Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

 

РЕШЕНИЕ

от 26 июля 2005 г. по делу N 3-170/05

 

Именем Российской Федерации

 

Хабаровский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Барабаш Н.Ю.,

при секретаре Васильевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Хабаровского края о признании противоречащими закону и недействующими п. 1.3 (в части слов "проживают на территории Хабаровского края"), п. 2.6 (в части слов "осуществляют контроль за успеваемостью студента"), п. 2.8 Положения о целевом приеме и целевой подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием для органов государственной власти и органов муниципальных образований края в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Дальневосточная академия государственной службы", утвержденного постановлением Губернатора Хабаровского края от 05.05.2005 N 110,

 

установил:

 

Постановлением Губернатора Хабаровского края от 05.05.2005 N 110 "О целевом приеме и целевой подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием для органов государственной власти и органов муниципальных образований края в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Дальневосточная академия государственной службы" утверждено Положение о целевом приеме и целевой подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием для органов государственной власти и органов муниципальных образований края в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Дальневосточная академия государственной службы" (далее - Положение).

Прокурор Хабаровского края обратился в суд с заявлением, в котором просит признать противоречащими закону и недействующими п. 1.3 (в части слов "проживают на территории Хабаровского края"), п. 2.6 (в части слов "осуществляют контроль за успеваемостью студента"), п. 2.8 названного Положения.

В обоснование заявленных требований прокурор указывает на то, что п. 1.3 в оспариваемой части и п. 2.8 Положения нарушают права граждан, гарантированные Законом Российской Федерации "Об образовании" (абз. 2 ч. 3 ст. 3, ст. 5), Трудовым кодексом Российской Федерации (ст. 3), согласно которым ограничение прав граждан в зависимости от места жительства не допускается. Кроме того, данные нормы противоречат Постановлению Правительства Российской Федерации от 19.09.1995 N 942 "О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием", на основании которого подготовлено Положение.

Нормы п. 2.6 Положения в оспариваемой части приняты Губернатором края с нарушением полномочий, предусмотренных ст.ст. 29, 32 Закона Российской Федерации "Об образовании".

В судебном заседании старший прокурор отдела прокуратуры Хабаровского края Сенченко П.В. поддержал требования, заявленные прокурором Хабаровского края.

Представитель Губернатора и Правительства Хабаровского края по доверенности Богомолов А.В. просил в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на необоснованность доводов заявления.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит заявление прокурора Хабаровского края обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Пунктом 1.3 Положения установлено, что статус лица, поступающего в государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Дальневосточная академия государственной службы", приобретают абитуриенты, которые проживают на территории Хабаровского края и имеют на руках трехсторонний договор утвержденной формы, подписанный главой городского округа или муниципального района края и абитуриентом.

В силу п. 2.8 главы муниципальных районов края могут заключать трехсторонние договоры с выпускниками общеобразовательных школ города Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре в случае отсутствия кандидатур из выпускников района.

Названные нормы п. 1.3 в части слов "проживают на территории Хабаровского края" и п. 2.8 Положения противоречат Закону Российской Федерации "Об образовании" и Трудовому кодексу Российской Федерации, поскольку допускают ограничение прав граждан в зависимости от места их жительства.

Согласно ч. 3 ст. 3 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования не могут ограничивать права физических и юридических лиц по сравнению с законодательством Российской Федерации в области образования.

Статьей 5 названного Закона Российской Федерации законодательно закреплены гарантии обеспечения прав всех граждан Российской Федерации на получение образования и в том числе предусмотрено, что гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от места жительства.

Также запрещается дискриминация по данному признаку и в сфере труда, что установлено ст. 3 Трудового кодекса Российской Федерации.

Положение, утвержденное постановлением Губернатора Хабаровского края N 110 от 05.05.2005, регулирует отношения, связанные с правом граждан на получение образования (конкурсное поступление в высшее учебное заведение по целевому приему на места, финансируемые из федерального бюджета), а также их трудовые отношения с будущим работодателем.

Согласно преамбуле постановления Губернатора края N 110 от 05.05.2005 и п. 1.2 Положения основной целью Положения является кадровое обеспечение на конкурсной основе специалистами с высшим образованием.

Суд находит, что достижение данной цели не может связываться с местом жительства гражданина, выбираемым им в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст.ст. 19, 27), Законом Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" самостоятельно.

В соответствии с ч. 3 упомянутого Закона Российской Федерации регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Кроме того, оспариваемое Положение составлено на основе Постановления Правительства Российской Федерации от 19.09.1992 N 942 "О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием", которым предусмотрено, что контингент обучающихся в рамках целевой контрактной подготовки специалистов формируется на добровольной основе, при этом возможность заключения контракта не связана с обязательным условием проживания в этой местности на момент заключения контракта и предусматривает переезд молодых специалистов после окончания обучения в другую местность на место работы по заключенному контракту.

При таких обстоятельствах суд находит несостоятельными ссылки представителя Губернатора и Правительства Хабаровского края на отсутствие противоречий оспариваемых норм п. 1.3 и п. 2.8 Положения Закону Российской Федерации "Об образовании".

Несостоятельными являются и доводы о том, что в ГОУ ВПО "Дальневосточная академия государственной службы" на 2005 - 2006 учебный год установлена квота в 8 целевых мест, при общем числе целевых мест 70, поскольку квота определяется не для лиц, проживающих на территории Хабаровского края, а для подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием для органов государственной власти и органов муниципальных образований Хабаровского края.

В соответствии с п. 2.6 Положения в период обучения студента администрация городского округа или муниципального района края осуществляет контроль за успеваемостью студента, обеспечивает прохождение производственной и преддипломной практики в соответствии с учебным планом, знакомит студента с местом и характером будущей работы.

Суд находит, что данная норма Положения в части слов "осуществляет контроль за успеваемостью студента" противоречит Закону Российской Федерации "Об образовании", принята Губернатором Хабаровского края с превышением полномочий.

В соответствии с п. 16 ч. 2 ст. 32 Закона Российской Федерации "Об образовании" контроль за успеваемостью обучаемого является составной частью образовательного процесса, т.е. отношений, складывающихся между студентом и образовательным учреждением, и является компетенцией образовательного учреждения.

Вмешательство со стороны администрации муниципального образования в образовательный процесс в форме "осуществления контроля за успеваемостью" возможно только в рамках принятых сторонами обязательств по заключенному договору.

Таким образом, администрация муниципального образования может выполнять эти функции только в случае установления такого условия договором.

Полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации на вмешательство в договорные отношения, возложение обязанности на установление таких договорных отношений действующим законодательством не предоставлено (ст. 29 Закона Российской Федерации "Об образовании", которой закреплен объем полномочий субъектов Российской Федерации в области образования).

Доводы представителя заинтересованного лица о том, что содержание п. 2.6 не свидетельствует о возложении каких-либо обязанностей на органы местного самоуправления, норма носит рекомендательный характер, суд находит несостоятельными, поскольку оспариваемым пунктом Положения установлена норма права, т.е. общеобязательное правило поведения для всех правоприменителей, закрепленная в нормативном правовом акте.

Ссылки представителя Губернатора и Правительства Хабаровского края на то, что возможность осуществления контроля за успеваемостью со стороны органа, направившего на обучение, подтверждается Постановлением Минтруда РФ от 06.06.1996, Приказом ЦБ РФ от 31.03.1995 N 02-85, Приказом Минобразования РФ от 21.10.1997 N 2130, несостоятельны, поскольку приведенные акты в отличие от оспариваемых норм Положения носят внутриведомственный характер.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд

 

решил:

 

Удовлетворить заявление прокурора Хабаровского края.

Признать недействующими со дня вступления в законную силу настоящего решения суда п. 1.3 (в части слов "проживают на территории Хабаровского края"), п. 2.6 (в части слов "осуществляют контроль за успеваемостью студента"), п. 2.8 Положения о целевом приеме и целевой подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием для органов государственной власти и органов муниципальных образований края в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Дальневосточная академия государственной службы", утвержденного постановлением Губернатора Хабаровского края от 05.05.2005 N 110.

Данное решение опубликовать в "Собрании законодательства Хабаровского края".

Взыскать с Правительства Хабаровского края в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Хабаровский краевой суд.

 

Председательствующий

Судья Хабаровского краевого суда

Н.Ю.Барабаш

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024