Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 25 ноября 2009 г. N 03-2391

 

О СТИМУЛИРОВАНИИ ВНЕДРЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ МОДЕЛЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Во исполнение п. 35 Плана подготовки актов по реализации в 2009 - 2010 годах Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 1996-р) Департамент государственной политики в образовании направляет методические рекомендации "О стимулировании внедрения современных моделей дошкольного образования".

 

Заместитель директора

Департамента государственной

политики в образовании

Е.Л.НИЗИЕНКО

 

 

 

 

 

Приложение

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

"О СТИМУЛИРОВАНИИ ВНЕДРЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ

МОДЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

 

В целях поддержки усилий органов местного самоуправления муниципальных образований и городских округов, входящих в состав субъектов Российской Федерации, стимулирования муниципальных образований, внедряющих современные модели дошкольного образования, включая изменение системы оплаты труда и повышение доходов работников системы дошкольного образования, а также в соответствии с Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется осуществить в 2010 - 2012 годах на конкурсной основе финансовую поддержку муниципальных образований, внедряющих современные модели дошкольного образования, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Указанная государственная поддержка должна быть направлена на внедрение в муниципальных образованиях современных моделей дошкольного образования, наиболее полно удовлетворяющих спрос населения на услуги дошкольного образования и качество указанных услуг и направленных, в том числе, на создание условий для развития негосударственного сектора дошкольного образования на основе муниципального задания (заказа), создание системы образовательных услуг, обеспечивающих поддержку семейного воспитания, создание системы образовательных услуг, обеспечивающих каждому ребенку дошкольного возраста возможность осваивать образовательные программы для детей старшего дошкольного возраста и полноценно общаться на государственном языке и языке обучения при поступлении в 1-й класс общеобразовательной школы.

Осуществление государственной поддержки муниципальных образований, внедряющих современные модели дошкольного образования, на конкурсной основе предусматривает разработку и утверждение нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации:

- правил предоставления средств бюджета субъекта Российской Федерации на развитие муниципальных систем дошкольного образования;

- критериев конкурсного отбора муниципальных образований, внедряющих современные модели дошкольного образования;

- показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления по реализации муниципальных систем дошкольного образования, направленных на обеспечение доступности дошкольного образования.

При разработке правил предоставления средств бюджета субъекта Российской Федерации на развитие муниципальных систем дошкольного образования рекомендуется в течение трех лет - с 2010 по 2012 год - оказать финансовую поддержку не менее чем трем муниципальным образованиям, внедряющим современные системы дошкольного образования: городскому поселению (крупный город), городскому поселению (малый город), сельскому поселению.

При определении критериев конкурсного отбора муниципальных образований, внедряющих современные модели дошкольного образования, рекомендуется предусмотреть:

а) развитие в муниципальных образованиях различных форм и моделей дошкольного образования для удовлетворения разнообразных потребностей населения путем введения единой независимой системы оценки качества дошкольного образования;

б) повышение эффективности расходования органами местного самоуправления бюджетных средств путем введения нормативного подушевого финансирования реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования разной направленности в учреждениях и организациях различных организационно-правовых форм, имеющих лицензию на право реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

в) рост заработной платы педагогических работников муниципальной системы дошкольного образования, связанный с введением новых систем оплаты труда;

г) создание в муниципальных образованиях условий для развития негосударственного сектора дошкольного образования на основе муниципального задания (заказа);

д) создание в муниципальных образованиях системы образовательных услуг, обеспечивающих поддержку семейного воспитания.

При разработке показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления по развитию муниципальных систем дошкольного образования при государственной поддержке со стороны субъектов Российской Федерации рекомендуется исходить из значимости указанных показателей для обеспечения общедоступности дошкольного образования.

При этом необходимо учитывать, что доступность дошкольного образования для населения отражает целый ряд взаимосвязанных показателей, которые для объективности оценки достижения поставленной цели должны рассматриваться в комплексе.

1. Показатель "Доля детей в возрасте от одного года до семи лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности в общей численности детей от одного года до семи лет" или "Охват детей дошкольным образованием" рассчитывается следующим образом:

 

                                           d

                   Охват детей       = --------- x 100%,

             дошкольным образованием   a - b - c

 

    где:

    d - численность  детей  в  возрасте  1 - 6 лет в ДОУ на конец отчетного

года;

    (a - b - c) - расчетная численность детей в возрасте 1 - 7 лет,

    где:

    a - численность населения в возрасте 1 - 7 лет;

    b - численность детей 5 - 7 лет, обучающихся в школе;

    c - численность учащихся 1-х классов в дошкольных учреждениях.

2. Определяющую роль в обеспечении доступности дошкольного образования имеет мощность сети образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Поэтому в перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления необходимо включить показатель "Обеспеченность детей дошкольного возраста местами в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования". Этот показатель характеризует количество мест в указанных образовательных учреждениях для детей дошкольного возраста на каждую тысячу детей в возрасте 1 - 7 лет, проживающих на территории муниципалитета. Расчет показателя осуществляется по следующей формуле:

 

                                                           К

       Обеспеченность детей дошкольного возраста местами = - x 1000,

         в образовательных учреждениях (на 1000 детей)     Ч

 

    где:

    К  -  общее  количество мест в образовательных учреждениях, реализующих

основную общеобразовательную программу дошкольного образования;

    Ч - численность детей в возрасте 1 - 7 лет.

3. Показатель "Доля детских дошкольных муниципальных учреждений от общего числа организаций, в том числе субъектов малого предпринимательства, оказывающих услуги по содержанию детей в таком учреждении, услуги по дошкольному образованию и получающих средства бюджета городского округа (муниципального района) на оказание таких услуг" призван отразить развитие сети дошкольного образования через размещение муниципального заказа на услугу дошкольного образования у немуниципальных поставщиков и позволяет оценить развитие негосударственного сектора дошкольного образования при обязательном контроле со стороны органов местного самоуправления за качеством услуг немуниципальных поставщиков.

Формула расчета данного показателя имеет следующий вид:

 

       Доля детских дошкольных муниципальных учреждений

      от общего числа организаций, в том числе субъектов   Д

       малого предпринимательства, оказывающих услуги по = - x 100%,

        содержанию детей в таком учреждении, услуги по     О

         дошкольному образованию и получающих средства

                 бюджета городского округа

 

где:

Д - количество муниципальных дошкольных образовательных учреждений, включая автономные;

О - общее количество организаций, в том числе субъектов малого предпринимательства, оказывающих услуги по содержанию детей в таком учреждении, услуги по дошкольному образованию и получающих средства бюджета городского округа. При этом индивидуальные предприниматели, зарегистрировавшие свою деятельность в установленном порядке, относятся к субъектам малого предпринимательства.

4. Показатели очередности на зачисление в детские сады, а именно численность детей, нуждающихся в устройстве в указанные учреждения, но такими местами на установленные даты (например, начало учебного года, начало календарного года) не обеспеченных.

Расчет показателей очередности необходимо осуществлять, суммируя численность детей всех возрастов, записанных в очередь на устройство в дошкольные учреждения. Наиболее целесообразно сделать следующую разбивку по возрастам: от 0 до 1,5 лет; от 1,5 до 3 лет; от 3 до 5 лет; от 5 до 7 лет. При этом общие показатели очередности высчитываются по формуле:

 

                 О = О        + О        + О      + О     ,

                      0 - 1,5    1,5 - 3    3 - 5    5 - 6

    где:

    О - общие показатели очередности;

    О        - численность детей в возрасте от  0 до 1,5 лет, нуждающихся в

     0 - 1,5

устройстве  в  указанные  учреждения, но такими местами на отчетную дату не

обеспеченных;

    О        - численность детей в возрасте от 1,5  до 3 лет, нуждающихся в

     1,5 - 3

устройстве  в  указанные  учреждения, но такими местами на отчетную дату не

обеспеченных;

    О      - численность  детей  в  возрасте  от  3 до 5 лет, нуждающихся в

     3 - 5

устройстве  в  указанные  учреждения, но такими местами на отчетную дату не

обеспеченных;

    О      - численность  детей  в  возрасте  от  5 до 6 лет, нуждающихся в

     5 - 6

устройстве  в  указанные  учреждения, но такими местами на отчетную дату не

обеспеченных.

5. Поскольку абсолютные показатели очередности в различных муниципальных образованиях не могут быть сопоставимы (очередность находится в прямой зависимости от общей численности детского населения дошкольного возраста), перечень показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления целесообразно дополнить показателем "Численность детей, состоящих в очереди на устройство в дошкольные учреждения, в расчете на тысячу детей 1 - 7 лет, проживающих на территории муниципалитета".

Расчет этого показателя можно представить следующей формулой:

 

            Численность детей, состоящих в очереди      О

             на устройство в дошкольные учреждения    = - x 1000,

              в расчете на тысячу детей 1 - 7 лет,      Ч

           проживающих на территории муниципалитета

 

    где:

    О  -  общие  показатели  очередности,  вычисленные  по приведенной выше

формуле;

    Ч - численность детей в возрасте 1 - 7 лет.

    6.  Еще один важный показатель, характеризующий доступность дошкольного

образования,   -   "Численность  воспитанников  дошкольных  образовательных

учреждений  на  100  мест  в  указанных  учреждениях". Он высчитывается как

отношение   общей   численности  воспитанников  дошкольных  образовательных

учреждений, Ч   , к общему количеству мест в ДОУ, К   .

             ДОУ                                   ДОУ

 

                                                            Ч

     Численность воспитанников дошкольных образовательных    ДОУ

          учреждений на территории муниципалитета         = ---- x 100.

           на 100 мест в указанных учреждениях              К

                                                             ДОУ

    7.   Показатель   удовлетворения   потребности   населения   в  услугах

дошкольного образования вычисляется в два этапа.

    Сначала определяется абсолютная потребность, П, населения, проживающего

на  территории муниципалитета, в услугах дошкольного образования. Для этого

суммируются   общая   численность   детей  в  образовательных  учреждениях,

реализующих  основную общеобразовательную программу дошкольного образования

   ),  с  численностью  детей,  нуждающихся  в  устройстве  в учреждения,

  ДОУ

предоставляющие услуги дошкольного образования (показатели очередности, О):

 

                               П = Ч    + О.

                                    ДОУ

    Чтобы  оценить  степень  удовлетворения потребности населения в услугах

дошкольного  образования, У,  необходимо  высчитать  процент, который дети,

охваченные  услугами  дошкольного  образования, Ч   ,  составляют  от общей

                                                 ДОУ

потребности населения в услугах дошкольного образования, П:

 

                                  Ч

                                   ДОУ

                              У = ---- x 100%.

                                    П

 

Следует отметить, что рекомендуемые показатели эффективности деятельности органов местного самоуправления по предоставлению общедоступного дошкольного образования вошли в мониторинг обеспеченности населения услугами дошкольного образования и развития системы дошкольного образования, проводимый Минобрнауки России в рамках реализации Комплекса мер по развитию дошкольного образования в Российской Федерации в 2007 - 2010 годах, и соотносятся с целевыми индикаторами проекта "Развитие дошкольного и общего образования" Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1663-р).

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024