МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 22 мая 1992 г. N 168
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О
МЕДИЦИНСКОМ
ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИИ ЛИЦ, ПОСТУПАЮЩИХ В СРЕДНИЕ УЧИЛИЩА
МВД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, А ТАКЖЕ
ОБУЧАЮЩИХСЯ В НИХ
Утвердить
прилагаемую Инструкцию о медицинском освидетельствовании лиц, поступающих в
средние училища МВД Российской Федерации, а также обучающихся в них.
Заместитель
Министра,
генерал-майор
внутренней службы
В.СТРАШКО
Приложение
к Приказу МВД
России
от 22 мая 1992 г. N
168
ИНСТРУКЦИЯ
О МЕДИЦИНСКОМ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИИ ЛИЦ, ПОСТУПАЮЩИХ
В СРЕДНИЕ УЧИЛИЩА МВД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
А ТАКЖЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В НИХ
1. Медицинское
освидетельствование <*> кандидатов, поступающих в средние училища МВД
Российской Федерации <**>, и учащихся в период обучения осуществляется в
соответствии с Положением о медицинском освидетельствовании в органах
внутренних дел и внутренних войсках МВД СССР, утвержденным Приказом МВД СССР от
25 мая 1988 г. N 115 <***>.
------------------------------------
<*> В
дальнейшем - "освидетельствование".
<**> В
дальнейшем - "училища".
<***> В
дальнейшем - "Положение о медицинском освидетельствовании".
2. Направление на
освидетельствование в военно-врачебные комиссии (ВВК) МВД республик в составе
Российской Федерации, ГУВД, УВД краев, областей, городов производится:
кандидатов,
поступающих в училище, - кадровыми аппаратами органов внутренних дел по месту
их постоянного жительства;
учащихся -
кадровыми аппаратами училищ.
3. При
освидетельствовании в ВВК определяется:
пригодность по состоянию
здоровья и физическому развитию к поступлению в училище;
пригодность по
состоянию здоровья учащихся к продолжению обучения в училище.
4. Кандидаты,
поступающие в училище, проходят предварительный (2 этапа) и окончательный
медицинский отбор.
При предварительном
медицинском отборе проводится первичное и повторное освидетельствование ВВК по
месту постоянного жительства кандидатов.
5. Каждый кандидат,
поступающий в училище, подвергается до начала освидетельствования обследованию
в соответствии с пунктом 3.2 Положения о медицинском освидетельствовании. Кроме
того, производится рентгенологическое исследование придаточных пазух носа,
анализ кала на яйца глистов и дизентерийную группу, анализ посева из глотки на
носительство возбудителя дифтерии.
После этого
проводится освидетельствование врачами-специалистами.
Данные исследования
заносят в карту медицинского освидетельствования поступающего в учебное
заведение (приложение 11 к Положению о медицинском освидетельствовании).
При
освидетельствовании необходимо тщательно изучить документы предшествующего
наблюдения за состоянием здоровья кандидата: медицинскую карту амбулаторного
больного (учетная форма N 025/у) и вкладной лист на подростка к ней (учетная
форма N 025-1/у), характеристику из школы, а также медицинские документы и
справки, указанные в пункте 2.2 Положения о медицинском освидетельствовании, и
анамнестические данные, полученные от освидетельствуемого и его родителей.
6. Экспертные
постановления ВВК на кандидатов выносятся по графе II Расписания болезней и
физических недостатков по разделу "вновь принимаемые" с учетом
пояснений по применению отдельных статей Расписания болезней и физических
недостатков (приложение 3 к Положению о медицинском освидетельствовании),
дополнительных пояснений (прилагаются).
7. Лица, признанные
при первичном освидетельствовании негодными по состоянию здоровья к поступлению
в училище, повторное освидетельствование не проходят.
8. По результатам
освидетельствования кандидата ВВК выносит постановление в формулировках, предусмотренных
подпунктом 6.1.4 пункта 6.1 Положения о медицинском освидетельствовании.
9. Постановление
ВВК при первичном освидетельствовании оформляется в соответствии с пунктом 3.9
Положения о медицинском освидетельствовании.
10. Окончательное освидетельствование кандидатов проводится временно
действующей военно-врачебной комиссией училища, создаваемой в порядке,
предусмотренном пунктом 2.45 Положения о военно-врачебной экспертизе в органах
внутренних дел и внутренних войсках МВД СССР, утвержденного Приказом МВД СССР
от 25 мая 1988 г. N 115 <*>.
------------------------------------
<*> В
дальнейшем - "Положение о военно-врачебной экспертизе".
11. Повторное и
окончательное освидетельствование кандидатов, оформление их результатов,
представление анализа результатов окончательного освидетельствования
кандидатов, признанных негодными к учебе, и расследование причин возврата
кандидатов проводятся в соответствии с пунктами 3.13, 3.14, 3.15, 3.18, 3.19
Положения о медицинском освидетельствовании.
12. Вынесение постановлений,
представление отчета о работе временно действующей ВВК училища, осуществление
методического руководства комиссией и контроль за ее
работой осуществляются в соответствии с пунктами 2.46 - 2.50 Положения о
военно-врачебной экспертизе.
13. Освидетельствование учащихся и выпускников училища производится ВВК
МВД республик в составе Российской Федерации, ГУВД, УВД краев, областей,
городов по месту дислокации училища по графам I и II Расписания болезней и
физических недостатков (приложение 2 к Положению о медицинском
освидетельствовании) по разделу "вновь принимаемые" в зависимости от
профиля учебного заведения или предполагаемой должности в органах внутренних
дел, где учащийся будет продолжать образование или проходить службу
после окончания обучения в училище.
Данные
освидетельствования ВВК заносятся в акт медицинского освидетельствования
(приложение 10 к Положению о медицинском освидетельствовании).
14. Экспертные
постановления ВВК на учащихся выносятся в формулировках, предусмотренных
подпунктом 6.1.5 пункта 6.1 Положения о медицинском освидетельствовании, с
указанием статьи Расписания болезней и физических недостатков, на основании
которой вынесено постановление.
15. На учащихся,
признанных ВВК:
годными к обучению в училище, составляются справки (приложение 12 к Положению
о медицинском освидетельствовании) в одном экземпляре, которые приобщаются
кадровым аппаратом к личному делу учащихся;
негодными к обучению в училище, составляется свидетельство о болезни
(приложение 13 к Положению о медицинском освидетельствовании) в трех
экземплярах.
Постановление о
причинной связи заболевания, ранения, контузии, травмы, увечья с прохождением
службы в органах внутренних дел при этом не выносится.
Подлинники
свидетельств о болезни руководством училища направляются в военкоматы по месту
постоянного жительства освидетельствованных, второй экземпляр свидетельства о
болезни приобщается кадровым аппаратом к личному делу учащихся, третий
экземпляр свидетельства о болезни приобщается ВВК к акту медицинского
освидетельствования.
16. Сведения об
освидетельствуемых, состоянии их здоровья и постановления ВВК записываются:
на кандидатов,
поступающих в училище, - в карту медицинского освидетельствования поступающего
в учебное заведение, при этом при первичном освидетельствовании - также в
справку, книгу протоколов заседаний военно-врачебной комиссии (приложение 16 к
Положению о медицинском освидетельствовании);
на учащихся и
выпускников училища - в акт медицинского освидетельствования, справку или
свидетельство о болезни, книгу протоколов заседаний военно-врачебной комиссии.
17. Медицинские карты учащихся после окончания училища выдаются им
поликлиникой медицинского отдела МВД республик в составе Российской Федерации,
ГУВД, УВД края, области, города по месту дислокации училища или медслужбой
училища в опечатанном виде для передачи в учебные заведения или
лечебно-профилактические учреждения по месту продолжения образования или
прохождения службы в органах внутренних дел.
Карты медицинского
освидетельствования выпускников, поступающих в учебные заведения, высылаются
училищем в учебные заведения по месту продолжения образования или в ВВК МВД
республик в составе Российской Федерации, ГУВД, УВД краев, областей, городов по
месту прохождения службы в органах внутренних дел выпускников училища.
Приложение
к Инструкции
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ
ПОЯСНЕНИЯ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ
ОТДЕЛЬНЫХ СТАТЕЙ РАСПИСАНИЯ БОЛЕЗНЕЙ
И ФИЗИЧЕСКИХ
НЕДОСТАТКОВ
Общие
положения
Расписание болезней
и физических недостатков дает врачам отправные указания и позволяет оформлять
врачебно-экспертные постановления. Поэтому все исследования и
освидетельствование должны быть тщательными, а оценка годности -
индивидуальной.
Применяя метод
индивидуальной оценки годности, следует учитывать характер заболевания или
физического недостатка, степень его развития, прогноз, работоспособность,
функциональную приспосабливаемость организма освидетельствуемого и т.п.
Каждым обнаруженный
патологический симптом должен рассматриваться с учетом значения его для всего
организма в целом. Заключение врачей-специалистов и постановление
военно-врачебной комиссии должны основываться не на одном симптоме, а на
совокупности всех данных исследования.
При
предварительном медицинском отборе кандидатов в среднее училище следует иметь в
виду, что задачей училища является подготовка молодежи к поступлению в высшие и
специальные средние учебные заведения МВД России и к службе в органах
внутренних дел МВД России, а также на то, что медицинский отбор на этом этапе
должен проводиться особенно тщательно, так как возврат кандидатов из училища по
заболеваниям, не выявленным в связи с недостаточностью обследования,
недопустим. Поэтому освидетельствование должно проводиться с применением
современных клинических и лабораторных методов исследования.
Особое внимание и
осторожность необходимы при определении годности к продолжению обучения
учащихся. В этих случаях должны быть учтены все результаты медицинского
наблюдения за освидетельствуемым во время пребывания его в училище,
приспособляемость организма к условиям обучения, успеваемость,
работоспособность, поведение, возможность поступления в дальнейшем в учебное
заведение МВД России, а также мнение руководства училища.
При
освидетельствовании учащихся, имеющих заболевания, при которых Расписанием
болезней и физических недостатков предусмотрена индивидуальная оценка годности,
требуется особенно вдумчивый подход. В тех случаях, когда есть надежда на
полное выздоровление или улучшение состояния здоровья, следует выносить
постановление о годности к продолжению обучения Медицинская служба училища
обязана принять все меры к тому, чтобы такой учащийся был обеспечен необходимым
лечением. В случаях же безуспешного лечения, длительного понижения
работоспособности, неблагоприятного прогноза следует выносить постановление о
негодности к обучению в училище. Это относится также и к тем учащимся, которые
подлежат лечению.
Психические
расстройства
Статья 2. Наличие в
анамнезе единичных припадков, даже если их не было в течение последних 5 лет,
является препятствием для поступления в училище.
Статья 6. При
полном восстановлении нормальной психической деятельности и отсутствии явлений
органического поражения нервной системы экспертное постановление на учащихся
выносится в индивидуальном порядке. Благоприятный исход психоза должен быть
подтвержден обследованием в лечебном учреждении.
Статья 7. Для
диагностики психопатии необходимо тщательное изучение анамнеза и сопоставление
его с данными наблюдения в период освидетельствования и обучения.
Недисциплинированность,
противопоставление личных интересов общественным, представленные изолированно и
не вытекающие из всей патологической структуры личности, не могут расцениваться
как признаки психопатии.
Статья 8. Редкие и
кратковременные невротические реакции при легкой обратимости их не являются
основанием для негодности учащихся к обучению.
Статья 10.
Экспертное постановление на учащихся, перенесших острые органические
заболевания центральной нервной системы в течение года с момента выписки из
лечебного учреждения, выносится в индивидуальном порядке по пункту
"в" этой статьи.
Статья 11.
Экспертное постановление на учащихся, у которых выявлены остаточные явления
органических заболеваний центральной нервной системы различной этиологии при
нерезких нарушениях функций, выносится в индивидуальном порядке по пункту
"г" этой статьи.
Статья 14.
Экспертное постановление на учащихся, у которых выявлены слабо выраженные
остаточные явления после перенесенных острых травм периферической нервной
системы, выносится в индивидуальном порядке по пункту "г" этой
статьи.
Статья 15.
Экспертное постановление на учащихся, у которых выявлены слабо выраженные
остаточные явления после острых заболеваний периферической нервной системы,
выносится в индивидуальном порядке по пункту "г" этой статьи.
Болезни
внутренних органов
Статья 16. При
оценке физического развития и решении вопроса о годности к поступлению в
училище несоответствие между ростом и весом тела не может служить показателем
недостаточного физического развития. При оценке развития мышечной системы
учитывается степень отложения подкожно-жировой клетчатки, а также особенности
скелетной мускулатуры у лиц высокого роста с малорельефными мышцами. Поэтому
решение о годности кандидата к учебе должно выноситься строго индивидуально.
Кандидаты в училище, имеющие рост ниже 146 см и вес тела менее 42 кг, к
поступлению негодны.
Экспертное
постановление на учащихся с отставанием в физическом развитии, проявляющимся в
неудовлетворительном развитии костной и мышечной систем, значительном
отставании роста и веса тела, резком нарушении соотношений между ними,
выносится в индивидуальном порядке.
Для юношей 14 -
16-летнего возраста при росте 146 - 148 см рекомендуемая масса тела 43 - 48 кг.
Статья 19. В период
роста организма, особенно в период полового созревания, могут иметь место
нерезкие отклонения от нормы в функциях желез внутренней секреции. Такие
отклонения от нормы у подростков не являются препятствием к приему и обучению в
училище. При подозрении на заболевание желез внутренней секреции должно быть
проведено стационарное обследование.
Для юношей
14-летнего возраста при росте 146 - 148 см повышенное питание - 58 - 60 кг,
ожирение I степени до 70 - 72 кг.
Статья 22. С целью
недопущения в училище туберкулезных больных следует освидетельствуемым, подозрительным по туберкулезу, проводить тщательное
клиническое обследование.
Наличие единичных
петрификатов в легочной ткани или кальцинатов в корнях легких не является
препятствием к поступлению в училище.
Статья 24. Учащиеся
при наличии остаточных явлений острых заболеваний легких нетуберкулезной
этиологии или травматических повреждений легких, дыхательных путей и плевры без
нарушения функции дыхания признаются годными к
продолжению обучения, кандидаты - негодны к учебе.
Статья 26. К этой
статье относятся как врожденные, так и приобретенные пороки сердца.
К диагностике этих
заболеваний следует подходить со всем вниманием. Необходимо помнить, что
наличие только систолического шума не может служить основанием для диагноза
порока сердца, так как у подростков это явление очень частое.
Учащение пульса
также не должно рассматриваться как болезненное явление, если оно не
сопровождается другими симптомами со стороны сердечно-сосудистой
системы. У подростков, отличающихся высокой возбудимостью и реактивностью,
тахикардия часто наблюдается под влиянием волнений, переживаемых в момент
исследования. Поэтому диагноз и постановление следует выносить только после
стационарного обследования.
Учащиеся,
перенесшие ревматизм в период пребывания в училище, после лечения должны
признаваться негодными к продолжению обучения.
Постановление о
годности к учебе лиц, перенесших первичный активный ревматизм при отсутствии
признаков поражения сердца и других органов, выносится не ранее 12 месяцев
после выписки из лечебного учреждения, а после перенесенного миокардита
неревматической этиологии - ранее 6 месяцев.
Статья 28. Лиц с
показателями систолического и диастолического артериального давления стойкого
характера выше 130/80 мм и ниже 90/60 мм рт. ст. следует признавать негодными к
учебе.
Учащиеся со
стойкими отклонениями показателей артериального давления должны быть
обследованы в условиях стационара. Постановление о негодности их к обучению
выносится только при безуспешности лечения.
Статья 29.
Экспертные постановления на учащихся с временными функциональными нарушениями
со стороны сердечно-сосудистой системы на почве
инфекций и интоксикаций выносятся в индивидуальном порядке, кандидаты - негодны
к учебе.
Статья 30. Учащиеся
с заболеваниями органов брюшной полости, последствиями их повреждений или
оперативных вмешательств с нарушением функций временного характера подлежат
лечению, кандидаты - негодны к учебе.
Статья 31. Учащиеся
с последствиями воспалительных или дистрофических заболеваний почек с
нарушением функции временного характера подлежат лечению, кандидаты - негодны к
учебе.
При выявлении у учащегося острого воспалительного заболевания
мочевыводящих путей должно быть проведено тщательное обследование в условиях
стационара.
При безуспешности
лечения следует выносить постановление о негодности к обучению в училище.
Хирургические
болезни
Статья 33. К пункту
"в" этой статьи относятся также непристойные или множественные
татуировки.
Статья 34. Учащиеся
с последствиями повреждений, оперативных вмешательств по поводу ранений и травм
с нарушением функций временного характера подлежат лечению, кандидаты - негодны
к учебе.
После лечения
учащиеся подлежат освидетельствованию. При этом годность их к обучению
определяется в зависимости от степени нарушения пострадавшего органа.
Статья 36. К этой
статье относятся также деформации грудной клетки - врожденные или
приобретенные.
Экспертное
постановление на учащихся с временным ограничением движений позвоночника и
грудной клетки после травм, операций, воспалительных процессов выносится в
индивидуальном порядке по пункту "г" этой статьи, кандидаты - негодны
к учебе. При неудовлетворительных результатах выносится постановление о
негодности учащегося к продолжению обучения по
соответствующим пунктам настоящей статьи.
Статья 39.
Экспертные постановления на учащихся с неокрепшими рубцами, костными мозолями,
инфильтратами после травм и операций с временным ограничением движений
конечности выносятся в индивидуальном порядке по пункту "г" этой
статьи, кандидаты - негодны к учебе.
Статья 42. Экспертные постановления на учащихся при отсутствии ногтевых фаланг
двух пальцев одной или обеих кистей, за исключением первых пальцев, а также при
отсутствии одного пальца (III, IV, V) любой кисти с хорошей сохранностью ее
функции выносятся в индивидуальном порядке по пункту "в" данной
статьи, кандидаты - негодны к учебе.
Статья 45.
Плоскостопие I - II степени без явлений остеоартроза не является препятствием
для поступления в училище.
Статья 46. К этой
статье относится и скрофулодерма. При сомнении в природе лимфаденита
поступающие признаются негодными к поступлению в училище, а учащиеся подлежат
стационарному обследованию.
Статья 47. При
наличии каких-либо эндокринных нарушений постановление выносится по статье 19.
Статья 49. При
отсутствии противопоказаний учащемуся с доброкачественным новообразованием
следует рекомендовать оперативное лечение.
Статья 50. Лица с
заболеваниями или последствиями повреждений периферических сосудов любой
степени выраженности негодны к поступлению на учебу и обучению в училище.
Учащиеся с
расширением подкожных вен конечностей на отдельных участках в виде
цилиндрических или извитых эластических выпячиваний без трофических расстройств
и жалоб признаются годными к продолжению обучения.
Статья 51. При
наличии грыж учащиеся подлежат лечению, кандидаты - негодны к учебе.
Статья 56. При
выявлении у учащихся отхождения одиночного камня без
последующего камнеобразования должно быть проведено тщательное обследование в
условиях стационара.
При безуспешности
лечения следует выносить постановление о негодности к обучению в училище.
Статья 59. При
выявлении у учащихся ночного недержания мочи должно
быть проведено тщательное обследование в условиях стационара.
При безуспешности
лечения следует выносить постановление о негодности к обучению в училище.
Статья 60.
Расширение вен семенного канатика любой выраженности является противопоказанием
к поступлению и обучению в училище.
Болезни
уха, верхних дыхательных путей
Статья 63. Сюда же
относятся и состояния после произведенной операции по поводу эпитимпанита с
неполной эпидермизацией послеоперационной полости или с понижением слуха ниже 6
метров на шепотную речь.
Статья 64. Рубцы на
месте бывших перфораций и обызвествление барабанной перепонки при хорошей
подвижности ее, хорошем слухе и ненарушенной барофункции к данной статье не
относятся.
Учащиеся,
страдающие односторонним хроническим мезотимпанитом, не сопровождающимся
заболеваниями, указанными в пункте "а" данной статьи, подлежат
лечению, кандидаты - негодны к учебе.
Статья 67.
Экспертные постановления на учащихся при наличии стойкой,
резко выраженной чувствительности к вестибуляторным раздражениям выносятся
в индивидуальном порядке по пункту "б" этой статьи, кандидаты -
негодны к учебе.
Статья 69. Лица со
стойким понижением слуха при восприятии шепотной речи менее 6 метров хотя бы на
одно ухо признаются негодными к поступлению на учебу и продолжению обучения в
училище.
Статья 70.
Кандидаты, поступающие в училище, должны иметь барофункцию I - II или не более
III степени.
Экспертное
постановление на учащихся с барофункцией IV степени выносится в индивидуальном
порядке.
Статья 71. К данной
статье относятся хронические ларингиты, доброкачественные опухоли гортани
(папилломы, фибромы и др.) и нарушение обоняния.
Экспертное
постановление на учащихся с хроническими ларингитами, доброкачественными
опухолями гортани и стойким и полным отсутствием обоняния выносится в индивидуальном
порядке по пункту "в" этой статьи, кандидаты - негодны к учебе.
Полным отсутствием обоняния считается отсутствие восприятия сильного запаха
(простой валериановой настойки).
Лица с выраженным
атрофическим ринитом негодны к поступлению на учебу и продолжению обучения в
училище.
Учащиеся с
выраженным вазомоторным и аллергическим ринитом, резким нарушением носового
дыхания, вызванным искривлением носовой перегородки, аденоидами носоглотки,
лепторинией, присасыванием крыльев наружного носа и другими стойкими причинами;
с негнойными (катаральными, серозными, вазомоторными и др.) формами синуитов,
кистой гайморовой пазухи подлежат лечению, кандидаты - негодны к учебе.
Искривление
носовой перегородки, аденоиды носоглотки I - II степени при свободном носовом дыхании,
хотя бы с одной стороны, не вызывающие стойкого расстройства барофункции ушей в
степени, приведенной в пояснении к статье 70, а также изменения в придаточных
пазухах носа, не указанные в пункте "в" статьи 71, не являются
препятствием для поступления в училище.
Статья 75. Лица со
стойким заиканием или косноязычием в любой степени негодны к поступлению на
учебу и обучению в училище.
Болезни
полости рта и челюстей
Статья 77. К этой
статье следует относить обезображивающие ангиомы лица, выраженные врожденные и
приобретенные уродства: микрогения, адентия, волчья пасть, заячья губа и
другие, врожденные и приобретенные уродства ушной раковины и др., открытый,
прогенический и прогнатический прикусы.
При незначительном
нарушении функции дыхания, обоняния, жевания, слюноотделения годность к
поступлению на учебу и продолжению обучения в училище выносится в
индивидуальном порядке по пункту "в" этой статьи.
Учащиеся с аномалией
прикуса I степени, сопровождающейся смещением зубных рядов не более 5 мм или
глубоким прикусом с травматизацией десневого края, артритом нижнечелюстного
сустава, подлежат лечению, кандидаты - негодны к учебе по пункту "в"
этой статьи.
При безуспешности лечения
годность к продолжению обучения в училище определяется индивидуально.
Лица с одно- или
двусторонним анкилозом нижнечелюстного сустава, хроническим остеомиелитом
челюстей, номой (даже при полном излечении, включая и пластику), хроническим
гнойным воспалением или свищом слюнных желез негодны к поступлению на учебу и
продолжению обучения в училище.
Статья 78. Зубы с
эффективными металлическими пломбами приравниваются к нормальным зубам.
Учащиеся при
отсутствии 6 и более зубов подряд на обеих челюстях, отсутствии трех зубов
подряд: резца, клыка и малого коренного подлежат лечению, кандидаты - негодны к
учебе по пункту "в" этой статьи.
Статья 79. Учащиеся
при наличии 10 и более кариозных зубов подлежат лечению, кандидаты - негодны к
учебе по пункту "б" этой статьи.
Лица с пародонтозом
(амфодонтозом, альвеолярной пиорреей) II или III стадии (средней и тяжелой
степеней), хроническим язвенным стоматитом или гипертрофическим (язвенным)
гингивитом, лейкоплапией слизистой полости рта, стойкой глоссалгией негодны к
поступлению на учебу и продолжению обучения в училище соответственно по пунктам
"а" или "б" этой статьи.
Основными
признаками хронического гипертрофического гингивита следует считать:
гипертрофию сосочков, достигающую на менее одной трети коронки зуба, отставание
десен от шеек зубов, легкую ранимость и кровоточивость.
Болезни
глаза и его придатков
Статья 81.
Значительно выраженным птозом следует считать случаи, когда верхнее веко
прикрывает большую часть зрачка при отсутствии напряжения лобной мышцы. Лица с значительно выраженным стойким опущением века даже на
одном глазу негодны к поступлению на учебу и продолжению обучения в училище по
пунктам "б" или "в" данной статьи.
Учащимся при
одностороннем птозе может быть предложено оперативное лечение и тогда годность
к обучению должна определяться в индивидуальном порядке по пункту "в"
этой статьи с учетом результатов лечения.
Статья 82. К пункту
"а" данной статьи относятся все формы трахомы.
Учащиеся с
рецидивирующими хроническими блефаритами и конъюнктивитами с гипертрофией
подслизистой ткани, поддающимися лечению, весенним катаром и фликтунелезным
конъюнктивитом подлежат лечению, кандидаты - негодны к учебе по пункту
"б" этой статьи.
Экспертное
постановление на учащихся с крыловидной плевой выносится в индивидуальном
порядке по пункту "в" этой статьи, кандидаты - негодны к учебе.
Учащимся с
крыловидной плевой следует рекомендовать оперативное лечение.
Статья 83. У поступающих в училище слезный аппарат должен быть
нормальным. При подозрении на нарушение слезоотделения обязательно проводить
цветную слезно-носовую пробу. К излечимым заболеваниям слезных путей относятся:
сужение или стриктура по ходу слезного канальца, дакриоцистит, а также
стриктура в слезно-носовом канале, если полость слезного мешка сохранена.
Учащиеся с
излечимыми заболеваниями слезных путей подлежат лечению, кандидаты - негодны к
учебе.
К неизлечимым
заболеваниям слезных путей следует относить отсутствие или рубцовую атрезию
слезного мешка, а также прочие заболевания слезных путей, если их нельзя
излечить в условиях стационара с помощью современных операций.
Статья 84. Стойкий
паралич двигательных нервов глазного яблока даже на одном глазу, а также
качательный спазм мышц глазного яблока в любой степени препятствуют поступлению
на учебу и продолжению обучения в училище.
Статья 85.
Экспертное постановление на учащихся при помутнении роговой оболочки вследствие
гиперэргических болезней глаз (фликтены и т.п.) даже при хорошей остроте зрения
выносится в индивидуальном порядке по пункту "б" этой статьи,
кандидаты - негодны к поступлению на учебу.
Изучение органа
зрения дает вам сведения об общем состоянии организма освидетельствуемого.
Такие заболевания, как весенний катар, фликтенулезный кератит и конъюнктивит,
могут указывать на гиперэргическое состояние освидетельствуемого и на
инфицирование его туберкулезом. Во всех подобных случаях необходимо тщательное
исследование терапевта, который дает итоговое заключение.
Врожденное
отложение пигмента, не понижающее остроты зрения, не является противопоказанием
к поступлению в училище.
При нистагме
необходимо комплексное исследование совместно с невропатологом и
отоларингологом. Нистагмоидные подергивания только при крайних отведениях
глазных яблок при отсутствии каких-либо других изменений в организме не
препятствуют поступлению на учебу и продолжению обучения в училище.
Статья 90. При
отслойке сетчатки травматической этиологии учащиеся подлежат стационарному
лечению, а в случае безуспешности его должны признаваться негодными к
продолжению обучения.
Статья 92. У
кандидатов в училище острота зрения без коррекции должна быть не менее 1,0 на
каждый глаз.
При проверке
остроты зрения надо иметь в виду возможность диссимуляции путем заучивания
таблиц Головина-Сивцева. Поэтому знаки надо показывать вразбивку и в
необходимых случаях применять контрольные способы исследования. Учитывается
полная острота зрения, т.е. тот ряд таблиц, в котором освидетельствуемый
правильно читает все знаки (буквы и кольца). Острота зрения считается также
полной, если при чтении 7-й, 8-й, 9-й, 10-й строк допускается ошибка не более
чем в одном знаке.
Исследование
остроты зрения при зрачках, расширенных атропином или другими мидриатиками,
производится с обязательным применением диафрагмы с круглым 3-мм отверстием.
Вид и степень
аномалии рефракции определяется после атропинизации, чтобы исключить
возможность спазма аккомодации. Для этого применяется 1% раствор атропина по 2
раза в день в течение четырех дней, а при необходимости (когда спазм
аккомодации не устранен) и в течение большого количества дней.
Следует иметь в
виду, что в период усиленного роста организма (в том числе и глаз) у подростков
нередко развивается близорукость или увеличивается степень имеющейся
близорукости. Поэтому близорукость любой степени является противопоказанием к
поступлению в училище.
Дальнозоркость до
2,0 Д не является препятствием к приему в училище, так
как в период роста организма она может уменьшаться или перейти в эмметропию.
При более высоких степенях дальнозоркости кандидаты должны признаваться
негодными к поступлению в училище, поскольку такие лица нередко нуждаются в
коррекции очками для работы на близком расстоянии уже в 20 - 25-летнем
возрасте.
Экспертное
постановление на учащихся с остротой зрения без коррекции хотя бы одного глаза
от 0,9 до 0,5, а также с близорукостью до 1,0 Д,
астигматизмом до 1,0 Д, сложным астигматизмом до 1,0 Д (в меридиане наибольшего
значения аметропии), дальнозоркостью 2,5 - 3,0 Д хотя бы одного глаза выносится
в индивидуальном порядке, кандидаты - негодны к поступлению на учебу.
Близорукость более
1,0 Д, астигматизм степенью более 1,0 Д, сложный
астигматизм до 1,0 Д (в меридиане наибольшего значения аметропии),
дальнозоркость более 3,0 Д хотя бы одного глаза препятствуют поступлению на
учебу и продолжению обучения в училище.
Простой
дальнозоркий астигматизм до 0,5 Д и дальнозоркость до
2,0 Д при остроте зрения без коррекции не менее 1,0 не препятствуют поступлению
в училище. При более низкой остроте зрения, хотя бы на одном глазу, а также при
близорукости или близоруком астигматизме любой степени независимо от остроты
зрения кандидаты негодны к поступлению в училище.
Учащиеся, имеющие
близорукость в одном из меридианов не более 1,0 Д, или
астигматизм степенью более 1,5 Д, или дальнозоркость в одном из меридианов не
более 3,0 Д при остроте зрения без коррекции не менее 0,5 одного и не менее 0,8
второго глаза, признаются годными к продолжению обучения.
Статья 93. При
отсутствии бинокулярного зрения, но без других признаков явного косоглазия
кандидаты должны признаваться негодными к поступлению в училище, а годность
учащихся определяется индивидуально.
Статья 94.
Расстройства цветоощущения всех форм в любой степени выраженности препятствуют
поступлению на учебу и продолжению обучения в училище.
Статья 95. К этой
статье следует относить и временное нарушение темновой адаптации, не
обусловленное органическими болезнями глаза.
Учащиеся при
временном расстройстве зрения после перенесенных заболеваний и травм глаза
подлежат лечению, кандидаты - негодны к поступлению на учебу.
Кожные и
венерические болезни
Статья 96. Степень
распространенности экземы, чешуйчатого лишая и других
указанных в данной статье хронических заболеваний не имеет значения для
определения годности кандидатов к поступлению в училище. Освидетельствование
учащихся проводится после лечения.
Статья 100.
Учащиеся при наличии указанных в статье заболеваниях подлежат лечению.
Статьи 102, 103 и
104. Учащиеся при наличии сикоза, грибковых заболеваниях кожи и ее придатков,
остром и хроническом уретрите (независимо от этиологии) подлежат лечению,
кандидаты - негодны к поступлению на учебу.
Статья 105.
Учащиеся в заразном периоде сифилиса подлежат лечению с последующим
освидетельствованием и вынесением решения о негодности к обучению.