Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

ИНФОРМАЦИЯ

 

О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО

ПРОЕКТА "ОБРАЗОВАНИЕ" В 2008 ГОДУ

 

Реализация приоритетного национального проекта "Образование", объявленного Президентом РФ В.В. Путиным 5 сентября 2005 г., ориентирована, прежде всего, на выявление и стимулирование лучших образцов российского образования, обеспечение возможности получения качественного, соответствующего современным требованиям и условиям образования независимо от места жительства и охватывает следующие уровни образования: общее среднее, начальное профессиональное, среднее профессиональное и высшее профессиональное.

В реализации приоритетного национального проекта "Образование" (далее - ПНП "Образование") участвуют федеральные органы исполнительной власти (Минобрнауки России, Рособразование), органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие управление в сфере образования, образовательные учреждения.

Основными функциями Федерального агентства по образованию в области осуществления мероприятий ПНП "Образование" являются:

- проведение предусмотренных конкурсных мероприятий, включая формирование и обеспечение работы экспертных комиссий;

- заключение соглашений/договоров с победителями конкурсов, а также с субъектами РФ о предоставлении субсидий на реализацию мероприятий ПНП "Образование";

- финансирование мероприятий ПНП "Образование", которое осуществляется в формах предоставления субсидий бюджетам субъектов РФ, сметного финансирования подведомственных учреждений и перечисления средств на личные счета лауреатам премий по поддержке талантливой молодежи;

- составление и представление отчетов по установленным формам.

Согласно Сетевому графику по реализации ПНП "Образование", утвержденному Приказом Минобрнауки России от 28.12.2008 N 396 (далее - Сетевой график), к основным функциям органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих управление в сфере образования, относятся:

- разработка и обеспечение своевременного принятия региональных нормативных правовых актов и распорядительных документов;

- заключение соглашений с Федеральным агентством по образованию;

- осуществление постоянного контроля за соблюдением установленных федеральными нормативными правовыми и распорядительными актами и Сетевым графиком показателей ПНП "Образование" и сроков их исполнения;

- составление и представление отчетов по формам 1-ПС и 3-СГ Типовой инструкции, а также другим формам, установленным на федеральном уровне.

Главными задачами образовательных учреждений - победителей конкурсных отборов является выполнение взятых на себя обязательств по реализации инновационных образовательных программ, прежде всего в части обязательного софинансирования данных мероприятий, а также своевременного и целевого расходования полученных средств федерального бюджета в установленные сроки.

Направления, основные мероприятия и параметры ПНП "Образование" на 2008 год утверждены президиумом Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, рассмотрены на заседании Совета 28 февраля 2008 г. Направления и мероприятия ПНП "Образование" реализуются на следующих уровнях образования.

 

1. ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ И СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

Государственная поддержка инновационных образовательных

программ в общеобразовательных учреждениях

 

Показатель реализации - внедрение инновационных образовательных программ в 3000 общеобразовательных учреждений. Объем субсидий, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, составляет 3 млрд. рублей; объем софинансирования в 2008 году - 3 млрд. 137 млн. 634 тыс. рублей.

С 2006 года по 2008 год наблюдался рост числа заявок на участие в конкурсе ПНП "Образование". В 2006 году количество общеобразовательных учреждений - участников конкурсов составило 6012, в 2007 году - 7199, в 2008 году - 7595. В целом по Российской Федерации количество общеобразовательных учреждений, участвовавших в конкурсе в указанный период, увеличилось на 20,8%. Сельские общеобразовательные учреждения проявили большую активность при участии в конкурсе.

Среди победителей конкурса есть образовательные учреждения, победившие дважды и трижды. В 2007 году дважды победителей было 122, в 2008 году - 507; образовательных учреждений, победивших в конкурсе трижды, - 76.

Рособразование заключило соглашения о предоставлении субсидий на внедрение инновационных образовательных программ со всеми субъектами РФ в установленные Сетевым графиком сроки. 81 субъекту РФ, выбравшему вариант получения субсидии в 2008 году в порядке учета операций на лицевых счетах, в мае - начале июня 2008 года перечислены средства федерального бюджета в размере 2 млрд. 934 млн. рублей, что составляет 100% от годового объема. Бюджетам Республики Чувашия и Тюменской области средства перечисляются на основании ежеквартально представляемых отчетов о произведенных кассовых расходах. По состоянию на 1 ноября 2008 г. бюджету Республики Чувашия Рособразованием направлены средства федерального бюджета в объеме 429,6 тыс. рублей.

Согласно Сетевому графику субъекты РФ должны были довести средства федерального бюджета до общеобразовательных учреждений-победителей в срок до 15 июня 2008 г. По данным мониторинга, только 10 регионов сделали это в установленный срок. В настоящее время средства доведены до школ в 80 регионах, три субъекта (Республика Ингушетия, Оренбургская и Сахалинская области) осуществляют централизованные закупки.

Всего по состоянию на 1 ноября 2008 г. учреждениями-победителями израсходовано средств федерального бюджета в объеме 1 млрд. 694 млн. рублей, что составляет 56,5% от годового объема, по направлениям: приобретение лабораторного оборудования - 95,3 млн. рублей; приобретение программного и методического оборудования - 92,8 млн. рублей; модернизация материально-технической учебной базы - 1 млрд. 452,7 млн. рублей; повышение квалификации и переподготовка педагогических работников - 53,1 млн. рублей.

Отчеты о расходовании средств субсидии на внедрение инновационных образовательных программ в общеобразовательных учреждениях субъекты РФ должны представлять ежеквартально до 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. По состоянию на 15 октября 2008 г. отчеты представил 71 субъект.

 

Денежное поощрение лучших учителей

 

Показатель реализации мероприятия - выплата 10000 лучших учителей, определенных по итогам региональных конкурсов, денежного поощрения в размере 100000 рублей. Всего на реализацию данного мероприятия федеральным бюджетом предусмотрен 1 млрд. рублей. В 2008 году (в отличие от 2006 и 2007 годов) средства предоставлялись региональным бюджетам в виде субсидий, что потребовало заключения соответствующих соглашений между Рособразованием и субъектами РФ, после чего в июле 2008 года 80 регионам были перечислены средства федерального бюджета в размере 938,6 млн. рублей, что составляет 100% от предусмотренного годового объема. Бюджетам Чувашской Республики, Тюменской области и г. Москвы 61,4 млн. рублей будут перечислены после представления отчетов о произведенных кассовых расходах (срок представления - до 15 ноября 2008 г.). Все перечисленные действия осуществлены Рособразованием в сроки, установленные Сетевым графиком.

В 2008 году только в одном субъекте РФ (Чеченская Республика) был нарушен срок перечисления средств лучшим учителям, установленный Указом Президента РФ от 06.04.2006 N 324 "О денежном поощрении лучших учителей" (до 5 октября). В данном регионе перечисление средств на счета получателей продолжалось до 15 октября 2008 г.

Также в 5 регионах отмечены единичные случаи несвоевременной выплаты денежного поощрения:

- Пермский край - 5 учителей указали неверные реквизиты банковских счетов (в настоящее время, после уточнения данных, средства перечислены получателям);

- Нижегородская, Новосибирская области и Еврейская автономная область (по одному человеку) - в Приказе Минобрнауки России от 01.07.2008 N 197 "Об утверждении списка победителей конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями" неверно указаны личные данные (фамилия, имя, отчество) учителей (в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 07.10.2008 N 284 "О внесении изменений в список победителей конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями, утвержденный Приказом Минобрнауки России от 1 июля 2008 г. N 197" учителя получили причитающиеся денежные поощрения до конца октября 2008 года);

- г. Москва - не произведены выплаты премий в связи со смертью одного из получателей (средства будут выплачены наследникам в установленном порядке) и переездом второго получателя в другой город (в настоящее время средства перечислены на расчетный счет, указанный получателем).

 

Государственная поддержка талантливой молодежи

 

Показатель реализации - государственная поддержка 5350 победителей и призеров международных, всероссийских и региональных конкурсных мероприятий для лиц в возрасте от 14 до 25 лет. Объем средств федерального бюджета на эти цели составляет 200 млн. рублей.

Перечень мероприятий, по итогам которых присуждаются премии, утвержден приказом Минобрнауки России и включает 111 международных и всероссийских олимпиад, конкурсов, фестивалей, соревнований, а также региональные и межрегиональные мероприятия всех субъектов РФ.

В 2008 году премии в размере 60 тыс. рублей получат 1250 победителей, а премии в размере 30 тыс. рублей - 2500 призеров международных и всероссийских конкурсных мероприятий и 1600 победителей региональных мероприятий. Всем лауреатам будут вручены дипломы.

В текущем году перечни лауреатов утверждены пятью приказами Минобрнауки России, которые выходили по мере завершения конкурсных мероприятий. Рособразование разработало график и регламент предоставления организаторами конкурсных мероприятий итоговых документов конкурсантов. По мере издания приказов Минобрнауки России Рособразование перечисляло премии на личные счета лауреатов. В настоящее время премии в общем объеме 141 млн. рублей получили 3543 человека.

Эксперты, наблюдавшие за проведением региональных конкурсных отборов, отмечают следующие социальные эффекты реализации данного мероприятия.

 

Выплата вознаграждения за классное руководство

в государственных общеобразовательных учреждениях субъектов

РФ и муниципальных общеобразовательных учреждениях

 

Показатель мероприятия - выплата ежемесячного дополнительного вознаграждения в размере 1000 рублей 800000 педагогических работников, выполняющих функции классного руководителя. На эти цели в 2008 году из федерального бюджета выделены средства в размере 11 млрд. 179 млн. 994,7 тыс. рублей.

С начала года Рособразование перечислило бюджетам субъектов РФ средства федерального бюджета в размере 9 млрд. 696 млн. 198 тыс. рублей. Указанная сумма включает в себя средства, направленные 70 субъектам РФ, выбравшим способ получения субсидий в порядке учета на лицевых счетах (7 млрд. 835 млн. 772,4 тыс. рублей). Данного объема достаточно этим регионам для осуществления выплат до конца текущего года. Кроме того, 13 регионам, выбравшим вариант получения субсидии в 2008 году в порядке компенсации произведенных кассовых расходов, перечислено 1 млрд. 860 млн. 425,6 тыс. рублей.

 

Закупка автобусов для сельских школ

 

Показатель реализации - централизованная закупка не менее 1650 школьных автобусов за счет средств федерального бюджета в размере 1 млрд. рублей.

В 2008 году Рособразованием по итогам проведенных конкурсных мероприятий заключено 4 государственных контракта, которыми предусмотрена закупка 1150 автобусов пассажировместимостью до 11 человек (из которых 400 единиц полноприводные) и 500 автобусов пассажировместимостью до 22 человек (250 единиц полноприводные).

Рособразование заключило соглашения с субъектами РФ о взаимодействии по реализации данного направления. Объем софинансирования из средств бюджетов субъектов РФ составляет 1 млрд. 91 млн. рублей.

В настоящее время осуществлена отгрузка 1327 автобусов, что составляет 80,4% от общего количества поставляемых в 2008 году автобусов (1650 штук). Принято по акту органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими управление в сфере образования, 1171 автобус, что составляет 71% от общего количества.

 

Закупка учебного и учебно-наглядного оборудования

для оснащения общеобразовательных учреждений

 

Показатель реализации - централизованная закупка не менее 7000 комплектов учебного и учебно-наглядного оборудования за счет средств федерального бюджета в размере 2,3 млрд. рублей.

В 2008 году заключено 16 государственных контрактов, в рамках исполнения которых закуплены и поставляются в субъекты РФ следующие виды учебного и учебно-наглядного оборудования:

- кабинеты физики - 1427 штук, из которых 328 предназначены для малокомплектных школ;

- кабинеты химии - 1447 штук, из которых 328 предназначены для малокомплектных школ;

- кабинеты биологии - 1450 штук, из которых 328 предназначены для малокомплектных школ;

- кабинеты географии - 1427 штук, из которых 328 предназначены для малокомплектных школ;

- интерактивные аппаратно-программные комплексы - 2615 штук.

В настоящее время полностью завершена поставка 1427 комплектов оборудования для кабинетов географии и продолжается отгрузка (доставка в регионы организациями-поставщиками) остального оборудования:

- 1190 комплектов оборудования для кабинетов физики, что составляет 83% от общего количества поставляемых в 2008 году комплектов. Принято по акту органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими управление в сфере образования (акт сдачи-приемки оборудования представлен в установленном порядке в Рособразование), 943 комплекта, что составляет 66% от общего количества;

- 1303 комплекта оборудования для кабинетов химии, что составляет 91,3% от общего количества поставляемых в 2008 году комплектов. Принято по акту 1106 комплектов, что составляет 78% от общего количества;

- 1410 комплектов оборудования для кабинетов биологии, что составляет 98,8% от общего количества поставляемых в 2008 году комплектов. Принято по акту 1292 комплекта, что составляет 91% от общего количества;

- 1810 комплектов интерактивного аппаратно-программного комплекса, что составляет 72,4% от общего количества поставляемых в 2008 году комплектов (2500 штук). Принято по акту 1392 комплекта, что составляет 55,6% от общего количества.

Рособразование заключило соглашения с субъектами РФ о взаимодействии по реализации данного мероприятия. На те же цели из бюджетов субъектов РФ в 2008 году будут направлены средства в размере 2 млрд. 377 млн. 661 тыс. рублей.

 

Внедрение современных образовательных технологий

 

В рамках данного направления в 2008 году реализуются следующие мероприятия:

- "Обеспечение лицензионной поддержки стандартного базового пакета программного обеспечения для использования в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации в 2007 - 2009 годах" - основными задачами в 2008 году являются обеспечение образовательных учреждений экземплярами эталонного комплекта программных продуктов, входящих в пакеты специализированных коммерческих программных продуктов, вместе с сопроводительными материалами и предоставление пользователям необходимой информационно-справочной и методической поддержки. В субъекты РФ отгружено 55530 комплектов стандартного (базового) пакета программного обеспечения (СБППО), что составляет 100% от общего количества. В систему мониторинга использования продуктов, входящих в СБППО, внесено 55530 талонов доставки, что составляет 100% от общего числа. Функционирует служба технической и информационной поддержки пользователей. На официальном портале проекта зарегистрировались более 60% всех образовательных учреждений, в которые поставлено СБППО. Срок действия лицензии на поставленное программное обеспечение - 3 года, всего допускается не более 1 млн. установок. Организационно-технические меры, предпринятые Рособразованием, позволили не допустить случаев нарушения лицензионных соглашений;

- "Апробация использования в общеобразовательных учреждениях свободного программного обеспечения" - основными задачами в 2008 году являются разработка методических и справочных материалов по пакету свободного программного обеспечения (ПСПО), апробация ПСПО и разработанных материалов в образовательных учреждениях пилотных субъектов (Республика Татарстан, Пермский край и Томская область), разработка учебных курсов по ПСПО для различных категорий пользователей, создание информационного ресурса в сети Интернет, предоставление пользователям необходимой технической поддержки. Установка и апробация ПСПО завершена во всех пилотных общеобразовательных учреждениях. Кроме первоначально запланированных 1084 учреждений ПСПО дополнительно установлен еще в 20. Таким образом, общее число общеобразовательных учреждений, принимающих участие в проекте, составило 1104. В пилотных регионах активно ведется сбор протоколов установки ПСПО, работают службы технической поддержки. Получено более 620 заявок на присоединение к проекту от школ других субъектов РФ. В ходе апробации ПСПО накоплен значительный опыт по использованию свободного программного обеспечения и по преодолению системных проблем информатизации образовательных учреждений;

- "Обеспечение дополнительным пакетом лицензионных программных продуктов образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы" - в течение 2008 года 6000 общеобразовательных учреждений обеспечены экземплярами эталонного комплекта программных продуктов, входящих в пакеты специализированных коммерческих программных продуктов (СКПП), вместе с сопроводительными материалами. Кроме того, пользователям предоставлена необходимая информационно-справочная и методическая поддержка. Поставка комплектов специализированных коммерческих программных продуктов (СКПП) полностью завершена в установленные сроки, в общеобразовательные учреждения направлено 5849 комплектов, что составляет 100% от общего количества (изменение общего числа комплектов объясняется тем, что в 2007 году 151 общеобразовательное учреждение - победитель конкурса 2006 года было включено в перечень победителей 2007 года), обработано 100% талонов доставки от школ, получивших комплекты. Проводится обучение по работе с программными продуктами, поставляемыми в рамках проекта, педагогов общеобразовательных учреждений, методистов и преподавателей учреждений дополнительного образования (всего 300 человек) по различным программным продуктам;

- "Обеспечение трафика для школ, подключенных к сети Интернет в 2006 - 2007 годах" - в течение 2008 - 2009 годов круглосуточный доступ к сети Интернет на скорости не ниже чем 128 Кбит/с без ограничения трафика предоставляется образовательным учреждениям Российской Федерации, подключенным к Интернету в 2006 - 2007 годах, согласно утвержденному перечню.

С октября 2008 года истекает срок обеспечения трафика для образовательных учреждений, в числе первых подключенных к сети Интернет в аналогичный период 2006 года. Оплата услуг связи с этого времени должна осуществляться за счет региональных бюджетов. В настоящее время в субъектах РФ проводится следующая работа:

- в 25 регионах выделены средства на проведение региональных конкурсов по отбору организаций-провайдеров, из них в 12 конкурсы уже состоялись и по их итогам определены победители;

- в 4 регионах организации-провайдеры будут определены по итогам открытых аукционов;

- в 7 регионах организации-провайдеры будут определены по методу запроса котировок;

- в 46 субъектах средства региональных бюджетов передаются на муниципальный уровень для проведения конкурсных мероприятий;

- в Чеченской Республике в 2008 году отключений нет, конкурсные мероприятия не проводятся.

 

Государственная поддержка субъектов РФ, внедряющих

комплексные проекты модернизации образования

 

В 2008 году государственная поддержка проектов, направленных на введение институциональных изменений в системе общего образования, учитывающих специфику каждого региона, будет оказана 31 субъекту РФ, отобранному по итогам проведения конкурсного отбора. Данное мероприятие предусматривает обязательное софинансирование со стороны участников - на эти цели в текущем году должны быть направлены средства региональных бюджетов в объеме 7 млрд. 692 млн. рублей.

В конце 2007 года был проведен второй этап конкурсного отбора субъектов РФ, внедряющих комплексные проекты модернизации образования, по итогам которого были определены 10 регионов-победителей. Также Конкурсная комиссия Минобрнауки России рассмотрела результаты экспертизы содержательных отчетов 21 региона-победителя о реализации в 2007 году комплексных проектов модернизации образования. По решению конкурсной комиссии:

- с 10 регионами, рейтинг которых превысил 700 баллов, в 2008 году заключено соглашение и продолжено финансирование в полном объеме;

- с 8 регионами, рейтинг которых был менее 700 баллов, в 2008 году заключено соглашение и продолжено финансирование на 6 месяцев текущего года;

- с 3 регионами, которые не выполнили взятые на себя обязательства по введению новой системы оплаты труда, в 2008 году заключено соглашение и продолжено финансирование на 6 месяцев текущего года с уменьшением размера предоставляемой субсидии на 20%.

По итогам рассмотрения в июле 2008 года сведений о работе, проведенной в I полугодии 2008 г. в 11 регионах-победителях 2007 года, Конкурсной комиссией Минобрнауки России принято решение о продолжении участия в проекте вышеуказанных 11 регионов-победителей 2007 года. Кроме того, на реализацию данного направления ПНП "Образование" из федерального бюджета были выделены дополнительные ассигнования в размере 650 млн. рублей, таким образом, годовой объем финансирования данного направления увеличился с 5 млрд. 250 млн. рублей до 5 млрд. 900 млн. рублей. Указанные средства были распределены между участниками.

Всего в период с апреля по август 2008 года 30 субъектам-победителям, которые выбрали вариант получения субсидий в порядке учета на лицевых счетах, направлены средства в размере 5 млрд. 691 млн. 250,9 тыс. рублей, что составляет 100% от годового объема. Бюджету Республики Чувашия в соответствии с отчетами о произведенных кассовых расходах в первом, втором и третьем кварталах текущего года перечислено 157 млн. 673,2 тыс. рублей, что составляет 75,5% от годового объема (208 млн. 749,1 тыс. рублей).

По состоянию на 1 ноября 2008 г. в 31 субъекте освоение средств федерального бюджета составило 2 млрд. 113,3 млн. рублей (38,9% от годового объема), региональных бюджетов - 8 млрд. 777,1 млн. рублей (57,6% от годового объема).

Расходование средств федерального бюджета осуществляется по направлениям:

- повышение квалификации педагогических работников - 50,5 млн. рублей;

- приобретение оборудования и мебели для общеобразовательных учреждений - 1 млрд. 32,2 млн. рублей;

- ремонт общеобразовательных учреждений - 683,9 млн. рублей;

- приобретение транспорта для подвоза детей - 207,1 млн. рублей;

- разработка методических материалов - 9,5 млн. рублей;

- другие направления - 131,6 млн. рублей.

Отчеты об использовании средств федерального бюджета, предоставленных в виде субсидий на внедрение комплексных проектов модернизации образования, за III квартал 2008 г. в установленный срок (до 15 октября 2008 г.) представили 14 регионов.

 

Реализация экспериментальных проектов

по организации питания школьников

 

Данное мероприятие реализуется с 2008 года и предусматривает оказание государственной поддержки реализации в субъектах РФ экспериментальных проектов по совершенствованию организации питания обучающихся в государственных общеобразовательных учреждениях субъектов РФ и муниципальных общеобразовательных учреждениях в объеме 500 млн. рублей.

Приказом Минобрнауки России от 14.12.2007 N 363 "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21.11.2007 N 799" утверждены порядок и критерии конкурсного отбора субъектов РФ, реализующих экспериментальные проекты, форма соглашения с победителями конкурса и форма отчета. Всего на участие в конкурсе поступили заявки от 37 регионов, из которых были отобраны 14 регионов-победителей (Республика Татарстан, Алтайский, Краснодарский, Красноярский и Ставропольский края, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Липецкая, Оренбургская, Пензенская и Тамбовская области, г. Санкт-Петербург). Рособразование заключило соглашения со всеми победителями и в марте 2008 года перечислило бюджетам данных субъектов РФ средства федерального бюджета в размере 500 млн. рублей, что составляет 100% от годового объема.

В настоящее время регионами - участниками проекта израсходовано 308,8 млн. рублей (61,7% от годового объема).

По мнению экспертов, участвовавших в течение трех лет в различных мониторинговых исследованиях, реализация вышеперечисленных направлений и мероприятий ПНП "Образование" способствовала возникновению положительных эффектов и изменений в системе общего образования. Среди них:

- повышение качества обучения по результатам внутришкольной аттестации; повышение учебной мотивации обучающихся; готовности выпускников начальной и основной школы к продолжению обучения на старшей ступени школьного образования; рост доли выпускников с успешной социализацией;

- рост активности учащихся в жизни школы и местного сообщества; рост общей культуры поведения, общения учащихся; изменение ценностных ориентаций учащихся: осознание ценности здорового образа жизни, делового успеха, повышение деловой мотивации;

- более последовательно реализуется преемственность в работе с одаренными детьми и талантливой молодежью;

- активизировалась деятельность органов студенческого самоуправления в организации поисковой, исследовательской деятельности, реализации социально значимых проектов талантливой молодежи;

- определились продуктивные формы активизации творческого потенциала одаренных детей и талантливой молодежи - в образовательных учреждениях создаются научно-исследовательские центры, развивается проектная деятельность, направленная на решение актуальных социальных проблем села, города, муниципального образования, развиваются различные формы патриотического воспитания;

- значительное увеличение притока финансовых средств в систему общего образования, что позволило создать условия для устойчивого развития региональных систем общего образования;

- развитие инновационных процессов в общем образовании, что проявляется в росте инновационной активности педагогов и образовательных учреждений, развитии системы распространения инновационного опыта;

- расширение практики использования современных образовательных технологий;

- модернизация систем внутришкольного управления;

- повышение профессиональной компетенции работников образования;

- формирование системы независимой оценки качества общего образования и общественного экспертного сообщества.

Педагогические технологии по своему разнообразию и педагогическому потенциалу все в большей степени стали соответствовать компетентностному подходу, обеспечивать формирование у учащихся тех или иных способов деятельности, умение применять полученные знания на практике, а также реализовать личностно ориентированное образование. Абсолютным лидером в числе педагогических технологий, используемых школами для достижения инновационных образовательных целей, стали информационно-коммуникационные технологии. По данным мониторинга, 96,8% школ-победителей 2006 и 2007 годов используют информационные технологии для реализации инновационных образовательных программ.

В массовом порядке произошло увеличение объема и разнообразия внеурочных, а также внешкольных занятий с учащимися.

Созданы новые условия реализации образовательных процессов в школах в соответствии с инновационными образовательными программами. Прежде всего улучшилась оснащенность школы современной компьютерной техникой, обновились технические средства обучения и лабораторное оборудование, повысилась профессиональная компетентность учителей, открыт постоянный доступ к ресурсам Интернет, обеспечена оснащенность учебного процесса наглядно-иллюстративными материалами.

 

2. НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ, СРЕДНЕЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ, ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

Государственная поддержка учреждений начального и среднего

профессионального образования, внедряющих инновационные

образовательные программы

 

Показатель реализации - внедрение инновационных образовательных программ в не менее чем 70 учреждениях начального и среднего профессионального образования за счет средств федерального бюджета в объеме 1 млрд. 800 млн. рублей. Обязательным условием реализации данного мероприятия является софинансирование за счет средств региональных бюджетов и заинтересованных работодателей. В текущем году объем привлеченных средств составляет 2 млрд. 251,5 млн. рублей.

По итогам проведенного конкурса определены 72 учреждения-победителя (30 учреждений начального и 42 учреждения среднего профессионального образования), объем государственной поддержки которых составил 1 млрд. 798,4 млн. рублей. Финансирование 29 учреждений-победителей, подведомственных Рособразованию и другим федеральным ведомствам, осуществляется на основании разработанных учреждениями и утвержденных Рособразованием смет. С 23 субъектами РФ, в ведении которых находятся 43 учреждения-победителя, Рособразование заключило соглашения о предоставлении субсидий на внедрение инновационных образовательных программ в учреждениях начального и среднего профессионального образования. В июне-июле 2008 года данным учреждениям перечислены средства федерального бюджета в размере 1 млрд. 798,4 млн. рублей, что составляет 100% от предусмотренного годового объема.

В связи с тем, что на реализацию данного мероприятия выделены из федерального бюджета дополнительные ассигнования в размере 2,6 млрд. рублей, Приказом Минобрнауки России от 27.10.2008 N 315 внесены изменения в перечень учреждений начального и среднего профессионального образования - победителей конкурсного отбора в части увеличения объема государственной поддержки, предоставляемой 9 из 72 победителей, на общую сумму 55 млн. 730 тыс. рублей.

Кроме того, Приказом Минобрнауки России от 27.10.2008 N 316 утвержден дополнительный перечень учреждений начального и среднего профессионального образования - победителей конкурсного отбора 2008 года, в который вошли 98 учреждений регионального подчинения. Объем государственной поддержки данных учреждений составит 2 млрд. 556 млн. 981,2 тыс. рублей. В соответствии с данным Приказом Минобрнауки России Рособразование должно в месячный срок заключить соглашения с субъектами РФ, в ведении которых находятся учреждения-победители, и передать регионам предусмотренные ассигнования.

Все учреждения - участники конкурса наряду с конкурсной документацией представляли гарантийные письма, подтверждающие софинансирование внедрения инновационных образовательных программ со стороны субъектов РФ либо заинтересованных организаций-победителей. Тем не менее, как и в прошлом году, у определенного числа победителей возникли трудности с получением данных средств. Имели место задержки перечисления средств; предложения замены непосредственного финансирования предоставлением во временное пользование дорогостоящего оборудования; сложности финансирования из регионального бюджета учреждений федерального подчинения.

В настоящее время победителями освоено средств по направлениям:

- закупка учебно-лабораторного оборудования - 336,3 млн. рублей (федеральные средства) и 113,9 млн. рублей (софинансирование);

- закупка учебно-производственного оборудования - 435,9 млн. рублей (федеральные средства) и 661,5 млн. рублей (софинансирование);

- закупка программного и методического обеспечения - 59,9 млн. рублей (федеральные средства) и 15,7 млн. рублей (софинансирование);

- модернизация учебных помещений, ремонт помещений под учебные мастерские/лаборатории - 174,8 млн. рублей (софинансирование);

- повышение квалификации преподавателей, мастеров, методистов и административно-хозяйственного персонала - 12,8 млн. рублей (софинансирование).

Всего израсходовано средств федерального бюджета в объеме 832 млн. 217 тыс. рублей, что составляет 46% от годового объема, и средств софинансирования в 978 млн. 813 тыс. рублей, что составляет 43% от годового объема.

 

Стимулирование образовательных учреждений высшего

профессионального образования, внедряющих инновационные

образовательные программы

 

Показатель реализации мероприятия - поддержка 40 вузов - победителей конкурсного отбора 2007 года (объем предоставляемой поддержки в 2008 году составляет 10 млрд. рублей).

Мероприятие реализуется на условии софинансирования, объем которого в 2008 году составляет 2 млрд. 523,2 млн. рублей.

Всего за три года реализации данного мероприятия в нем приняли участие более 500 российских вузов самого разного профиля - от классических и технических университетов до медицинских, экономических и педагогических вузов.

Рособразование в марте 2008 года перечислило средства федерального бюджета 30 подведомственным вузам-победителям в размере 7 млрд. 889,5 млн. рублей, что составляет 100% от предусмотренного годового объема.

Минфином России осуществлено изменение росписи расходов и средства федерального бюджета в объеме 1 млрд. 940 млн. рублей переданы 6 федеральным органам исполнительной власти (МИД России, Минсельхоз России, Росжелдор, Росздрав, Росспорт, Управление делами Президента РФ), в ведении которых находятся 9 из 40 вузов-победителей. Данные ведомства осуществили финансирование подведомственных вузов.

В соответствии с Приказом Минобрнауки России от 28.05.2008 N 157 "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 343 "О порядке оказания государственной поддержки в 2008 году государственным образовательным учреждениям высшего профессионального образования субъектов Российской Федерации, внедряющих инновационные образовательные программы" (зарегистрирован в Минюсте России 7 июня 2008 г., рег. N 11820) Рособразование заключило соглашение с г. Москвой о предоставлении субсидии из федерального бюджета в размере 170,5 млн. рублей на внедрение инновационной образовательной программы Московского городского психолого-педагогического университета. Объем софинансирования из городского бюджета составляет 35 млн. рублей. Поскольку г. Москвой был выбран вариант получения субсидии в 2008 году в порядке компенсации кассовых расходов, средства федерального бюджета будут перечисляться бюджету города в соответствии с отчетом, который должен быть представлен до 15 ноября 2008 г.

В настоящее время вузами-победителями израсходованы средства федерального бюджета в размере 4 млрд. 164,7 млн. рублей, что составляет 42% от годового объема, и средства софинансирования в размере 1 млрд. 185,3 млн. рублей, что составляет 47% от годового объема, по направлениям:

- приобретение лабораторного оборудования - в объемах 3 млрд. 2,8 млн. рублей (федеральные средства) и 267,5 млн. рублей (софинансирование);

- разработка и приобретение программного и методического обеспечения - 813,7 млн. рублей (федеральные средства) и 143,6 млн. рублей (софинансирование);

- модернизация материально-технической учебной базы - 693,1 млн. рублей из средств софинансирования;

- повышение квалификации и профессиональная переподготовка научно-педагогического и другого персонала вузов - 348,2 млн. рублей (федеральные средства) и 81,1 млн. рублей (софинансирование).

 

Развитие сети федеральных университетов

 

Показатель реализации - обеспечение деятельности двух федеральных университетов за счет средств федерального бюджета в объеме 4,7 млрд. рублей (по 2 млрд. 350 млн. рублей на каждый вуз).

Южный и Сибирский федеральные университеты были созданы в конце декабря 2006 года. Начиная с января 2007 года вузы получили лицензии на право ведения образовательной деятельности; прошли государственную аккредитацию; были внесены в перечень подведомственных Рособразованию федеральных государственных образовательных учреждений.

На состоявшемся в феврале 2008 года заседании межведомственной рабочей группы по приоритетному национальному проекту "Образование" при Совете при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике были рассмотрены и одобрены программные мероприятия Сибирского и Южного федеральных университетов и направления расходования средств на финансирование программных мероприятий в 2008 году, включая модернизацию образовательного и научно-исследовательского процессов, укрепление материально-технической базы и совершенствование системы оплаты труда.

В вузах идет активная работа по созданию новых структурных подразделений (научно-исследовательские институты, учебно-научно-инновационные комплексы, научно-технические центры, центры дополнительного профессионального образования и повышения квалификации специалистов). Сибирский и Южный федеральные университеты являются организаторами и активными участниками региональных, всероссийских, международных симпозиумов, семинаров и конференций. За счет собственных и привлеченных средств вузами ведется строительство новых зданий библиотек, учебных корпусов, общежитий.

В марте 2008 года средства федерального бюджета, предусмотренные на мероприятия по развитию университетов, были перечислены Сибирскому и Южному федеральным университетам в полном объеме. В настоящее время освоение средств федерального бюджета Сибирским федеральным университетом по направлениям: "Модернизация образовательного и научно-исследовательского процессов", "Модернизация структуры университета, системы управления и развитие кадрового потенциала", "Укрепление материально-технической базы" составило 1 млрд. 11 млн. рублей (43% от годового объема). Южный федеральный университет по направлениям: "Модернизация образовательного процесса", "Модернизация научно-исследовательского процесса", "Укрепление материально-технической базы", "Развитие кадрового потенциала" израсходовал из средств федерального бюджета 1 млрд. 69,1 млн. рублей (45,5% от годового объема).

Указом Президента РФ от 07.05.2008 N 716 "О федеральных университетах" предусмотрено формирование сети федеральных университетов, обеспечивающих высокий уровень образовательного процесса, исследовательских и технологических разработок, а также создание Дальневосточного федерального университета (наряду с созданными Сибирским и Южным федеральными университетами).

 

Создание бизнес-школ в Московском регионе

и г. Санкт-Петербурге

 

Показатель реализации - создание и обеспечение функционирования двух бизнес-школ. На создание и развитие бизнес-школы в г. Санкт-Петербурге федеральным бюджетом на 2008 год предусмотрены средства в объеме 2,1 млрд. рублей, из которых: 100 млн. рублей будут направлены на развитие бизнес-школы; 2 млрд. рублей - на строительство и реконструкцию объектов для размещения Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета (ВШМ), в том числе: на проектно-изыскательские работы; реконструкцию существующих зданий; строительство новых зданий и сооружений; реконструкцию и благоустройство парка; строительство инженерных сетей и сооружений. В настоящее время осуществлены проектно-изыскательские и строительно-монтажные работы на сумму 160 млн. рублей, в соответствии с представленными отчетами произведена оплата проектно-изыскательских работ в объеме 6 млн. рублей.

Средства федерального бюджета, предусмотренные на реализацию мероприятий по развитию Высшей школы менеджмента, в марте 2008 года перечислены Санкт-Петербургскому государственному университету в полном объеме (100 млн. рублей). В настоящее время освоение средств федерального бюджета по направлениям: "Создание ВШМ", "Организация дополнительного профессионального образования профессорско-преподавательского состава", "Разработка новых программ, методик и технологий подготовки высококвалифицированных управленческих кадров", "Оснащение оборудованием, необходимым для осуществления образовательного процесса" составило 43,5 млн. рублей, что составляет 43,5% от полученного годового объема средств федерального бюджета (100 млн. рублей).

Проводимый с 2006 года мониторинг результативности реализации инновационных образовательных программ показал, что учреждения системы профессионального образования - победители конкурсов могут выполнять функции ресурсного центра не только в своем регионе, но и в масштабах всей страны. Заметно вырос престиж диплома учреждения-победителя, а также интерес к инновационному опыту - это выражается прежде всего в увеличении числа заказов со стороны региональных предприятий и учреждений на подготовку специалистов; активизации межрегиональных и международных научных контактов; привлечении сотрудников учреждений в качестве экспертов для участия в различных мероприятиях. Улучшается кадровая ситуация - сохраняется высокая стабильность профессорско-преподавательского состава, наметился приток молодых кадров.

Наиболее значимыми эффектами реализации данных мероприятий ПНП "Образование" являются:

- разработка проектов государственных образовательных стандартов нового поколения и уровневых образовательных программ по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники, чем подготовлен массовый переход на уровневую подготовку;

- создание реальных условий для реструктуризации сети высших учебных заведений: вузы - участники проекта готовы стать базовыми при формировании сети национальных исследовательских университетов;

- активизация в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования совместной научно-исследовательской деятельности профессорско-преподавательского состава со студентами и обучающимися;

- реализация эффективных форм взаимодействия с работодателями: совместная разработка профессиональных и образовательных стандартов, участие работодателей в определении направлений подготовки, формирование совместных баз данных о выпускниках и рынках труда.

Учреждения профессионального образования приобретают опыт работы в новых финансово-экономических условиях: разработаны механизмы финансирования, ориентированного на результат; реализованы различные модели привлечения внебюджетных ресурсов с целью софинансирования инновационных программ; плановые и финансовые службы получают опыт самостоятельной работы с большим объемом ресурсов, необходимый для эффективной деятельности в новой организационно-правовой форме автономного учреждения.

Участие в ПНП "Образование" привело к совершенствованию организационно-управленческих механизмов, сочетающих принципы стратегического и функционального управления: реализованы проектно-ориентированные модели управления, разработаны схемы грантовой поддержки, мониторинга, экспертизы и оценки результатов проектных мероприятий; традиционные институциональные структуры дополнены подразделениями инновационной направленности.

В ходе реализации проекта значительно активизировано государственно-частное партнерство - участие органов региональной власти и бизнеса в ресурсном обеспечении инновационных программ, участие бизнес-партнеров в процессе подготовки и переподготовки кадров, в оценке компетенций и сертификации специалистов, создание совместных исследовательских, проектных и инновационных структур; взаимодействие с технико-внедренческими зонами.

Значительное развитие получила инновационная инфраструктура учебных заведений: созданы новые инновационно-технологические центры, центры трансфера технологий, бизнес-инкубаторы, конструкторские и технологические бюро, опытные производства.

Укрепление научно-образовательного потенциала и инновационной активности привело к существенному росту инвестиционной привлекательности учреждений-победителей - они активно включаются в различные региональные программы с ресурсным обеспечением. Налицо рост объемов финансирования в рамках российских и международных программ и проектов; получение дополнительных ресурсов от реализации образовательных, научно-технических и других проектов в интересах реального бизнеса.

Формируется современная информационная образовательная среда, и создаются условия для активного взаимодействия в образовательной и научно-технической сферах как между учреждениями одного уровня образования, так и с другими партнерами в образовании, науке и бизнесе.

По результатам реализации ПНП "Образование" основными задачами на 2009, а также последующие годы являются:

- своевременная разработка и принятие нормативных правовых актов и распорядительных документов, регулирующих реализацию мероприятий ПНП "Образование";

- финансирование мероприятий ПНП "Образование" (в том числе за счет средств региональных бюджетов);

- создание условий, позволяющих не только транслировать накопленный опыт лучших учителей и образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, но и обеспечить его практическое применение;

- дальнейшая поддержка (в том числе материальная) субъектами РФ учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, независимо от финансирования их деятельности из федерального бюджета в рамках ПНП "Образование";

- осуществление мониторинга отдаленных эффектов реализации мероприятий ПНП "Образование";

- активное привлечение общественности к рассмотрению и решению различных задач ПНП "Образование";

- широкое освещение хода ПНП "Образование" и происходящих в связи с этим изменений в региональной системе образования и системе образования Российской Федерации в целом.

 

Начальник

Управления учреждений

образования и реализации

приоритетного национального

проекта "Образование"

П.АНИСИМОВ

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024