МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 10 ноября 2009 г. N 580
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "САМАРСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА С.П. КОРОЛЕВА"
НА 2009 - 2018 ГОДЫ
В
соответствии с пунктом 6 Положения о конкурсном отборе программ развития
университетов, в отношении которых устанавливается категория "национальный
исследовательский университет", утвержденного Постановлением Правительства
Российской Федерации от 13 июля 2009 г. N 550, и на основании протокола
заседания конкурсной комиссии по отбору программ развития университетов, в
отношении которых устанавливается категория "национальный
исследовательский университет", от 7 октября 2009 г. N 3 приказываю:
Утвердить
прилагаемую Программу развития государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования "Самарский государственный
аэрокосмический университет имени академика С.П. Королева" на 2009 - 2018
годы.
Министр
А.ФУРСЕНКО
Приложение
Утверждена
Приказом
Министерства
образования и науки
Российской
Федерации
от 10 ноября 2009
г. N 580
ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АКАДЕМИКА С.П. КОРОЛЕВА" НА 2009 - 2018
ГОДЫ
I. Основные
предпосылки и обоснование создания
национального
исследовательского университета,
характеристика
приоритетных направлений развития
национального
исследовательского университета
Программа
развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального
образования "Самарский государственный аэрокосмический университет имени
академика С.П. Королева" на 2009 - 2018 годы (далее - Программа, СГАУ или
университет) разработана в соответствии с Положением о конкурсном отборе
программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория
"национальный исследовательский университет", утвержденным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2009 г. N 550, и
требованиями к структуре
и содержанию программ развития университетов, в отношении которых
устанавливается категория "национальный исследовательский
университет", утвержденными Приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 30 июля 2009 г. N 278 "О сроке проведения в 2009
году конкурсного отбора программ развития университетов, в отношении которых
устанавливается категория "национальный исследовательский
университет", о форме заявки на участие в нем и требованиях к содержанию и
структуре программ развития университетов" (зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 2 октября 2009 г., регистрационный номер 14960).
В настоящее время
СГАУ является одним из ведущих вузов страны, осуществляющих подготовку кадров и
проводящих исследования и разработки в интересах авиационно-космической,
геоинформационной, оборонной и других высокотехнологичных отраслей экономики
страны.
Университет
эффективно взаимодействует с правительством Самарской области, вокруг него
создан мощный инновационный пояс (ОАО "Технопарк", Некоммерческое
партнерство "Региональный центр инноваций и трансфера технологий",
бизнес-инкубатор, являющийся структурным подразделением университета, более 20
малых научно-производственных фирм, в которых работают сотрудники СГАУ).
СГАУ имеет
многолетний опыт плодотворного сотрудничества с ФГУП "Центральный
аэрогидродинамический институт им. профессора Н.Е. Жуковского", ФГУП
"Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных
материалов" ГНЦ РФ, ФГУП "Центральный институт авиационного
моторостроения им. П.И. Баранова", федеральным государственным учреждением
"Российский научный центр "Курчатовский институт", ФГУП
"Российский федеральный ядерный центр - Всероссийский
научно-исследовательский институт экспериментальной физики", отраслевыми
научно-исследовательскими институтами.
Разработанные в
университете новые технологии входят в перечень критических технологий
Российской Федерации и соответствуют следующим приоритетным направлениям
развития науки, технологий и техники: индустрия наносистем и материалов; информационно-телекоммуникационные
системы; транспортные, авиационные и космические системы; энергетика и
энергосбережение.
В 2006 году в
рамках приоритетного национального проекта "Образование" СГАУ стал
победителем конкурса вузов России, реализующих инновационные образовательные
программы. Успешное выполнение проекта "Развитие центра компетенции и
подготовка специалистов мирового уровня в области аэрокосмических и
геоинформационных технологий" позволило университету создать 8
научно-образовательных центров и занять лидирующие позиции в подготовке
специалистов и проведении научных исследований по ключевым направлениям
развития авиационно-космической науки, технологий и техники.
В университете
функционируют центр высокопроизводительной обработки информации и инфотелекоммуникационная
региональная сеть образования и науки, которая охватывает все вузы и институты
Российской академии наук г. Самары.
Университет имеет
развитую инфраструктуру: кампус, на территории которого располагаются 13
научных и учебных корпусов, 8 общежитий, в том числе 60-квартирное общежитие
для приглашенных специалистов, молодых ученых и преподавателей, что позволяет
решать вопросы академической мобильности. Общая площадь зданий и сооружений
кампуса университета более 200 тыс. кв. м. СГАУ имеет развитую
инфотелекоммуникационную сеть, включающую более 2000 компьютеров с
высокоскоростным (40 Мб/с) выходом в Интернет; развитую социокультурную сферу -
профилакторий, базы отдыха, бассейн, спортивные манежи, дом культуры и т.д. В
региональном технопарке 10 га земли предусмотрено под строительство
инновационно-технологической деревни университета.
Управление
университетом осуществляется с использованием интегрированной
автоматизированной информационной системы, в состав которой входит система
управления качеством образования и научных исследований. В 2008 году система
менеджмента качества сертифицирована уполномоченной организацией NQA Global
Assurance (Великобритания) на соответствие требованиям международного стандарта
ИСО 9001:2008. Система менеджмента качества СГАУ сертифицирована также на
соответствие требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО
9001-2001. В управлении университетом активное участие принимает попечительский
совет, созданный в 2002 году.
Миссией
университета является:
обеспечение
мирового уровня подготовки кадров, обладающих междисциплинарными ключевыми
компетенциями, для авиационной, ракетно-космической, геоинформационной,
оборонной и других отраслей экономики;
творческое развитие
и преумножение лучших традиций российской инженерно-конструкторской
авиационно-космической школы на основе достижений фундаментальной науки,
прорывных технологий и компьютеризации образования;
генерация знаний и
создание опережающих технологий на базе фундаментальных и прикладных
исследований;
коммерциализация
знаний, трансфер технологий и решение на этой основе задач модернизации и
технологического развития экономики и укрепления национальной безопасности
страны.
Приоритетным
направлением развития (далее - ПНР) университета являются
авиационно-космическая наука, технологии и техника.
Российские
авиаракетостроение, космическое машиностроение и геоинформационные системы
являются конкурентоспособными на мировом рынке и приводят к мультипликативным
эффектам в других высокотехнологичных отраслях, однако существует определенный
комплекс проблем, затрудняющих модернизацию и технологическое развитие
экономики в этом направлении.
Основными
из них являются следующие:
модернизация и
технологическое развитие авиационно-космической отрасли экономики России
сдерживаются недостаточным внедрением в производство опережающих прорывных
технологий, нанотехнологий и наноматериалов, низкими темпами освоения
суперкомпьютерных и грид-технологий в науке, образовании и производстве;
в России не
сформирована в полном объеме единая электронная картографическая основа,
обеспечивающая оперативно обновляемое высокодетальное описание территорий, что
сдерживает внедрение системы ГЛОНАСС, затрудняет решение ряда вопросов
национальной безопасности;
имеет место
недостаточная обеспеченность авиационно-космической науки и производства
высококвалифицированными специалистами с междисциплинарными компетенциями,
владеющими прорывными производственными информационными технологиями,
нанотехнологиями;
отсутствует
развитая инновационная инфраструктура.
Для решения обозначенных
актуальных проблем необходимо выполнение комплекса научных исследований и
опытно-конструкторских работ, сопровождающихся подготовкой кадров, обладающих
междисциплинарными знаниями и ключевыми компетенциями, на что и будет
направлена деятельность университета.
II. Цель и
задачи Программы, этапы и сроки реализации,
целевые индикаторы
и показатели оценки эффективности
реализации
Программы
Цель
Программы - формирование современного исследовательского университета,
осуществляющего многоуровневую подготовку кадров, обладающих междисциплинарными
ключевыми компетенциями, для авиационно-космической, геоинформационной и других
высокотехнологичных отраслей экономики, выполняющего научные исследования и
разработки мирового уровня по приоритетному направлению развития университета,
создающего прорывные опережающие технологии и реализующего эффективные формы
интеграции науки, образования и бизнеса.
Задачи Программы.
1.
Совершенствование образовательной деятельности, направленное на кадровое
обеспечение авиационно-космической, геоинформационной и других
высокотехнологичных отраслей экономики, в том числе:
совершенствование
инфраструктуры образовательного процесса, направленное на разработку
многоуровневых модульных программ непрерывной подготовки специалистов
начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования;
совершенствование
методов и содержания образования путем внедрения электронных и сетевых форм
обучения;
развитие системы
переподготовки и повышения квалификации кадров для авиационно-космической,
геоинформационной и других высокотехнологичных отраслей экономики;
подготовка
магистров по ПНР университета на основе программ подготовки, интегрирующих в
себе результаты исследований ведущих научных школ университета;
укрепление позиций
университета на национальном и международном рынках образовательных услуг и
повышение академической мобильности студентов и научно-педагогических работников.
2. Развитие и
повышение эффективности научно-инновационной деятельности университета, которое
осуществляется по приоритетным направлениям развития науки, технологий и
техники, критическим технологиям Российской Федерации и в соответствии со Стратегией
развития науки и инноваций в Российской Федерации до 2015 года, в том числе:
создание
современной инфраструктуры университета для проведения фундаментальных и
прикладных исследований по ПНР университета и разработки на их основе новых
технологий и наукоемкой продукции;
формирование
инновационного пояса, включающего, в том числе, хозяйственные общества, на базе
которых осуществляются внедрение и коммерциализация научно-технических
разработок;
повышение
публикационной активности научно-педагогических работников университета, в
первую очередь в высокоцитируемой литературе;
совершенствование
действующей системы защиты и использования интеллектуальной собственности,
созданной сотрудниками университета;
расширение
международного научного сотрудничества.
3. Развитие информационной научно-образовательной среды и
инфраструктуры университета, направленное на создание условий для проведения
научных исследований и переподготовки специалистов в интересах развития
экономики и повышения конкурентоспособности России в таких областях, как
авиация, космонавтика, космическая геоинформатика, создание виртуальных моделей
газотурбинных и ракетных двигателей, летательных аппаратов и других наукоемких
образцов техники на основе математического моделирования, применения суперкомпьютерных
и грид-технологий и передовых информационных технологий, в том числе:
развитие
медиацентра университета с высокопроизводительным суперкомпьютером для решения
задач авиационно-космической науки и техники;
развитие
телекоммуникационной сети университета для поддержки научно-образовательной и
инновационной деятельности;
наращивание
электронного научно-образовательного контента путем обеспечения доступа к
российским и мировым информационным ресурсам.
4. Развитие
кадрового потенциала университета, в том числе:
осуществление
эффективных мер по стимулированию молодых ученых, преподавателей и специалистов
университета;
обеспечение
преемственности поколений в науке и образовании;
повышение
квалификации и профессиональная переподготовка научно-педагогических и
управленческих работников университета;
повышение
эффективности работы аспирантуры и докторантуры;
привлечение кадров
из сферы науки и бизнеса;
освоение передового
международного опыта, приглашение ученых с мировым именем, в том числе бывших
соотечественников.
5.
Совершенствование управления университетом, включая:
привлечение к
управлению стратегических партнеров университета;
развитие
нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность университета;
внедрение
информационно-коммуникационных технологий в систему управления университетом.
Показатели оценки
эффективности реализации Программы приведены в Приложении N 1 к настоящей
Программе.
Срок реализации
Программы - 2009 - 2018 годы. Промежуточные этапы реализации Программы не
предусматриваются.
III.
Мероприятия Программы
Достижение цели и
решение задач Программы осуществляются путем скоординированного выполнения
взаимоувязанных по срокам, ресурсам и источникам финансового обеспечения
мероприятий Программы. Мероприятия Программы сгруппированы по пяти блокам.
Блок 1.
Совершенствование образовательной деятельности
В рамках
мероприятия 1.1, направленного на разработку новых образовательных технологий,
предусматривается разработка многоуровневых образовательных программ и
учебно-методических комплексов для подготовки специалистов, а также для
повышения квалификации и переподготовки кадров, интегрирующих в себе результаты
исследований ведущих научных школ университета.
В рамках
мероприятия 1.2 предусматриваются разработка программ обучения в магистратуре,
аспирантуре и докторантуре, профессиональной переподготовки и повышения
квалификации научно-педагогических работников.
В рамках
мероприятия 1.3 предусматриваются разработка и закупка учебно-методических
материалов и образовательных контентов.
В рамках
мероприятия 1.4 предусматриваются разработка и развитие систем электронного и
дистанционного обучения.
В рамках
мероприятия 1.5, направленного на повышение академической мобильности
обучающихся и преподавателей, предусматриваются:
разработка
университетских образовательных стандартов совместно с ведущими национальными,
зарубежными вузами и стратегическими партнерами;
приглашение в
университет ведущих отечественных и зарубежных ученых, в том числе бывших
соотечественников, для чтения лекций, проведения семинаров, совместных
исследований;
направление
студентов, магистрантов, аспирантов, докторантов на обучение и проведение
научных исследований, в том числе на основе грантов отечественных и зарубежных
фондов и программ поддержки образовательной мобильности.
Блок 2.
Развитие и повышение эффективности
научно-инновационной
деятельности
В рамках
мероприятия 2.1 предусматривается оснащение университета современным учебным и
научным оборудованием.
В рамках
мероприятия 2.2 предусматривается модернизация помещений учебных и научных
лабораторий и их инженерной инфраструктуры. Модернизация будет осуществляться
за счет собственных средств университета.
В рамках
мероприятия 2.3 предусматривается создание программно-аппаратных комплексов для
включения уникального научного оборудования в грид-систему университета в
режиме центра коллективного пользования с возможностью дистанционного доступа.
В рамках
мероприятия 2.4 <*> планируются:
проведение
международных, российских, региональных конференций, симпозиумов, семинаров на
базе университета с привлечением ведущих российских и зарубежных ученых в целях
эффективного освоения и распространения лучших научно-образовательных
российских и мировых достижений;
расширение
экспозиции постоянно действующей выставки научных достижений университета.
В рамках
мероприятия 2.5 <*> предусматриваются подготовка к изданию и издание
научных трудов и журналов. Ежегодно в университете планируется выпускать не
менее 10 сборников научных и научно-методических трудов и журналов, обобщающих
результаты научных исследований по основным направлениям научной деятельности
университета, в том числе на основе материалов периодически проводимых
международных, всероссийских и региональных конференций, симпозиумов,
семинаров, совещаний.
--------------------------------
<*>
Финансирование работ по данному мероприятию осуществляется за счет внебюджетных
финансовых средств университета.
В рамках
мероприятия 2.6 предусматривается распространение результатов, полученных при
выполнении Программы, путем оцифровки, размещения в режиме общего доступа и
электронного распространения с использованием возможностей Интернета учебников,
учебных пособий, монографий, методических материалов, баз данных, научных
статей, материалов конференций.
Блок 3.
Развитие информационной научно-образовательной
среды и
инфраструктуры
В рамках
мероприятия 3.1 планируются приобретение специализированного лицензионного программного
обеспечения, необходимого для повышения эффективности деятельности университета
по его ПНР, и поддержка имеющихся лицензий.
Мероприятие 3.2
предусматривает:
создание на базе
существующего в университете медиацентра интегрированного центра генерации
знаний;
приобретение
программно-аппаратных средств для суперкомпьютерного
центра высокопроизводительной обработки данных и телекоммуникационной
инфраструктуры университета.
В рамках
мероприятия 3.3 предусматриваются разработка и реализация в учебном процессе и
научных исследованиях инновационных информационных технологий и подготовка
методических материалов по использованию суперкомпьютерной
и инфотелекоммуникационной грид-среды университета.
В рамках
мероприятия 3.4, направленного на обеспечение доступа к российским и мировым
информационным ресурсам, предусматриваются:
обеспечение доступа
к удаленным электронным ресурсам;
создание баз данных
электронного научно-образовательного контента;
разработка
методических материалов по применению электронных ресурсов в
научно-образовательных технологиях;
разработка
инновационных технологий эффективного применения информационных ресурсов в
образовательном процессе и научных исследованиях.
Мероприятие 3.5
предусматривает разработку и развитие технологий генерации знаний на основе
использования CAE/CAD/CAM/PLM-систем и распределенных вычислений.
В рамках
мероприятия 3.6 планируется создать автоматизированную систему учета объектов
интеллектуальной собственности университета.
Блок 4.
Развитие кадрового потенциала университета
В рамках
мероприятия 4.1 предусматривается профессиональная переподготовка
научно-педагогических и инженерно-технических работников университета для
квалифицированной эксплуатации и эффективного использования нового учебного и
научного оборудования. Планируются приглашение специалистов для проведения обучения инженерно-технических работников научных лабораторий
университета квалифицированной эксплуатации приобретаемого уникального научного
оборудования, направление инженерно-технических и научно-педагогических
работников в отечественные и зарубежные научные организации, использующие
аналогичное оборудование, для изучения вопросов его эффективного использования
в научных исследованиях.
В рамках
мероприятия 4.2 будут проводиться стажировки научно-педагогических и
инженерно-технических работников в отечественных и зарубежных образовательных и
научно-производственных центрах.
Мероприятие 4.3
<*> предусматривает участие научно-педагогических работников, студентов,
магистрантов, аспирантов, докторантов в отечественных и международных научных и
методических конференциях, съездах, симпозиумах, выставках для изучения новых образовательных
технологий, вопросов развития информационных ресурсов и др.
--------------------------------
<*>
Финансирование работ по данному мероприятию осуществляется за счет внебюджетных
средств университета.
Блок 5.
Совершенствование системы управления университетом
В рамках
мероприятия 5.1 будет проведена международная аккредитация образовательных
программ университета для подтверждения мирового уровня подготовки специалистов
в университете, планируется проведение аудитов образовательных программ.
Мероприятие 5.2,
направленное на совершенствование системы управления качеством образования и
научных исследований, предусматривает:
расширение области
сертификации системы менеджмента качества образовательной и научной
деятельности, в том числе путем стажировок уполномоченных
по качеству и внутренних аудиторов в ведущих российских и зарубежных
сертификационных центрах;
создание и развитие
информационно-аналитической системы мониторинга деятельности подразделений и
количественной оценки качества результатов работы университета.
IV.
Финансовое обеспечение реализации Программы
Достижение цели и
решение задач Программы осуществляются путем скоординированного выполнения
взаимоувязанных по срокам, ресурсам и источникам финансового обеспечения
мероприятий Программы.
Объемы финансового
обеспечения Программы представлены в Приложении N 2 к настоящей Программе.
Объемы финансового
обеспечения реализации Программы из средств федерального бюджета на 2010 и
последующие годы могут уточняться в установленном порядке с учетом утвержденных
расходов федерального бюджета, предусмотренных на развитие сети национальных
исследовательских университетов.
Внебюджетное
финансовое обеспечение мероприятий Программы, в том числе модернизация
помещений для размещения приобретаемого уникального оборудования,
осуществляется за счет средств предприятий и организаций - партнеров
университета, бизнес-структур и частных лиц, а также ассигнований бюджета
Самарской области и составляет в 2009 году не менее 50 млн. рублей, в 2010 -
2013 годах - в общей сумме не менее 350 млн. рублей.
Обеспечение
финансовой устойчивости университета после прекращения бюджетного
финансирования Программы планируется за счет:
расширения спектра
и объема платных образовательных услуг, в том числе по долгосрочным контрактам
на целевую подготовку специалистов для предприятий авиационно-космической
отрасли;
увеличения объемов
научно-исследовательских работ и услуг научно-технического характера в
интересах предприятий авиационно-космической отрасли;
увеличения объемов
фундаментальных и прикладных научных исследований за счет средств, получаемых
по государственным контрактам в рамках федеральных целевых программ и иных
программ различного уровня;
увеличения
количества и повышения эффективности использования объектов интеллектуальной
собственности, созданных сотрудниками университета, в том числе за счет продажи
лицензий, а также за счет создания хозяйственных обществ в целях практического
применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности в соответствии
с Федеральным законом от 2 августа 2009 г. N 217-ФЗ "О внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания
бюджетными научными и образовательными
учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения)
результатов интеллектуальной деятельности".
V.
Управление реализацией Программы
Основополагающими
принципами организации системы управления реализацией Программы являются:
открытость и
гласность при принятии управленческих решений, вовлечение коллектива
университета в реализацию программных мероприятий;
обеспечение
адекватного представительства коллектива университета, органов государственной
власти, работодателей и общественности в органах управления Программой;
привлечение для
реализации Программы высококвалифицированных специалистов и специализированных
организаций в области менеджмента, экономики, инвестиций и права.
Функции управления
Программой будут выполнять органы управления университета - ректор, ученый
совет, попечительский совет, совет Программы, дирекция Программы.
Ректор университета
является руководителем Программы, он несет персональную ответственность за ее
реализацию, конечные результаты, целевое и эффективное использование выделяемых
финансовых средств, определяет формы и методы управления ее реализацией. Ректор
университета представляет учредителю университета ежегодный отчет о достижении
результатов по ключевым индикаторам и показателям Программы.
Ученый совет университета
регулярно рассматривает результаты реализации мероприятий Программы и принимает
решения в соответствии с уставом университета.
Попечительский
совет университета:
рассматривает
материалы о ходе реализации мероприятий, связанных с использованием внебюджетных
источников финансового обеспечения, с целью контроля целевого характера
произведенных расходов;
организует меры по
привлечению дополнительных внебюджетных средств для
финансового обеспечения мероприятий Программы.
Совет Программы
осуществляет стратегическое долгосрочное планирование по Программе.
Дирекция Программы
осуществляет оперативное управление.
VI.
Предварительная оценка социально-экономической
эффективности
Программы
По прогнозным
оценкам реализация мероприятий Программы обеспечит достижение следующих
положительных результатов, определяющих ее социально-экономическую
эффективность.
В сфере науки:
решение
фундаментальных и прикладных проблем, актуальных для авиационно-космической
науки и техники, в следующих областях: аэрогидродинамика, термодинамика,
механика деформируемого твердого тела, динамика полета, динамика и
виброакустика машин, прочность и виброзащита изделий, новые конструкционные
материалы и упрочняющие технологии, наноинженерия, космическая энергетика,
космическая геоинформатика, обработка изображений и распознавание образов,
компьютерная оптика, нанофотоника, оптоинформационные технологии,
математическое моделирование физических процессов в изделиях аэрокосмической
техники, материалов и технических
систем с использованием суперкомпьютера, лазерные системы и технологии,
экология двигателей, механика космических частиц;
переход на цифровые
технологии создания и поддержки жизненного цикла изделий (CALS/ИПИ)
авиаракетостроения, двигателестроения и космического машиностроения, на
суперкомпьютерные и грид-технологии создания компьютерных моделей изделий
авиационной и космической техники ("виртуальный летательный аппарат",
"виртуальный двигатель");
разработка
инновационных производственных технологий магнитно-импульсной, механической,
электрохимической, ионно-плазменной, лазерной обработки материалов, технологий
прокатки высокопрочных алюминиевых лент, создание средств виброзащиты на основе
материала "металлорезина", создание материалов для
авиационно-космической промышленности с заранее заданными конструкционными
свойствами, разработка космических биомедицинских приборов;
создание
программно-аппаратных средств геоинформационных систем, баз данных и сервисов
высокоточного, оперативного пространственного моделирования территорий на
основе данных дистанционного зондирования Земли;
развитие ведущих
научных школ и омоложение научно-педагогических коллективов университета, увеличение
количества талантливой молодежи, участвующей в выполнении научных исследований,
повышение престижности научно-образовательной деятельности;
кадровое и научное
обеспечение создания авиационно-космических технологий, геоинформационных
систем и систем дистанционного зондирования Земли для нужд экономики и
обеспечения национальной безопасности.
В сфере
образования:
высокий уровень
оснащенности приборами и оборудованием учебно-лабораторной базы университета,
высокая квалификация научно-педагогических работников, подготовка
высококвалифицированных специалистов мирового уровня, обладающих современными
междисциплинарными ключевыми компетенциями, способных осуществить опережающий
технологический прорыв в авиационно-космической отрасли и геоинформатике;
системное повышение
эффективности образовательной, научной и инновационной деятельности за счет
углубления их взаимосвязи и совершенствования единой инфраструктуры
научно-исследовательского и образовательного процессов, опирающейся на общую
суперкомпьютерную среду и грид-среду;
экспорт
образовательных услуг и расширение спектра аккредитованных в России и за
рубежом образовательных программ, соответствующих самым высоким европейским
стандартам и обеспечивающих международное признание дипломов и качества
российского технического образования;
интеграция с
ведущими российскими и зарубежными учебными центрами и университетами,
реализующими широкий спектр образовательных программ дистанционного
образования;
коренное обновление
и модернизация содержания и форм образовательной деятельности в направлении
внедрения в учебный процесс результатов научных исследований, использования
инновационных образовательных подходов, повышающих мотивацию студентов к
самостоятельному получению знаний.
В экономике
Российской Федерации:
модернизация и
технологическое развитие экономики путем трансфера авиационно-космических
технологий, опережающих зарубежные аналоги;
обеспечение
авиационно-космической и геоинформационной сферы науки и экономики
высококвалифицированными кадрами;
обеспечение
конкурентоспособности российских авиационно-космической техники и технологий за
счет широкого использования при проектировании, конструировании и
технологической подготовке производства компьютерного моделирования и
CAE/CAD/CAM/PLM-технологий, позволяющих сократить сроки и стоимость этапов
создания, экспериментальной отработки и запуска в производство инновационной
продукции, а также за счет применения эффективных методов управления
предприятием, включая технологии планирования корпоративных и производственных
ресурсов (MRPII/ERP-технологии);
создание новых
геоинформационных технологий и баз данных дистанционного зондирования Земли для
систем глобального позиционирования (в том числе ГЛОНАСС), создание единой
электронной картографической основы, обеспечивающей высокодетальное и
оперативно обновляемое описание территории России;
увеличение
занятости населения в инновационной сфере российской экономики за счет развития
эффективной системы коммерциализации разработок, создания пояса малых
предприятий, бизнес-инкубаторов, инновационной
технологической деревни, осуществляющих внедрение разработанных в университете
продуктов и технологий.
Характеристика
перспективного облика университета как научно-образовательного центра мирового
уровня:
наличие получивших
мировое признание научных школ по приоритетному направлению развития
университета;
подготовка кадров,
владеющих ключевыми компетенциями новой экономики, для научно-образовательной и
производственной деятельности;
интеграция с
институтами Российской академии наук и национальными исследовательскими
центрами в создании опережающих мировой уровень технологий и изделий
авиационно-космической техники;
наличие и
эффективное использование уникального научного оборудования и приборов,
позволяющих решать задачи по приоритетному направлению развития университета;
участие в
научно-образовательной деятельности университета приглашенных ведущих
российских и зарубежных ученых;
широкий спектр
образовательных программ, обеспечивающих высокую
востребованность и профессиональный рост выпускников;
наличие развитой
системы электронного обучения, в том числе дистанционного;
способность
университета к саморазвитию.
Формирование
национального исследовательского аэрокосмического университета, который войдет
в число ведущих исследовательских университетов мира, окажет системное влияние
на качество российского образования, укрепит его международный авторитет,
позволит усилить взаимодействие ведущих российских вузов и национальных
исследовательских центров по созданию конкурентоспособной авиационной и
космической техники и по обеспечению опережающего развития прорывных
технологий, внесет значительный вклад в модернизацию и технологическое развитие
экономики и укрепление национальной безопасности
страны.
Приложение
N 1
к Программе
развития
государственного
образовательного
учреждения высшего
профессионального
образования "Самарский государственный
аэрокосмический
университет имени
академика С.П.
Королева"
на 2009 - 2018
годы, утвержденной
Приказом
Министерства образования
и науки Российской
Федерации
от 10 ноября 2009
г. N 580
ПОКАЗАТЕЛИ
ОЦЕНКИ
ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА С.П. КОРОЛЕВА"
НА 2009 - 2018 ГОДЫ
N
|
Показатель
(индикатор)
|
Единица
измерения
|
2009
год
|
2010
год
|
2011
год
|
2012
год
|
2013
год
|
2014
год
|
2015
год
|
2016
год
|
2017
год
|
2018
год
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
1.
|
Показатели успешности
образовательной деятельности
|
1.1.
|
Доля
обучающихся в
национальном
исследовательском
университете (далее -
НИУ) по ПНР (далее -
профильные обучающие-
ся НИУ) в общем числе
обучающихся
|
процентов
|
90,0
|
90,5
|
91,0
|
91,5
|
92,0
|
92,5
|
93,0
|
93,5
|
94,0
|
95,0
|
1.2.
|
Доля
профильных
обучающихся НИУ,
трудоустроенных по
окончании обучения по
специальности, в
общем числе профиль-
ных обучающихся НИУ
|
процентов
|
60,0
|
65,0
|
70,0
|
74,0
|
78,0
|
82,0
|
84,0
|
87,0
|
90,0
|
92,0
|
1.3.
|
Количество
человек,
принятых в аспиранту-
ру и докторантуру из
сторонних организаций
по ПНР НИУ, в расчете
на одного научно-
педагогического
работника
|
человек
|
0,02
|
0,02
|
0,02
|
0,03
|
0,03
|
0,04
|
0,04
|
0,05
|
0,05
|
0,05
|
1.4.
|
Количество
молодых
ученых (специалистов,
преподавателей) из
сторонних организа-
ций, прошедших
профессиональную
переподготовку или
повышение квалифика-
ции по ПНР НИУ, в
расчете на одного
научно-педагогическо-
го работника
|
человек
|
0,50
|
0,56
|
0,61
|
0,67
|
0,72
|
0,77
|
0,85
|
0,91
|
0,96
|
1,00
|
2.
|
Показатели результативности
научно-инновационной деятельности
|
2.1.
|
Количество
статей по
ПНР НИУ в научной
периодике, индекси-
руемой иностранными и
российскими организа-
циями (Web of
Science, Scopus,
Российский индекс
цитирования), в
расчете на одного
научно-педагогическо-
го работника
|
единиц
|
0,400
|
0,470
|
0,630
|
0,800
|
0,900
|
1,000
|
1,050
|
1,100
|
1,175
|
1,200
|
2.2.
|
Доля
доходов от
научно-исследователь-
ских и опытно-
конструкторских работ
(НИОКР) из всех
источников по ПНР НИУ
в общих доходах НИУ
|
процентов
|
20,0
|
22,0
|
27,0
|
30,0
|
34,0
|
38,0
|
40,0
|
45,0
|
48,0
|
50,0
|
2.3.
|
Отношение
доходов от
реализованной НИУ и
организациями его
инновационной инфра-
структуры научно-
технической продукции
по ПНР НИУ, включая
права на результаты
интеллектуальной
деятельности, к
расходам федерального
бюджета на НИОКР,
выполненные НИУ
|
процентов
|
100,0
|
108,0
|
115,0
|
119,0
|
125,0
|
136,0
|
148,0
|
160,0
|
170,0
|
180,0
|
2.4.
|
Количество
поставлен-
ных на бухгалтерский
учет объектов
интеллектуальной
собственности по ПНР
НИУ
|
единиц
|
10
|
6
|
4
|
5
|
5
|
5
|
5
|
10
|
5
|
5
|
2.5.
|
Доля
опытно-
конструкторских работ
по ПНР НИУ в общем
объеме НИОКР НИУ
|
процентов
|
32,0
|
36,0
|
40,0
|
43,0
|
47,0
|
51,0
|
55,0
|
59,0
|
63,0
|
65,0
|
2.6.
|
Количество
научных
лабораторий по ПНР
НИУ, оснащенных
высокотехнологичным
оборудованием
|
единиц
|
3
|
7
|
8
|
12
|
10
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
3.
|
Показатели развития
кадрового потенциала
|
3.1.
|
Доля
научно-педагоги-
ческих работников и
инженерно-техническо-
го персонала
возрастных категорий
от 30 до 49 лет
|
|
28,0
|
30,0
|
32,0
|
34,0
|
35,0
|
36,0
|
37,0
|
38,0
|
40,0
|
42,0
|
3.2.
|
Доля
научно-педагоги-
ческих работников,
имеющих ученую
степень доктора наук
или кандидата наук
|
процентов
|
71,0
|
72,0
|
73,0
|
75,0
|
78,0
|
80,0
|
82,0
|
84,0
|
85,0
|
86,0
|
3.3.
|
Доля
аспирантов и
научно-педагогических
работников, имеющих
опыт работы (прошед-
ших стажировки) в
ведущих мировых
научных и универси-
тетских центрах
|
процентов
|
23,0
|
30,0
|
37,0
|
45,0
|
50,0
|
56,0
|
63,0
|
70,0
|
76,0
|
85,0
|
3.4.
|
Эффективность
работы
аспирантуры и докто-
рантуры по ПНР НИУ
|
процентов
|
38,0
|
39,0
|
40,0
|
42,0
|
48,0
|
54,0
|
60,0
|
68,0
|
72,0
|
75,0
|
4.
|
Показатели
международного признания
|
4.1.
|
Доля
иностранных
обучающихся лиц (без
учета государств -
участников Содружест-
ва Независимых Госу-
дарств) по ПНР НИУ
|
процентов
|
1,00
|
1,10
|
1,30
|
1,40
|
1,60
|
1,90
|
2,40
|
3,00
|
3,50
|
4,00
|
4.2.
|
Доля
обучающихся лиц
из государств -
участников Содружест-
ва Независимых
Государств по ПНР НИУ
|
процентов
|
1,00
|
1,30
|
1,70
|
2,00
|
2,30
|
2,60
|
3,00
|
3,30
|
3,70
|
4,00
|
4.3.
|
Объем
НИОКР по ПНР
НИУ в рамках
международных научных
программ в расчете на
одного научно-педаго-
гического работника
|
млн.
рублей
|
0,013
|
0,020
|
0,025
|
0,030
|
0,035
|
0,046
|
0,060
|
0,075
|
0,092
|
0,100
|
5.
|
Показатели
финансовой устойчивости
|
5.1.
|
Финансовое
обеспечение Программы
из внебюджетных
источников
|
млн.
рублей
|
50,0
|
55,0
|
65,0
|
90,0
|
140,0
|
170,0
|
250,0
|
350,0
|
450,0
|
580,0
|
5.2.
|
Доходы
НИУ из всех
источников от
образовательной и
научной деятельности
в расчете на одного
научно-педагогическо-
го работника
|
млн.
рублей
|
1,6
|
2,1
|
2,3
|
2,5
|
2,6
|
2,6
|
2,7
|
2,7
|
2,8
|
2,8
|
5.3.
|
Доля
внебюджетного
финансирования в
доходах НИУ от
образовательной и
научной деятельности
|
процентов
|
42,0
|
48,0
|
53,0
|
56,0
|
60,0
|
64,0
|
68,0
|
72,0
|
75,0
|
80,0
|
5.4.
|
Отношение
заработной
платы 10% самых
высокооплачиваемых
работников НИУ к
заработной плате 10%
самых низкооплачивае-
мых работников
|
процентов
|
1000
|
1000
|
1000
|
900
|
900
|
800
|
800
|
700
|
600
|
600
|
Приложение
N 2
к Программе
развития
государственного
образовательного
учреждения высшего
профессионального
образования "Самарский государственный
аэрокосмический
университет имени
академика С.П.
Королева"
на 2009 - 2018
годы, утвержденной
Приказом
Министерства образования
и науки Российской
Федерации
от 10 ноября 2009
г. N 580
ОБЪЕМЫ
ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ "САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА С.П. КОРОЛЕВА"
НА 2009 - 2018 ГОДЫ
(млн. рублей, в
ценах соответствующих лет)
N
|
Мероприятия
|
2009
|
2010
|
2011
|
2012
|
2013
|
2014
|
2015
|
2016
|
2017
|
2018
|
ФБ
<*>
|
ВБ
<**>
|
ФБ
|
ВБ
|
ФБ
|
ВБ
|
ФБ
|
ВБ
|
ФБ
|
ВБ
|
ВБ
|
ВБ
|
ВБ
|
ВБ
|
ВБ
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
1.
|
Блок
1.
Совершенствование
образовательной
деятельности
|
8,0
|
3,0
|
17,0
|
4,0
|
27,0
|
9,0
|
32,0
|
10,0
|
45,0
|
14,0
|
27,0
|
49,0
|
65,0
|
80,0
|
90,0
|
1.1.
|
Разработка
новых
образовательных
технологий
|
3,0
|
2,0
|
6,0
|
0,0
|
10,0
|
0,0
|
12,0
|
0,0
|
16,0
|
0,0
|
2,0
|
4,0
|
5,0
|
6,0
|
9,0
|
1.2.
|
Разработка
программ обучения
в магистратуре,
аспирантуре и
докторантуре,
профессиональной
переподготовки и
повышения квали-
фикации научно-
педагогических
работников
|
0,0
|
0,0
|
2,0
|
0,0
|
3,0
|
0,0
|
3,0
|
0,0
|
6,0
|
0,0
|
4,0
|
6,0
|
8,0
|
9,0
|
10,0
|
1.3.
|
Разработка
и
закупка учебно-
методических
материалов и
образовательных
контентов
|
0,0
|
1,0
|
2,0
|
4,0
|
2,0
|
6,0
|
2,0
|
6,0
|
2,0
|
8,0
|
7,0
|
12,0
|
16,0
|
20,0
|
22,0
|
1.4.
|
Разработка
и
развитие систем
электронного и
дистанционного
обучения
|
4,0
|
0,0
|
5,0
|
0,0
|
8,0
|
2,0
|
10,0
|
2,0
|
12,0
|
4,0
|
4,0
|
12,0
|
16,0
|
20,0
|
22,0
|
1.5.
|
Повышение
академической
мобильности
обучающихся и
преподавателей
|
1,0
|
0,0
|
2,0
|
0,0
|
4,0
|
1,0
|
5,0
|
2,0
|
9,0
|
2,0
|
10,0
|
15,0
|
20,0
|
25,0
|
27,0
|
2.
|
Блок
2. Развитие
и повышение
эффективности
научно-
инновационной
деятельности
|
219,0
|
18,0
|
175,0
|
24,0
|
194,0
|
33,0
|
276,0
|
50,0
|
448,0
|
76,0
|
80,0
|
91,0
|
126,0
|
179,0
|
247,0
|
2.1.
|
Оснащение
университета
современным учеб-
ным и научным
оборудованием
|
219,0
|
15,0
|
175,0
|
15,0
|
188,0
|
11,0
|
265,0
|
14,0
|
426,0
|
24,0
|
34,0
|
46,0
|
56,0
|
93,0
|
153,0
|
2.2.
|
Модернизация
помещений учебных
и научных
лабораторий и их
инженерной
инфраструктуры
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
5,0
|
0,0
|
18,0
|
0,0
|
30,0
|
0,0
|
40,0
|
34,0
|
10,0
|
5,0
|
5,0
|
5,0
|
2.3.
|
Создание
программно-аппа-
ратных комплексов
для включения
уникального науч-
ного оборудования
в грид-систему
университета в
режиме центра
коллективного
пользования с
возможностью
дистанционного
доступа
|
0,0
|
2,0
|
0,0
|
1,0
|
6,0
|
1,0
|
11,0
|
3,0
|
22,0
|
6,0
|
5,0
|
25,0
|
50,0
|
62,0
|
66,0
|
2.4.
|
Проведение
международных,
российских,
региональных
конференций,
симпозиумов,
семинаров на базе
университета
(финансирование
мероприятия
осуществляется из
внебюджетных
средств)
|
0,0
|
1,0
|
0,0
|
1,0
|
0,0
|
1,0
|
0,0
|
1,0
|
0,0
|
3,0
|
3,0
|
5,0
|
7,0
|
9,0
|
11,0
|
2.5.
|
Подготовка
к
изданию и издание
научных трудов и
журналов
(финансирование
мероприятия
осуществляется из
внебюджетных
средств)
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
1,0
|
0,0
|
1,0
|
0,0
|
1,0
|
0,0
|
1,0
|
1,0
|
1,0
|
2,0
|
2,0
|
2,0
|
2.6.
|
Распространение
результатов,
полученных при
выполнении
Программы разви-
тия университета
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
1,0
|
0,0
|
1,0
|
0,0
|
1,0
|
0,0
|
2,0
|
3,0
|
4,0
|
6,0
|
8,0
|
10,0
|
3.
|
Блок
3. Развитие
информационной
научно-образова-
тельной среды и
инфраструктуры
|
15,0
|
28,0
|
43,0
|
23,0
|
56,0
|
15,0
|
60,0
|
20,0
|
71,0
|
34,0
|
35,0
|
65,0
|
100,0
|
120,0
|
164,0
|
3.1.
|
Приобретение
лицензионного
программного
обеспечения и
поддержка имею-
щихся лицензий
|
0,0
|
0,0
|
25,0
|
5,0
|
32,0
|
2,0
|
30,0
|
6,0
|
36,0
|
7,0
|
5,0
|
12,0
|
16,0
|
20,0
|
34,0
|
3.2.
|
Создание
интегри-
рованного центра
генерации знаний
|
15,0
|
19,0
|
5,0
|
15,0
|
6,0
|
5,0
|
9,0
|
5,0
|
13,0
|
16,0
|
15,0
|
30,0
|
50,0
|
60,0
|
80,0
|
3.3.
|
Разработка
и
реализация в
учебном процессе
и научных иссле-
дованиях иннова-
ционных информа-
ционных техноло-
гий и подготовка
методических
материалов по
использованию
суперкомпьютерной
и инфотелекомму-
никационной
грид-среды
университета
|
0,0
|
3,5
|
3,0
|
1,0
|
3,0
|
1,0
|
4,0
|
1,0
|
4,0
|
2,0
|
4,0
|
6,0
|
10,0
|
12,0
|
15,0
|
3.4.
|
Обеспечение
дос-
тупа к российским
и мировым инфор-
мационным
ресурсам
|
0,0
|
1,5
|
3,0
|
0,0
|
3,0
|
4,0
|
3,0
|
5,0
|
3,0
|
5,0
|
6,0
|
6,0
|
8,0
|
10,0
|
12,0
|
3.5.
|
Разработка
и раз-
витие технологий
генерации знаний
на основе исполь-
зования CAE/CAD/
CAM/PLM-систем и
распределенных
вычислений
|
0,0
|
4,0
|
6,0
|
2,0
|
11,0
|
2,0
|
14,0
|
2,0
|
15,0
|
3,0
|
4,0
|
10,0
|
15,0
|
17,0
|
21,0
|
3.6.
|
Создание
автома-
тизированной
системы учета
объектов
интеллектуальной
собственности
университета
|
0,0
|
0,0
|
1,0
|
0,0
|
1,0
|
1,0
|
0,0
|
1,0
|
0,0
|
1,0
|
1,0
|
1,0
|
1,0
|
1,0
|
2,0
|
4.
|
Блок
4. Развитие
кадрового
потенциала
университета
|
5,0
|
1,0
|
10,0
|
2,0
|
18,0
|
5,0
|
27,0
|
6,0
|
30,0
|
10,0
|
21,0
|
30,0
|
42,0
|
53,0
|
60,0
|
4.1.
|
Профессиональная
переподготовка
научно-педагоги-
ческих и инженер-
но-технических
работников
университета для
квалифицированной
эксплуатации и
эффективного
использования
нового учебного и
научного
оборудования
|
0,0
|
0,0
|
4,0
|
0,0
|
8,0
|
2,0
|
12,0
|
2,0
|
15,0
|
3,0
|
6,0
|
9,0
|
13,0
|
17,0
|
20,0
|
4.2.
|
Стажировка
науч-
но-педагогических
и инженерно-
технических
работников в
отечественных и
зарубежных
образовательных и
научно-производ-
ственных центрах
|
5,0
|
1,0
|
6,0
|
1,0
|
10,0
|
2,0
|
15,0
|
2,0
|
15,0
|
4,0
|
8,0
|
11,0
|
17,0
|
22,0
|
24,0
|
4.3.
|
Участие
научно-
педагогических
работников,
студентов,
магистрантов,
аспирантов,
докторантов в
отечественных и
международных
научных и методи-
ческих конферен-
циях, съездах,
симпозиумах,
выставках для
изучения новых
образовательных
технологий,
вопросов развития
информационных
ресурсов и др.
(финансирование
мероприятия
осуществляется из
внебюджетных
средств
университета)
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
1,0
|
0,0
|
1,0
|
0,0
|
2,0
|
0,0
|
3,0
|
7,0
|
10,0
|
12,0
|
14,0
|
16,0
|
5.
|
Блок
5. Совершен-
ствование системы
управления
университетом
|
3,0
|
0,0
|
5,0
|
2,0
|
5,0
|
3,0
|
5,0
|
4,0
|
6,0
|
6,0
|
7,0
|
15,0
|
17,0
|
18,0
|
19,0
|
5.1.
|
Проведение
международной
аккредитации
образовательных
программ
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
1,0
|
0,0
|
1,0
|
0,0
|
2,0
|
0,0
|
3,0
|
4,0
|
9,0
|
10,0
|
10,0
|
10,0
|
5.2.
|
Совершенствование
системы управле-
ния качеством
образования и
научных
исследований
|
3,0
|
0,0
|
5,0
|
1,0
|
5,0
|
2,0
|
5,0
|
2,0
|
6,0
|
3,0
|
3,0
|
6,0
|
7,0
|
8,0
|
9,0
|
Итого
|
250,0
|
50,0
|
250,0
|
55,0
|
300,0
|
65,0
|
400,0
|
90,0
|
600,0
|
140,0
|
170,0
|
250,0
|
350,0
|
450,0
|
580,0
|
--------------------------------
<*>
Средства федерального бюджета.
<**>
Внебюджетные средства.
|