МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 10 ноября 2011 г. N 2643
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО,
ОСНОВНОГО
ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, УТВЕРЖДЕННЫЙ
ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 5 МАРТА 2004 Г. N 1089
В целях реализации
подпункта "г" пункта 3 Перечня поручений Президента РФ по итогам
заседания Комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому
развитию экономики России 30 марта 2011 г., утвержденного Президентом РФ
08.04.2011 N Пр-911, приказываю:
Утвердить
прилагаемые Изменения, которые вносятся в федеральный компонент государственных
образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего
(полного) общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования
Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089, с изменениями, внесенными
Приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2008 N
164, от 31.08.2009 N 320 и от 19.10.2009 N 427.
Заместитель
министра
И.БИЛЕНКИНА
Приложение
к Приказу
Минобрнауки России
от 10 ноября 2011
г. N 2643
ИЗМЕНЕНИЯ,
КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
СТАНДАРТОВ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО
ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО
(ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, УТВЕРЖДЕННЫЙ
ПРИКАЗОМ
МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 5 МАРТА 2004 Г.
N 1089
В части II
"Среднее (полное) общее образование":
1. В разделе
"Общие положения":
а) абзацы пятый и
шестой изложить в следующей редакции:
"-
формирование у обучающихся гражданской ответственности
и правового самосознания, духовности и культуры, самостоятельности,
инициативности, способности к успешной социализации в обществе, готовности
обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности;
- дифференциация и
индивидуализация обучения с широкими и гибкими возможностями построения
обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов в соответствии с личными
интересами, индивидуальными особенностями и способностями;";
б) абзацы девятый и
десятый изложить в следующей редакции:
"Базовый
уровень стандарта учебного предмета ориентирован на формирование общей культуры
и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными, развивающими
задачами общего образования, задачами социализации и развития представлений обучающихся о перспективах профессионального
образования и будущей профессиональной деятельности.
Профильный уровень
стандарта учебного предмета выбирается исходя из личных склонностей,
потребностей обучающегося и ориентирован на его подготовку к последующему
профессиональному образованию или профессиональной деятельности и приобретение
практического опыта деятельности, предшествующей профессиональной.";
в) абзац
семнадцатый изложить в следующей редакции:
"Обучающиеся,
завершившие среднее (полное) общее образование и выполнившие в полном объеме
требования к уровню подготовки выпускников, вправе продолжить обучение в
образовательных учреждениях профессионального образования.".
2. Абзац первый позиции "Информационно-коммуникационная
деятельность" подраздела "Общие учебные умения, навыки и способы
деятельности" раздела "Стандарт среднего (полного) общего
образования" изложить в следующей редакции:
"Поиск нужной
информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе поиск
информации, связанной с профессиональным образованием и профессиональной
деятельностью, вакансиями на рынке труда и работой служб занятости населения.
Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых
системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.),
отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание
достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно
поставленной цели (сжато, полно, выборочно). Перевод информации из одной
знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в
текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной
ситуации. Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения,
приводить доказательства (в том числе от противного). Объяснение изученных
положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.".
3. Позицию
"использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:" подраздела
"Требования к уровню подготовки выпускников" раздела "Стандарт
среднего (полного) общего образования по русскому языку" (базовый уровень)
дополнить абзацем следующего содержания:
"- понимания
взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной
деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.".
4. Позицию
"использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:" подраздела
"Требования к уровню подготовки выпускников" раздела "Стандарт
среднего (полного) общего образования по русскому языку" (профильный
уровень) дополнить абзацем следующего содержания:
"-
приобретения практического опыта деятельности, предшествующей профессиональной,
в основе которой лежит данный учебный предмет.".
5. Позицию
"использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:" подраздела
"Требования к уровню подготовки выпускников" раздела "Стандарт
среднего (полного) общего образования по литературе" (базовый уровень)
дополнить абзацем следующего содержания:
"- понимания
взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной
деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.".
6. Позицию
"использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:" подраздела
"Требования к уровню подготовки выпускников" раздела "Стандарт
среднего (полного) общего образования по литературе" (профильный уровень)
дополнить абзацем следующего содержания:
"-
приобретения практического опыта деятельности, предшествующей профессиональной,
в основе которой лежит данный учебный предмет.".
7. Позицию
"использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:" подраздела
"Требования к уровню подготовки выпускников" раздела "Стандарт
среднего (полного) общего образования по иностранному языку" (базовый
уровень) дополнить абзацем следующего содержания:
"- понимания
взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной
деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.".
8. Позицию
"использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:" подраздела
"Требования к уровню подготовки выпускников" раздела "Стандарт
среднего (полного) общего образования по иностранному языку" (профильный
уровень) дополнить абзацем следующего содержания:
"-
приобретения практического опыта деятельности, предшествующей профессиональной,
в основе которой лежит данный учебный предмет.".
9. Позицию
"использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:" подраздела
"Требования к уровню подготовки выпускников" раздела "Стандарт
среднего (полного) общего образования по математике" (базовый уровень)
дополнить абзацем следующего содержания:
"- понимания
взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной
деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.".
10. Позицию
"использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:" подраздела
"Требования к уровню подготовки выпускников" раздела "Стандарт
среднего (полного) общего образования по математике" (профильный уровень)
дополнить абзацем следующего содержания:
"-
приобретения практического опыта деятельности, предшествующей профессиональной,
в основе которой лежит данный учебный предмет.".
11. Позицию
"использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:" подраздела
"Требования к уровню подготовки выпускников" раздела "Стандарт
среднего (полного) общего образования по информатике" (базовый уровень)
дополнить абзацем следующего содержания:
"- понимания
взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной
деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.".
12. Позицию
"использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:" подраздела
"Требования к уровню подготовки выпускников" раздела "Стандарт
среднего (полного) общего образования по информатике" (профильный уровень)
дополнить абзацем следующего содержания:
"-
приобретения практического опыта деятельности, предшествующей профессиональной,
в основе которой лежит данный учебный предмет.".
13. Позицию
"использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:" подраздела
"Требования к уровню подготовки выпускников" раздела "Стандарт
среднего (полного) общего образования по истории" (базовый уровень)
дополнить абзацем следующего содержания:
"- понимания
взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной
деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.".
14. Позицию
"использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:" подраздела
"Требования к уровню подготовки выпускников" раздела "Стандарт
среднего (полного) общего образования по истории" (профильный уровень)
дополнить абзацем следующего содержания:
"-
приобретения практического опыта деятельности, предшествующей профессиональной,
в основе которой лежит данный учебный предмет.".
15. Позицию
"использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:" подраздела
"Требования к уровню подготовки выпускников" раздела "Стандарт
среднего (полного) общего образования по обществознанию (включая экономику и
право)" (базовый уровень) дополнить абзацем следующего содержания:
"- понимания
взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной
деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.".
16. Позицию
"использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:" подраздела
"Требования к уровню подготовки выпускников" раздела "Стандарт
среднего (полного) общего образования по обществознанию (включая экономику и
право)" (профильный уровень) дополнить абзацем следующего содержания:
"-
приобретения практического опыта деятельности, предшествующей профессиональной,
в основе которой лежит данный учебный предмет.".
17. Позицию
"использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:" подраздела
"Требования к уровню подготовки выпускников" раздела "Стандарт
среднего (полного) общего образования по экономике" (базовый уровень)
дополнить абзацем следующего содержания:
"- понимания
взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной
деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.".
18. Позицию
"использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:" подраздела
"Требования к уровню подготовки выпускников" раздела "Стандарт
среднего (полного) общего образования по экономике" (профильный уровень)
дополнить абзацем следующего содержания:
"-
приобретения практического опыта деятельности, предшествующей профессиональной,
в основе которой лежит данный учебный предмет.".
19. Позицию
"использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:" подраздела
"Требования к уровню подготовки выпускников" раздела "Стандарт
среднего (полного) общего образования по праву" (базовый уровень)
дополнить абзацем следующего содержания:
"- понимания
взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной
деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.".
20. Позицию
"использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:" подраздела
"Требования к уровню подготовки выпускников" раздела "Стандарт
среднего (полного) общего образования по праву" (профильный уровень) дополнить
абзацем следующего содержания:
"-
приобретения практического опыта деятельности, предшествующей профессиональной,
в основе которой лежит данный учебный предмет.".
21. Позицию
"использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:" подраздела
"Требования к уровню подготовки выпускников" раздела "Стандарт
среднего (полного) общего образования по географии" (базовый уровень)
дополнить абзацем следующего содержания:
"- понимания
взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной
деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.".
22. Позицию
"использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:" подраздела
"Требования к уровню подготовки выпускников" раздела "Стандарт
среднего (полного) общего образования по географии" (профильный уровень)
дополнить абзацем следующего содержания:
"-
приобретения практического опыта деятельности, предшествующей профессиональной,
в основе которой лежит данный учебный предмет.".
23. Позицию
"использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:" подраздела
"Требования к уровню подготовки выпускников" раздела "Стандарт
среднего (полного) общего образования по биологии" (базовый уровень)
дополнить абзацем следующего содержания:
"- понимания
взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной
деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.".
24. Позицию
"использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:" подраздела
"Требования к уровню подготовки выпускников" раздела "Стандарт
среднего (полного) общего образования по биологии" (профильный уровень)
дополнить абзацем следующего содержания:
"-
приобретения практического опыта деятельности, предшествующей профессиональной,
в основе которой лежит данный учебный предмет.".
25. Позицию
"использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:" подраздела
"Требования к уровню подготовки выпускников" раздела "Стандарт
среднего (полного) общего образования по физике" (базовый уровень)
дополнить абзацем следующего содержания:
"- понимания
взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной
деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.".
26. Позицию
"использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:" подраздела
"Требования к уровню подготовки выпускников" раздела "Стандарт
среднего (полного) общего образования по физике" (профильный уровень)
дополнить абзацем следующего содержания:
"-
приобретения практического опыта деятельности, предшествующей профессиональной,
в основе которой лежит данный учебный предмет.".
27. Позицию
"использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:" подраздела
"Требования к уровню подготовки выпускников" раздела "Стандарт
среднего (полного) общего образования по химии" (базовый уровень)
дополнить абзацем следующего содержания:
"- понимания
взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной
деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.".
28. Позицию
"использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:" подраздела
"Требования к уровню подготовки выпускников" раздела "Стандарт
среднего (полного) общего образования по химии" (профильный уровень)
дополнить абзацем следующего содержания:
"-
приобретения практического опыта деятельности, предшествующей профессиональной,
в основе которой лежит данный учебный предмет.".
29. Позицию
"использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:" подраздела
"Требования к уровню подготовки выпускников" раздела "Стандарт
среднего (полного) общего образования по естествознанию" (базовый уровень)
дополнить абзацем следующего содержания:
"- понимания
взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной
деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.".
30. Позицию
"использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:" подраздела
"Требования к уровню подготовки выпускников" раздела "Стандарт
среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре"
(базовый уровень) дополнить абзацем следующего содержания:
"- понимания
взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной
деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.".
31. Позицию
"использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:" подраздела
"Требования к уровню подготовки выпускников" раздела "Стандарт
среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре"
(профильный уровень) дополнить абзацем следующего со держания:
"- приобретения
практического опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе
которой лежит данный учебный предмет.".
32. Позицию
"использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:" подраздела
"Требования к уровню подготовки выпускников" раздела "Стандарт
среднего (полного) общего образования по технологии" (базовый уровень)
дополнить абзацем следующего содержания:
"- понимания
взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной
деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.".
33. Позицию
"использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:" подраздела
"Требования к уровню подготовки выпускников" раздела "Стандарт среднего
(полного) общего образования по технологии" (профильный уровень) дополнить
абзацем следующего содержания:
"-
приобретения практического опыта деятельности, предшествующей профессиональной,
в основе которой лежит данный учебный предмет.".
34. Позицию
"использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:" подраздела
"Требования к уровню подготовки выпускников" раздела "Стандарт
среднего (полного) общего образования по основам безопасности
жизнедеятельности" (базовый уровень) дополнить абзацем следующего
содержания:
"- понимания
взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной
деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.".
35. Позицию
"использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:" подраздела
"Требования к уровню подготовки выпускников" раздела "Стандарт
среднего (полного) общего образования по основам безопасности
жизнедеятельности" (профильный уровень) дополнить абзацем следующего
содержания:
"-
приобретения практического опыта деятельности, предшествующей профессиональной,
в основе которой лежит данный учебный предмет.".
36. Позицию
"использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:" подраздела
"Требования к уровню подготовки выпускников" раздела "Стандарт
среднего (полного) общего образования по физической культуре" (базовый
уровень) дополнить абзацем следующего содержания:
"- понимания
взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной
деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.".
37. Позицию
"использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:" подраздела "Требования
к уровню подготовки выпускников" раздела "Стандарт среднего (полного)
общего образования по физической культуре" (профильный уровень) дополнить
абзацем следующего содержания:
"-
приобретения практического опыта деятельности, предшествующей профессиональной,
в основе которой лежит данный учебный предмет.".