Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 17 декабря 2010 г. N 06-1260

 

О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ

 

Департамент воспитания и социализации детей Минобрнауки России направляет для использования в работе Методические рекомендации по вопросам взаимодействия учреждений общего, дополнительного и профессионального образования по формированию индивидуальной образовательной траектории одаренных детей.

Кроме того, разработаны материалы по вопросам выявления, поддержки и развития индивидуальных познавательных интересов обучающихся, с которыми можно ознакомиться в методическом кабинете МОО "Содружество организаторов воспитательного процесса", тел. (499) 748-00-31, www.moocv.ru; консультации и справки по электронной почте: moocv@bk.ru, Турлыкова Ирина Валерьевна.

 

Директор

Департамента воспитания

и социализации детей

А.А.ЛЕВИТСКАЯ

 

 

 

 

 

Приложение

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВОПРОСАМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБЩЕГО,

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ТРАЕКТОРИИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

 

Происходящее в последнее время расширение масштабов человеческой деятельности, стремительный рост объемов информации значительно повышают требования к содержанию и условиям образовательной деятельности, развивающей интеллект и способности подрастающего поколения, и выдвигают в число приоритетных задач современной школы развитие одаренности и творческого потенциала личности, обеспечение условий для продуктивного развития и самореализации каждого учащегося.

В России накоплен значительный опыт работы с одаренными детьми, обогащенный в последние годы инновационной практикой. В субъектах Российской Федерации осуществляются попытки создания регионального образовательного пространства, объединяющего учреждения образования, культуры, спорта, молодежной политики и других ведомств, работающие с одаренными и талантливыми детьми. Создаются ресурсные центры сопровождения развития одаренных детей, накоплен уникальный опыт их научно-исследовательской и творческой деятельности. Не только в городской местности, но и в условиях села есть возможности для сопровождения способных и одаренных детей, для этого используются образовательные ресурсы социума и Интернет, сетевое взаимодействие образовательных учреждений на муниципальном уровне.

С учетом зарубежной практики специализированной подготовки одаренных обучающихся начиная со школьного возраста (США, Израиль, Сингапур, Тайвань, Корея) на основе технологий развития интеллекта и креативности в различных образовательных учреждениях, в России наилучшие возможности работы с одаренными детьми в настоящее время созданы в специализированных образовательных учреждениях (лицеи, гимназии, авторские школы, школы с углубленным изучением отдельных предметов и пр.), которые имеют большие возможности обеспечения продуктивного личностного и познавательного развития, чем общеобразовательная школа.

Задачи, поставленные перед системой образования в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания президиума Государственного совета Российской Федерации, президиума Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству и президиума Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию 22 апреля 2010 г., предполагают развитие одаренности на основе непрерывной образовательной траектории для обучающихся в системе образовательных учреждений различных типов и видов, а также научно-исследовательских учреждений, организаций культуры.

Новые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования предусматривают, в том числе, реализацию дополнительных образовательных программ. При этом возможна реализация программ как непосредственно в общеобразовательном учреждении, так и на базе учреждений дополнительного образования детей. В целях обеспечения качества освоения образовательных программ дополнительного образования обязательным условием является должное кадровое обеспечение образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях, в том числе и за счет привлечения высокопрофессиональных работников учреждений дополнительного образования.

Системообразующими центрами обучения одаренных детей, из которых впоследствии сформируется научно-техническая элита России, призваны стать президентские лицеи. Такое видение президентских лицеев коррелирует с миссией федеральных университетов и национальных исследовательских университетов. Поэтому предполагается создание президентских лицеев при федеральных и (или) национальных исследовательских университетах. Это обеспечит более масштабную и раннюю (начиная с 9-го класса средней школы) возможность заниматься наукой, доступность качественного профессионального образования, а значит, создаст дополнительные предпосылки для привлечения в регионы талантливых и энергичных молодых людей, социально-экономического развития территорий и повышения эффективности деятельности федеральных (национальных исследовательских) университетов. Наряду с президентскими лицеями будет продолжено развитие школ и специализированных общеобразовательных центров различной направленности (технической, экологической, художественной и т.д.) для одаренных детей и молодежи, использующих научный и образовательный потенциал университетов и иных учреждений профессионального образования.

Одним из наиболее продуктивных направлений развития одаренности в общеобразовательных учреждениях является учебно-исследовательская деятельность, в рамках которой школьники постигают основы научных исследований - от постановки проблемы, ознакомления с литературой по данной проблематике, овладения методикой исследования, сбора материалов, их анализа до системных обобщений и выводов.

Учебно-исследовательская деятельность способствует:

- развитию интереса, расширению и актуализации знаний по предметам школьной программы, развитию представлений о межпредметных связях;

- развитию интеллектуальной инициативы обучающихся в процессе освоения основных и дополнительных образовательных программ;

- созданию предпосылок для развития научного образа мышления;

- освоению творческого подхода к любому виду деятельности;

- формированию установки на престижность занятий научной деятельностью, фундаментальными науками;

- становлению сферы содержательного предметного общения внутри детского коллектива, между учащимися, педагогами, учеными и специалистами;

- обучению информационным технологиям и работе со средствами коммуникации;

- формированию развивающей образовательной среды для ребенка;

- профессиональному самоопределению детей;

- получению предпрофессиональной подготовки;

- формированию научно-педагогического сообщества детей, педагогов, ученых и специалистов, реализующих различные программы учебно-исследовательской деятельности.

Основные формы: детские объединения учащихся по интересам, конференции, олимпиады, турниры, выставки, научно-методические сборы, летние (каникулярные) лагеря, школы, научные объединения учащихся (НОУ), малые академии наук (МАН).

Достаточно успешно задачи развития одаренности решаются в формате очно-заочного дополнительного образования детей, организуемого на базе областных, краевых, республиканских и федеральных учреждений дополнительного образования детей (Челябинский областной центр юных натуралистов, Федеральная заочная физико-техническая школа [ЗФТШ] при МФТИ и др.), а также высших учебных заведений (Ярославский государственный университет - областная физико-математическая школа и многие другие).

Тесное взаимодействие общеобразовательных учреждений с учреждениями высшего профессионального образования, непосредственное участие вузовских преподавателей, ученых и специалистов в учебно-воспитательном процессе объективно ведет к повышению качества образования для каждого ребенка и предоставляет возможности формирования индивидуальной образовательной траектории для одаренных детей.

На муниципальном уровне - интеграция образовательных учреждений различных типов сложилась, например, в наукоградах (г. Обнинск Калужской обл., г. Саров Нижегородской обл., г. Рыбинск Ярославской обл. и др.).

На региональном уровне - в субъектах Российской Федерации сложилась межведомственная система организации исследовательской деятельности учащихся, которая предусматривает взаимодействие органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования, общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей, вузов, научных учреждений, общественных организаций, благотворительных организаций. Получили развитие каникулярные школы, сборы, экспедиции (например, в Кабардино-Балкарской Республике Министерство образования и науки КБР, Министерство социальной защиты КБР, Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, Фонд социального страхования КБР, Республиканский Дворец творчества детей и юношества КБР проводят республиканскую летнюю научно-оздоровительную школу НОУ "Сигма"; в Москве в рамках программы "Я и Земля" школой N 1333 и Домом научно-технического творчества молодежи г. Москвы проводится межрегиональная учебно-исследовательская экспедиция "Кенозеро" и др.).

Государственное учреждение Ярославской области "Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании" в целях социальной адаптации одаренных детей создало в сети Интернет раздел, представляющий собой виртуальное жизненное дерево, помогающее школьнику определиться в своем дальнейшем пути, - online-ресурс "Социальный навигатор". Целью его является создание условий для совершенствования навыков поведения в современном обществе с помощью средств телекоммуникаций. Созданы банки педагогической, социологической, психологической, учебной информации, специализированные программные комплексы для реализации интерактивных возможностей, строятся личностно-ориентированные маршруты, проигрываются виртуальные ситуации, в которых ребенок может попробовать различные стратегии поведения и, оценив себя, выбрать оптимальную.

На межрегиональном уровне - межрегиональная модель организации учебно-исследовательской и иной деятельности обучающихся, как показывает практика последних лет, может осуществляться на базе образовательных учреждений различных типов и видов. Причем инициаторами подобных межрегиональных проектов организации учебно-исследовательской деятельности выступают не только федеральные, республиканские, краевые и областные учреждения, но и муниципальные - школа N 1553 г. Москвы, Центр научно-технического и эстетического образования г. Обнинска Калужской обл., Челябинский городской Дворец творчества юных. С 14 вузами работает Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных. Более 50 вузов Москвы сотрудничают с Московским Дворцом творчества детей. Учреждения дополнительного образования детей работают при МФТИ, МИФИ, МГТУ имени Баумана. Известен опыт делового сотрудничества вузов и учреждений дополнительного образования гор. Петрозаводска, Челябинска, Новосибирска, Томска, Новгорода, Оренбурга и многих других.

На федеральном уровне - в образовательном пространстве России можно выделить ряд программ и проектов, получающих государственную поддержку, пользующихся широкой известностью в педагогической и научной среде:

- международные олимпиады по общеобразовательным предметам и всероссийская олимпиада школьников;

- всероссийские студенческие олимпиады;

- всероссийский фестиваль "Российская студенческая весна";

- международные и всероссийские конкурсные мероприятия для детей и молодежи в сфере социально-значимой деятельности;

- всероссийские конкурсы научно-технического творчества;

- всероссийские конкурсы исследовательских работ учащихся;

- всероссийские фестивали детского художественного творчества;

- всероссийские мероприятия по развитию детского любительского спорта ("Президентские соревнования" и др.);

- международная научно-техническая конференция школьников "Старт в науку", организуемая Федеральной заочной физико-технической школой при Московском физико-техническом институте (государственном университете);

- всероссийский конкурс исследовательских работ школьников по наукам о Земле им. В.И. Вернадского, организуемый школой N 1333 "Донская гимназия" г. Москвы, Московским городским Дворцом детского (юношеского) творчества;

- российская научно-социальная программа для молодежи и школьников "Шаг в будущее", осуществляемая Московским государственным техническим университетом имени Н.Э. Баумана и Научно-технической ассоциацией "Актуальные проблемы фундаментальных наук", и другие мероприятия.

Одними из приоритетов работы на федеральном уровне являются проведение исследований проблем самореализации одаренных детей, разработка технологий, позволяющих государству и обществу использовать их творческие возможности, уникальные результаты их деятельности в экономике, социальной и культурной жизни.

Ведущими учреждениями в работе по указанным направлениям являются координационные центры по работе с одаренными детьми в федеральных округах Российской Федерации, на которые соответствующие функции возложены Приказом Минобразования России от 2 декабря 2003 г. N 4439. Функции Всероссийского научно-методического учреждения по работе с одаренными детьми возложены на федеральное государственное научное учреждение "Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи", успешно взаимодействующее на условиях социального партнерства с центрами в федеральных округах.

Основная задача центров - координация усилий различных образовательных учреждений по созданию условий обучения и воспитания одаренных в разных областях знаний, искусства, культуры и спорта детей. Важным направлением деятельности центров является мониторинг работы с одаренными детьми внутри своего федерального округа, данные которого позволяют формировать и обновлять банки данных:

- образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми;

- инновационных методик, технологий, программ, научно-методической литературы по проблеме развития детской одаренности;

- банк данных об одаренных детях.

На базе центров проводится в том числе и повышение квалификации педагогических кадров, работающих с одаренными детьми.

Центры непосредственно работают с определенной категорией одаренных детей, готовят детей для участия в предметных олимпиадах, конкурсах по учебно-исследовательской деятельности, конкурсах художественной направленности, спортивных соревнованиях и т.д.

Важнейшие задачи Всероссийского научно-методического центра по работе с одаренными детьми:

- усиление внимания к исследованиям и практике подготовки кадров к работе с одаренными детьми, активизация государственных учреждений в решении этой задачи;

- проведение региональных конференций как средства привлечения внимания к проблеме одаренности, повышения компетентности причастных к ней людей и стимуляции ее дальнейших исследований.

Всероссийским научно-методическим центром разработаны и уже прошли апробацию в субъектах Российской Федерации примерные формы карты управленческого мониторинга (Приложение 1) и паспорта учреждения, работающего с одаренными детьми (Приложение 2), которые могут применяться и для аналогичных мониторингов в субъектах Российской Федерации.

Согласно материалам мониторинга за 2009 - 2010 годы работа по кадровому обеспечению и в том числе повышению квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми, не в полной мере отвечает обозначенным выше требованиям и затрудняет решение задач, поставленных Президентом Российской Федерации по итогам совместного заседания президиума Государственного совета Российской Федерации, президиума Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству и президиума Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию 22 апреля 2010 г. Целесообразно шире применять новые, в том числе дистанционные, формы повышения квалификации (особенно повышение квалификации и переподготовки по узкоспециализированным модулям), привлекая лучших преподавателей профильных вузов и ведущих сотрудников научно-исследовательских учреждений.

Существующая система оплаты труда педагогов в учреждениях дополнительного образования, сложившаяся в предшествующие десятилетия, не учитывает существенных особенностей деятельности педагогических работников учреждений дополнительного образования детей. В соответствии с квалификационными характеристиками педагог в системе дополнительного образования, являясь высококлассным профессионалом (техником, спортсменом, экологом, художником и т.д.), обязан отвечать и требованиям, предъявляемым к психолого-педагогической составляющей профессионального педагога, а также регулярно подтверждать уровень профессионального мастерства высокими результатами его воспитанников в олимпиадах, фестивалях, конкурсах, в которых они участвуют.

Для повышения эффективности деятельности педагогов учреждений дополнительного образования представляется актуальным их учредителям (прежде всего органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования) проработать вопрос о повышении и дифференциации оплаты труда педагогических работников учреждений дополнительного образования детей с учетом современных условий перехода на новую систему оплаты труда в образовательных учреждениях.

Другая острая проблема - недостаточный уровень современного материально-технического обеспечения образовательного процесса, особенно в образовательных учреждениях дополнительного образования детей технической направленности.

В целях комплексного решения данных проблем региональное образовательное пространство необходимо рассматривать как образовательную среду, представляющую собой систему сетевого взаимодействия учреждений общего, дополнительного и профессионального образования по формированию индивидуальной образовательной траектории одаренных детей. Такая среда должна способствовать полноценному развитию личности каждого ребенка (одаренного и с признаками одаренности), его самоопределению и самореализации, формированию его индивидуального дарования, достижению успеха в жизни, а также созданию условий для развития одаренных детей, имеющих особо выдающиеся достижения в разных предметных областях, сферах жизнедеятельности и экономики региона.

Можно выделить следующие приоритетные направления деятельности по выявлению, поддержке и сопровождению одаренных обучающихся в субъектах Российской Федерации:

- систематическая подготовка и повышение квалификации педагогических кадров для целенаправленной работы с детьми, склонными к творчеству, поисковой, исследовательской деятельности;

- совершенствование содержания образования на принципах вариативности, создание учебно-методических комплектов для работы детских исследовательских объединений;

- развитие очно-заочных форм дополнительного образования детей, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала личности ребенка на базе государственных (федеральных, областных, краевых, республиканских) учреждений дополнительного образования детей при активном участии ведущих вузов страны;

- разработка эффективных тематических и междисциплинарных межрегиональных проектов организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся;

- совершенствование нормативной правовой базы, в том числе по вопросам внеконкурсного поступления в вузы победителей и призеров федеральных и региональных конкурсов, соревнований, творческих олимпиад, научно-исследовательских конференций и других мероприятий, проводимых в рамках системы дополнительного образования детей;

- организация широкого информирования субъектов данной деятельности по различным информационным каналам;

- развитие сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей и вузов, заключение соглашений (органы управления образованием, образовательные учреждения - школы, учреждения дополнительного образования детей - вузы, научно-исследовательские учреждения, учреждения культуры) о сотрудничестве в работе с одаренными детьми;

- совместное проведение курсов повышения квалификации специалистов и педагогических работников образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми, научно-педагогических конференций по воспитанию и обучению одаренных детей;

- поддержка олимпиад, конкурсов, фестивалей, турниров, соревнований по всем направлениям деятельности общенациональной системы поиска и содействия развитию одаренных детей и молодежи.

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Карта

управленческого мониторинга

 

1. Название региональной программы (подпрограммы), отражающей специфику работы с одаренными детьми.

2. Является самостоятельной или частью другой программы (подпрограммы).

3. На каком уровне и каким документом программа (подпрограмма) утверждена.

4. Сроки реализации программы (подпрограммы).

5. Какое учреждение является исполнителем, соисполнителем программы (подпрограммы).

6. Ф.И.О. (полностью) координатора, реквизиты связи.

7. Наличие в субъектах Федерации специализированных образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми (по паспорту).

8. Основные направления образовательной деятельности, которые поддерживает программа (подпрограмма).

9. Основные формы работы с одаренными детьми.

10. Научно-теоретические основы (на какие теоретические положения опирается, есть ли ученые в субъекте, работающие над проблемой).

11. Уровень информационной обеспеченности (сайт, СМИ и др.).

12. Наличие библиотек, нормативно-правовых и методических документов.

13. Наличие регионального банка данных одаренных детей, программ, научных трудов и др.

14. Формы повышения квалификации педагогов.

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Паспорт

учреждения, работающего с одаренными детьми

 

1. Статус и название учреждения.

2. Ф.И.О. (полностью) координатора, реквизиты для связи.

3. Направленность учреждения (по видам одаренности).

4. Наличие образовательных программ работы с одаренными детьми (название, автор).

5. Основные формы работы с одаренными детьми.

6. Перечень основных мероприятий, реализуемых в учреждении (школьные [внешкольные], муниципальные, региональные, федеральные, международные).

7. Уровень информационной обеспеченности (сайт, СМИ и др.).

8. Наличие библиотек, нормативно-правовых и методических документов.

9. Оснащенность материально-техническим оборудованием.

10. Достижения детей за последние 5 лет.

11. Формы повышения квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024