МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 29 декабря 2010 г. N 2208
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ДЕПАРТАМЕНТЕ ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В
соответствии с Положением о Министерстве образования и науки Российской
Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15
мая 2010 г. N 337, и пунктом 4 Приказа Министерства образования и науки
Российской Федерации от 11 июня 2010 г. N 180/к "Об утверждении структуры
Министерства образования и науки Российской Федерации" приказываю:
1. Утвердить
прилагаемое Положение о Департаменте общего образования Министерства
образования и науки Российской Федерации.
2. Директору
Департамента общего образования Низиенко Е.Л. (далее - Департамент) в
трехмесячный срок осуществить разработку и утверждение должностных регламентов
федеральных государственных гражданских служащих Департамента.
3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на
заместителя Министра Дулинова М.В.
Министр
А.А.ФУРСЕНКО
Приложение
Утверждено
Приказом
Министерства
образования и науки
Российской
Федерации
от 29 декабря 2010
г. N 2208
ПОЛОЖЕНИЕ
О ДЕПАРТАМЕНТЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВА
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие
положения
1. Департамент
общего образования (далее - Департамент) является структурным подразделением
Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - Министерство).
2. В своей деятельности Департамент руководствуется Конституцией Российской
Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами,
актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации,
международными договорами Российской Федерации, Положением о Министерстве
образования и науки Российской Федерации, утвержденным Постановлением
Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 337 (далее - Положение о
Министерстве), нормативными правовыми актами Министерства и настоящим
Положением.
3. Департамент
осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные
Министерству организации во взаимодействии со структурными подразделениями
Министерства, федеральными службами, находящимися в ведении Министерства,
другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления,
общественными объединениями и иными организациями.
II.
Полномочия
4. Департамент
осуществляет следующие полномочия:
4.1. Обеспечивает
осуществление Министерством функций по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере дошкольного и общего образования, а
также в сфере среднего профессионального, высшего профессионального и
дополнительного профессионального образования в части подготовки,
профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.
4.2. Осуществляет
организацию и координацию, а также проводит мониторинг и анализ реализации
государственной политики в установленной сфере деятельности Департамента.
4.3. В
установленной сфере деятельности Департамента участвует в подготовке
среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации
и в разработке предложений в проект плана работы деятельности Министерства.
4.4. Осуществляет
разработку совместно со структурными подразделениями Министерства, федеральными
службами, находящимися в ведении Министерства, предложений в установленной
сфере деятельности Департамента в проекты планов действий Правительства
Российской Федерации по реализации среднесрочных программ
социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий
период и по реализации ежегодных посланий Президента Российской Федерации.
4.5. Обеспечивает проведение работ по определению, корректировке и
реализации приоритетных направлений развития образования в установленной сфере
деятельности Департамента и готовит предложения по их реализации в рамках
действующих и планируемых федеральных и ведомственных целевых программ.
4.6. Определяет
основные направления развития законодательства Российской Федерации об
образовании в установленной сфере деятельности Департамента.
4.7. Готовит в установленной сфере деятельности Департамента проекты
федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации
и Правительства Российской Федерации, а также других документов, по которым
требуется решение Правительства Российской Федерации.
4.8. На основании и
во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных
законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и
Правительства Российской Федерации обеспечивает в установленной сфере
деятельности Департамента подготовку следующих проектов нормативных правовых
актов Министерства:
4.8.1. О продолжительности
рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной
платы);
4.8.2. Форм
документов государственного образца об общем образовании, технических
требований к ним, порядок выдачи, заполнения, хранения и учета соответствующих бланков
документов государственного образца об общем образовании;
4.8.3. Ежегодно на
основе экспертизы федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных)
к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях,
реализующих образовательные программы общего образования и имеющих
государственную аккредитацию, и порядка проведения экспертизы учебников;
4.8.4. Федеральных государственных образовательных стандартов общего
образования, федеральных государственных требований к структуре основной
общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации,
федеральных государственных требований к минимуму содержания дополнительной
профессиональной образовательной программы и уровню профессиональной
переподготовки педагогических кадров, а также в части укрупненной группы
направлений подготовки "Образование и педагогика" федеральных
государственных образовательных стандартов среднего профессионального
образования и федеральных государственных образовательных стандартов высшего
профессионального образования;
4.8.5. Порядка
проведения государственной (итоговой) аттестации в любых формах, в том числе в
форме единого государственного экзамена, порядка проверки экзаменационных работ
и системы оценки результатов, а также порядка подачи и рассмотрения апелляций;
4.8.6. Положения о
медалях "За особые успехи в учении";
4.8.7. Порядка
аттестации педагогических работников государственных и муниципальных
образовательных учреждений;
4.8.8. Порядка
приема в имеющие государственную аккредитацию дошкольные и общеобразовательные
учреждения;
4.8.9. Порядка
перевода обучающегося из одного образовательного учреждения в другое;
4.8.10. Порядка
формирования федеральной системы подготовки, переподготовки и повышения
квалификации педагогических кадров образовательных учреждений и работников
органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования;
4.8.11. Формы и
порядка выдачи свидетельства о результатах единого государственного экзамена;
4.8.12. Порядка
осуществления образовательным учреждением индивидуального учета результатов
освоения обучающимися образовательных программ, а также хранения в архивах данных об этих результатах на бумажных и (или)
электронных носителях;
4.8.13. Перечня
олимпиад школьников и порядка их проведения;
4.8.14. Порядка отбора организаций, осуществляющих издание учебных пособий,
которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих
государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего
образования образовательных учреждениях, а также перечня этих организаций;
4.8.15. Федеральных
требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся,
воспитанников, минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования
учебных помещений;
4.8.16. Типовых
положений об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов;
4.8.17. Положения о
статусе руководителя государственного образовательного учреждения федерального
подчинения;
4.8.18. Перечня
затрат, учитываемых при установлении родительской платы за содержание ребенка в
государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих
основную общеобразовательную программу дошкольного образования;
4.8.19. Порядка
формирования сборных команд Российской Федерации для участия в международных
олимпиадах по общеобразовательным предметам;
4.8.20. Порядка
формирования и ведения федеральных баз данных и баз данных субъектов Российской
Федерации об участниках единого государственного экзамена и результатах единого
государственного экзамена, а также обеспечения их взаимодействия и доступа к содержащейся
в них информации;
4.8.21. Нормативных
правовых актов по другим вопросам в установленной сфере деятельности
Департамента.
4.9. Обеспечивает в
установленной сфере деятельности Департамента подготовку проектов нормативных
правовых актов Министерства по вопросам реализации приоритетного национального
проекта "Образование", национальной образовательной инициативы
"Наша новая школа".
4.10. В
установленной сфере деятельности Департамент организует работу по выявлению и
поддержке детской одаренности.
4.11. Обеспечивает
в установленной сфере деятельности Департамента нормативно-правовое и
организационно-методическое сопровождение проведения всероссийской олимпиады
школьников.
4.12. Обеспечивает
в установленной сфере деятельности Департамента подготовку (рассмотрение)
совместно с другими структурными подразделениями Министерства:
проектов
заключений, официальных отзывов Правительства Российской Федерации на проекты
федеральных законов, поступивших в установленном порядке в Министерство;
концепций и
проектов технических заданий на разработку проектов федеральных законов,
поступивших в установленном порядке в Министерство на согласование или
подготовленных самостоятельно в установленном порядке.
4.13. Участвует в части своей компетенции на основе предложений Федеральной
службы по надзору в сфере образования и науки в разработке проектов нормативных
правовых актов по вопросам лицензирования образовательной деятельности и
государственной аккредитации образовательных учреждений и их филиалов по
реализуемым ими образовательным программам, по контролю и оценке качества
образования, по надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации в
области образования и иным вопросам, отнесенным
к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, в том
числе в подготовке проектов следующих нормативных правовых актов:
4.13.1. Порядка
проведения экспертизы при лицензировании образовательной деятельности
образовательных учреждений, использующих дистанционные образовательные
технологии частично или в полном объеме для реализации образовательных
программ;
4.13.2. Порядка
подготовки экспертов, включаемых в состав экспертных комиссий по лицензированию
образовательной деятельности образовательных учреждений и научных организаций,
и их государственной аккредитации;
4.13.3. Перечня
показателей деятельности образовательного учреждения, необходимых для
определения его вида и категории, и показателей деятельности его филиалов.
4.14. Участвует в установленной сфере деятельности в разработке порядка
утверждения устава федерального образовательного учреждения, порядка признания
и установления в Российской Федерации эквивалентности документов иностранных
государств об образовании, ученых степенях и ученых званиях, формы и порядка
выдачи сертификата о прохождении государственного тестирования граждан
иностранных государств по русскому языку как иностранному языку, выдаваемого
образовательным учреждением (организацией) на территории Российской Федерации
или за рубежом, которому Министерством
образования и науки Российской Федерации разрешено проведение такого
тестирования, а также иных нормативных правовых актов.
4.15. Проводит
рассмотрение и согласование нормативных правовых актов, подготавливаемых
другими федеральными органами исполнительной власти, структурными подразделениями
Министерства, федеральными службами, находящимися в ведении Министерства, по
вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности Департамента.
4.16. Участвует в
обобщении совместно со структурными подразделениями Министерства, федеральными
службами, находящимися в ведении Министерства, органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования,
практики применения законодательства Российской Федерации в области образования
и разрабатывает предложения по его систематизации и совершенствованию.
4.17. Готовит
предложения в установленной сфере деятельности Департамента в План организации
законопроектных работ.
4.18. Участвует в
подготовке предложений и рекомендаций по вопросам разработки и внедрения новых
моделей и механизмов экономической деятельности в сфере образования.
4.19. Разрабатывает
квалификационные характеристики и требования по должностям педагогических
работников.
4.20. Обеспечивает
разработку и координирует в части компетенции Департамента реализацию
Федеральной целевой программы развития образования (далее - Федеральная целевая
программа), иных федеральных и ведомственных целевых программ в сфере
образования.
4.21. Участвует в
подготовке предложений по совершенствованию порядка разработки и реализации
Федеральной целевой программы.
4.22. Участвует в
подготовке предложений заседаний научно-координационного совета Федеральной
целевой программы.
4.23. Участвует в
формировании предложений для утверждения на научно-координационном совете
Федеральной целевой программы перечня проектов Федеральной целевой программы.
4.24. Организует
проведение оценки хода реализации Федеральной целевой программы.
4.25. Готовит
совместно со структурными подразделениями Министерства, федеральными службами,
находящимися в ведении Министерства, организациями ежегодные доклады и иную
установленную отчетность о выполнении Федеральной целевой программы.
4.26. Участвует в
подготовке концепций и проектов федеральных, межведомственных, ведомственных,
отраслевых, научных программ в области образования.
4.27. Готовит в рамках компетенции Департамента для представления в установленном
порядке в Правительство Российской Федерации предложения о создании,
реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений, находящихся
в ведении федеральных служб, подведомственных Министерству.
4.28. Обеспечивает
реализацию функций учредителя в отношении подведомственных Министерству
федеральных государственных образовательных учреждений, координация
деятельности которых возложена на Департамент.
4.29. Участвует в
разработке предложений по реформированию и развитию сети организаций системы
образования.
4.30. Участвует в
мониторинге региональных систем образования и определении эффективности их
функционирования.
4.31. Осуществляет
в установленной сфере деятельности Департамента взаимодействие с
государственно-общественными объединениями в системе образования,
профессиональными союзами и объединениями работодателей, заинтересованными
общественными и религиозными организациями.
4.32. Участвует в
разработке предложений по формированию и развитию новых механизмов управления и
форм государственно-частного партнерства и организационно-правовых форм в сфере
образования.
4.33. Осуществляет
организационно-техническое сопровождение деятельности советов, комиссий,
рабочих групп в установленной сфере деятельности Департамента.
4.34. Готовит и
обобщает аналитические материалы и справки для руководства Министерства, к
заседаниям коллегии Министерства, к заседаниям Правительства Российской
Федерации, Президиума Правительства Российской Федерации, к иным мероприятиям
по вопросам, входящим в компетенцию Департамента.
4.35. Проводит в
установленной сфере деятельности Департамента мониторинг и подготовку
аналитических и иных материалов по вопросам деятельности Министерства для
оперативного информирования общественности.
4.36. Участвует в
формировании информационной политики Министерства в установленной сфере
деятельности Департамента.
4.37. Участвует в установленном законодательством Российской Федерации
порядке в размещении заказов, заключении государственных контрактов, а также
иных гражданско-правовых договоров на поставки товаров, выполнение работ,
оказание услуг для обеспечения нужд Министерства, а также в проведении
научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для
иных государственных нужд в установленной сфере деятельности, приемке работ,
подготовке сводных отчетов, справок и материалов по федеральным целевым и
государственным программам, межгосударственным, межотраслевым,
ведомственным программам и внепрограммным мероприятиям, а также осуществляет контроль за соблюдением условий выполнения государственных
контрактов и иных гражданско-правовых договоров в установленной сфере
деятельности Департамента.
4.38. Участвует в
формировании перечня тем научно-исследовательских работ, выполняемых по заказу
Министерства, по вопросам, входящим в компетенцию Департамента.
4.39. Участвует в
соответствии с установленной сферой деятельности Департамента в разработке системы показателей оценки результатов деятельности
Министерства, федеральных служб, находящихся в ведении Министерства.
4.40.
Подготавливает в установленной сфере деятельности Департамента предложения в
доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства как
субъекта бюджетного планирования.
4.41. Участвует в
подготовке предложений по совершенствованию форм статистической отчетности в
установленной сфере деятельности Департамента.
4.42. Участвует в
определении объемов финансирования на реализацию приоритетных направлений
развития образования.
4.43. Участвует в
определении потребности в финансовых ресурсах для финансово-экономических
обоснований к проектам федеральных законов, нормативных правовых актов
Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
4.44. Готовит
предложения в пределах своей компетенции по защите сведений, составляющих
государственную тайну.
4.45. Готовит
проекты актов Министерства по созданию комиссий, советов, рабочих групп в
установленной сфере деятельности Департамента.
4.46. Готовит
предложения по профессиональной переподготовке, повышению квалификации и
стажировке работников Департамента.
4.47. В части
компетенции Департамента организует прием граждан, обеспечивает своевременное и
полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним
решений и направление ответов в установленный законодательством Российской
Федерации срок.
5. Департамент в
целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
5.1. Запрашивать и
получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по
вопросам, входящим в компетенцию Департамента.
5.2. Привлекать в
установленном порядке для проработки вопросов, входящих в компетенцию
Департамента, представителей структурных подразделений Министерства,
федеральных служб и организаций, находящихся в ведении Министерства, а также
иные организации, ученых и специалистов.
5.3. Созывать и
проводить совещания по вопросам, входящим в компетенцию Департамента, с
участием при необходимости представителей структурных подразделений
Министерства, федеральных служб и организаций, находящихся в ведении
Министерства, заинтересованных организаций и объединений.
5.4. Вести
служебную переписку с органами государственной власти, органами местного
самоуправления, общественными объединениями и организациями по вопросам,
входящим в компетенцию Департамента.
6. Департамент в
установленной сфере деятельности не вправе осуществлять полномочия по контролю
и надзору и руководствуется в этом вопросе положениями пункта 7 Положения о
Министерстве.
III.
Организация деятельности
7. Департамент
возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности
Министром образования и науки Российской Федерации.
Директор несет
персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент
полномочий.
Директор имеет
заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром
образования и науки Российской Федерации.
Количество
заместителей директора устанавливается Министром образования и науки Российской
Федерации.
8. В состав
Департамента входят отделы по основным направлениям деятельности Департамента.
Структура и
численность работников Департамента определяются штатным расписанием, утверждаемым
в установленном порядке, на основе нормативов и лимитов штатной численности в
пределах предусмотренного в федеральном бюджете фонда оплаты труда.
9. Директор:
9.1. Распределяет
обязанности между своими заместителями.
9.2. Утверждает
положения об отделах Департамента и в установленном порядке должностные
регламенты работников Департамента.
9.3. В
установленном порядке готовит предложения о назначении на должность и
освобождении от должности работников Департамента.
9.4. Готовит
предложения по структуре и штатному расписанию отделов Департамента
в пределах установленных фонда оплаты труда и численности работников
Департамента.
9.5. Обеспечивает
подготовку проектов приказов, имеющих нормативный характер, а по оперативным и
другим текущим вопросам организации деятельности Министерства - проектов
приказов ненормативного характера.
9.6. Готовит
предложения руководству Министерства для представления работников Департамента,
других лиц, осуществляющих деятельность в сфере образования, к присвоению
почетных званий и награждению государственными наградами Российской Федерации,
а также ведомственными наградами.
9.7. Подчиняется
заместителю Министра образования и науки Российской Федерации в соответствии с
распределением обязанностей.
9.8. Представляет в
установленном порядке Министерство в отношениях с государственными органами, в
том числе с федеральными службами, находящимися в ведении Министерства, а также
с государственными внебюджетными фондами, другими организациями и гражданами.
9.9. Подписывает в
установленном порядке от имени Министерства договоры и другие
гражданско-правовые документы.
9.10. Обеспечивает
подготовку поручений по вопросам дошкольного и общего образования
подведомственным Министерству федеральным службам и контролирует их исполнение.
10. Департамент
имеет штампы и бланк установленного образца.