Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 7 ноября 2008 г. N АФ-357/03

 

О ПРОВЕДЕНИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ, ПОСВЯЩЕННЫХ 15-ЛЕТИЮ ПРИНЯТИЯ

КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. была принята пятая Конституция Российской Федерации, в которой был сделан выбор в пользу правового государства, свободы и достоинства каждого гражданина.

Для любой страны Конституция - важнейший атрибут государства, символ его достоинства и чести, поэтому уважать и знать Основной Закон означает уважать свою страну, уважать самого себя.

Конституция - это Закон, который дети и взрослые должны знать в первую очередь, ведь знание и грамотное применение законов - норма правового государства и цивилизованной жизни, мощный рычаг для повышения ее качества.

В связи с празднованием 15-й годовщины принятия Конституции Российской Федерации и в целях ознакомления обучающихся, воспитанников и их родителей с главным документом нашего государства и формирования уважительного отношения к нему, Минобрнауки России рекомендует провести в декабре 2008 г. в дошкольных образовательных и образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также в учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования уроки (занятия), классные часы, внеклассные мероприятия, родительские собрания по данной теме.

Минобрнауки России направляет для использования в работе Методические рекомендации, разработанные Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.

 

Министр

А.А.ФУРСЕНКО

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

 

В декабре 2008 г. Конституции Российской Федерации исполняется 15 лет. Конституция является Основным Законом Российского государства, который определяет его общественное и государственное устройство.

Основной Закон утверждает свободу и справедливость, человеческое достоинство и благополучие, защиту семьи и Отечества, единство многонационального народа не только как общепризнанные ценности, но и как юридические понятия. Права и свободы человека провозглашаются высшей ценностью.

Конституция Российской Федерации закрепляет идеологические, политические и юридические особенности нашего государства. Изучение Конституции Российской Федерации является одним из важных составляющих формирования гражданской идентичности личности.

В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент Российской Федерации подчеркнул важнейшую роль Конституции в становлении демократии и правового государства, в избавлении от правового нигилизма и укреплении конституционной законности, в реализации прав и свобод граждан, социальных гарантий, в расширении экономической и предпринимательской свободы.

С учетом этого в целях формирования правовой культуры и гражданского воспитания личности предлагается в рамках образовательного процесса уделить больше внимания изучению основных положений Конституции Российской Федерации.

К задачам, которые должны решаться при изучении текста Конституции, предполагается отнести следующие:

- подготовка обучающихся к восприятию основ Конституции Российской Федерации;

- знакомство с историей развития конституционного строя России;

- история создания Конституции Российской Федерации;

- знакомство обучающихся с содержанием и структурой Конституции Российской Федерации;

- воспитание уважения к закону, праву на основе изучения положений Конституции Российской Федерации (особое внимание здесь надо уделить изучению 1-й и 2-й глав Конституции);

- формирование уважения к заложенным в Конституции Российской Федерации базовым общечеловеческим ценностям, основам построения правового государства.

Содержание Конституции Российской Федерации является сложным для восприятия обучающимися. В связи с этим необходима специальная подготовительная работа, направленная на адаптацию текста с учетом возрастных особенностей обучающихся, их социального опыта.

При обучении преподавателям рекомендуется обратить внимание на следующие ключевые вопросы, которые заложены в содержание Конституции и необходимы для изучения:

- основы конституционного строя;

- права и свободы человека и гражданина;

- федеративное устройство государства;

- высшие органы государственной власти Российской Федерации: Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации;

- судебная власть;

- основы местного самоуправления.

Предполагается, что основное содержание Конституции Российской Федерации будет изучаться:

- в курсах истории России 9 - 11-х классов при изучении тем, связанных с развитием основ конституционного строя;

- в курсе "Обществознание" при изучении в 8 - 11-х классах модуля "Право".

Наряду с вышеуказанным углубленное изучение Конституции Российской Федерации может осуществляться в рамках вариативной части учебного плана образовательного учреждения отдельным предметом (элективным курсом).

В качестве одного из методов, который может быть использован учителем при проведении занятий в рамках рассматриваемой проблематики, рекомендуется метод проектов, который обеспечивает активизацию познавательного интереса у обучающихся, способствует общению, обмену личностно-значимой информацией, социальным опытом. В ходе проектной деятельности обучающиеся могут знакомиться с основами конституционного устройства России, реализацией конституционных прав и свобод человека и гражданина, с организацией работы и полномочиями органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, используя различные источники информации, в том числе интернет-ресурсы (например, http://constitution.garant.ru/). При этом могут быть организованы интернет-форумы, созданы блоги для обсуждения разнообразных ситуаций с опорой на текст Конституции Российской Федерации.

В рамках внеклассной работы возможно также организовать работу обучающихся над проектами социальной направленности, в том числе проекты по созданию конституции образовательного учреждения, проведение олимпиады на знание Конституции Российской Федерации и др.

В целях привлечения внимания преподавателей и руководителей образовательных учреждений к вопросам изучения Конституции Российской Федерации в образовательном процессе образовательных учреждений рекомендуется организовать и провести в системе повышения квалификации конкурсы разработок и программ по изучению Конституции Российской Федерации.

Такие конкурсы могут быть проведены на основе сетевых технологий, что позволит обеспечить участие в них большого количества работников образования.

 

Список рекомендованной литературы:

 

1. Конституция Российской Федерации.

2. Лозовский Л.Ш., Райзберг Б.А. Конституция Российской Федерации с комментариями для изучения и понимания. М., Инфра, 2007.

3. Смоленский М.Б. Конституция Российской Федерации с комментариями для школьников. Изд. 4-е, перераб., доп. - Р-н-Д., 2008.

4. Любимов А.П. Конституция Российской Федерации в таблицах и схемах. Изд. 2-е, перераб., доп. М., 2004.

5. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. Учебник. М.: Юрист, 2003.

6. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М.: Российский Юридический Издательский Дом, 1997. То же. 2-е изд. М.: Изд. РЮИД: Сашко, 2000.

7. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России: Учеб. пособие. М.: Изд. Моск. ун-та; Изд. группа Инфра-М-норма, 1997.

8. Комментарий к Конституции Российской Федерации/Под общ. ред. Кудрявцева Ю.В. М.: Фонд "Правовая культура", 1996.

9. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. Учебник.: М.: Инфра-М, 1996.

10. Богданова Н.А. О значении конституционного права для юридического образования и практической деятельности юриста (вступительная лекция)//Вестник МГУ, сер. 11 "Право", 1995, N 1.

11. Богданова Н.А. К новой концепции преподавания конституционного права//Государство и право, 1994, N 7.

12. Коркунов Н.М. Русское государственное право. В 2-х т. СПб., 1892 - 1893.

13. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008 г.

14. Письмо Минобразования России от 06.02.1995 N 151/11 "О гражданском образовании и изучении Конституции Российской Федерации//Справочник преподавателя общественных дисциплин. М., 1998.

15. Материалы о Конституции Российской Федерации http://constitution.garant.ru/.

 

Заместитель Директора

Департамента государственной

политики в образовании

В.В.СПАССКАЯ

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024