 года определены стратегические
цели развития профессионального образования, включая формирование эффективных
механизмов трансляции государственного (социального) заказа системе
профессионального образования.
В современных
условиях формирование государственного задания (контрольных цифр приема) на
подготовку квалифицированных рабочих и специалистов рассматривается как важная
составная часть маркетинговой информации, необходимой для разработки
мероприятий по регулированию и контролю за изменениями
рынка образовательных услуг, по стратегическому планированию системы подготовки
и переподготовки кадров, ориентированной на спрос. Горизонт прогнозирования
кадровых потребностей социально-экономического развития территорий должен
составлять не менее пяти - семи лет. Более длительные горизонты прогнозирования
невозможны в связи с высокой рыночной динамикой, характерной для современной
России.
Разработка механизмов прогнозирования потребностей региональных рынков труда
в рабочих и специалистах даст возможность работодателям эффективно решать
проблемы комплектования предприятий и организаций квалифицированной рабочей
силой, что будет способствовать реализации программ социально-экономического и
инвестиционного развития различных территорий Российской Федерации.
2.
Мероприятия, осуществляемые органами управления
образованием и
образовательными учреждениями
при формировании
государственного заказа
на подготовку
кадров
Формирование
государственного заказа на подготовку специалистов и квалифицированных рабочих
может осуществляться как на уровне органа управления образованием, так и
конкретного образовательного учреждения путем реализации следующих этапов
работы:
- оценка рынка
труда;
- оценка
демографической ситуации в регионе с целью выявления возможных потребителей
профессиональных образовательных услуг, включая подростков, молодежь, взрослое
население, инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, мигрантов,
беженцев и другие категории населения;
- оценка
потенциальных возможностей учреждений профессионального образования по оказанию
профессиональных образовательных услуг.
Оценка рынка труда,
включающая его анализ и прогноз, является основой для определения объемов и
профессионально-квалификационной структуры подготовки рабочих кадров и
специалистов и предполагает оценку экономической ситуации региона; оценку
состояния занятости населения и дефицита рабочей силы; отбор предприятий,
функционирующих на территории конкретного региона, для изучения их кадровой
политики.
Оценка рынка труда
проводится органами управления образованием при содействии органов по труду и
занятости населения, органов статистики, миграционных служб, объединений
работодателей, профсоюзов и других заинтересованных ведомств.
Кроме того, при
оценке рынка труда необходимо использовать различные источники информации, в
том числе информацию, которую можно получить силами педагогических и
ученических коллективов учреждений или специально подготовленными лицами на
основе опросов предприятий, используя простейшие социологические приемы и методы
анкетирования, интервьюирования.
Содержание
интервью, как правило, включает сведения о респонденте и предприятии, которое
он представляет; вопросы, относящиеся к кадровой политике, развитию
квалификации персонала; оценки профессионального уровня выпускников
образовательных учреждений; вопросы о путях возможного взаимовыгодного
сотрудничества.
При этом собирать
информацию целесообразно у крупных и средних предприятий, которые оказывают
влияние на ситуацию на рынке труда региона или могут быть экономикообразующими
или градообразующими в малых и средних городах или сельской местности.
Рекомендуется также опираться на программы социально-экономического развития
региона, содействия занятости населения и др.
Сбор,
систематизацию и анализ информации рекомендуется осуществлять по следующим
основным показателям:
- занятость
населения в целом по региону, по отраслям экономики;
- предложение
рабочей силы, включая лиц, не имеющих работы, впервые вступающих в трудовую
жизнь, возобновляющих трудовую деятельность после перерыва;
- спрос на рабочую
силу, определяющийся на основе данных о количестве дополнительных рабочих мест,
предполагаемых к вводу, о количестве вакантных мест, возникших по причинам
текучести кадров, естественной убыли и др.;
- численность
граждан трудоспособного возраста, прибывающих из-за пределов региона.
В итоге
определяются соотношение спроса и предложения рабочей силы в
профессионально-квалификационном разрезе, включающем качественный состав
рабочей силы, оказавшейся на рынке труда, объемы и структура подготовки новой
рабочей силы, а также переподготовки незанятого населения.
При оценке
демографической ситуации в регионе предполагается наличие информации о
качественном и количественном составе различных категорий населения,
планирующих получить образовательные услуги в учреждениях профессионального
образования.
К их числу
относятся выпускники общеобразовательных учреждений; безработные граждане,
состоящие на учете в органах по труду и занятости населения, включая молодежь и
взрослое население; лица, нуждающиеся в социальной защите средствами
профессионального образования или профессиональной подготовки, - инвалиды, лица
с ограниченными возможностями здоровья, мигранты, беженцы и т.д.
Анализ выпускников
9-х и 11-х классов общеобразовательных школ рекомендуется рассматривать на
основе разработанного баланса их распределения по каналам дальнейшей учебы и
занятости.
Необходимую
информацию можно получить помимо органов управления образованием, по труду и
занятости населения, социальной защиты, также в процессе использования
различных социологических методов (анкетирование, беседы, встречи на ярмарках
вакансий, анализ карточек персонального учета гражданина, ищущего работу, и
т.п.).
С целью выявления
мотивации молодежи на получение профессионального образования целесообразно
привлекать специалистов центров профориентации и психологической поддержки,
которым отводится ведущая роль в формировании у населения готовности к
обоснованному выбору рабочей профессии или специальности.
Оценка возможностей
учреждений профессионального образования по оказанию профессиональных
образовательных услуг осуществляется как на муниципальном, так и региональном
уровнях.
На муниципальном
уровне оцениваются возможности конкретного образовательного учреждения в части
наличия свободных ученических мест, материально-технической базы (помещения,
оборудование), кадрового потенциала, нормативно-правовой основы и т.д. для
подготовки кадров определенной профессионально-квалификационной структуры.
На региональном
уровне аналогичным образом через инвентаризацию функционирующих образовательных
учреждений определяются возможности региональной системы профессионального
образования в оказании населению образовательных услуг.
Для выявления и
оценки возможностей образовательных учреждений по предоставлению
образовательных услуг различным категориям населения может использоваться
сводная информация органов управления образованием о:
- профессиях и специальностях, которыми можно овладеть в
учреждениях профессионального образования;
- профессиях и специальностях, которые пользуются повышенным
спросом у населения;
- видах дополнительных образовательных услуг, которые могут
предоставить образовательные учреждения и которые пользуются спросом у
населения;
- видах образовательных услуг, которые могут оказать
образовательные учреждения исходя из ресурсного и кадрового потенциала.
Таким образом, в
результате сравнительного анализа всей совокупности полученных данных
уточняется прогноз на подготовку трудовых ресурсов в учреждениях
профессионального образования.
3. Порядок
организации работы
по формированию
государственного заказа на подготовку
квалифицированных
рабочих и специалистов в образовательных
учреждениях профессионального образования
Весь комплекс работ
по оценке рынка труда и демографии региона, оценке образовательных потребностей
населения и возможностей образовательных учреждений профессионального
образования по оказанию образовательных услуг обеспечивает следующий примерный
порядок организации формирования государственного заказа на подготовку
специалистов и квалифицированных рабочих.
На муниципальном
уровне - взаимодействие через систему прямых договоров образовательных
учреждений, работодателей (их объединений), районных (городских) органов по
труду и занятости населения по определению объемов и профилей подготовки
квалифицированных рабочих и специалистов, согласованных с администрацией района
(города), в частности, следующим образом.
Руководители
учреждений профессионального образования на основе данных статистического
наблюдения и научного анализа, прогнозных данных, содержащихся в программах
социально-экономического развития соответствующего субъекта Российской
Федерации, информации от предприятий и организаций различных форм собственности,
объединений работодателей о их потребностях в трудовых
ресурсах, договоров на подготовку кадров, сведений от органов труда и занятости
населения, центров профориентации и психологической поддержки населения о
востребованности профессий и специальностей на рынке труда, а также о
профессиях, востребованных различными категориями населения, составляют
совместно с местными органами по труду и занятости населения, районной
администрацией проект государственного задания (проект контрольных цифр приема)
на подготовку рабочих кадров и специалистов.
Проект
государственного задания (проект контрольных цифр приема) на подготовку кадров,
согласованный с руководством местных органов по труду и занятости населения,
направляется в областной орган управления образованием.
Составной частью
этого плана может быть рекомендуемая для заполнения таблица 1.
Таблица 1
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБЪЕМЫ
И ПРОФИЛИ
ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В
УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ НА
МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
N
п/п
|
Наименование
профессии
(специальности)
|
Код по
классификатору
|
Уровень
квалификации
|
Объемы
подготовки
(чел.)
|
Источник
финансирования
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
|
|
|
|
|
|
Уровень
субъекта Российской Федерации предусматривает взаимодействие органов управления
образованием, органов по труду и занятости населения, работодателей, их
объединений (в том числе на основе соответствующих соглашений), администрации
субъекта Российской Федерации при формировании и согласовании объемов и
профилей подготовки кадров с учетом региональных особенностей рынка труда и
планируемых показателей приема в учреждения профессионального образования,
утвержденных администрацией районов (городов).
При этом:
- органы управления
образованием обобщают проекты государственного задания по подготовке
квалифицированных рабочих и специалистов, корректируют их с учетом рекомендаций
территориальных органов по труду и занятости населения, объединений
работодателей, профсоюзов;
- согласованные
проекты государственного задания по подготовке квалифицированных рабочих и
специалистов в учреждениях профессионального образования утверждаются на уровне
администрации субъекта Российской Федерации в виде социального заказа.
Составной частью
этого плана может быть рекомендуемая для заполнения таблица 2.
Таблица 2
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБЪЕМЫ
И ПРОФИЛИ
ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В
УЧРЕЖДЕНИЯХ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
N
п/п
|
Наименование
профессии
(специальности)
|
Наименование
образовательного
учреждения
|
Код
по
класси-
фикатору
|
Уровень
квали-
фикации
|
Объемы
подготов-
ки (чел.)
|
Источник
финансирования
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
После утверждения
главой администрации субъекта Российской Федерации органы управления
образованием субъекта Российской Федерации передают государственное задание на
подготовку квалифицированных рабочих и специалистов в территориальные органы по
труду и занятости населения, экономического развития и финансовые структуры.
4.
Мероприятия по подготовке трудовых ресурсов из числа
инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья
Формирование
государственного задания на подготовку кадров с учетом потребностей в
профессиональном образовании или профессиональной подготовке детей-инвалидов и
лиц с ограниченными возможностями здоровья предполагает:
- создание в
субъектах Российской Федерации системы учреждений профессионального образования
или программ профессиональной подготовки, в которых сможет обучаться данная
категория населения с учетом специфики заболеваний и медицинских показаний к
обучению и труду;
- обеспечение права
на внеконкурсное поступление на места бюджетного финансирования для
профессиональной подготовки и профессионального образования детей-инвалидов;
- обеспечение
образовательного процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
здоровья адекватными, материально-техническими, дидактическими и методическими
средствами обучения.
При подборе
профессий и специальностей для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
здоровья следует учитывать следующие основные требования:
- профессии и
специальности должны быть безвредными и безопасными для потенциальных
обучающихся и по возможности способствовать восстановлению или компенсации у
них нарушенных функций;
- профессии и
специальности должны отвечать наклонностям и желаниям потенциальных
обучающихся;
- рекомендуемые
профессии и специальности должны соответствовать уровню их общеобразовательной
или профессиональной подготовки, профессиональному опыту и знаниям, а также
быть перспективными для их квалификационного или карьерного роста и, главное,
их трудоустройства.
При подборе
профессий и специальностей для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
здоровья учитываются следующие варианты их трудового прогноза:
- может выполнять
работу по основной (выбранной) профессии или специальности в полном объеме;
- может выполнять
работу по основной (выбранной) профессии или специальности с ограничениями по
заключению бюро медико-социальной экспертизы;
- может выполнять
работу по основной (выбранной) профессии или специальности с уменьшением общего
объема работ;
- работа в основной
(выбранной) профессии или специальности противопоказана, но может продолжать
работу в других профессиях в полном объеме;
- работа в основной
(выбранной) профессии или специальности противопоказана, может продолжать
работу в других профессиях с ограничениями в обычных производственных условиях;
- работа в обычных
производственных условиях противопоказана, но может продолжать работу в
специально созданных производственных условиях или на дому;
- противопоказана
любая трудовая деятельность и в любых условиях.