Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ

от 26 ноября 2009 г. N 677

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ - ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ", В ОТНОШЕНИИ

КОТОРОГО УСТАНОВЛЕНА КАТЕГОРИЯ "НАЦИОНАЛЬНЫЙ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ", НА 2009 - 2018 ГОДЫ

 

В соответствии с пунктом 6 Положения о конкурсном отборе программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория "национальный исследовательский университет", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2009 г. N 550, на основании протокола заседания конкурсной комиссии по отбору программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория "национальный исследовательский университет", от 7 октября 2009 г. N 3 и распоряжения Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2009 г. N 1613-р приказываю:

Утвердить прилагаемую Программу развития государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования "Государственный университет - Высшая школа экономики", в отношении которого установлена категория "национальный исследовательский университет", на 2009 - 2018 годы.

 

Министр

А.ФУРСЕНКО

 

 

 

 

 

Приложение

 

Утверждена

Приказом Министерства

образования и науки

Российской Федерации

от 26 ноября 2009 г. N 677

 

ПРОГРАММА

РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО

УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ",

В ОТНОШЕНИИ КОТОРОГО УСТАНОВЛЕНА КАТЕГОРИЯ "НАЦИОНАЛЬНЫЙ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ", НА 2009 - 2018 ГОДЫ

 

I. Основные предпосылки и обоснование создания

национального исследовательского университета,

характеристика приоритетных направлений развития

национального исследовательского университета

 

Программа развития государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования "Государственный университет - Высшая школа экономики", в отношении которого установлена категория "национальный исследовательский университет", на 2009 - 2018 годы (далее - Программа, ГУ-ВШЭ или университет) разработана в соответствии с Положением о конкурсном отборе программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория "национальный исследовательский университет", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2009 г. N 550, и требованиями к структуре и содержанию программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория "национальный исследовательский университет", утвержденными Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 июля 2009 г. N 278 "О сроке проведения в 2009 году конкурсного отбора программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория "национальный исследовательский университет", о форме заявки на участие в нем и требованиях к содержанию и структуре программ развития университетов" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 октября 2009 г., регистрационный номер 14960).

У России нет альтернативы формированию инновационной экономики, экономики знаний, что связано в том числе с опережающим формированием конкурентоспособных нематериальных активов и их эффективным использованием.

Россия настоятельно нуждается в новых знаниях и технологиях в материальной сфере, но не меньшей проблемой является наше отставание в сфере знаний об обществе и экономике, в построении новых экономических моделей, в освоении конкретных эффективных стратегий долгосрочного планирования и решения прикладных социально-экономических задач.

Без современных социально-экономических моделей и инструментов невозможно решить такие критически важные для инновационного развития задачи, как обеспечение повышения производительности труда, формирование современной финансовой инфраструктуры, обеспечение сбалансированного территориального и этнокультурного развития, повышение эффективности корпоративного и государственного управления и многие другие задачи, стоящие перед Россией.

Простое заимствование зарубежных моделей не поможет. Мировой экономический кризис, начавшийся в 2007 году, наглядно продемонстрировал, что развитые страны сегодня все больше сталкиваются с теми вызовами, которые считались типичными для развивающихся и переходных экономик. Эти вызовы сформировали новую повестку дня для социально-экономических наук. В нее входят следующие комплексы вопросов:

обеспечение устойчивого экономического роста - мировой кризис привнес в повестку дня вопросы о новых моделях экономического развития, о месте и функциях государства в экономике, об эффективности функционирования институтов глобальной экономики и в особенности финансовых рынков;

новые модели организации бизнеса - актуальными являются вопросы о том, какие новые модели управления позволят фирмам обеспечить должное качество менеджмента, реализовать свой инновационный потенциал и выстроить сети взаимодействия;

условия для сохранения и развития человеческого капитала - в современных условиях развитие экономики все более начинает зависеть от адекватных механизмов воспроизводства человеческого капитала, от эффективных моделей рынков труда и инструментов управления миграционными потоками;

качество управления в государственном секторе - успешность национального бизнеса в конкуренции на глобальных рынках сегодня начинает радикально зависеть от того, насколько рациональны в стране институты государственного и местного управления, насколько эффективны государственный сектор экономики и механизмы стимулирования и поддержки инноваций;

поведение экономических субъектов - экономическое развитие в конечном счете определяется не темпами инфляции или уровнем процентных ставок, а действиями отдельных фирм и домохозяйств, когда все большее значение приобретает вопрос о стимулах, которыми руководствуются экономические субъекты в своих действиях на рынке, во взаимоотношениях с государством, с финансовыми институтами;

управление информационными потоками - общество и экономика сталкиваются сегодня с проблемой переизбытка и неадекватности информации, которая стала одним из важнейших факторов производства, следствием чего становится спрос на новые инструменты и новые навыки (компетенции) в управлении информационными потоками и анализе информации.

Поиск ответов на указанные комплексы вопросов сегодня идет во всем мире. Объективное преимущество России в этом поиске заключается в том, что, будучи одной из крупнейших переходных экономик, она позволяет изучать формирующиеся институты и механизмы функционирования современной экономики.

Для реализации этого преимущества необходимо развернуть исследования социально-экономических процессов, направленные и на приложение к российским реалиям известных социально-экономических моделей и теорий, и на извлечение из российского опыта глобально значимых знаний и моделей.

Чтобы обеспечить отрасли российской экономики и социальной сферы кадрами, обладающими современными компетенциями в области социально-экономических процессов, необходимо также перестроить образовательный процесс на основе его интеграции с исследованиями и разработками, отвечающими указанным вызовам.

Приоритетные направления развития (далее - ПНР) ГУ-ВШЭ как национального исследовательского университета определились с учетом вышеназванных вызовов и тех направлений, по которым ГУ-ВШЭ занимает лидирующие позиции в России и имеет потенциал для серьезного продвижения в глобальном научном и образовательном пространстве. Важным критерием выбора ПНР является и потенциал коммерциализации результатов научных исследований, которые должны быть превращены в реально работающие социальные и управленческие инструменты и технологии. В итоге ПНР сформулированы в соответствии с широкими направлениями подготовки кадров и предусматривают охват соответствующих областей исследований. В качестве таких направлений выбраны:

экономика;

государственное и муниципальное управление;

менеджмент;

социология.

 

ПНР "Экономика"

 

В результате реализации мероприятий Программы в университете будет создана база для выполнения работ в следующих областях:

мониторинг, моделирование и инструменты экономической политики;

экономический анализ предприятий и рынков;

институциональный анализ и моделирование реформ;

демография, рынок труда и социальные процессы;

исследование инновационных процессов;

долгосрочное прогнозирование социально-экономических процессов;

комплексный анализ глобальных процессов;

математическое моделирование сложных социально-экономических процессов;

финансовая экономика.

В числе планируемых результатов исследований ГУ-ВШЭ по данному направлению можно выделить:

построение многоразмерной макроэкономической модели для имитационного среднесрочного моделирования сценариев развития российской экономики, выявления дисбалансов и оценки эффективности мер государственного регулирования;

разработку методологии и практическое наполнение совместно с Росстатом нового межотраслевого баланса в методологии, сопоставимой с зарубежными аналогами (система The EU KLEMS Growth and Productivity Accounts);

развитие теоретической базы и технологии долгосрочного прогнозирования социально-экономического развития на основе методологии Форсайт, интеграцию данной методологии в процессы формирования государственной политики, систему подготовки и принятия управленческих решений;

формирование системы масштабных эмпирических исследований, в том числе мониторинг поведения предприятий с целью анализа тенденций их реструктуризации и модернизации, инвестиционной и инновационной активности в сравнительном международном контексте;

анализ факторов, определяющих политику финансирования и выбор структуры капитала компаний, изменения в структуре собственности и механизмах корпоративного управления в России по сравнению с наиболее крупными развивающимися рынками (группа стран БРИК - Бразилия, Россия, Индия, Китай);

развитие методологии и инструментария национальной статистики науки, технологий и инноваций, включая разработку комплексных индикаторов инновационного и информационного развития стран, регионов, компаний;

анализ воздействия социального капитала и культурных особенностей на благосостояние и экономический рост, в том числе разработку теории роли социального капитала в формировании и реализации спроса на современные институты, в саморегулировании и развитии некоммерческого сектора, анализ накопления социального капитала в зависимости от культурных, образовательных и демографических процессов.

В рамках Программы в ГУ-ВШЭ будет создано структурное подразделение - центр перспективных международных экономических исследований, который обеспечит проведение фундаментальных исследований совместно с негосударственным образовательным учреждением "Российская экономическая школа" в международных коллективах.

Продолжится открытие новых магистерских программ (в том числе на английском языке), а также инновационной программы бакалавриата (совместно с негосударственным образовательным учреждением "Российская экономическая школа").

В последние годы в университете было создано несколько перспективных лабораторий по исследованиям в области финансовых рынков, корпоративных финансов, финансовой инженерии и риск-менеджмента. Запрос на их услуги постоянно растет. В этих лабораториях будут выращиваться конкурентоспособные аналитические и консалтинговые компании, которые войдут в инновационный пояс университета.

 

ПНР "Государственное и муниципальное управление"

 

Формирование профессиональной и эффективной системы исполнительной власти является одним из базовых условий успешного развития России, конкурентоспособности страны в глобальной экономике.

В результате реализации мероприятий Программы в университете будет создана база для выполнения работ в следующих областях:

организационное проектирование органов исполнительной власти и электронное правительство;

реформирование и совершенствование государственной службы;

стратегическое государственное управление и планирование;

эффективность управления в бюджетном секторе экономики;

государственно-частное партнерство;

развитие местного самоуправления и организация муниципального управления.

Наиболее актуальными на перспективу представляются исследования вопросов:

оптимизации функционирования и организации исполнительной власти;

поиска оптимальных моделей управления по результатам в государственном секторе;

определения формулы эффективного контракта с чиновником и условий для результативной государственной и муниципальной службы;

повышения эффективности бюджетных расходов и механизмов результативного управления в бюджетном секторе;

привлечения ресурсов частного сектора для решения общественных задач;

оптимизации территориальной структуры муниципалитетов в административно-территориальной системе Российской Федерации;

стратегического планирования муниципального развития.

Эти вопросы актуальны как с точки зрения их теоретической проработки, так и в аспекте выхода на региональные и международные рынки интеллектуальных услуг.

Дальнейшее развитие данного ПНР в ГУ-ВШЭ предусматривает, во-первых, расширение междисциплинарного сотрудничества в проведении исследований в сфере государственного и муниципального управления, во-вторых, существенное увеличение числа магистерских программ по данному ПНР, в-третьих, развитие кадрового потенциала ГУ-ВШЭ, в том числе за счет подготовки кадров высшей квалификации, прежде всего, на базе специализированных по данной тематике подразделений университета.

Для комплексного решения этих задач укрепится сотрудничество факультета государственного и муниципального управления и института государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ. Будут созданы проектные студенческие группы и научно-учебные лаборатории. На базе филиалов ГУ-ВШЭ будет также поддержано формирование пояса консалтинговых компаний в регионах России, которые будут работать по заказам региональных и муниципальных органов власти. Планируется создание научно-аналитического центра ГУ-ВШЭ для развивающихся стран в сотрудничестве с международными организациями.

 

ПНР "Менеджмент"

 

Процессы, протекающие в мировой экономике, приводят к принципиальным сдвигам, наблюдаемым в практике бизнеса и, как следствие, в исследованиях по управленческой проблематике. Во-первых, это переход от традиционных (в рамках юридически очерченных границ компаний) форм организации бизнеса и конкуренции к иным формам: сетевым, кластерным, проектным и т.п. Во-вторых, это устойчивое движение бизнеса в сторону создания глобальной сервис-ориентированной экономики. В-третьих, это переход от управления преимущественно вещественными активами и ресурсами, поддающимися измерению, к управлению преимущественно невещественными активами, трудно поддающимися измерению и оценке (информация, знания, репутация и т.п.).

Конкурентоспособность стран в обозримой перспективе в значительной степени будет определяться успехом в поиске национально-адаптированных решений проблем, возникающих в ходе осуществления этих трех переходов. Для этого ГУ-ВШЭ будет использовать новые методы междисциплинарных исследований, сочетающие применение актуальных социально-экономических теорий с комплексной поддержкой информационных технологий в качестве как предмета исследования, так и инструмента исследования. В результате реализации мероприятий Программы в университете будет создана база для выполнения работ в следующих областях:

стратегические процессы развития и стратегическая архитектура российских компаний;

исследование сетевых форм организации бизнеса;

логистика и управление цепями поставок;

развитие методологии управления проектами, проектно-ориентированной экономикой и бизнесом;

исследование управления медиа- и массовыми коммуникациями, технологиями маркетинга;

информационные сервисы в экономике и управлении;

менеджмент инноваций;

математические и формальные методы интеллектуального анализа данных;

программная инженерия.

Широкий спектр научных специализаций коллектива университета позволяет позиционировать ГУ-ВШЭ как центр комплексных полидисциплинарных исследований управления, конкурентоспособный на международном уровне.

В числе ожидаемых теоретических и практических результатов исследований по ПНР можно выделить: модель стратегического процесса развития и стратегической архитектуры корпораций для основных отраслей экономики; модели сетевых форм организации бизнеса и цепей поставок; концепцию социальной организации; инновационные технологии управления проектами; экономико-математические модели поведения корпораций в условиях сервис-ориентированной экономики, пригодные для использования в системах имитационного моделирования; методический и программный инструментарий на основе многоагентных систем для поддержки принятия решений в задачах построения и управления экономически эффективными сервис-ориентированными системами и сетевыми предприятиями; закономерности в появлении и самоорганизации онлайн-сообществ, а также методы прогноза их динамики и эволюции.

Дальнейшее обострение конкуренции в корпоративном секторе приведет к росту рынка консалтинговых услуг комплексного характера. Поэтому в рамках данного ПНР планируется создание пояса малых инновационных предприятий, продвигающих такие продукты как: инновационные программные системы и информационные сервисы, новые методики анализа и оптимизации стратегической архитектуры и стратегического процесса развития корпораций; инструменты интеллектуального анализа данных и знаний, внедряемые в информационные системы поддержки принятия управленческих решений нового поколения.

Важную роль в создании пояса инновационных предприятий будут играть новые магистерские программы со значительной практической составляющей.

В ходе реализации Программы по данному ПНР предполагается также формирование на базе университета исследовательских лабораторий мирового уровня с основными компетенциями в области систем поддержки принятия решений для сервис-ориентированной экономики, стратегической архитектуры компаний и сетевых форм организации бизнеса.

 

ПНР "Социология"

 

ГУ-ВШЭ способен в перспективе превратиться в международно-признанный научно-образовательный центр, проводящий комплексные экономико-социологические исследования на базе крупных собственных и международных баз данных. Наряду с этим дополнение и развитие получит центр фундаментальной социологии, необходимый для устойчивого развития прикладных направлений.

Реализация Программы по данному ПНР предполагает создание инфраструктурных основ:

для проведения разработок в области современной социологической теории;

для освоения продвинутых инструментальных методов и использования сложных баз данных;

для развития систематических исследований сложных аспектов проблем социально-экономического развития и на этой основе подготовки высококвалифицированных специалистов для бизнеса, государственного аппарата и академической среды.

Основными результатами работы по данному направлению станут:

развитие методологии социологического анализа организаций, предприятий и рынков, в том числе в социальной сфере;

разработка новых теоретико-методических подходов к оценке влияния культуры на экономическое поведение;

анализ предпринимательского потенциала населения на базе международного проекта "Глобальный мониторинг предпринимательства";

система обследований социально-экономического поведения домохозяйств на базе ежегодных волн панельных обследований российского мониторинга экономического положения и здоровья населения и регулярных целевых обследований домохозяйств.

Разработанные методы и модели станут вкладом ГУ-ВШЭ в создание исследовательских компаний, которые будут осваивать перспективные рынки интеллектуальных услуг. Потребителями этих услуг будут крупные международные компании, вышедшие на развивающиеся рынки, органы государственной власти, компании, работающие в сфере услуг.

В вышеперечисленных ПНР университет будет создавать конкурентоспособные на мировом уровне стандарты (в том числе этические) образовательной и научной деятельности, способствовать их распространению в российской социально-экономической науке, поддерживать интеграцию российского академического сообщества в глобальную сферу производства и обмена знаниями.

 

II. Цель и задачи Программы, этапы и сроки реализации,

целевые индикаторы и показатели оценки эффективности

реализации Программы

 

Программа разработана на основе Программы развития государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования "Государственный университет - Высшая школа экономики" на период 2009 - 2015 гг. и до 2020 г., подготовленной на основании распоряжения Правительства Российской Федерации N 1177-р от 12 августа 2008 г. для обеспечения конкурентоспособности ГУ-ВШЭ "по отношению к ведущим зарубежным образовательным и исследовательским центрам социально-экономического профиля" и одобренной на конференции коллектива ГУ-ВШЭ 27 июня 2008 г. и 24 марта 2009 г.

Стратегической целью Программы является формирование на базе ГУ-ВШЭ передового научно-образовательного, аналитического, консалтингового и проектного центра в области социальных и экономических наук, входящего в число ведущих мировых исследовательских университетов по качеству своих компетенций и разработок и осуществляющего значительный теоретический и практический вклад в инновационное развитие и глобальную конкурентоспособность России.

В ходе достижения этой цели ГУ-ВШЭ будет решать следующие задачи:

создание, внедрение и распространение новых образовательных технологий для обеспечения российской экономики конкурентоспособными кадрами исследователей, аналитиков и менеджеров;

формирование исследовательского и инновационного центра мирового уровня в области социально-экономических наук;

содействие распространению инновационных социально-экономических знаний и практик;

развитие кадровой базы исследовательского университета;

создание инфраструктуры образовательной и научной деятельности на уровне лучших мировых научно-образовательных центров.

Достижение стратегической цели и решение задач Программы, которые не могут быть осуществлены только простым увеличением ресурсного обеспечения, требуют применения новых нетривиальных подходов, за счет которых окажется возможным относительно быстрый переход в новое качество.

Такими ключевыми подходами являются:

активная кадровая политика, направленная на обновление коллектива, на привлечение выдающихся специалистов с международного рынка труда;

выбор ключевых приоритетов развития и концентрация ресурсов и усилий на тех направлениях исследований, разработок и подготовки кадров, в которых Россия имеет возможность выхода на лидирующие мировые позиции, а также на тех направлениях, в развитии которых особенно нуждается формирующаяся в России инновационная экономика;

глубокая интернационализация образовательного процесса, исследований и разработок, в том числе на базе дальнейшего развития партнерств с ведущими зарубежными университетами и научными центрами, международными организациями;

формирование международно узнаваемого бренда ГУ-ВШЭ через занятие перспективных ниш в сфере исследований и разработок, создание и продвижение оригинальных образовательных технологий;

превращение ГУ-ВШЭ в университет с преобладанием магистерских и аспирантских программ, создание на этой основе партнерств с ведущими университетами в регионах России и русскоязычными университетами ближнего зарубежья;

продвижение специалистов ГУ-ВШЭ в международную научную кооперацию через их подключение к ключевым вопросам глобальной повестки;

использование международных публикаций и докладов на ведущих международных конференциях, а также коммерциализации научных результатов в качестве основных критериев оценки деятельности подразделений и отдельных специалистов;

обеспечение полного цикла исследований и коммерциализации их результатов за счет, с одной стороны, усиления теоретической базы прикладных работ и, с другой стороны, за счет трансформации научных результатов в тиражируемые и востребованные практические инструменты и технологии;

повышение междисциплинарности и гибкости образовательных и исследовательских программ, снижение межфакультетских барьеров.

Реализацию Программы предполагается осуществить в 2009 - 2018 годах в три этапа.

I этап - обновление образовательных продуктов и формирование нового поколения магистерских программ, кадровое развитие и создание условий для формирования исследовательских центров мирового уровня в рамках ПНР университета (2009 - 2012 годы).

II этап - поддержка деятельности созданных на первом этапе исследовательских центров, международное продвижение новых направлений образования (прежде всего на уровне магистратуры и аспирантуры), развитие новых приоритетных направлений развития университета (из собственных средств университета) для обеспечения более широкой междисциплинарности исследований и разработок, коммерциализация разработанных в ведущих научных коллективах моделей и технологий через формирование пояса инновационных компаний вокруг университета (2013 - 2015 годы).

III этап - формирование равноправных международных партнерств как в области исследований и разработок, так и в области образования, расширение приоритетных направлений развития университета (2016 - 2018 годы).

Показатели оценки эффективности реализации Программы приведены в Приложении N 1 к настоящей Программе.

 

III. Мероприятия Программы

 

Мероприятия сгруппированы по основным пяти блокам, соответствующим задачам Программы. Мероприятия Программы в первую очередь будут реализовываться в рамках ПНР университета. Затем они будут распространяться на все области подготовки, чтобы обеспечивать единую культуру и качественную однородность университета.

Первый блок "Обеспечение российской экономики исследователями, аналитиками и менеджерами" состоит из следующих мероприятий.

Мероприятие 1.1. Разработка и внедрение новых образовательных форм, продуктов и технологий.

Университет будет активно использовать право на разработку собственных образовательных стандартов, открывая оригинальные инновационные направления подготовки и программы как на уровне бакалавриата, так и на уровне магистратуры.

Опережающее развитие получит система диверсифицированных магистерских программ - академических и прикладных, специализированных и междисциплинарных. Значительная часть этих программ организуется на проектной основе без жесткой привязки к отдельному факультету.

В программах бакалавриата будут усиливаться общие фундаментальные элементы для ряда факультетов. Принципиальным в обновлении содержания станет ориентация на развитие аналитических компетенций, включая навыки работы с эмпирическими данными различных типов.

Предусматриваются максимальная гибкость и индивидуализация высшего образования в университете: каждому студенту после освоения базовых дисциплин предлагается возможность обучения по индивидуальному учебному плану и самостоятельного набора профессиональных компетенций. Предусматривается дальнейшее уменьшение традиционной аудиторной нагрузки студента за счет увеличения исследовательской и проектной деятельности в лабораториях и проектных группах в рамках консультаций и практикумов.

Университет расширит сеть научно-учебных и проектно-учебных лабораторий, где будет интегрирована образовательная и научно-проектная деятельность. В таких лабораториях должны работать совместно и известные ученые, и практики, и аспиранты, и студенты.

Предусматривается существенное расширение предложения курсов на иностранных языках и совместных программ с ведущими зарубежными вузами.

На основе международных стандартов будут разработаны и внедрены программы подготовки аспирантов со значительной образовательной компонентой (по типу программ подготовки докторов философии в ведущих зарубежных университетах), когда аспиранты, кроме подготовки диссертации, проходят обучение на программах высокого уровня подготовки по своим специальностям.

Новые образовательные продукты будут разработаны и внедрены в дополнительном профессиональном образовании.

Будут внедрены современные цифровые технологии и продукты, включающие симуляторы, тренажеры, самоучители.

Мероприятие 1.2. Привлечение талантливых студентов и аспирантов.

В рамках мероприятия за счет финансовых средств университета будет развиваться система довузовской подготовки, включая создание и развитие региональных центров ГУ-ВШЭ по подготовке школьников, летних и вечерних школ, проведение олимпиад, тестовых испытаний. Она выйдет за рубежи России.

Будет сформирована система отбора в магистратуру на основе вступительных испытаний и иных процедур. Будет также организовано подготовительное отделение для магистратуры (для выпускников других вузов страны).

Наряду с формированием эффективной системы привлечения иностранных студентов и аспирантов будет создана современная система их кредитования и поддержки для обеспечения их академического выбора и закрепления талантливых специалистов в России. В ряде государств - участников Содружества Независимых Государств будут созданы совместные образовательные программы с местными вузами.

Мероприятие 1.3. Разработка конкурентоспособных программ дополнительного профессионального образования в сфере социально-экономических наук и практик.

ГУ-ВШЭ сформирует модульные программы дополнительного профессионального образования в сфере социально-экономических наук и практик с возможностью построения гибких индивидуальных траекторий для каждого обучающегося, в том числе завершающихся получением диплома соответствующего уровня. Все программы дополнительного профессионального образования будут обеспечены дистанционной поддержкой. Их предложение будет расширено, в том числе в сотрудничестве с факультетами, научными институтами, другими университетами, компаниями и организациями. Будет проводиться международная сертификация программ дополнительного профессионального образования.

Второй блок "Формирование исследовательского и инновационного центра мирового уровня в области социально-экономических наук" содержит следующие мероприятия.

Мероприятие 2.1. Обеспечение проведения фундаментальных исследований (в том числе междисциплинарных) на мировом уровне качества.

Это будет возможно благодаря следующим составляющим:

создание в ГУ-ВШЭ ряда лабораторий (центров) в партнерстве с крупнейшими мировыми научными центрами по ПНР университета;

создание лабораторий, соответствующих уровню ведущих зарубежных лабораторий, в том числе под руководством соотечественников, проживающих за рубежом;

участие в крупнейших международных сетевых проектах (в том числе в комплексных международных сопоставлениях), позволяющих получить доступ к самой современной методологии и сетям научной коммуникации;

создание в ГУ-ВШЭ междисциплинарных научно-исследовательских и информационно-исследовательских центров по вопросам глобальной повестки дня.

В ГУ-ВШЭ получат дальнейшее развитие механизмы поддержки инициативных научных проектов небольших научных коллективов (за счет собственных средств университета).

Важнейшей задачей станет и создание условий для проведения системных исследований и разработок (в том числе междисциплинарных) в актуальных направлениях, отвечающих перспективным потребностям социально-экономического развития и недостаточно представленных в России.

В университете будет создана система, позволяющая проводить постоянный анализ состояния исследований и разработок по ПНР университета, а также по смежным областям для определения перспективных зон, в которых потребуется опережающее проведение исследований и формирование компетенций.

Будут создаваться небольшие лаборатории по научным направлениям, недостаточно развитым в России. Для этого будут приглашены ведущие специалисты с международного рынка труда, организована целевая подготовка исследователей и преподавателей.

Мероприятие 2.2. Развитие системы прикладных научных исследований и разработок в социально-экономической сфере.

ГУ-ВШЭ будет продолжать прикладные и аналитические исследования по заказам федеральных и региональных органов исполнительной власти, предлагая также собственные инициативные разработки. В связи с этим планируется разработка специализированных баз данных и интернет-порталов по поддержке системы управления знаниями (интегрированной базы данных) в социально-экономической области. Существенным итогом этой работы станет подготовка серий ежегодных аналитических докладов ГУ-ВШЭ по различным областям социально-экономического развития России.

Получит развитие система мониторинговых обследований социально-экономических процессов, которые позволят развивать базы знаний для фундаментальных исследований и повышать качество аналитической работы.

Будут сформированы группы экспертного сопровождения важнейших программ, реализуемых Правительством Российской Федерации.

Мероприятие 2.3. Развитие инновационной инфраструктуры университета, способствующей коммерциализации результатов научной деятельности.

Дальнейшее развитие получит инновационная инфраструктура, куда будут входить информационная подсистема, финансовая подсистема, образовательная подсистема и такие структурные подразделения ГУ-ВШЭ как бизнес-инкубатор и инновационный парк с поясом инновационных компаний. Инновационная инфраструктура будет решать три задачи:

коммерциализация результатов научных исследований в рамках имеющейся организационной структуры;

формирование пояса малых инновационных предприятий с участием университета;

поддержка генерации независимых бизнес-проектов студентами, выпускниками и сотрудниками университета.

Для эффективной коммерциализации результатов научно-исследовательских работ предстоит разработать пакеты исследовательских инструментов и управленческих технологий для выхода на региональные и корпоративный рынки консультационных услуг.

Стержневыми компонентами поддержки предпринимательской активности студентов и выпускников станут базовые кафедры, бизнес-инкубатор, а также система специализированных курсов по предпринимательству. Развитие получит практика приглашения российских и зарубежных консультантов-практиков для начинающих компаний, создаваемых студентами ГУ-ВШЭ. При бизнес-инкубаторе будет создан фонд поддержки студенческих инициатив.

ГУ-ВШЭ будет создавать пояс малых инновационных предприятий, входя в их капитал интеллектуальной собственностью. Эти предприятия будут создаваться, прежде всего, по ПНР университета для оказания аналитических и консалтинговых услуг. У них будет возможность размещаться в инновационном парке ГУ-ВШЭ.

Третий блок "Содействие распространению инновационных социально-экономических знаний и практик" содержит следующие мероприятия.

Мероприятие 3.1. Продвижение лучших практик социально-экономического образования, содействие развитию профессиональных сообществ и сетей.

В ГУ-ВШЭ на собственные средства будет создан методический центр, который будет заниматься распространением инновационных учебных программ, методик и пособий в области социально-экономических наук среди российских вузов. Это станет возможным через организацию системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки на базе ГУ-ВШЭ для преподавателей вузов, реализацию специальных программ дополнительного профессионального образования для менеджмента российских университетов и организацию программы зимних и летних школ для преподавателей университетов.

Подготовка нового поколения профессуры для российских вузов будет вестись в создаваемом совместно с негосударственным образовательным учреждением "Российская экономическая школа" центре постдипломной подготовки, призванном помочь аспирантам и молодым кандидатам наук освоить современные профессиональные стандарты академической деятельности.

По ключевым направлениям социально-экономической науки и практики ГУ-ВШЭ будет вести целенаправленную политику по встраиванию университета в уже сложившиеся российские и международные профессиональные сообщества и по формированию профессиональных сообществ в России. ГУ-ВШЭ будет представлен во всех крупных международных профессиональных ассоциациях в социально-экономической сфере и в сфере управления. Развитие профессиональных сетей будет реализовываться также посредством совместных издательских проектов и посредством проведения ежегодных конференций с участием международных ассоциаций в ГУ-ВШЭ.

Продолжится создание специализированных исследовательских сетей мастерства - виртуальных рабочих групп, объединяющих представителей российских и зарубежных исследовательских центров и решающих относительно узкие исследовательские задачи. Сети мастерства будут сформированы по всем ПНР университета.

Будут организованы площадки очной и виртуальной коммуникации представителей государства, бизнеса, научно-образовательного и экспертного сообщества, гражданского общества по актуальным проблемам развития страны. По всем ПНР будут работать регулярные открытые семинары.

Ежегодная международная конференция ГУ-ВШЭ по проблемам социально-экономического развития закрепится как важнейшее в стране академическое событие года в сфере социально-экономических наук.

Важнейшей сетью для ГУ-ВШЭ останется ассоциация выпускников. ГУ-ВШЭ будет стимулировать именные вложения выпускников в создание лабораторий, помещений ученой и социально-культурной направленности, формирование именных преподавательских позиций и предоставлять выпускникам возможность бесплатного использования библиотечных и информационных ресурсов университета, преференции при обучении на программах дополнительного образования. Новой формой взаимодействия станет вовлечение выпускников в проекты по оценке компетенций, которые востребованы на рынке труда.

Данное мероприятие будет финансироваться за счет собственных средств университета.

Мероприятие 3.2. Развитие научно-образовательных электронных ресурсов и распространение знаний через издательскую деятельность.

Планируется развитие трех основных порталов, поддерживаемых ГУ-ВШЭ: образовательного портала "Экономика. Социология. Менеджмент" (http://ecsocman.edu.ru), экспертного аналитического канала "Открытая экономика" (http://opec.ru) и корпоративного портала (http://www.hse.ru). Образовательный портал останется лидером по богатству доступных ресурсов и сервисов среди порталов в этой области - к 2018 году он будет охватывать практически все области академической деятельности ГУ-ВШЭ.

Развитие получит распространение учебников и учебно-методических материалов на электронных носителях. ГУ-ВШЭ присоединится к инициативе ведущих университетов мира по обеспечению открытого доступа к учебным материалам. Большинство электронных версий учебников и учебных программ будет размещаться в открытом доступе на корпоративном и образовательном порталах университета.

Электронные журналы ГУ-ВШЭ будут также размещены на корпоративном портале и представлены для включения в перечень высшей аттестационной комиссии Минобрнауки России, что станет закреплением в российской практике подобного статуса электронного средства массовой информации как полноправного периодического издания.

На образовательном портале будет усилена специализация между ресурсами, адресованными обучающимся и преподающим в бакалавриате и в магистратуре, добавлены ресурсы для дополнительного профессионального образования, материалы, рассчитанные на самообразование, методические материалы по организации образования в партнерстве с практиками и бизнесом.

В издательской деятельности ГУ-ВШЭ <1> расширит состав подготавливаемых научных, учебных, информационно-статистических и аналитических публикаций и выйдет на качественно новый уровень их распространения. Издательский дом (структурное подразделение ГУ-ВШЭ) должен выйти на международный рынок, установив партнерские отношения с лидерами международного академического книгоиздания, и стать первым в Восточной Европе издательством, встроенным в мировой рынок академической продукции по социально-экономической тематике. Будут осуществляться перевод, публикация и распространение наиболее значимых зарубежных теоретических, научно-методических и академических изданий.

--------------------------------

<1> Издательская деятельность, включая работу издательского дома и издание журналов, будет финансироваться из собственных средств ГУ-ВШЭ.

 

Будет завершено создание системы научных и информационно-аналитических журналов социально-экономического профиля, отвечающих международным стандартам качества. Журналы будут созданы по всем ПНР ГУ-ВШЭ. Полнотекстовые версии журналов будут включены в Российский индекс научного цитирования. Печатные журналы войдут в российский перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий. В рамках партнерства с зарубежными издательствами будут готовиться ежегодные приложения к журналам или специальные выпуски на английском языке.

Четвертый блок "Развитие кадровой базы национального исследовательского университета" содержит следующие мероприятия.

Мероприятие 4.1. Обновление кадрового состава университета, привлечение лучших преподавателей, исследователей и профессионалов-практиков с мирового и отечественного рынков труда.

Обеспечение эффективного контракта с преподавателями и научными сотрудниками будет важной задачей университета. Эффективный контракт подразумевает со стороны ГУ-ВШЭ создание возможностей для получения сотрудником совокупного дохода в университете на уровне внешних для университета конкурентных рынков труда и создание условий для получения сотрудником дополнительных компетенций, а со стороны сотрудника - активную исследовательскую работу или работу в практических проектах с группой студентов и аспирантов, участие в конкурсах на поддержку собственных научных и прикладных проектов.

Предполагается последовательно снизить среднюю нагрузку на преподавателя, в том числе за счет расширения доли самостоятельной работы студентов и оптимизации учебного процесса, за счет сокращения внутреннего совместительства и привлечения к преподаванию ассистентов, аспирантов и выпускников аспирантуры ГУ-ВШЭ и других университетов, приглашенных для длительной исследовательской стажировки. Приглашение успешных ученых (в том числе и соотечественников), уже имеющих высокую репутацию и научную продуктивность, из-за рубежа и других российских университетов и научных организаций как на постоянную работу, так и на временные контракты станет эффективной стратегией быстрого роста научно-образовательного потенциала и продвижения в международных рейтингах.

ГУ-ВШЭ будет расширять практику привлечения преподавательских кадров с международно признанной квалификацией (в том числе со степенями, полученными в ведущих международных университетах). Это привнесет в университет международную академическую культуру, что будет способствовать более быстрому включению ГУ-ВШЭ в глобальное научно-образовательное пространство.

Будет значительно расширена практика, когда компании - лидеры рынка и ведущие транснациональные компании открывают в ГУ-ВШЭ совместные кафедры и проектно-учебные лаборатории и делегируют наиболее подготовленных к преподаванию и академической деятельности сотрудников для работы со студентами и аспирантами университета. Деятельность таких кафедр все в большей степени будет переноситься на территорию самих компаний, с тем чтобы студенты приобретали новые знания и навыки непосредственно на будущих рабочих местах.

Создание механизма стимулирования академического выбора наиболее способных студентов и подготовки молодых исследователей и преподавателей станет возможным условием кадрового обновления.

Частью этого механизма будет развитие системы научных и учебных ассистентов, поскольку она будет способствовать сознательному выбору академической карьеры лучшими студентами и аспирантами университета.

ГУ-ВШЭ будет поддерживать переподготовку своих сотрудников путем прикрепления к аспирантуре ведущих научных центров и поддержки их стажировок. Одновременно часть выпускников аспирантуры университета будет получать поддержку для работы на пробных исследовательских контрактах за рубежом. Будут созданы специальные механизмы стимулирования к возвращению в ГУ-ВШЭ молодых ученых-аспирантов, защищающих диссертации в ведущих зарубежных университетах.

Как и в большинстве ведущих университетов и научных центров мира в ГУ-ВШЭ будет создана система специальных позиций стажеров-исследователей (на 1 - 2 года) для выпускников аспирантур лучших университетов мира с целью поддержки окончательного становления молодого ученого в его области.

Мероприятие 4.2. Повышение квалификации и поддержка академической мобильности научно-педагогических работников.

Развитие компетенций преподавателей и сотрудников будет обеспечиваться развитием системы специальных учебных курсов, организуемых в ГУ-ВШЭ, и поддержкой для прохождения курсов повышения квалификации и профессиональных экзаменов вне университета. Акцент будет сделан на программы по развитию исследовательских компетенций, освоению новых образовательных технологий, развитию языковых компетенций. Повышение квалификации сотрудников административного аппарата будет фокусироваться на освоении административных регламентов и их электронного обеспечения, а также коммуникативных навыков и навыков управления проектами.

Программа поддержки академической мобильности будет интегрирована с мероприятиями по формированию передовых исследовательских центров и инновационных компаний. Приоритет будет отдаваться мобильности в рамках совместных проектов или включения в международные сети.

Пятый блок "Создание инфраструктуры образовательной и научной деятельности на уровне лучших мировых научно-образовательных центров" содержит следующие мероприятия.

Мероприятие 5.1. Развитие современной материально-технической базы университета.

В рамках данного мероприятия будут созданы специализированные классы и лаборатории, оснащенные новейшим оборудованием и прикладным программным обеспечением. Процесс преподавания будет обеспечен различным презентационным и вспомогательным оборудованием, таким как системы озвучивания аудиторий, системы презентаций, электронные доски, системы видеоконференций, что позволит сделать его максимально удобным для восприятия.

Планируется переход на беспроводные сети информационных коммуникаций во всех учебно-административных корпусах и общежитиях <2> с обеспечением свободного доступа сотрудников и студентов к внутренним и внешним ресурсам ГУ-ВШЭ.

--------------------------------

<2> Переход на беспроводные сети информационных коммуникаций в общежитиях финансируется за счет собственных средств университета.

 

Будут оборудованы конференц-залы с возможностью трансляции мероприятий на другие территории университета (в том числе в филиалы) и в сети Интернет; внедрены системы многоязыковой поддержки.

Наряду с задачей достижения мирового уровня качества инфраструктуры университету вне рамок настоящей Программы предстоит решить проблему существующего дефицита собственных учебно-лабораторных площадей и общежитий, а также фактического отсутствия спортивно-оздоровительной базы. Для решения этих задач планируется обеспечить реконструкцию существующих и введение новых зданий, соответствующих международным стандартам.

Это позволит создать для преподавателей полноценные рабочие места, позволяющие, помимо регулярных аудиторных занятий, проводить консультации студентов, заниматься научной работой, а также обеспечить условия для самостоятельной работы студентов и для неформальной коммуникации студентов, преподавателей и сотрудников университета.

Мероприятие 5.2. Развитие информационной инфраструктуры университета.

Развитие информационной инфраструктуры будет обеспечивать как научно-образовательный, так и управленческий процесс.

Библиотека с традиционными печатными изданиями и электронными ресурсами станет центром информационной инфраструктуры образования, исследований и разработок. Особое внимание при комплектовании будет уделено приобретению зарубежных научных ретроспективных коллекций (в цифровом формате) по ПНР ГУ-ВШЭ. Будет продолжено пополнение электронных библиотек периодическими изданиями и научными монографиями. Будет обеспечен удаленный доступ к этим ресурсам.

Будет осуществлена трансформация существующих в ГУ-ВШЭ баз данных в публично доступные базы данных, размещаемые на образовательном портале университета. Будет создана современная система управления знаниями на основе этого комплекса баз данных.

Будет внедрена единая информационная система, основанная на комплексе регламентов, охватывающая все основные бизнес-процессы и позволяющая отслеживать в режиме реального времени весь набор показателей деятельности университета. Будут полностью автоматизированы рутинные и отчетные процедуры, связанные с основной деятельностью университета.

Мероприятие 5.3. Совершенствование системы управления качеством образования и научных исследований.

Кардинальное совершенствование действующих административных процедур приведет к оптимизации структуры управления, будут формироваться эффективные и удобные для использования регламенты оценки результатов научной деятельности, установления собственности на произведенную в ГУ-ВШЭ интеллектуальную продукцию, создания и функционирования научных подразделений. В практику войдут регулярные управленческие аудиты с использованием внешних консультантов.

Контроль качества образования будет применяться на следующих направлениях: повышение объективности и регулярности оценки качества образования; развитие механизмов самооценки и самоконтроля. Получат дальнейшее развитие системы внутренних мониторингов, оценивания преподавателей студентами и слушателями ГУ-ВШЭ.

В университете будет внедрена автоматизированная проверка итоговых письменных работ студентов на наличие плагиата. Будет обеспечено признание результатов внешних экзаменов и сертификатов (включая международные). Широкое применение получит самостоятельная проверка остаточного уровня знаний студентами через открытые системы тестирования (что позволит освободить преподавателей от части рутинной работы). В обязательном порядке будут использоваться инструменты международной оценки качества образовательных программ по ПНР университета, их сертификации и аккредитации.

Переход к внешним процедурам оценки качества научной работы и преподавания будет обеспечен широким привлечением зарубежных экспертов, созданием международного академического комитета для Программы в целом и международных экспертных советов для каждого ПНР.

Будет создана система мониторинга рынков интеллектуальных услуг, система консультаций и правовой поддержки для создающихся студентами компаний и бизнес-проектов.

 

IV. Финансовое обеспечение реализации Программы

 

Объемы финансового обеспечения Программы представлены в Приложении N 2 к настоящей Программе.

Объемы финансового обеспечения реализации Программы из средств федерального бюджета на 2010 и последующие годы могут уточняться в установленном порядке с учетом утвержденных расходов федерального бюджета, предусмотренных на развитие сети национальных исследовательских университетов.

Общий объем ассигнований федерального бюджета и внебюджетных финансовых средств на реализацию мероприятий Программы в ценах соответствующих лет составит 2392 млн. рублей, в том числе:

ассигнования федерального бюджета - 1560 млн. рублей;

внебюджетные финансовые средства - 832 млн. рублей.

Ассигнования федерального бюджета предполагается направить на:

разработку учебных программ;

повышение квалификации и профессиональную переподготовку научно-педагогических работников университета;

приобретение учебно-лабораторного и научного оборудования;

развитие информационных ресурсов;

совершенствование системы управления качеством образования и научных исследований.

Общие расходы университета по софинансированию мероприятий Программы, в том числе тех, поддержка которых не запланирована из средств федерального бюджета, будут производиться из доходов ГУ-ВШЭ.

 

V. Управление реализацией Программы

 

Управление университетом на период реализации Программы будет организовано в виде следующих основных блоков:

стратегическое управление Программой и университетом в целом - ученый совет, наблюдательный совет, попечительский совет, ректор и ректорат;

информационно-аналитические и экспертные функции - международный академический комитет, экспертные советы по направлениям деятельности, аналитический центр;

управление основными блоками деятельности университета по ПНР и изменением существующих процессов - проректоры и директоры по направлениям и соответствующие управления и совещательные органы;

управление выделенными новыми проектами развития ПНР - дирекция Программы, руководители проектов.

Наблюдательный совет Программы включает представителей экспертного сообщества, органов государственной власти, компаний-работодателей, деловых ассоциаций, средств массовой информации, общественности. Он формируется в целях общественно-государственной экспертизы и контроля за ходом и эффективностью реализации Программы. Наблюдательный совет:

рассматривает материалы о ходе реализации мероприятий;

обеспечивает общественное обсуждение итогов реализации Программы, ее эффективности и соответствия результатов поставленным задачам;

готовит рекомендации ректору и ученому совету университета по необходимой корректировке реализации Программы.

Международный академический комитет формируется из специалистов ведущих зарубежных университетов и научных центров и выполняет следующие основные функции:

разработка предложений и рекомендаций по приоритетным направлениям деятельности в рамках Программы с учетом лучшего международного опыта;

обсуждение основных инструментов и механизмов реализации Программы с учетом международного опыта, выявление и предложение вариантов решения проблем, связанных с реализацией Программы;

содействие расширению сотрудничества университета с ведущими зарубежными научно-образовательными центрами.

Конкурсные механизмы финансирования являются основными в реализации Программы. Конкурсные комиссии формируются ученым советом.

Дирекция Программы осуществляет сводное планирование и мониторинг реализации мероприятий Программы, подготовку отчетных материалов, организует деятельность международного академического комитета и экспертных советов по направлениям Программы.

В рамках Программы будут реализовываться отдельные проекты, во главе которых встанут руководители (из числа ключевых сотрудников университета) и администраторы (из числа выпускников ГУ-ВШЭ, аспирантов и молодых преподавателей). Оценка результатов реализации проектов будет осуществляться экспертными советами с широким привлечением внешних экспертов, которые будут сформированы в рамках каждого направления Программы. По мере того как успешные проекты будут переходить в стационарный режим функционирования, они будут передаваться в блок текущего управления ГУ-ВШЭ.

Аналитический центр ГУ-ВШЭ будет проводить систематический социологический и статистический мониторинг работы университета и его основных рынков, а также мониторинг взаимодействия с основными партнерами (работодатели, семьи абитуриентов, выпускники, базовые школы и вузы-партнеры). Он также будет обеспечивать регулярный сбор информации о ходе реализации Программы, проведение внутренней и внешней экспертизы, публичное представление результатов мониторинга. Основные объекты мониторинга: динамика целевых показателей Программы, выполнение плана реализации мероприятий Программы и финансового плана, качественный прогресс по ПНР, возникающие трудности и риски. На основании мониторинга будет готовиться ежегодный отчет ученому совету университета и наблюдательному совету Программы. Итоговые отчеты будут носить публичный характер и выставляться на интернет-портале ГУ-ВШЭ. На основании этих отчетов ГУ-ВШЭ ежегодно будет представлять доклад в Министерство образования и науки Российской Федерации о ходе реализации Программы.

Предполагается привлечение внешних академических и практических экспертов по всем мероприятиям, участие внешних специалистов в работе экспертных комитетов фондов конкурсного финансирования, создающихся в рамках Программы.

 

VI. Предварительная оценка социально-экономической

эффективности Программы

 

Реализация Программы внесет значительный вклад в развитие Российской Федерации как в культурном, геополитическом, так и непосредственно в социально-экономическом измерении. Ключевым результатом реализации Программы станет создание на территории России центра превосходства в виде крупного исследовательского университета социально-экономического профиля, соответствующего лучшим мировым образцам.

Можно выделить ряд специфических воздействий, которые Программа окажет на экономическое и социальное развитие России.

Научные и экспертные коллективы ГУ-ВШЭ будут принимать активное участие в подготовке и реализации экономических и социальных модернизационных проектов. Создание вокруг университета сети профессиональных ассоциаций приведет к формированию дефицитных в России институтов гражданского общества. В совокупности это даст эффект повышения качества регулирования и распределительных отношений в экономике, а также снижения коррупционных потерь.

Организационные, экономические и социальные инновации, создаваемые выпускниками и сотрудниками ГУ-ВШЭ, будут поддержаны университетом до стадии внедрения и распространены через социальные и профессиональные сети. Результатом этой инновационной работы станут сотни модернизационных проектов в управлении, социально-экономической сфере, а также десятки средних и малых компаний в секторе интеллектуальных услуг.

Сетевые структуры, создаваемые в рамках Программы, будут служить быстрому распространению компетенций и расширению рынков для выдвигаемых инноваций и проектов.

Взаимодействие ГУ-ВШЭ с российской системой образования будет способствовать распространению новых стандартов качества образования и практик обучения.

Реализация Программы приведет к новому качеству информационного обеспечения российской экономики. Мониторинги и форсайт-исследования, а также статистические и макроэкономические исследования российской экономики и социальной сферы, реализуемые на широкой и постоянной основе, способны существенно повысить качество государственной политики (прогнозирования и регулирования).

Современный, в ряде отношений передовой, социально-экономический университет, входящий в международные рейтинги и имеющий независимую экспертную позицию, будет вносить вклад в международную репутацию России.

К 2018 году ГУ-ВШЭ должен стать исследовательским университетом международного уровня в области социально-экономических наук, обеспечивающим кадрами, исследованиями, проектными и консультативными разработками решение задач инновационного развития и обеспечения глобальной конкурентоспособности России. Университет выйдет на международный рынок образовательных и интеллектуальных услуг, став инструментом привлечения компетентных специалистов в российскую экономику.

ГУ-ВШЭ станет полноценным магистерским университетом, в котором студенты магистратуры и аспиранты являются главным кадровым ресурсом исследований и инноваций.

В ходе реализации Программы развития ГУ-ВШЭ сформирует международно признанные научно-образовательные центры в таких областях как прикладная математика, прикладная микроэкономика, институциональный анализ, экономическая социология, исследования рынков труда и демографических процессов, социально-экономическая статистика, форсайт-исследования (прогностические), управление в корпоративном секторе, оптимизация государственного управления, сервисная информатика и т.д.

В ряде секторов социально-экономических наук (поведенческая экономика, эконометрика и социометрика, теория контрактов, открытая экономика, управление общественным сектором, право и экономика, клиометрика, когнитивные науки и др.) ГУ-ВШЭ создаст исследовательские группы и образовательные программы, работающие на уровне мировых стандартов, и обеспечит расширенное производство молодых специалистов в этих областях.

Ориентируясь на потребности развития экономики и социальной сферы России, ГУ-ВШЭ будет разворачивать магистерскую подготовку кадров, исследования и разработки в новых междисциплинарных областях. К таким областям относятся когнитивные науки, дизайн, регионоведение, урбанистика, экономика и социология природопользования, медиаменеджмент, управление в образовании, медицине, культуре, науке, инновационной сфере и др. Получит развитие новая группа образовательных направлений, обеспечивающих подготовку специалистов для экономического анализа права, электронного государства и бизнеса, управления компетенциями и др.

К 2018 году инфраструктура университета будет сопоставима с инфраструктурой лучших университетов мира и станет конкурентным преимуществом ГУ-ВШЭ, позволяющим привлекать зарубежных ученых и студентов.

Библиотека ГУ-ВШЭ к 2018 году преобразуется в крупнейший информационный центр, предоставляющий материалы как на традиционных печатных носителях, так и переведенные в цифровой формат по направлениям: экономика, менеджмент, социология, политология, бизнес-информатика, государственное управление.

К 2018 году будет осуществлен переход от экстенсивного накопления документов к предоставлению доступа к мировым информационным ресурсам, существующим в распределенном виде и связанным системами глобальной коммуникации. Для дистанционной поддержки образовательного процесса и сетей обмена знаниями на образовательных порталах университета (на базе портала по экономике, социологии, менеджменту) к 2018 году будут представлены все области знаний по ПНР ГУ-ВШЭ. На них будут действовать экспертные дискуссионные и консультационные площадки.

В 2018 году ГУ-ВШЭ будет позиционирован как один из ведущих мировых центров в области социально-экономических наук и войдет в первые 200 вузов в международных рейтингах университетов социально-экономического профиля.

 

 

 

 

 

Приложение N 1

к Программе развития

государственного образовательного

бюджетного учреждения высшего

профессионального образования

"Государственный университет -

Высшая школа экономики",

в отношении которого установлена

категория "национальный

исследовательский университет",

на 2009 - 2018 годы,

утвержденной Приказом

Министерства образования

и науки Российской Федерации

от 26 ноября 2009 г. N 677


 

ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО

УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ - ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ",

В ОТНОШЕНИИ КОТОРОГО УСТАНОВЛЕНА КАТЕГОРИЯ "НАЦИОНАЛЬНЫЙ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ", НА 2009 - 2018 ГОДЫ

 

 N 

    Показатель    

 Единица
измерения

 2009 
  год 

 2010 
  год 

 2011 
  год 

 2012 
  год 

 2013 
  год 

 2014 
  год 

 2015 
  год 

 2016 
  год 

 2017 
  год 

 2018 
  год 

 1 

         2        

    3   

   4  

   5  

   6  

   7  

   8  

   9  

  10  

  11  

  12  

  13  

1. 

                             Показатели успешности образовательной деятельности                             

1.1.

Доля обучающихся в
национальном иссле-
довательском уни- 
верситете (далее -
НИУ) по ПНР НИУ   
(далее - профильные
обучающиеся НИУ) в
общем числе       
обучающихся       

процентов

72,8  

74,0  

75,0  

76,0  

77,0  

78,0  

79,0  

80,0  

80,0  

80,0  

1.2.

Доля профильных   
обучающихся НИУ,  
трудоустроенных по
окончании обучения
по специальности, в
общем числе про-  
фильных обучающихся
НИУ               

процентов

95,0  

95,0  

95,0  

95,0  

95,0  

95,0  

95,0  

95,0  

95,0  

95,0  

1.3.

Количество человек,
принятых в аспиран-
туру и докторантуру
из сторонних орга-
низаций по ПНР НИУ,
в расчете на одного
научно-педагогиче-
ского работника   

человек 

0,02146

0,02244

0,02400

0,02443

0,02445

0,02613

0,02786

0,03060

0,03357

0,03631

1.4.

Количество молодых
ученых (специалис-
тов, преподавате- 
лей) из сторонних 
организаций, про- 
шедших профессио- 
нальную переподго-
товку или повышение
квалификации по ПНР
НИУ, в расчете на 
одного научно-    
педагогического   
работника         

человек 

3,27560

3,11436

3,16323

3,03981

2,86813

2,78894

2,68554

2,72665

2,82256

3,01439

2. 

                        Показатели результативности научно-инновационной деятельности                       

2.1.

Количество статей 
по ПНР НИУ в науч-
ной периодике, ин-
дексируемой иност-
ранными и россий- 
скими организациями
(Web of Science,  
Scopus, Российский
индекс цитирова-  
ния), в расчете на
одного научно-    
педагогического   
работника         

единиц  

0,102 

0,178 

0,253 

0,301 

0,412 

0,503 

0,571 

0,685 

0,799 

0,900 

2.2.

Доля доходов от   
научно-исследова- 
тельских и опытно-
конструкторских   
работ (НИОКР) из  
всех источников по
ПНР НИУ в общих   
доходах НИУ       

процентов

24,0  

24,0  

24,0  

25,0  

25,0  

26,0  

26,0  

26,0  

27,0  

27,0  

2.3.

Отношение доходов 
от реализованной  
НИУ и организациями
его инновационной 
инфраструктуры    
научно-технической
продукции по ПНР  
НИУ, включая права
на результаты     
интеллектуальной  
деятельности, к   
расходам федераль-
ного бюджета на   
НИОКР, выполненные
НИУ               

процентов

143,3 

159,7 

175,4 

182,7 

183,1 

184,4 

186,4 

186,5 

187,9 

191,5 

2.4.

Количество постав-
ленных на бухгал- 
терский учет объек-
тов интеллектуаль-
ной собственности 
по ПНР НИУ        

единиц  

4     

4     

4     

4     

4     

5     

5     

5     

5     

5     

2.5.

Доля опытно-конст-
рукторских работ по
ПНР НИУ в общем   
объеме НИОКР НИУ  

процентов

0,0   

0,0   

0,0   

0,0   

0,0   

0,0   

0,0   

0,0   

0,0   

0,0   

2.6.

Количество научных
лабораторий по ПНР
НИУ, оснащенных   
высокотехнологичным
оборудованием     

единиц  

9     

4     

5     

5     

5     

5     

6     

6     

6     

6     

3. 

                               Показатели развития кадрового потенциала                                     

3.1.

Доля научно-педаго-
гических работников
и инженерно-техни-
ческого персонала 
возрастных катего-
рий от 30 до 49 лет

процентов

42,0   

43,0  

43,0  

44,0  

44,0  

45,0  

45,0  

46,0  

46,0  

47,0  

3.2.

Доля научно-      
педагогических    
работников, имеющих
ученую степень    
доктора наук или  
кандидата наук    

процентов

58,0  

59,0  

60,0  

61,0  

62,0  

63,0  

64,0  

65,0  

66,0  

67,0  

3.3.

Доля аспирантов и 
научно-педагогиче-
ских работников,  
имеющих опыт работы
(прошедших стажи- 
ровки) в ведущих  
мировых научных и 
университетских   
центрах           

процентов

15,0  

17,0  

20,0  

22,0  

25,0  

27,0  

29,0  

30,0  

33,0  

35,0  

3.4.

Эффективность рабо-
ты аспирантуры и  
докторантуры по ПНР
НИУ               

процентов

13,0  

20,0  

25,0  

30,0  

35,0  

40,0  

45,0  

50,0  

55,0  

60,0  

4. 

                                     Показатели международного признания                                    

4.1.

Доля иностранных  
обучающихся лиц   
(без учета госу-  
дарств - участников
Содружества Незави-
симых Государств) 
по ПНР НИУ        

процентов

0,07  

0,10  

0,15  

0,15  

0,30  

1,00  

1,05  

1,20  

1,30  

2,00  

4.2.

Доля обучающихся  
лиц из государств -
участников Содруже-
ства Независимых  
Государств по ПНР 
НИУ               

процентов

1,00  

1,20  

1,40  

1,60  

1,80  

2,00  

3,00  

3,50  

4,00  

4,50  

4.3.

Объем НИОКР по ПНР
НИУ в рамках между-
народных научных  
программ в расчете
на одного научно- 
педагогического   
работника         

млн.    
рублей  

0,037 

0,044 

0,049 

0,051 

0,053 

0,055 

0,056 

0,062 

0,068 

0,075 

5. 

                                     Показатели финансовой устойчивости                                     

5.1.

Финансовое обеспе-
чение Программы из
внебюджетных      
источников        

млн.    
рублей  

30,0  

50,0  

56,0  

76,0  

100,0 

104,0 

104,0 

104,0 

104,0 

104,0 

5.2.

Доходы НИУ из всех
источников от обра-
зовательной и науч-
ной деятельности в
расчете на одного 
научно-педагогиче-
ского работника   

млн.    
рублей  

1,952 

2,128 

2,198 

2,202 

2,210 

2,209 

2,208 

2,280 

2,353 

2,426 

5.3.

Доля внебюджетного
финансирования в  
доходах НИУ от об-
разовательной и на-
учной деятельности

процентов

45,0  

45,9  

47,7  

49,4  

50,7  

51,8  

52,9  

53,6  

54,3  

55,3  

5.4.

Отношение заработ-
ной платы 10      
процентов самых   
высокооплачиваемых
работников НИУ к  
заработной плате  
10 процентов самых
низкооплачиваемых 
работников        

процентов

1230  

1220  

1210  

1190  

1170  

1050  

1125  

1000  

950   

800   


 

 

 

 

 

Приложение N 2

к Программе развития

государственного образовательного

бюджетного учреждения высшего

профессионального образования

"Государственный университет -

Высшая школа экономики",

в отношении которого установлена

категория "национальный

исследовательский университет",

на 2009 - 2018 годы,

утвержденной Приказом

Министерства образования

и науки Российской Федерации

от 26 ноября 2009 г. N 677

 

ОБЪЕМЫ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ - ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ", В ОТНОШЕНИИ КОТОРОГО

УСТАНОВЛЕНА КАТЕГОРИЯ "НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ", НА 2009 - 2018 ГОДЫ


 

(млн. рублей, в ценах соответствующих лет)

 N 

    Мероприятия    

   2009  

   2010  

   2011  

   2012  

   2013   

2014

2015

2016

2017

2018

 ФБ 
<*>

 ВБ
<**>

 ФБ 

 ВБ

 ФБ 

 ВБ

 ФБ 

 ВБ

 ФБ 

 ВБ 

 ВБ 

 ВБ 

 ВБ 

 ВБ 

 ВБ 

 1 

         2         

  3 

 4 

  5 

 6 

  7 

 8 

  9 

 10

 11 

 12 

 13 

 14 

 15 

 16 

 17 

1. 

Блок 1. Обеспечение
российской экономики
кадрами исследовате-
лей, аналитиков и  
менеджеров         

0,0 

4,7

45,0

13,0

50,0

5,8

50,0

5,2

70,0

9,2 

10,5

10,5

10,5

10,5

10,5

1.1.

Разработка и внедре-
ние новых образова-
тельных форм, про- 
дуктов и технологий

0,0 

0,0

30,0

8,0

30,0

4,1

30,0

3,7

50,0

4,2 

6,0 

6,0 

6,0 

6,0 

6,0 

1.2.

Привлечение талант-
ливых студентов и  
аспирантов         

0,0 

0,0

10,0

2,0

10,0

0,5

10,0

0,5

10,0

2,0 

1,8 

1,8 

1,8 

1,8 

1,8 

1.3.

Разработка конкурен-
тоспособных программ
дополнительного    
профессионального  
образования в сфере
социально-экономиче-
ских наук и практик

0,0 

4,7

5,0 

3,0

10,0

1,2

10,0

1,0

10,0

3,0 

2,7 

2,7 

2,7 

2,7 

2,7 

2. 

Блок 2. Формирование
исследовательского и
инновационного цент-
ра мирового уровня в
области социально- 
экономических наук 

0,0 

0,0

0,0 

5,0

0,0 

1,2

0,0 

4,8

0,0 

4,8 

4,5 

4,5 

4,5 

4,5 

4,5 

2.1.

Обеспечение проведе-
ния фундаментальных
исследований (в том
числе междисципли- 
нарных) на мировом 
уровне качества    

0,0 

0,0

0,0 

1,0

0,0 

0,3

0,0 

1,2

0,0 

1,3 

0,7 

0,7 

0,7 

0,7 

0,7 

2.2.

Развитие системы   
прикладных научных 
исследований и раз-
работок в социально-
экономической сфере

0,0 

0,0

0,0 

2,0

0,0 

0,7

0,0 

2,6

0,0 

2,0 

2,3 

2,3 

2,3 

2,3 

2,3 

2.3.

Развитие инновацион-
ной инфраструктуры 
университета,      
способствующей     
коммерциализации   
результатов научной
деятельности       

0,0 

0,0

0,0 

2,0

0,0 

0,2

0,0 

1,0

0,0 

1,5 

1,5 

1,5 

1,5 

1,5 

1,5 

3. 

Блок 3. Содействие 
распространению    
инновационных соци-
ально-экономических
знаний и практик   

10,0

11,4

20,0

8,0

35,0

5,0

40,0

6,0

50,0

8,0 

15,0

15,0

15,0

15,0

15,0

3.1.

Продвижение лучших 
практик социально- 
экономического обра-
зования, содействие
развитию профессио-
нальных сообществ и
сетей              

0,0 

0,0

5,0 

4,0

10,0

2,5

10,0

3,0

10,0

4,0 

7,5 

7,5 

7,5 

7,5 

7,5 

3.2.

Развитие научно-   
образовательных    
электронных ресурсов
и распространение  
знаний через       
издательскую       
деятельность       

10,0

11,4

15,0

4,0

25,0

2,5

30,0

3,0

40,0

4,0 

7,5 

7,5 

7,5 

7,5 

7,5 

4. 

Блок 4. Развитие   
кадровой базы      
национального      
исследовательского 
университета       

10,0

7,4

55,0

12,0

70,0

14,0

90,0

18,0

120,0

24,0

24,0

24,0

24,0

24,0

24,0

4.1.

Обновление кадрового
состава университе-
та, привлечение луч-
ших преподавателей,
исследователей и   
профессионалов-    
практиков с мирового
и отечественного   
рынков труда       

0,0 

0,0

5,0 

4,0

6,0 

5,0

8,0 

5,4

10,0

9,6 

9,6 

9,6 

9,6 

9,6 

9,6 

4.2.

Повышение квалифика-
ции и поддержка ака-
демической мобильно-
сти научно-педагоги-
ческих работников  

10,0

7,4

50,0

8,0

64,0

9,0

82,0

12,6

110,0

14,4

14,4

14,4

14,4

14,4

14,4

5. 

Блок 5. Создание   
инфраструктуры     
образовательной и  
научной деятельности
на уровне лучших   
мировых научно-обра-
зовательных центров

130,0

6,5

130,0

12 

125,0

30,0

200,0

42,0

260,0

54,0

50,0

50,0

50,0

50,0

50,0

5.1.

Развитие современной
материально-техниче-
ской базы универси-
тета               

110,0

0,0

65,0

2,0

50,0

4,0

120,0

6,0

170,0

8,0 

8,0 

8,0 

8,0 

8,0 

8,0 

5.2.

Развитие информаци-
онной инфраструктуры
университета       

20,0

2,4

30,0

5,0

40,0

6,0

45,0

8,0

50,0

9,0 

12,0

12,0

12,0

12,0

12,0

5.3.

Совершенствование  
системы управления 
качеством образова-
ния и научных      
исследований       

0,0 

4,1

35,0

5,0

35,0

20,0

35,0

28,0

40,0

37,0

30,0

30,0

30,0

30,0

30,0

 

Итого              

150,0

30,0

250,0

50,0

280,0

56,0

380,0

76,0

500,0

100,0

104,0

104,0

104,0

104,0

104,0

 

--------------------------------

<*> Средства федерального бюджета.

<**> Внебюджетные средства.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024