МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 17 октября 2012 г. N 832
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ДЕПАРТАМЕНТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ МИНИСТЕРСТВА
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В
соответствии с Положением о Министерстве образования и науки Российской
Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15
мая 2010 г. N 337, и пунктом 1 Приказа Министерства образования и науки
Российской Федерации от 31 мая 2012 г. N 5/ш "Об утверждении структуры
Министерства образования и науки Российской Федерации" приказываю:
1. Утвердить
прилагаемое Положение о Департаменте государственной политики
в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки Российской
Федерации.
2. Исполняющему обязанности директора Департамента
государственной политики в сфере защиты прав детей (далее - Департамент)
Вителису С.В. в трехмесячный срок осуществить разработку и утверждение
должностных регламентов федеральных государственных гражданских служащих
Департамента.
3. Признать
утратившими силу:
Приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 1 сентября 2010 г. N 902 "Об
утверждении Положения о Департаменте воспитания и социализации детей
Министерства образования и науки Российской Федерации";
пункт 2 Изменений,
которые вносятся в отдельные положения о департаментах Министерства образования
и науки Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 24 августа 2011 г. N 2230.
4. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на
заместителя Министра Реморенко И.М.
Министр
Д.В.ЛИВАНОВ
Приложение
Утверждено
Приказом
Министерства
образования и науки
Российской
Федерации
от 17 октября 2012
г. N 832
ПОЛОЖЕНИЕ
О ДЕПАРТАМЕНТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ
ДЕТЕЙ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие
положения
1. Департамент
государственной политики в сфере защиты прав детей (далее - Департамент)
является структурным подразделением Министерства образования и науки Российской
Федерации (далее - Министерство).
2. Департамент руководствуется в своей деятельности Конституцией
Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными
законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской
Федерации, международными договорами Российской Федерации, Положением о
Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 337
(далее - Положение о Министерстве), Постановлением Правительства Российской
Федерации от 10 марта 2005 г. N 123 "О полномочиях Министерства
образования и науки Российской Федерации по оказанию содействия в устройстве
детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи",
нормативными правовыми актами Министерства, а также настоящим Положением.
3. Департамент осуществляет свою деятельность непосредственно и через
подведомственные Министерству организации во взаимодействии со структурными подразделениями
Министерства, Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки и
Федеральным агентством по делам молодежи, находящимися в ведении Министерства
(далее соответственно - Рособрнадзор, Росмолодежь), другими федеральными
органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными
объединениями и иными организациями.
II.
Полномочия
4. Департамент
осуществляет следующие полномочия:
4.1. Обеспечивает
осуществление Министерством функций по выработке и реализации государственной
политики и нормативному правовому регулированию в сфере:
опеки и
попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, включая профилактику
социального сиротства, выявление и устройство, в том числе семейное устройство
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, защиту их личных и
имущественных прав;
образования детей с
ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей с девиантным
(общественно опасным) поведением;
профилактики
асоциального поведения обучающихся, воспитанников образовательных учреждений.
4.2. Готовит в установленной сфере деятельности Департамента проекты
федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации
и Правительства Российской Федерации и других документов, по которым требуется
решение Правительства Российской Федерации.
4.3. Готовит предложения в планы мероприятий Правительства Российской
Федерации и Министерства в целях реализации государственной политики в
установленной сфере деятельности Департамента, а также по выполнению плана
действий Правительства Российской Федерации по реализации основных положений
Программы социально-экономического развития Российской Федерации на
среднесрочную перспективу в установленной сфере деятельности Департамента.
4.4. Готовит
предложения в план организации законопроектных работ Министерства.
4.5. Обобщает
практику применения законодательства Российской Федерации, разрабатывает
предложения по его совершенствованию, осуществляет мониторинг правоприменения и
проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере
деятельности Департамента.
4.6. Обеспечивает в
установленной сфере деятельности Департамента подготовку (рассмотрение)
совместно с другими структурными подразделениями Министерства:
концепций и
проектов технических заданий на разработку проектов федеральных законов,
поступивших в установленном порядке в Министерство на согласование или
подготовленных самостоятельно в установленном порядке;
проектов
федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства
Российской Федерации, поступивших в установленном порядке в Министерство на
согласование.
4.7. Участвует в
подготовке проектов заключений, официальных отзывов и поправок Правительства
Российской Федерации к проектам федеральных законов, поступивших в
установленном порядке в Министерство.
4.8. На основании и
во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных
законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и
Правительства Российской Федерации обеспечивает в установленной сфере
деятельности Департамента подготовку следующих проектов нормативных правовых
актов Министерства:
порядка ведения
государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и
осуществления контроля за его формированием и
использованием;
положения о
психолого-медико-педагогической комиссии;
о категориях
обучающихся, воспитанников, направляемых в специальные (коррекционные)
образовательные учреждения (классы, группы), а также содержащихся на полном
государственном обеспечении;
типового положения
о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с
девиантным поведением;
типового положения
об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей;
типового положения
о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся,
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;
типового положения
об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей,
нуждающихся в длительном лечении;
типового положения
об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической
и медико-социальной помощи;
других нормативных
правовых актов по вопросам в установленной сфере деятельности Департамента.
4.9. На основании и
во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных
законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и
Правительства Российской Федерации в установленной сфере деятельности
Департамента участвует в разработке проектов следующих нормативных правовых
актов Министерства:
перечня профессий и
направлений подготовки (специальностей), по которым осуществляются
профессиональное образование и профессиональная подготовка;
федеральных
требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся,
воспитанников, минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования
учебных помещений;
порядка аттестации
педагогических работников государственных и муниципальных образовательных
учреждений;
порядка перевода
обучающегося из одного образовательного учреждения в другое;
форм документов
государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, технических
требований к ним, порядка выдачи, заполнения, хранения и учета соответствующих
бланков документов государственного образца об уровне образования и (или)
квалификации (для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида и специальных (коррекционных) классов общеобразовательных учреждений);
федеральных
перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в
образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих
образовательные программы общего образования и имеющих государственную
аккредитацию (в части федерального перечня учебников, рекомендованных
(допущенных) Министерством к использованию в образовательном процессе в
специальных (коррекционных) образовательных учреждениях), и порядка проведения
экспертизы учебников;
федеральных
государственных образовательных стандартов, федеральных государственных
требований к минимуму содержания дополнительной профессиональной
образовательной программы и уровню профессиональной переподготовки;
порядка
отбора организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются
к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную
аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования
образовательных учреждениях, а также перечня этих организаций;
формы и порядка
проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, в том числе
порядка проведения единого государственного экзамена (включая порядок проверки
экзаменационных работ и систему оценки результатов, порядок подачи и рассмотрения
апелляций);
порядка
приема в образовательные учреждения (в том числе порядка проведения
дополнительных вступительных испытаний при поступлении в образовательные
учреждения среднего профессионального образования и образовательные учреждения
высшего профессионального образования, предельное количество образовательных
учреждений высшего профессионального образования, в которые поступающий для
обучения по программам бакалавриата или программам подготовки специалиста
гражданин одновременно вправе подать заявления, и количество направлений
подготовки (специальностей), по которым он вправе участвовать в конкурсе);
порядка
формирования федеральной системы подготовки и переподготовки педагогических
кадров образовательных учреждений и работников органов, осуществляющих
управление в сфере образования;
порядка разработки
и использования дистанционных образовательных технологий при всех формах
получения образования;
перечня показателей
деятельности образовательного учреждения, необходимых для установления его
государственного статуса;
порядка утверждения
устава федерального государственного образовательного учреждения;
положения о статусе
руководителя государственного образовательного учреждения федерального
подчинения;
перечня затрат,
учитываемых при установлении родительской платы за содержание ребенка в
государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих
основную общеобразовательную программу дошкольного образования;
о продолжительности
рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной
платы);
нормативных
правовых актов по другим вопросам в установленной сфере деятельности
Департамента.
4.10. Разрабатывает
предложения, касающиеся части расходов инвестиционного характера средств
Министерства как субъекта бюджетного планирования в проект федерального
бюджета, в проект федеральной адресной инвестиционной программы, а также по
изменению показателей утвержденного перечня строек и объектов инвестиционной
программы в ходе ее реализации.
4.11. Участвует в
разработке прогнозов социально-экономического развития, системы показателей
оценки деятельности Министерства в установленной сфере деятельности
Департамента, а также предложений по обоснованию приоритетов в соответствии с
прогнозными показателями развития на краткосрочный и среднесрочный периоды.
4.12. Разрабатывает
и реализует совместно со структурными подразделениями Министерства,
заинтересованными органами государственной власти, общественными объединениями
и организациями систему мер по обеспечению права на образование детей с ограниченными
возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей с девиантным (общественно
опасным) поведением; профилактике асоциального поведения, употребления
психоактивных веществ, ВИЧ-инфекции, детского дорожно-транспортного травматизма
среди обучающихся, воспитанников образовательных учреждений; организации и
осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении
несовершеннолетних граждан, включая профилактику социального сиротства,
выявление и устройство, в том числе семейное устройство детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, защиту их личных и имущественных прав.
4.13. Участвует в
разработке предложений по приоритетным направлениям международного
сотрудничества в установленной сфере деятельности Департамента и обеспечении их
реализации.
4.14. Организует
осуществление Министерством функций:
федерального
оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения
родителей;
центрального органа
в соответствии с Конвенцией о гражданско-правовых аспектах международного похищения
детей.
4.15. Обеспечивает
исполнение Министерством международных договоров в области усыновления
(удочерения) детей.
4.16. Осуществляет в установленном порядке подготовку документов для решения вопроса о
выдаче предварительных разрешений на усыновление детей в случаях,
предусмотренных законодательством Российской Федерации.
4.17. Осуществляет
в установленном порядке подготовку документов для решения вопроса выдачи
разрешений на открытие представительств иностранных государственных органов и
организаций по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской
Федерации и разрешений на осуществление деятельности по усыновлению
(удочерению) детей на территории Российской Федерации представительствами
иностранных некоммерческих неправительственных организаций и контроль
за их деятельностью.
4.18. Организует
работу по предоставлению субвенций из федерального бюджета
бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату единовременного пособия при
передаче ребенка на воспитание в семью.
4.19. Подготавливает
и обобщает аналитические материалы и справки для руководства Министерства к
заседаниям коллегии Министерства, к заседаниям Правительства Российской
Федерации, а также к Президиуму Правительства Российской Федерации, к иным
мероприятиям по вопросам в установленной сфере деятельности Департамента.
4.20. Организует
информационно-аналитическое, методическое обеспечение деятельности органов,
осуществляющих управление в сфере образования, органов опеки и попечительства,
образовательных учреждений в установленной сфере деятельности Департамента.
4.21. Осуществляет
организационно-техническое обеспечение деятельности:
Правительственной
комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
Российско-Французской
комиссии по защите прав детей в семейных конфликтах;
межведомственных
комиссий по вопросам в установленной сфере деятельности Департамента.
4.22. Обеспечивает
координацию подготовки, корректировки, реализации федеральных целевых и
государственных программ, межгосударственных, межотраслевых, ведомственных программ
и внепрограммных мероприятий в установленной сфере деятельности Департамента.
4.23. Обеспечивает
сбор информации, анализ и учет государственных и муниципальных услуг,
оказываемых образовательными или научными учреждениями, а также органами
государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного
самоуправления, в установленной сфере деятельности Департамента.
4.24. Обеспечивает
предоставление государственных услуг в установленной сфере деятельности
Департамента, в том числе в электронном виде.
4.25. Осуществляет
мониторинг качества предоставления государственных услуг в установленной сфере
деятельности Департамента.
4.26. Осуществляет
формирование приоритетных направлений и координацию реализации мероприятий в
области развития и внедрения информационно-коммуникационных технологий в
установленной сфере деятельности Департамента.
4.27. Участвует в установленном законодательством Российской Федерации
порядке в размещении заказов и заключении государственных контрактов, а также
иных гражданско-правовых договоров на поставки товаров, выполнение работ,
оказание услуг для обеспечения нужд Министерства, а также проведении
научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для
иных государственных нужд в установленной сфере деятельности и осуществляет
контроль за соблюдением условий выполнения государственных контрактов и иных
гражданско-правовых договоров, приемке работ, подготовке сводных
отчетов, справок и аналитических материалов по федеральным целевым и
государственным программам, межгосударственным, межотраслевым, ведомственным
программам и внепрограммным мероприятиям в установленной сфере деятельности
Департамента.
4.28. Организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное
рассмотрение устных и письменных обращений граждан в установленной сфере
деятельности Департамента, принятие по ним решений и направление ответов в
установленный законодательством Российской Федерации срок.
4.29. Обеспечивает
в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную
тайну.
4.30. Готовит
предложения по профессиональной переподготовке, повышению квалификации и
стажировке работников Департамента.
4.31. Готовит
проекты актов Министерства по созданию комиссий, советов, рабочих групп в
установленной сфере деятельности Департамента.
4.32. Организует
разработку методических материалов по вопросам в установленной сфере
деятельности Департамента.
4.33. Организует
конгрессы, конференции, семинары, выставки и другие мероприятия в установленной
сфере деятельности Департамента.
4.34. Принимает
участие в реализации планов заседаний правительственных и иных координационных
и совещательных органов по вопросам в установленной сфере деятельности
Департамента.
5. Департамент с
целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
5.1. Запрашивать и
получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по
вопросам, входящим в компетенцию Департамента.
5.2. Организовывать
проведение оценки хода реализации федеральных целевых программ в установленной
сфере деятельности Департамента.
5.3. Привлекать в
установленном порядке для проработки вопросов в установленной сфере
деятельности Департамента представителей структурных подразделений
Министерства, Рособрнадзора и Росмолодежи, научных и иных организаций, ученых и
специалистов, в том числе создавать рабочие группы.
5.4. Созывать и
проводить совещания по вопросам, входящим в компетенцию Департамента, с
участием при необходимости представителей структурных подразделений
Министерства, федеральной службы, федерального агентства, организаций,
находящихся в ведении Министерства, руководителей образовательных учреждений.
5.5. Вносить
предложения руководству Министерства по созыву и проведению совещаний в
установленной сфере деятельности Департамента с участием руководителей органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление
в сфере образования.
5.6. Вести в
установленном порядке служебную переписку с органами государственной власти,
органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями
по вопросам, входящим в компетенцию Департамента.
5.7. Готовить
предложения по изданию в установленном порядке информационных бюллетеней,
методических и иных материалов, сборников, аналитических обзоров, справочников
и других печатных изданий в установленной сфере деятельности Департамента.
5.8. Готовить
предложения по утверждению в установленном порядке ведомственных наград.
6. Департамент в
установленной сфере деятельности не вправе осуществлять полномочия по контролю
и надзору и руководствуется положениями пункта 7 Положения о Министерстве.
III.
Организация деятельности
7. Департамент
возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности
Министром образования и науки Российской Федерации.
Директор несет
персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент
полномочий.
Директор имеет
заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром
образования и науки Российской Федерации.
Количество
заместителей директора устанавливается Министром.
8. В состав
Департамента входят отделы по основным направлениям деятельности Департамента.
Структура и
численность работников Департамента определяются штатным расписанием,
утверждаемым в установленном порядке, на основе нормативов и лимитов штатной
численности в пределах предусмотренного в федеральном бюджете фонда оплаты
труда.
9. Директор:
9.1. Распределяет
обязанности между своими заместителями.
9.2. Утверждает
положения об отделах Департамента и должностные регламенты работников
Департамента.
9.3. В
установленном порядке готовит предложения о назначении на должность и
освобождении от должности работников Департамента.
9.4. Готовит
предложения по структуре и штатному расписанию отделов Департамента
в пределах установленных фонда оплаты труда и численности работников
Департамента.
9.5. Обеспечивает
подготовку проектов приказов, имеющих нормативный характер, а по оперативным и
другим текущим вопросам организации деятельности Министерства - ненормативного
характера.
9.6. Готовит
предложения руководству Министерства для представления работников Департамента
к присвоению почетных званий и награждению государственными наградами
Российской Федерации, а также ведомственными наградами.
9.7. Подчиняется
заместителю Министра образования и науки Российской Федерации в соответствии с
распределением обязанностей.
9.8. Представляет в
установленном порядке Министерство в отношениях с государственными органами, в
том числе с Рособрнадзором и Росмолодежью, а также с государственными
внебюджетными фондами, другими организациями и гражданами.
9.9. Подписывает в установленном
порядке от имени Министерства договоры и другие гражданско-правовые документы.
10. Департамент
имеет штампы и бланк установленного образца.