Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

ВЕРХОВНЫЙ СУД

КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

РЕШЕНИЕ

от 10 февраля 2009 года

 

Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:

председательствующего судьи Гришиной С.Г.

при секретаре судебного заседания Растове А.Д.

 

с участием прокурора Мурадовой А.Ю.,

представителя Народного Собрания КЧР Наумовой Э.А.

 

рассмотрев в открытом судебном заседании от 10 февраля 2009 года гражданское дело по заявлению прокурора КЧР о признании недействующим пункта 6 статьи 7 Закона КЧР N 376-XXII "Об образовании",

 

установил:

 

Прокурор КЧР обратился в суд с заявлением о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункта 6 статьи 7 Закона КЧР N 336-XXII "Об образовании" по тем основаниям, что установление данной нормой в образовательных учреждениях, в которых обучение ведется на русском языке, для носителей языка в качестве обязательного учебного предмета государственного языка республики, противоречит положениям ч. 1 и 2 ст. 9 Закона РФ "О языках народов Российской Федерации", устанавливающим право граждан на выбор языка воспитания и обучения. По мнению заявителя, установление в качестве обязательного учебного предмета государственного языка республики нарушает принцип равенства прав и свобод человека и гражданина и несения гражданами РФ равных обязанностей, в том числе и применительно к реализации права на образование, языковых прав и свобод.

В ходе судебного разбирательства заявителем были дополнены основания заявления ссылкой на неопределенность понятия "носитель языка", что может вызвать неоднозначность толкования при применении.

Представитель Народного Собрания (Парламента) КЧР Наумова Э.А. возражала против удовлетворения заявленных требований, считая, что оспариваемая норма не устанавливает язык обучения и не нарушает право на образование. В соответствии со ст. 10 ФЗ "О языках народов Российской Федерации" государство обеспечивает гражданам РФ условия для изучения и преподавание родного языка и других языков народов РФ. Преподавание государственных и иных языков в республиках осуществляется в соответствии с их законодательством. По мнению представителя заинтересованного лица, изучение родных языков в обязательном порядке носителями языка создает условия для его сохранения, изучения и развития. При применении нормы сложностей с определением понятия "носитель языка" не возникало. Данное понятие будет определено в новой редакции Закона КЧР "Об образовании", проект которой уже подготовлен Министерством образования КЧР. Кроме этого представитель заинтересованного лица со ссылкой на письмо Министерства образования и науки РФ от 28 апреля 2008 года N 03-848 "О мерах по обеспечению прав граждан на образование с учетом норм Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта" пояснила, что изменения законодательства не приведет к исключению из базисных учебных планов изучения государственных языков республик. Данный вопрос будет разрешаться на уровне РФ при разработке федеральных государственных образовательных стандартов.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля начальник отдела законодательства и федерального регистра в КЧР Скворцова Н.И. пояснила, что закон КЧР "Об образовании" принят в пределах полномочий законодательного органа субъекта РФ, порядок принятия и опубликования закона соблюден, он внесен в Федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов РФ. В настоящее время данный закон проходит правовую экспертизу в связи с изменением законодательства в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта.

Свидетель Давыденко В. А., начальник отдела непрерывного образования Министерства образования КЧР, суду пояснил, что на практике обязательность изучения одного из государственных языков республики определяется фактом владения данным языком. Остальные ученики вместо данного предмета по дополнительной программе изучают русский язык. Итоговая оценка по результатам изучения одного из языков республики вносится в итоговый документ об образовании. Изучение государственных языков республики производится в рамках регионального (национального) компонента государственного образовательного стандарта.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

Закон Карачаево-Черкесской Республики "Об образовании" принят Народным Собранием КЧР 19 декабря 1997 года, подписан Президентом КЧР 6 января 1998 года, опубликован в Сборнике законов КЧР (1995 - 1999) 2 часть. Изменения в оспариваемую норму не вносились.

Пункт 6 статьи 7 данного Закона устанавливает, что в образовательных учреждениях (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования), в которых обучение ведется на русском языке, вводится с первого класса в качестве обязательного учебного предмета, для носителей языка, государственные языки республики (абазинский, карачаевский, ногайский, черкесский).

В соответствии со ст. 72 п. "е" Конституции РФ к совместному ведению РФ и субъектов РФ относятся общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта.

Подпунктом "б" пункта 1 статьи 5 ФЗ от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ в пределах полномочий субъекта РФ.

Частью 3 статьи 3 ФЗ "Об образовании" установлено, что субъекты РФ в соответствии с их статусом и компетенцией могут принимать в области образования законы и иные нормативные правовые акты, не противоречащие федеральным законам в области образования.

В соответствии с п. 6 ст. 6 ФЗ "Об образовании" вопросы изучения государственных языков республик в составе Российской Федерации регулируются законодательством этих республик.

Частью 3 статьи 10 ФЗ "О языках народов Российской Федерации" установлено, что преподавание государственных и иных языков в республиках осуществляется в соответствии с их законодательством.

В соответствии с частью 1 статьи 7 ФЗ "Об образовании", действовавшей до 3 декабря 2007 года, в Российской Федерации были установлены государственные образовательные стандарты, включающие в себя федеральный и региональный (национально-региональный) компоненты, а также компонент образовательного учреждения. Российская Федерация в лице федеральных органов государственной власти в пределах их компетенции устанавливала федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, определяющие в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

В соответствии с п. 8 ст. 29 ФЗ "Об образовании" к компетенции субъектов РФ в области образования было отнесено установление региональных (национально-региональных) компонентов государственных образовательных стандартов.

Однако Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта", вступившим в силу с 3 декабря 2007 года, были внесены изменения в Федеральный закон "Об образовании".

Статьей 1 ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта" в вышеназванные нормы были внесены изменения, в соответствии с которыми вместо государственных образовательных стандартов были введены федеральные государственные образовательные стандарты.

Так, в соответствии с положениями статьи 7 ФЗ "Об образовании" в редакции закона от 1 декабря 2007 года федеральные государственные образовательные стандарты представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Деление государственных образовательных стандартов на компоненты, в том числе и региональный, было отменено, а подпункт 8 статьи 29, наделяющий субъект РФ правом установления региональных (национально-региональных) компонентов государственных образовательных стандартов, утратил силу.

Следовательно, субъект РФ утратил полномочия по установлению обязательных требований к основным образовательным программам, в данном случае по введению обязательных учебных предметов.

Таким образом, вопросы изучения государственных языков республик в составе РФ Карачаево-Черкесской Республикой должны регулироваться с учетом установленной ФЗ "Об образовании" компетенции субъекта РФ, не предоставляющей субъектам РФ права введения обязательных учебных предметов.

При таких обстоятельствах суд полагает, что оспариваемая норма регулирует вопросы, выходящие за пределы компетенции субъекта РФ, в связи с чем должна быть признана недействующей.

Установление данным федеральным законом переходного периода не влияет на время его вступления в силу.

Кроме этого оспариваемую норму нельзя считать определенной, так как она вызывает неоднозначное толкование в части определения субъектов изучения в качестве обязательного предмета государственных языков республики.

Так, понятие "носитель языка" не определяет критерии отнесения учеников к лицам данной категории - национальность, владение языком, использование языка; не разрешает вопрос о лицах, владеющих несколькими языками, не устанавливает степень владения языком, необходимую для обязательного изучения данного языка.

Довод представителя законодательного органа о том, что на практике неопределенности в применении оспариваемой нормы не возникало, не свидетельствует о том, что невозможно неоднозначное толкование данной нормы.

Подобное правовое регулирование противоречит общеправовому критерию ясности и недвусмысленности правовой нормы.

В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ, содержащимися в пункте 25 Постановления N 48 от 29 ноября 2007 года "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный нормативный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.

Факт подготовки проекта закона КЧР "Об образовании" в новой редакции при разрешении заявления об оспаривании действующего правового акта юридического значения не имеет.

На основании изложенного суд приходит к выводу о противоречии пункта 6 статьи 7 Закона КЧР N 376-XXII "Об образовании" федеральному закону, в связи с чем данная норма должна быть признана недействующей со дня вступления решения в законную силу.

Руководствуясь ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд

 

решил:

 

Заявление прокурора КЧР о признании недействующим пункта 6 статьи 7 Закона Карачаево-Черкесской Республики N 376-XXII "Об образовании" удовлетворить.

Признать недействующим пункт 6 статьи 7 Закона Карачаево-Черкесской Республики N 376-XXII "Об образовании" со дня вступления настоящего решения в силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РФ в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение изготовлено 11 февраля 2009 года.

 

Председательствующий судья

Гришина С.Г.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024