Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

ПРОФСОЮЗ РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ИНФОРМАЦИЯ

 

ОБ ИТОГАХ ВЫПОЛНЕНИЯ ОТРАСЛЕВОГО СОГЛАШЕНИЯ

ПО УЧРЕЖДЕНИЯМ И ОРГАНИЗАЦИЯМ, НАХОДЯЩИМСЯ В ВЕДЕНИИ

ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ОБРАЗОВАНИЮ,

НА 2006 - 2008 ГОДЫ

 

Реализация в 2006 - 2008 годах Отраслевого соглашения по образовательным учреждениям и организациям профессионального образования, находящимся в ведении Федерального агентства по образованию, осуществлялась в условиях дальнейшего развития и совершенствования законодательной базы, регулирующей в том числе реализацию базовых принципов социального партнерства.

Основной задачей стороны определили развитие конструктивного социального диалога и повышение его эффективности на федеральном уровне в условиях разграничения полномочий между уровнями власти, осуществления ускоренными темпами модернизации российского образования.

Отраслевое соглашение (далее - Соглашение) направлено на формирование и совершенствование системы взаимодействия по вопросам:

- участия в реализации приоритетного национального проекта "Образование" (далее - ПНП "Образование") и осуществления позитивных преобразований в отрасли;

- интеграции российской системы образования в европейское и мировое образовательное пространство (Болонский процесс);

- введения и совершенствования новой системы оплаты труда, его нормирования; форм и механизмов стимулирования труда работников образовательных учреждений, в том числе из внебюджетных источников;

- реализации государственной политики в области занятости; повышения квалификации работников; переподготовки кадров, в том числе в рамках формируемой системы непрерывного профессионального образования;

- подготовки и реализации проектов нормативных правовых актов, программ, предложений в национальные проекты в части, затрагивающей трудовые и социально-экономические права и интересы работников, социально-экономические права и интересы обучающихся (студентов);

- установления отраслевых правил и стандартов, обеспечивающих достойные условия труда работникам образования;

- внедрения и реализации принципа демократического государственно-общественного характера управления образованием на федеральном, региональном, территориальном и локальном уровнях;

- создания эффективных (конкурентоспособных) рабочих мест, отвечающих условиям безопасности, обеспечивающих качественное результативное выполнение работниками трудовых обязанностей.

В целях организации эффективной работы по выполнению Соглашения Отраслевая комиссия совместно с заинтересованными управлениями и отделами Рособразования и ЦК профсоюза разрабатывали ежегодные планы мероприятий по его реализации. Текст Соглашения был доведен до подведомственных Рособразованию учреждений, территориальных организаций Профсоюза, Российского союза ректоров (РСР), а также опубликован в средствах массовой информации.

В рамках выполнения обязательств Соглашения были разработаны и направлены в Минздравсоцразвития России предложения к проекту единых рекомендаций по системе оплаты труда работников учреждений, финансируемых как из федерального, так и из других уровней бюджетов.

Результатом совместных усилий Рособразования и Профсоюза стало выделение из федерального бюджета дополнительных бюджетных ассигнований на увеличение размеров доплат профессорско-преподавательскому персоналу вузов с ноября 2006 года за наличие ученой степени кандидата наук - с 900 до 3000 рублей (рост в 3,3 раза) и ученой степени доктора наук - с 1500 до 7000 рублей (рост в 4,7 раза).

Повышение размера стипендии с 1 января 2006 г. в 1,5 раза аспирантам федеральных учреждений высшего профессионального образования потребовало дополнительных бюджетных ассигнований в объеме 419,7 млн. рублей; повышение размера стипендии с 1 января 2006 г. в 1,5 раза обучающимся и студентам учреждений начального и среднего профессионального образования - 525,8 млн. рублей и повышение с 1 сентября 2008 г. в 1,2 раза студентам вузов с 900 до 1100 рублей и обучающимся ссузов и учреждений начального профессионального образования с 315 до 400 рублей также потребовало дополнительных бюджетных ассигнований, что в конечном счете увеличило объем средств на обеспечение социальной поддержки учащихся и студентов в 2008 году до 19,6 млрд. рублей; на повышение размера стипендии Президента РФ и специальных государственных стипендий Правительства РФ с 1 января 2006 г. в 2 раза; студентам и аспирантам образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования - 270 млн. рублей.

Заработная плата работников федеральных учреждений профессионального образования проиндексирована в 2006 году на 27,65%, дополнительные ассигнования - 5572 млн. рублей.

Для перехода с 1 декабря 2008 г. на новые системы оплаты труда Минфином России Рособразованию были предусмотрены дополнительные средства федерального бюджета на увеличение фонда оплаты труда работников бюджетных учреждений на 30%, которые своевременно были распределены и объемы финансирования доведены до подведомственных учреждений.

Одновременно с этим во многих регионах, несмотря на изменение законодательного поля, удалось частично сохранить региональные программы поддержки студентов и в меньшей степени сотрудников федеральных учреждений профобразования (Нижний Новгород, Башкирия, Челябинск, Екатеринбург, Пермь, Кемерово, Белгород, Томск, Ростов-на-Дону, Краснодар).

В целях стимулирования повышения результативности и качества деятельности работников учреждений и организаций профессионального образования предусмотрена по итогам конкурса в рамках ПНП "Образование" дополнительная поддержка 43 вузов России, 180 учреждений СПО и НПО, реализующих инновационные образовательные программы.

Также произошло увеличение расходов:

- на оздоровление студентов;

- на материальное обеспечение детей-сирот, обучающихся в учреждениях профессионального образования;

- на проведение учебных практик студентов;

- на капитальный и текущий ремонт студенческих общежитий;

- на приобретение оборудования;

- на повышение квалификации работников вузов, учреждений НПО, СПО;

- на пополнение библиотек художественной и учебно-методической литературой;

- на содержание студенческих санаториев-профилакториев;

- на строительство общежитий.

Произошло увеличение суммы расходов на обеспечение льгот по жилищно-коммунальным платежам работников учреждений начального и среднего профессионального образования, расположенных в сельской местности.

СКС профсоюза активно включился и в реализацию раздела ПНП "Образование", касающегося поддержки талантливой молодежи. Всероссийский конкурс "Студенческий лидер" внесен в перечень общероссийских мероприятий, по итогам которых присуждаются премии для талантливой молодежи в номинации "Социально значимая и общественная деятельность". Аналогичная работа ведется на региональном уровне.

В 2006 - 2008 годах Рособразованием своевременно и в полном объеме осуществлялось финансирование подведомственных учреждений по утвержденным в федеральном бюджете статьям расходов экономической бюджетной классификации. Задолженности по заработной плате и стипендиям по учреждениям и организациям, находящимся в ведении Рособразования, не было. Исключение составил прецедент с повышением заработной платы на 14% с 1 февраля 2008 г. Средства на выплату заработной платы в полном объеме поступили в вузы осенью 2008 года после обращения Профсоюза в Генеральную прокуратуру.

В соответствии с пунктом 20 Плана реализации Соглашения в Государственную думу Профсоюзом внесены предложения по повышению пенсии научно-педагогическим работникам образовательных учреждений до уровня 75% заработной платы.

С 1 декабря 2008 г. состоялся переход работников федеральных государственных учреждений профессионального образования на новую систему оплаты труда. В сжатые сроки проведена работа по принятию соответствующих необходимых документов в рамках рабочих групп, созданных с привлечением специалистов Рособразования и ЦК профсоюза.

Позитивные моменты, связанные с введением новой системы оплаты труда: привязка заработной платы руководителя к заработной плате работников и зависимость стимулирования руководителя от качества деятельности вуза; план перехода на новые системы оплаты труда (далее - НСОТ), предложенный Рособразованием, декларирующий участие Профсоюза на ключевых этапах путем согласования основных документов. Это позволило избежать дополнительных проблем, связанных с недемократичностью принципиальных документов, регламентирующих деятельность вуза (положение об оплате труда и коллективный договор).

Достигнута договоренность о проведении мониторинга ситуации по реализации НСОТ и дальнейшей корректировке примерного положения об оплате труда путем внесения минимальных размеров должностных окладов и перечня критериев стимулирования труда по всем категориям работников.

В 2006 году проведен мониторинг состояния дел по поддержке молодых преподавателей и ученых в подведомственных вузах. В большинстве вузов есть отдельные планы мероприятий по работе с молодыми специалистами, но комплексные целевые программы закрепления в вузах молодых кадров приняты только в 15% вузов.

Справочно. Доплаты к зарплате молодым специалистам отсутствуют в 10% вузов, и разница в возможностях тоже большая: от 300 - 400 рублей до 100% от размера оклада. Обеспеченность молодых преподавателей жильем оставляет желать лучшего; местами в общежитии молодых специалистов обеспечивают в 30% вузов; ипотечное кредитование применяется в 20% вузов; выделение ссуды молодым - в 15% вузов, совсем не решаются вопросы жилья в 32% вузов.

 

Практически во всех вузах есть возможности повышения профессионального уровня работников, но они также разные: факультеты повышения квалификации, курсы, чаще стажировки и возможность поступления в аспирантуру. Возможность какой-либо компенсации затрат на обучение молодых специалистов за счет внебюджетных средств предоставляется лишь в 10% вузов.

Говоря о преференциях для молодых преподавателей вузов, надо отметить, что льготное медицинское обслуживание на базе своих лечебных центров, поликлиник, санаториев-профилакториев вузов имеют 20% молодых преподавателей вузов, пользуются здравпунктами в 56% вузов, совсем не имеют никаких возможностей оздоровления в 35% вузов.

Имеют возможность посещать детские сады дети молодых преподавателей в 18% вузов. В 25% вузов участие профкомов в решении этой проблемы ограничивается в основном оформлением ходатайств в разные инстанции.

В 33% вузов молодые преподаватели имеют возможность воспользоваться отдыхом в вузовских спортивно-оздоровительных лагерях и на базах отдыха.

Фонды поддержки молодых специалистов с использованием внебюджетных средств - это редкое явление. Такие фонды имеются в Читинском государственном университете, Пермском государственном университете.

Конкретные планы, программы занятости существуют в 40% вузов, однако повсеместно действует система всевозможных подработок как в вузе, так и вне его стен.

Анализировался вопрос о создании советов молодых ученых и преподавателей вузов. Прослеживается тенденция возврата к советам и союзам молодых ученых, преподавателей, число которых выросло. Опыт работы имеется сегодня в вузах Республики Карелия.

Представитель Профсоюза приказом Рособразования включен в состав аттестационной комиссии по аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, подведомственных Рособразованию, на первую и высшую квалификационные категории.

Одним из приоритетных направлений совместной деятельности сторон Отраслевого соглашения явилась целенаправленная работа по повышению уровня профессионализма и компетентности преподавательского корпуса. Вопрос рассмотрен на заседании коллегии Рособразования.

В 2006 году Рособразованием разработана инновационная модель планирования объемов финансирования, сформированы направления подготовки и организации работы по повышению квалификации и переподготовке профессорско-преподавательского персонала вузов и научных организаций. Разработана новая форма отчетности.

В 2006 году 64994 научно-педагогических работника прошли повышение квалификации на базе 205 вузов и 35 учреждений ДПО.

В 2007 году повысили квалификацию 64563 научно-педагогических работника в 181 вузе и 19 учреждениях ДПО.

В 2008 году повышение квалификации прошли 64237 научно-педагогических работников в 195 вузах и 21 учреждении ДПО.

С 2007 года повышение квалификации стали проходить педагогические работники учреждений НПО и СПО.

В 2007 году повысили квалификацию 5126 педагогических работников НПО и СПО в 25 образовательных учреждениях высшего профессионального образования, в 2008 году - 4237 научно-педагогических работников в 30 образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

Учитывая, что система повышения квалификации нуждается в дальнейшем совершенствовании и обновлении материально-технической и научно-методической инфраструктуры, в совершенствовании контроля качества реализации программ дополнительного профессионального образования, сформирован Совет Рособразования по дополнительному образованию, в работе которого принимают участие представители ЦК профсоюза.

По инициативе Профсоюза в целях повышения социального статуса работника вуза, от которого в первую очередь зависит повышение качества образования, создана совместная с Рособразованием рабочая группа по подготовке ведомственной программы социальной поддержки работников и студентов вузов. На сегодняшний день имеются сложности в ее реализации, рассматривается возможность включения отдельных мероприятий программы в федеральную целевую программу "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы.

В состав рабочей группы по разработке критериев проведения конкурсов в рамках реализации указанной программы включен заместитель председателя Профсоюза В.Н. Дудин.

Рособразованием проведен ряд совещаний с руководителями учреждений профессионального образования, на которых были рассмотрены проблемы модернизации организационно-управленческих и финансовых механизмов деятельности вузов, обеспечения эффективного использования направляемых финансовых ресурсов, вопросы уплаты вузами налогов на землю и имущество.

Несмотря на то что в пункте 9.3 Отраслевого соглашения предусмотрено содействие сохранению на балансе учреждений объектов социальной сферы либо принятие их на баланс, а также оказание образовательным учреждениям необходимой финансовой помощи при решении этих вопросов, решением коллегии Рособразования от 12 декабря 2006 г. определена необходимость передачи в 2007 году жилых домов и ряда объектов социально-бытового и культурного назначения в собственность субъектов РФ, объясняемая необходимостью снижения затрат образовательных учреждений на содержание и эксплуатацию имущества, а также необходимостью минимизации налогооблагаемой базы.

Представляется важным и обязательным в данной ситуации согласование администрацией вузов вопросов передачи объектов собственности с профсоюзными организациями, представляющими интересы сотрудников и студентов, а также с территориальными организациями Профсоюза с целью обеспечения более избирательного подхода к решению этих вопросов.

Рособразование, являясь учредителем, ведет работу по переходу подведомственных бюджетных учреждений в автономные: создана рабочая группа для подготовки предложений о механизмах и порядке создания автономных учреждений, в состав которой вошли представители Профсоюза. На экономическом совете Рособразования, организационных совещаниях и на совместном Всероссийском семинаре-совещании председателей Советов ректоров вузов субъектов РФ и председателей территориальных координационных советов профсоюзных организаций работников вузов Общероссийского профсоюза образования в октябре 2008 года состоялось обсуждение по проблемам предотвращения рисков и обоснованности принимаемых решений о переводе бюджетных образовательных учреждений в автономные. Рассмотрен опыт Тюменского государственного нефтегазового университета.

В целях оперативного обмена информацией, включая нормативные правовые акты, открыт специальный сайт совместно с Московским государственным университетом экономики, статистики и информатики (МЭСИ) (www.avtonom.mesi.ru), соответствующая информация размещается на сайте Профсоюза.

Сформирован перечень пилотных образовательных учреждений, выразивших готовность к переходу в автономное учреждение, состоящий из 23 учреждений высшего, среднего и дополнительного профессионального образования.

Вместе с тем создание автономных учреждений не приобрело массового характера.

Рособразование и Профсоюз в течение года при проведении своих семинаров-совещаний включали в программу обучения вопросы использования методики оценки эффективности коллективных договоров и соглашений, разработанной отраслевой лабораторией, созданной на базе Рязанского государственного радиотехнического университета.

В целях осуществления систематического анализа, обобщения опыта заключенных региональных отраслевых соглашений и коллективных договоров, а также продолжения Профсоюзом и Рособразованием практики совместной их регистрации подготовлено совместное письмо Минобрнауки России и Профсоюза о регистрации региональных отраслевых соглашений и коллективных договоров. Письмо направлено руководителям органов управления образования субъектов РФ, учреждений профессионального образования, подведомственных Рособразованию, а также территориальным организациям Профсоюза и первичным организациям Профсоюза учреждений профессионального образования, подведомственных Рособразованию.

Рособразованием совместно с руководством Рязанского государственного радиотехнического университета решен вопрос финансирования с 1 января 2006 г. деятельности отраслевой лаборатории автоматизированного анализа эффективности региональных соглашений и коллективных договоров.

Понимая, что количество проблем, которые надо решать для повышения качества образования, нарастает именно внутри самого вуза, профсоюзные организации работников вузов сконцентрировали основную работу на заключении коллективных договоров, где особое место отводится регулированию социально-трудовых отношений в вузе. В приложениях к коллективным договорам определяются условия оплаты труда из бюджетных и внебюджетных источников, стимулирования качественного и результативного труда, порядок распределения внебюджетных доходов и направления вложения средств в строительство жилья, социальных объектов, на повышение квалификации, оплату проезда, оздоровление и организацию отдыха сотрудников и их детей.

Материалы о выполнении коллективных договоров систематически анализируются и обобщаются. По данным анкетирования председателей первичных профсоюзных организаций работников вузов, проведенного ЦК профсоюза, в 30% коллективов имеется социальный паспорт, в трети вузов начиная с 2006 года формируются программы социального развития коллективов.

По выполнению пункта 3.1.4 Отраслевого соглашения, а также пунктов 5.2, 6.1.6, 6.1.8, 7.2.1, 8.5, 9.5 прошли регистрацию 220 коллективных договоров, было проанализировано 172 коллективных договора 158 учреждений высшего профессионального образования и 5 региональных (отраслевых) соглашений. Для ускорения процедуры анализа работниками лаборатории был разработан опытный образец автоматизированной системы анализа коллективно-договорных актов в виде автоматизированного рабочего места эксперта.

С введением новой системы оплаты труда эту работу предстоит значительно активизировать.

Анализ коллективных договоров показал, что в вузах заключаются договоры с разной степенью эффективности. По результатам оценки их эффективности системой количественных показателей, принятой в отрасли, различия составляют по эффективности решения вопросов трудовых отношений, по эффективности решения социальных вопросов, по эффективности решения социально-партнерских отношений.

Результаты анализа коллективных договоров с обобщением опыта решения вопросов социально-трудовых отношений в договорном порядке регулярно докладывались и обсуждались на семинарах-совещаниях председателей профкомов и руководителей вузов. Так, практика договорного регулирования в вузах Приволжского округа обсуждалась в январе 2006 года (г. Киров); в вузах Красноярского края - в марте 2007 года; в вузах Сибирского федерального округа - в мае 2007 года (г. Новосибирск); в вузах Центрального федерального округа - в январе 2008 года (г. Москва); в вузах Южного федерального округа - в мае 2008 года (Краснодарский край) и в вузах Уральского федерального округа - в феврале 2008 года (г. Тюмень).

Обобщение опыта заключения коллективных договоров в вузах по федеральным округам показало, что наиболее эффективны (в среднем, по обобщенным показателям эффективности) коллективные договоры в вузах Сибирского, Уральского федеральных округов, несколько меньше - в вузах Приволжского округа, затем Южного и Центрального федеральных округов.

Результаты анализа были опубликованы в трех информационных бюллетенях ЦК профсоюза, размещены на сайте ЦК, в электронном виде переданы Ростовским обкомом во все вузы Южного федерального округа. Социологические опросы председателей профкомов вузов показали, что 90% председателей считают используемую в отрасли оценку эффективности нужной и представляющей интерес не только для них, но и для руководителей вузов.

Для активизации этой работы в лаборатории разработана еще одна информационная система, которая призвана автоматизировать процедуру регистрации коллективных договоров и на ее основе представлять текущую информацию о состоянии договорного регулирования во всех вузах, подведомственных Рособразованию: в каких учреждениях заключены и действуют коллективные договоры, какие из них поступили на регистрацию в ЦК профсоюза и Рособразование, в каких учреждениях завершается договор и должен перезаключиться, какова эффективность договоров, действующих в учреждениях. Вся эта информация может быть представлена для отдельных видов учреждений (вуз, ссуз), типов (технические, педагогические, архитектурно-строительные, экономические и др.), для учреждений отдельного региона или федерального округа.

Вопросы, связанные с условиями труда членов Профсоюза, выносятся на заседания профкомов не реже чем 2 - 3 раза в год практически всеми вузовскими организациями. Эти вопросы также обсуждаются на совместных заседаниях профкомов с администрацией вузов, ученых советах и конференциях. Если в 2006 году только 23% вузов проводили мониторинги, анкетирования по состоянию условий труда преподавателей, то сегодня эта работа ведется повсеместно.

За прошедший период ЦК профсоюза и Рособразование провели работу по реализации мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда в образовательных учреждениях, подведомственных Рособразованию.

Так, в мае 2008 года проведено Общероссийское совещание руководителей учреждений профессионального образования и представителей профсоюзных комитетов по обеспечению здоровых и безопасных условий труда и учебы, в работе которого принимали участие технические и главные технические инспекторы труда территориальных комитетов Профсоюза, представители служб охраны труда вузов, профсоюзный актив.

На совещании были подняты острые и злободневные вопросы по охране труда, накопившиеся за последние годы в учреждениях профессионального образования.

В 2000 - 2008 годах реализовывалась программа "Безопасность образовательного учреждения". Согласно данным государственной статистической отчетности по форме 7-Т уровень травматизма за отчетный период в целом по отрасли заметно снизился (с 0,6 до 0,42 в 2007 году; в абсолютных цифрах - с 2362 случаев до 2156). В 2007 году в образовательных учреждениях произошло 434 пожара, что на 10% меньше, чем в 2006 году. Снижение пожаров наблюдается как в учебных заведениях, подведомственных Рособразованию (с 37 до 34), так и в образовательных учреждениях регионов (с 419 до 400).

Различными компенсациями за работу в неблагоприятных условиях труда в 2007 году пользовались 128464 работника вузов, что составляет соответственно 25,2% от их численности (108408 - в 2006 году).

В целом на мероприятия по охране труда и обеспечению безопасности жизнедеятельности образовательных учреждений ежегодно расходуется около 10 млрд. рублей.

В соответствии с пунктом 7.3 Отраслевого соглашения с 2006 по 2008 год число технических инспекторов труда Профсоюза увеличилось с 47 до 52 человек.

Число внештатных технических инспекторов труда районных, городских и вузовских организаций Профсоюза превысило три тысячи человек. Ежегодно увеличивается численность уполномоченных по охране труда, их уже более 80 тыс. человек.

С 2008 года проводится обучение технических инспекторов труда Профсоюза в Академии труда и социальных отношений по программе "Обучение и проверка знаний требований охраны труда". Слушатели получают удостоверения, подтверждающие право участвовать в работе комиссий по проверке знаний требований охраны труда. Ежегодно обучение проходят около 20 тыс. уполномоченных по охране труда.

Анализ отчетов о работе территориальных организаций Профсоюза по охране труда (ф. 19-ТИ) свидетельствует о повышении активности территориальных органов Профсоюза и их технических инспекторов труда по оказанию квалифицированной помощи первичным профсоюзным организациям в реализации прав членов Профсоюза на здоровые и безопасные условия труда.

Так, технические инспекторы труда в 2006 году провели 2094 обследования состояния охраны труда, а в 2007 году - 2491. Ими было выдано в 2006 году 2100, а в 2007 году - 2021 представление о выявленных нарушениях по охране труда.

Внештатные технические инспекторы труда в 2006 году провели 22401 обследование, а в 2007 году - 24482. Ими было выдано в 2006 году 11237, а в 2007 году - 12560 представлений о выявленных нарушениях по охране труда.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда в 2006 году провели 116789 обследований, а в 2007 году - 125398. Ими было выдано в 2006 году 51422, а в 2007 году - 56294 представления о выявленных нарушениях по охране труда.

Была оказана практическая помощь вновь принятым техническим инспекторам труда Астраханской и Ивановской территориальных организаций Профсоюза. Изучена практика работы по охране труда Томского, Курского, Кировского, Волгоградского областных комитетов Профсоюза, Чувашского рескома Профсоюза.

Технические инспекторы труда принимали активное участие в работе комиссий по приемке образовательных учреждений к новому учебному году. Так, в 2006 году из 6607 образовательных учреждений, предъявленных к эксплуатации, 161 не было принято в эксплуатацию. В 2007 году из предъявленных 10512 образовательных учреждений не принято 72.

Технические инспекторы труда, внештатные технические инспекторы труда и уполномоченные по охране труда активно участвуют в работе комиссий по аттестации рабочих мест по условиям труда, доводят до сведения работников информацию о наличии вредных и опасных факторов, тяжести и напряженности трудового процесса. Вместе с тем процесс аттестации рабочих мест образовательных учреждений проходит очень низкими темпами (проведена аттестация лишь 20% от всего количества рабочих мест) ввиду отсутствия необходимых финансовых средств для реализации этого необходимого мероприятия как на региональном, так и на муниципальном уровне.

Технические инспекторы труда в 2006 и 2007 годах участвовали в разрешении соответственно 974 и 1335 трудовых споров, связанных с нарушением законодательства по охране труда, невыполнением колдоговоров и соглашений по охране труда. Из них было разрешено в пользу работников соответственно 901 и 1155 трудовых споров.

Ими были рассмотрены в 2006 году 4928, а в 2007 году - 7274 личных обращений, заявлений и жалоб работников в связи с неудовлетворительными условиями и охраной труда, невыплатой компенсаций, непредоставлением льгот, нарушением правил возмещения вреда и др. В пользу работников было разрешено соответственно 4414 и 6412 заявлений и жалоб.

В образовательных учреждениях созданы совместные комитеты (комиссии) по охране труда. Численность этих комитетов значительно выросла - с 66368 в 2006 году до 69036 в 2007 году, а в 2008 году их численность составила уже около 70 тысяч.

В 2007 году были подведены итоги Общероссийского смотра-конкурса на звание "Лучший уполномоченный по охране труда Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации", а в 2008 году - на звание "Лучший внештатный технический инспектор труда Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации". Победители награждены грамотами и денежными премиями.

В рамках выполнения Плана мероприятий Отраслевого соглашения по учреждениям и организациям, находящимся в ведении Федерального агентства по образованию, должны быть разработаны и утверждены по согласованию с ЦК профсоюза отраслевые нормативные правовые акты по охране труда. В связи с этим ЦК профсоюза направил руководителю Федерального агентства по образованию письмо от 26.09.2007 N 189, в котором указывалось на необходимость ускорить затянувшийся процесс разработки и утверждения отраслевой нормативно-технической документации и принять необходимые меры для завершения данной работы. Однако до настоящего времени ни один из нормативных документов Рособразованием не утвержден.

В связи с изменениями и дополнениями, внесенными в раздел X "Охрана труда" Трудового кодекса Российской Федерации (ст. 209 - 231), техническая инспекция труда ЦК профсоюза подготовила Рекомендации по применению новой редакции Трудового кодекса Российской Федерации и опубликовала в сборнике методических материалов "Защита прав работников образования на здоровые и безопасные условия труда", а также в отраслевых периодических изданиях системы образования.

Особое внимание Рособразование и Профсоюз уделяют проблемам студенчества.

В январе 2008 года состоялась встреча руководителя Рособразования Н.И. Булаева с президиумом Студенческого координационного совета (СКС) профсоюза. По результатам встречи было подписано новое Соглашение о взаимодействии Рособразования и СКС профсоюза на 2008 - 2010 годы, утвержден план совместной работы на 2008 год.

Заключив Соглашение, Рособразование признало первичные студенческие (объединенные) профсоюзные организации равноправными партнерами, а СКС профсоюза - полномочным представителем студенческих коллективов вузов в переговорном процессе.

Следует отметить, что наряду с основными направлениями совместных действий и координации деятельности, относящимися к федеральному уровню взаимодействия, Соглашение накладывает на Рособразование и СКС профсоюза обязанность поддерживать взаимодействие студенческих профсоюзных организаций и их объединений с органами по работе с молодежью субъектов РФ, содействовать принятию нормативных правовых актов субъектов РФ, направленных на поддержку студенчества.

В соответствии с Планом совместной работы Рособразования и СКС профсоюза были проведены окружные этапы и финал VI Всероссийского конкурса "Студенческий лидер-2008", Всероссийское совещание проректоров по социальным вопросам и воспитательной работе, главных врачей студенческих санаториев-профилакториев, директоров студенческих спортивно-оздоровительных лагерей подведомственных Рособразованию вузов, проводится Всероссийский конкурс на лучшее студенческое общежитие.

Однако не получили финансовой поддержки Рособразования окружные этапы VI Всероссийского конкурса "Студенческий лидер-2008" и приостановлен выпуск информационного сборника "Студенчество России". Данные мероприятия проводились только за счет средств Общероссийского профсоюза образования, полученных им в качестве гранта. Не состоялись запланированные во II и III кварталах 2008 г. встречи руководителя Рособразования с президиумом СКС профсоюза.

В июне 2008 года в преддверии форума "Университеты на пути к новому качеству образования" состоялась встреча президента Российского союза ректоров, ректора МГУ им. М.В. Ломоносова В.А. Садовничего с президиумом СКС. По итогам встречи был утвержден План основных совместных мероприятий РСР и СКС профсоюза на 2008 - 2009 годы. Члены президиума СКС приняли активное участие в работе форума.

В сентябре 2008 года состоялась встреча заместителя Председателя Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации С.С. Журовой с президиумом СКС профсоюза. Достигнуты договоренности об оформлении отношений СКС с комитетами Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации по образованию и по делам молодежи, участии СКС в экспертизе законопроектов в сфере образования и молодежной политики, парламентских слушаниях по студенческой проблематике.

20 ноября 2008 г. состоялась очередная встреча заместителя руководителя Федерального агентства по образованию А.В. Рождественского с президиумом СКС профсоюза.

В ходе заседания были подведены итоги совместной деятельности Рособразования и СКС профсоюза в 2008 году, утвержден План совместной работы Федерального агентства по образованию и СКС профсоюза на 2009 год, рассмотрен ряд вопросов.

В отчетный период активно велась работа по формированию окружной структуры СКС профсоюза. Созданы СКС профсоюза в Центральном, Приволжском, Уральском и Южном федеральных округах.

Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации участвовал в конкурсе, который был объявлен в соответствии с распоряжением Президента РФ от 14.04.2008 N 192-рп "Об обеспечении в 2008 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества".

Конкурс проводили, а впоследствии и распределяли гранты шесть организаций, получивших для этой цели субсидии из федерального бюджета на сумму 1,5 млрд. рублей.

Эти организации были названы "НКО-операторами", и каждая из них рассматривала конкурсные проекты, имеющие социальное значение в определенной сфере.

На основании решения конкурсной комиссии одним из победителей конкурса был признан Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации. Проект был подан в Общероссийскую общественную организацию "Лига здоровья нации".

Учитывая, что социальное партнерство способствует формированию необходимых условий, при которых создается реальный механизм функционирования институтов гражданского общества, предоставляется возможность регулировать, предотвращать или разрешать социальные конфликты, формировать социальный мир и согласие в обществе, развивать и углублять демократию, утверждать цивилизованные формы социально-трудовых отношений, в том числе в образовательных учреждениях профессионального образования, всем властным и общественным структурам, Рособразованию, Профсоюзу работников народного образования и науки Российской Федерации, его территориальным и первичным организациям, органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления предстоит последовательно и настойчиво работать, развивая социальное партнерство, поэтапно решая вопросы:

- разработки программы развития социального партнерства в сфере образования;

- совершенствования структуры соглашений и коллективных договоров, основываясь на анализе их выполнения;

- принципиально более широкого охвата регулируемых ими вопросов, касающихся зарплаты, охраны и условий труда, планирования профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации, трудоустройства, эффективного механизма контроля и ответственности сторон за выполнение обязательств;

- повышения уровня социальной и правовой защищенности работников и обучающихся;

- создания ведомственной программы или социального пакета по социальной поддержке работников и студентов отрасли;

- совершенствования системы разрешения коллективных трудовых споров;

- формирования корпоративной культуры партнерских отношений;

- преодоления формализма и декларативности;

- расширения информационного обмена и обмена опытом в области практики заключения коллективных договоров и соглашений;

- подготовки специалистов в области социального партнерства и аналогичной программы в коллективе каждого вуза.

Этому же будет способствовать совершенствование системы согласования документов с Профсоюзом. Пока реализация этих процедур не может в полной мере удовлетворить, имеется немало примеров, когда нормативные документы, основополагающие правовые акты Рособразования, определяющие работу вузов и затрагивающие права и интересы работников и обучающихся, не согласовываются в соответствии с пунктом 3.2.1 Отраслевого соглашения с Профсоюзом.

На основании изложенного Отраслевое соглашение по учреждениям и организациям, находящимся в ведении Федерального агентства по образованию, на 2006 - 2008 годы и Соглашение между Рособразованием и СКС профсоюза можно считать в основном выполненными.

 

Начальник Управления

учреждений образования

и реализации приоритетного

национального проекта

"Образование"

П.АНИСИМОВ

 

Заведующая отделом

профессионального образования

и научных учреждений

аппарата ЦК профсоюза

работников народного

образования и науки

Российской Федерации

Л.ПОЛУБЯТКО

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024