Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ИНФОРМАЦИЯ

 

О ПЛАНЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ДОСТИЖЕНИЮ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ

И КАЧЕСТВЕННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, УСТАНОВЛЕННЫХ НА 2008 ГОД

ДЛЯ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

План мероприятий по достижению количественных и качественных показателей, установленных на 2008 год для Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - План), представляется в соответствии с поручением Правительства РФ и содержит структурированный перечень основных мероприятий бюджетных целевых программ и мероприятий, реализуемых Минобрнауки России как субъектом бюджетного планирования вне программ.

В их числе отражены ключевые мероприятия по реализации в 2008 году основных положений Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы) и мероприятия по решению задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации 2007 года.

Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в следующих сферах:

- образование;

- воспитание, опека и попечительство над детьми, социальная поддержка и социальная защита обучающихся и воспитанников образовательных учреждений;

- научная, научно-техническая и инновационная деятельность, развитие федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности.

Деятельность Минобрнауки России как субъекта бюджетного планирования направлена в основном на реализацию стратегических целей развития страны: повышение уровня и качества жизни населения, обеспечение динамичного и устойчивого экономического развития.

Исходя из общенациональных целей социально-экономического развития России, определенных Президентом РФ и Правительством РФ задач деятельность Минобрнауки России как субъекта бюджетного планирования направлена на достижение пяти стратегических целей.

1. Обеспечение доступности качественного образования для всех слоев населения как основы социальной мобильности и снижения социально-экономической дифференциации в обществе.

2. Обеспечение текущих и перспективных потребностей экономики и социальной сферы в профессиональных кадрах необходимой квалификации, создание условий для развития непрерывного образования.

3. Создание условий для активного включения детей, обучающихся (воспитанников) образовательных учреждений в экономическую, социально-политическую и культурную жизнь общества.

4. Создание условий для развития и эффективного использования научно-технического потенциала.

5. Создание условий для активизации инновационной деятельности. Каждая из целей министерства предполагает решение нескольких тактических задач (4 или 5), общее число которых составляет 24.

На плановый период 2008 - 2010 годов для всех целей и задач определены показатели.

Система показателей деятельности Минобрнауки России в необходимой степени характеризует региональный аспект деятельности министерства (например, показатели ЕГЭ, приоритетного национального проекта "Образование") и, в общем, обеспечивает сопоставимость с показателями, включенными в Указ Президента РФ от 28.06.2007 N 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации", в сфере деятельности министерства.

Для достижения наиболее полной сопоставимости показателей деятельности Минобрнауки России и субъектов РФ в сфере образования в 2008 году система показателей министерства будет дополнена показателями удовлетворенности населения качеством услуг в сфере образования. Мероприятия по достижению количественных и качественных показателей, установленных на 2008 год для Минобрнауки России, структурированы в Плане по целям и задачам и обеспечивают достижение соответствующих показателей. Также выделены мероприятия бюджетных программ и основные мероприятия, реализуемые вне программ.

Общий объем средств федерального бюджета, предусмотренных Минобрнауки России как субъекту бюджетного планирования на 2008 год, составляет 322,14 млрд. рублей.

Из них финансирование расходов на мероприятия целей 1 и 2 (образование) составляет 216,3 млрд. рублей, или 67% общего объема финансирования. Для сравнения: на 2008 год расходы федерального бюджета по разделу "Образование" установлены в размере 307,2 млрд. рублей, а консолидированного бюджета Российской Федерации - в размере 1411,0 млрд. рублей.

Расходы на реализацию мероприятий Минобрнауки России в сферах воспитания, опеки и попечительства над детьми, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений (цель 3) составляют 12,17 млрд. рублей (около 4% всего финансирования).

Объем средств на реализацию целей 4 и 5 Минобрнауки России (наука и инновации) на 2008 год установлен в размере 93,67 млрд. рублей, или 29% общего объема финансирования. Для сравнения: общий объем финансирования расходов на гражданскую науку из федерального бюджета на 2008 год составляет 118,4 млрд. рублей.

В 2008 году основная часть ассигнований федерального бюджета Минобрнауки России как субъекту бюджетного планирования (96%) направлена на мероприятия бюджетных целевых программ (федеральные, ведомственные целевые программы, программа фундаментальных исследований государственных академий наук) и приоритетного национального проекта "Образование".

Ключевое значение в деятельности Минобрнауки России имеет приоритетный национальный проект "Образование".

Следует отметить, что по некоторым из мероприятий национального проекта 2008 год является годом достижения целевых значений показателей (таблица).

 

Таблица

 

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО

ПРОЕКТА "ОБРАЗОВАНИЕ", УСТАНОВЛЕННЫЕ НА 2008 ГОД

 

(млрд. рублей)

            Направление            

Целевой параметр

Федеральный бюджет

Поддержка инновационных программ   
вузов                              

40 вузов        

10,0             

Поддержка новых университетов      

2 университета  

6,8              

Инновационные учреждения НПО и СПО 

60 учреждений   

1,8              

Инновационные школы                

3 тыс. школ     

3,0              

Лучшие учителя                     

10 тыс. человек 

1,0              

Классные руководители              

800 тыс. человек

11,2             

Талантливая молодежь               

5,35 тыс. человек

0,2              

Школьные автобусы                   

1650 шт.        

1,0              

Учебное оборудование               

7 тыс. компл.   

2,3              

Школьное питание                   

14 регионов     

0,5              

Интернет-трафик                    

53 тыс. школ    

0,9              

Программное обеспечение            

57 тыс. школ    

0,2              

Региональные проекты               

31 регион       

5,9              

Учебные центры в армии             

24 центра       

0,2              

 

Так, например, к концу третьего года реализации национального проекта будет выделено 9000 грантов по 1 млн. рублей общеобразовательным учреждениям, активно внедряющим инновационные программы, сельские школы получат 5150 школьных автобусов, в образовательные учреждения будет поставлено 21200 комплектов учебно-наглядных пособий и оборудования. В I квартале 2008 г. все школы будут обеспечены лицензионным программным обеспечением, а к концу года дополнительные пакеты программных продуктов будут поставлены во все школы, внедряющие инновационные образовательные программы.

Минобрнауки России участвует в реализации 18 Федеральных целевых программ, в четырех из которых является государственным заказчиком-координатором.

1. Федеральная целевая программа развития образования на 2006 - 2010 годы, которая является важнейшим инструментом модернизации образования.

2. "Русский язык (2006 - 2010 годы)", направленная на усиление позиций русского языка в России и за рубежом.

3. "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2012 годы", которая является важным программно-целевым инструментом поддержки науки и стимулирования инноваций.

4. "Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации" на 2008 - 2010 годы, которая реализуется в рамках инициативы Президента РФ и направлена на приоритетное развитие нанотехнологий.

Общий объем финансирования Федеральных целевых программ Минобрнауки России как субъекта бюджетного планирования в 2008 году составляет 38525,86 млн. рублей.

Также Минобрнауки России реализует 16 аналитических ведомственных целевых программ, общий объем финансирования которых в 2008 году составит 161844,25 млн. рублей.

В целях обеспечения стабильности финансирования фундаментальных научных исследований в соответствии с Федеральным законом от 23.08.96 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" и Посланием Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации Минобрнауки России разработана Программа фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2008 - 2012 годы, общий объем финансирования которой в 2008 году из средств федерального бюджета составит 43366 млн. рублей. Основными мероприятиями, реализуемыми Минобрнауки России вне программ, являются мероприятия по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, которые определены в плане законопроектной деятельности министерства.

Среди мероприятий, реализуемых Минобрнауки России вне программ, можно отметить проведение эксперимента по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, в результате которого будут апробированы и отработаны новые инструменты финансирования высшего профессионального образования.

Следует отметить, что в сфере образования и науки в краткосрочной перспективе увеличение объемов финансирования не влияет линейно на рост значений большинства показателей, зачастую результаты имеют отложенный характер.

В целом мероприятия Минобрнауки России в рамках первой стратегической цели направлены на получение следующих результатов:

- снижение дифференциации доступа детей и молодежи к качественным образовательным услугам в зависимости от социального происхождения, доходов и места жительства граждан (более 15% студентов поступают в учреждения профессионального образования из сельской местности);

- создание общенациональной системы оценки качества образования, в том числе за счет введения единого государственного экзамена (ЕГЭ);

- повышение качества высшего профессионального образования и его интеграция в систему международных стандартов за счет перехода на уровневую систему высшего профессионального образования (интеграция в Болонский процесс), которая станет основой для формирования структуры квалификаций и специальностей, адекватной потребностям экономики;

- разработка и введение новых государственных образовательных стандартов профессионального образования, переход на профильное образование в старших классах общеобразовательных учреждений;

- повышение качества высшего профессионального образования и интеграция науки и образования за счет создания сети исследовательских университетов на конкурсной основе;

- повышение качества образования за счет создания общественно-государственной системы контроля качества образовательных услуг в регионах и муниципалитетах, разработки и внедрения в практику стандартов качества бюджетных услуг, системы мониторинга исполнения этих стандартов;

- повышение качества кадрового корпуса системы образования (в 2008 году пройдут повышение квалификации и переподготовку 15% всех преподавателей, в 2005 году этот показатель составлял 10%);

- оптимизация сети учебных заведений, постепенный переход на нормативное подушевое финансирование и развитие практики создания и реализации проектов частно-государственного партнерства в сфере образования (в том числе в рамках функционирования автономных учреждений и государственных (муниципальных) автономных некоммерческих организаций);

- реструктуризация сети дошкольного и общего образования, сельской школы, введение "предшкольного образования", направленного на необходимость выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения, создание условий для обеспечения доступности дополнительного образования детей, ориентированного на развитие возможностей и способностей ребенка;

- повышение качества образования за счет расширения участия структур гражданского общества в управлении образованием (создание правовых и организационных механизмов развития и распространения общественно-профессиональных механизмов аттестации образовательных программ; расширение перечня организаций, реализующих образовательные программы (лицензирование); разработка государственно-общественного порядка формирования государственного задания (контрольных цифр приема) на подготовку специалистов и т.д.);

- создание и развитие системы образовательного кредитования (предполагается, что к концу 2008 года будет выдано около 15000 образовательных кредитов на общую сумму более 1,5 млрд. рублей);

- содействие экспорту образовательных услуг посредством создания представительств, центров международного сотрудничества в области образования, центров по изучению русского языка, филиалов российских образовательных учреждений за рубежом, практики сетевых образовательных программ (удельный вес иностранных студентов, обучающихся в государственных и муниципальных вузах, в 2008 году составит 2% по сравнению с 1,3% в 2005 году; будет увеличен прием иностранных граждан на обучение в вузы за счет средств федерального бюджета до 10000 человек).

Ожидаемыми результатами мероприятий, реализуемых в рамках второй стратегической цели Минобрнауки России, являются:

- формирование эффективного рынка образовательных услуг, в том числе за счет реализации государственных приоритетов в профессиональном образовании путем использования механизмов размещаемого на конкурсной основе государственного задания на подготовку специалистов определенного профиля и развития практики создания и реализации совместных проектов образования и бизнеса, утверждения программ долгосрочного сотрудничества с работодателями;

- повышение качества обучения в образовательных учреждениях, в том числе находящихся в удалении от методических центров (сельские школы, школы в закрытых военных городках и др.), путем организации доступа к общим образовательным ресурсам, рационального использования педагогических кадров высшей квалификации, подготовки специалистов в области новых информационных технологий для каждого образовательного учреждения (100% школ будут иметь выход в сеть Интернет);

- создание и развитие сети ресурсных центров информационной и научно-методической поддержки учебного процесса, а также сервисных центров, осуществляющих обслуживание программно-аппаратных средств единой образовательной информационной среды;

- создание институциональных механизмов выявления и поддержки лидеров, поощрение лучших учителей, инновационных образовательных учреждений (в 2008 году 10000 учителей получат денежное поощрение по 100 тыс. рублей);

- введение элементов новых образцов и моделей в образовании (например, в 2008 году более 800 тыс. педагогических работников получат вознаграждение за классное руководство).

В результате реализации мероприятий по достижению третьей цели Минобрнауки России:

- будет создана современная нормативно-правовая база, регулирующая вопросы воспитания, дополнительного образования детей, специального образования;

- повысится социальная защищенность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в результате реформирования системы работы органов опеки и попечительства; введения новых форм профилактической работы с семьями и детьми, находящимися в социально опасном положении, для своевременного выявления и коррекции проблем на ранней стадии социального неблагополучия; развития и поддержки семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (доля детей-сирот, переданных на воспитание в семьи, увеличится и составит в 2008 году 72% от их общей численности);

- усилится роль институтов гражданского общества в вопросах воспитания, социальной защиты детей-сирот, детей с ограниченными возможностями здоровья;

- повысится конкурентоспособность выпускников образовательных учреждений на рынке труда, в том числе за счет создания оптимальных условий для получения лицами с ограниченными возможностями здоровья общего и профессионального образования;

- за счет государственной поддержки расширятся возможности развития и реализации интеллектуального и творческого потенциала талантливой, одаренной молодежи и детей (5350 талантливых молодых людей получат денежные премии; не менее 8,5% от общего числа студентов поступят в вузы по результатам предметных олимпиад (конкурсов));

- улучшится ситуация с жилищной обеспеченностью детей и молодежи за счет разработки мер по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- улучшится ресурсное, информационное, научно-методическое и кадровое обеспечение сфер воспитания, специального образования, дополнительного образования детей, службы практической психологии в образовании;

- будет снижено число безнадзорных и беспризорных детей, а также количество несовершеннолетних и молодежи, совершающих правонарушения и преступления, злоупотребляющих наркотиками и иными психоактивными веществами, за счет реализации комплекса мер по профилактике правонарушений детей и молодежи, противодействию распространению наркомании и ВИЧ/СПИДа в образовательной среде, развития сети специализированных учреждений, осуществляющих психолого-педагогическую реабилитационную помощь несовершеннолетним, злоупотребляющим наркотиками;

- увеличится доля воспитательной тематики в СМИ за счет развития студенческих, молодежных и детских медиаресурсов, популяризации ценностей российского общества в СМИ.

Ожидаемыми результатами мероприятий, реализуемых в рамках четвертой и пятой стратегических целей Минобрнауки России, в 2008 году являются:

- увеличение вклада науки и инноваций в прирост ВВП на основе технологического перевооружения предприятий, опережающего роста производства и реализации инновационной продукции;

- повышение удельного веса наукоемкой продукции России на мировом рынке, улучшение структуры экспорта отечественной продукции и услуг;

- повышение общего уровня национальной безопасности (в том числе обеспечение адекватного качества вооружения, повышение качества прогнозов природных и техногенных катастроф и др.);

- сохранение и развитие технологической базы, необходимой для создания наукоемкой продукции мирового уровня в области важнейших технических систем, что в целом гарантирует не только конкурентоспособность отечественных товаров и услуг, но и технологические аспекты безопасности страны, создает предпосылки для равноправного международного сотрудничества в сфере науки и технологий;

- развитие проблемно-ориентированных поисковых исследований фундаментального характера и прикладных исследований мирового уровня в широком диапазоне предметных областей, что обеспечивает получение новых знаний и создает базу для выбора и реализации крупномасштабных приоритетных технологических и инновационных проектов и подготовки кадрового потенциала инновационной экономики;

- получение новых знаний о законах развития природы, человека, общества и развитие научного потенциала России (в том числе развитие фундаментальных исследований), укрепление связей между наукой и образованием;

- развитие технологий, признанных критически важными и наиболее перспективными для обеспечения ускоренного промышленного роста, диверсификации экономики в направлении расширения производства продукции с высокой долей добавленной стоимости;

- формирование основных элементов инновационной системы.

Деятельность по достижению поставленных целей и решению задач Минобрнауки России осуществляет во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024