Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 25 марта 2010 г. N 33-1367/2010

 

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Коми

в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.

судей Ивановой Е.А. и Юдина А.В.

при секретаре Воронцовой Н.Н.

рассмотрела в судебном заседании 25 марта 2010 года дело по кассационной жалобе Коковкиной Ф.Е. на решение Сысольского районного суда Республики Коми от 16 февраля 2010 года, по которому

Коковкиной Фекле Егоровне в удовлетворении заявления о признании в части решения Совета МР "Сысольский" от 15.12.2009 N IV-29/218 "О порядке реализации установленных федеральным законодательством мер социальной поддержки педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах Сысольского района на 2010 г." незаконным и недействующим со дня принятия, отказано.

Заслушав доклад судьи Юдина А.В., заслушав заключение прокурора Ковригиной О.Н. полагавшей решение суда отменить, судебная коллегия

 

установила:

 

Коковкина Ф.Е. обратилась в суд с иском к Совету МР "Сысольский" о признании решения Совета МР "Сысольский" N IV-29/218 от 15.12.2009 "О порядке реализации установленных федеральным законодательством мер социальной поддержки педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах Сысольского района на 2010 г." незаконным и не подлежащим применению в части.

В судебном заседании представитель Коковкиной Ф.Е. (по доверенности) Шустикова С.И. требования поддержала, суду пояснила, что Коковкина Ф.Е. работала в детском дошкольном учреждении Прилузского района, в настоящее время является педагогом-пенсионером, временно проживает в с. Визинга. МУ "Управление образования муниципального района "Сысольский" в устной форме отказало в предоставлении мер социальной поддержки, так как обжалуемым решением Совета установлено, что меры социальной поддержки предоставляются педагогам-пенсионерам, работавшим в дошкольных учреждениях Сысольского района. Просит признать решение Совета МР "Сысольский" N IV-29/218 от 15.12.2009 в части предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам, вышедшим на пенсию из муниципальных образовательных учреждений в сельских населенных пунктах муниципального района "Сысольский", незаконным и недействующим со дня принятия.

Коковкина Ф.Е., надлежащим образом извещенная, в судебное заседание не явилась.

Представитель Совета МР "Сысольский" (по доверенности) Беляев А.Н. требования Коковкиной Ф.Е. не признал.

Судом постановлено указанное выше определение.

В кассационной жалобе Коковкина Ф.Е. не согласна с решением суда, просит его отменить как незаконное.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему:

Судом установлено, что Коковкина Ф.Е. является получателем пенсии по возрасту с 8 ноября 1985 года, в настоящее время зарегистрирована по месту пребывания в с. Визинга, ул. Коммунистическая, д. 1, кв. 7 Сысольского района Республики Коми на срок с 26 августа 2008 г. по 26 августа 2013 г.

Согласно трудовой книжке заявителя, она: 17.02.1972 принята в качестве воспитателя детского сада Читаевского лесопункта (Прилузский район Республики Коми), 18.05.1993 уволена по ст. 31 КЗоТ РФ с уходом на пенсию.

Решением Совета МО МР "Сысольский" от 15.12.2009 N IV-29/218 "О порядке реализации установленных федеральным законодательством мер социальной поддержки педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах Сысольского района на 2010 г." МР "Сысольский" были предоставлены меры социальной поддержки педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений, проживающим в сельских населенных пунктах муниципального района "Сысольский", вышедшим на пенсию из муниципальных образовательных учреждений в сельских населенных пунктах муниципального района "Сысольский" и имеющим стаж работы не менее 10 лет в соответствующих учреждениях.

В силу ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

В соответствии с п. 4 ст. 7 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-I "Об образовании" (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) устанавливается, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации (абзац третий пункта 5 статьи 55).

Вопрос о сохранении жилищно-коммунальных льгот за пенсионерами из числа бывших педагогических работников сельских образовательных учреждений при их переезде в пределах единого союзного государства на постоянное жительство в другой сельский (поселковый) населенный пункт был урегулирован нормативными актами бывшего Союза ССР. Так, согласно пункту 2 разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 года N 5/12-22 "О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)" право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением сохраняется за пенсионерами и проживающими совместно с ними членами семей при переезде их на новое место жительства в сельскую местность либо в поселок городского типа (рабочий поселок), в котором работники общеобразовательных школ пользуются этими льготами. Аналогичное положение содержалось и в ранее действовавшем разъяснении Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 17 июня 1975 года N 10/16 "О порядке применения подпункта "б" пункта 6 Постановления Совета Министров СССР от 4 мая 1971 года N 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности" и пункта 15 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 28 января 1975 года N 82 "О мерах по расширению сети средних сельских профессионально-технических училищ и по улучшению их работы".

В дальнейшем ни советскими, ни российскими нормативными актами этот порядок не пересматривался и его правомерность не ставилась под сомнение какими-либо государственными органами.

Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, равно как и Федеральный закон от 6 мая 2003 года N 52-ФЗ, внесшие соответствующие изменения и дополнения в ранее действовавшее правовое регулирование, не направлены на отмену льгот, гарантированных статьей 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" для проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) педагогических работников образовательных учреждений, в том числе вышедших на пенсию, не содержат положений, препятствующих реализации предоставленного указанным лицам права на льготы на всей территории Российской Федерации, и по своему смыслу не предполагают возможности введения подобного рода ограничительных условий.

Согласно федеральному законодательству размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации. Однако, наделение законом субъектов Российской Федерации правом на установление порядка и условий предоставления мер социальной поддержки данной категории граждан направлено на формирование механизма межбюджетных отношений и не регулирует правоотношения по предоставлению льгот данной категории населения.

Что касается механизма предоставления социальных гарантий, то его изменение, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 15 мая 2006 года N 5-П, не должно вести к их отмене или существенному снижению ранее достигнутого уровня предоставления этих гарантий.

Принятым в соответствии с Законом Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", Законом Республики Коми от 08.11.2007 N 99-РЗ "О Республиканском фонде софинансирования расходов", на основании положений Закона Республики Коми от 12.11.2004 N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми" решением Совета муниципального образования МР "Сысольский" "О порядке реализации установленных федеральным законодательством мер социальной поддержки педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах Сысольского района на 2010 год" предоставляются меры социальной поддержки, по оплате жилого помещения с отоплением и освещением, на возмещение затрат энергоснабжающих организаций, в том числе педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений, проживающим в сельских населенных пунктах муниципального района "Сысольский", вышедшим на пенсию из муниципальных образовательных учреждений в сельских населенных пунктах муниципального района "Сысольский" и имеющим стаж работы не менее 10 лет в соответствующих учреждениях.

По смыслу, придаваемому положениям данного решения, право пенсионеров из числа педагогических работников производно от соответствующего права работающих в сельской местности педагогов, поэтому пользоваться им вправе только те пенсионеры, которые вышли на пенсию из муниципальных образовательных учреждений в сельских населенных пунктах муниципального района "Сысольский".

Подобное правовое регулирование в сфере социальной поддержки сельских специалистов, установленных решением Совета МР "Сысольский", препятствует реализации предусмотренного абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" права на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением в сельской местности переехавшими на жительство на территорию Сысольского района пенсионерами, пользовавшимися этим правом по прежнему месту жительства на территории другого района Республики Коми, в том числе теми, кто переехал на территорию Сысольского района задолго до принятия оспариваемого решения, и чье право на сохранение жилищно-коммунальных льгот ранее не ставилось под сомнение и не оспаривалось, в данном случае заявительницы, проживавшей на территории района около 7 лет и пользовавшейся ранее указанными льготами.

Из абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ не следует, что субъект Российской Федерации наделяется полномочием снижать объем полагающихся педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения, равно как и ограничивать круг педагогических работников, пользующихся правом на получение таких мер социальной поддержки, по сравнению с тем, что установлен действующими на федеральном уровне нормативными правовыми актами.

В противном случае вопреки предписаниям статей 7 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации нарушался бы конституционный принцип равенства при реализации этими лицами приобретенных социальных прав, а также принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, с соблюдением которых должно осуществляться изменение действующего правового регулирования в социальной сфере.

Таким образом, вывод суда об отсутствии правового регулирования на федеральном уровне вопросов предоставления льгот педагогам пенсионерам, является ошибочным.

Не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований и факт того, что заявительница имеет временную регистрацию на территории Сысольского района, поскольку право на получение указанных социальных льгот заслужены предшествующим трудом, выполнением определенных, значимых для общества обязанностей.

Прекращение или отказ от предоставления данных льгот, в связи с наличием факта временной регистрации, в период проживания на территории иного района является ограничением конституционного права на социальное обеспечение, гарантированного статьей 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

В силу правовой природы указанных льгот, имеющих характер трудовых, право гражданина на получение полагающейся ему льготы не может связываться с таким условием, как постоянное его проживание в Сысольском районе Республики Коми: государство обязано гарантировать это право независимо от того, где проживает гражданин.

Установление различий в предоставлении такого права, обусловленных исключительно местом постоянного жительства пенсионеров, не соответствует статье 19 (часть 2) Конституции Российской Федерации, согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.

Из статьи 2 Конституции Российской Федерации следует обязанность государства признавать, соблюдать и защищать в равной мере все права человека и гражданина. Поэтому устанавливаемый законодательством порядок реализации гражданами права на получение социальных льгот не должен препятствовать им в осуществлении иных гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод, в частности права каждого на выбор места пребывания и жительства, права свободно выезжать за пределы Российской Федерации (статья 27, части 1 и 2). Реализация гражданином названных конституционных прав, относящихся к общепризнанным правам, не может служить основанием для ограничения его конституционного права на социальное обеспечение.

Не содержится каких-либо указанных выше ограничений и в Республиканском законе "О республиканском фонде софинансирования расходов" от 08.11.2007 N 99-РЗ (п. 10-2 в ред. Закона РК от 18.11.2009 N 112-РЗ), регламентирующего предоставление субсидий местным бюджетам из республиканского бюджета Республики Коми, в том числе и для финансового обеспечения педагогических работников муниципальных образовательных учреждений Республики Коми мерами социальной поддержки в части оплаты жилищно-коммунальных услуг.

Так, согласно указанному Закону из республиканского бюджета Республики Коми предоставляются субсидии местным бюджетам для софинансирования расходов по предоставлению мер социальной поддержки педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, а также педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений, проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, вышедшим на пенсию и имеющим стаж работы не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, по оплате жилого помещения с отоплением и освещением) (ст. 1 п. 10.2).

В соответствии со ст. 12(1) Закона N 99-РЗ условием предоставления субсидий местным бюджетам на финансирование расходов по предоставлению мер социальной поддержки педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, а также педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений, проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, вышедшим на пенсию и имеющим стаж работы не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, по оплате жилого помещения с отоплением и освещением, является софинансирование из республиканского бюджета Республики Коми до 60 процентов указанных расходов, рассчитанных исходя из ожидаемых показателей года, предшествующего планируемому, представляемых органом исполнительной власти Республики Коми, осуществляющим в пределах своей компетенции функции по организации предоставления социальных гарантий населению в Республике Коми, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Коми, но не более прогнозных расчетных возможностей республиканского бюджета Республики Коми на очередной финансовый год.

С учетом изложенного, доводы кассационной жалобы заслуживают внимания, решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения, по которому: признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения в законную силу пункт 1 решение Совета Муниципального района "Сысольский" от 15.12.2009 N IV-29/218 "О порядке реализации установленных федеральным законодательством мер социальной поддержки педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах Сысольского района на 2010 г." в части слов "вышедшим на пенсию из муниципальных образовательных учреждений в сельских населенных пунктах муниципального района "Сысольский".

В соответствии с положениями ст. 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" сообщение о принятом судом решении подлежит опубликованию в официальном печатном средстве массовой информации.

Руководствуясь ст. 361, 362 ГПК РФ, судебная коллегия

 

определила:

 

Решение Сысольского районного суда Республики Коми от 16 февраля 2010 года - отменить, принять новое решение, по которому:

Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения в законную силу пункт 1 решение Совета муниципального района "Сысольский" от 15.12.2009 N IV-29/218 "О порядке реализации установленных федеральным законодательством мер социальной поддержки педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах Сысольского района на 2010 г." в части слов "вышедшим на пенсию из муниципальных образовательных учреждений в сельских населенных пунктах муниципального района "Сысольский".

Сообщение о принятом судом решении о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения в законную силу пункт 1 решение Совета Муниципального района "Сысольский" от 15.12.2009 N IV-29/218 "О порядке реализации установленных федеральным законодательством мер социальной поддержки педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах Сысольского района на 2010 г." в указанной части подлежит опубликованию в газете "Маяк Сысолы" и (или) "Информационном вестнике Совета и администрации муниципального района "Сысольский".

 

Председательствующий

 

Судьи

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024