Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

НОРИЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

 

Именем Российской Федерации

 

РЕШЕНИЕ

от 12 июля 2010 года

 

12 июля 2010 года Норильский городской суд в составе:

судьи Тюмереков Ю.Н.

при секретаре Пархоменко А.И.,

с участием прокурора - Пирогова Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1397/2010 по заявлению прокурора города Норильска о признании противоречащими федеральному законодательству абзаца 2 пункта 2.2, пункта 2.11 Положения о комплектовании муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений муниципального образования город Норильск, утвержденного Постановлением Администрации города Норильска от 12 апреля 2010 года N 123,

 

установил:

 

Прокурор г. Норильска обратился в суд с заявлением о признании противоречащим Федеральному законодательству абз. 2 п. 2.2, п. 2.11 Положения о комплектовании муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений муниципального образования город Норильск, утвержденного Постановлением Администрации города Норильска от 12 апреля 2010 года N 123, мотивируя тем, что данное Положение противоречит ст. 3, 5, 16 Закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", а также иным федеральным нормативно-правовым актам, устанавливающим льготы отдельным категориям граждан. В абз. 2 п. 2.2 обжалуемого Положения устанавливается право на внеочередной прием детей в муниципальные бюджетные образовательные учреждения детей отдельных категорий граждан, которое федеральным законодательством не предусмотрено. П. 2.11 вышеуказанного Положения незаконно ограничивает права, предусмотренные федеральным законодательством, на внеочередной прием детей в муниципальные бюджетные образовательные учреждения.

В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал в полном объеме по вышеуказанным основаниям.

В судебном заседании представители Администрации города Норильска, привлеченной к участию в деле в качестве заинтересованного лица, Ерлыкова Е.И., Севостьянова В.Е. с исковыми требованиями не согласились в полном объеме, мотивируя тем, что в соответствии с ч. 1 ст. 11, ч. 1.1 ст. 16 Закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", а также п. 27 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 года N 666, правила приема граждан в общеобразовательные учреждения, в том числе дошкольные, определяются в соответствии с законодательством РФ учредителем, которым вправе выступать органы государственной власти, органы местного самоуправления, и закрепляются в уставе такого учреждения. Правила приема детей в дошкольные образовательные учреждения регулируются общим законодательством РФ, а не законодательством РФ в сфере образования, как утверждает прокурор. В соответствии с абз. 2 ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органам местного самоуправления предоставлено право за счет собственных средств местного бюджета устанавливать дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от их наличия в федеральном законодательстве. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" под социальной понимается система мер, обеспечивающая социальные гарантии гражданам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения. Муниципальные дошкольные учреждения на 80 процентов (при установленном максимальном размере родительской платы в размере 20 процентов) содержатся за счет собственных средств местного бюджета, в связи с чем п. 2.2 вышеуказанного Положения, устанавливающий дополнительные к установленным Федеральным законодательством категориям детей, имеющим право на внеочередное предоставление мест в дошкольных образовательных учреждениях, является дополнительной мерой социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории муниципального образования город Норильск. В соответствии с ч. 2 ст. 16.1 вышеуказанного Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ органы местного самоуправления вправе решать за счет собственных средств местного бюджета иные вопросы, прямо не отнесенные к вопросам местного значения, но и не исключенные из компетенции этих органов федеральными законами и законами субъектов РФ. Действующие федеральные и краевые законы не содержат императивных норм об исключении из компетенции органов местного самоуправления вопросов (полномочий) по установлению дополнительных категорий граждан, дети которых могут обеспечиваться во внеочередном порядке в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, в связи с чем п. 2.2 вышеуказанного Положения соответствует требованиям ч. 1.1 ст. 16 Закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", п. 27 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 года N 666 в их правовой взаимосвязи с со ст. 16.1, ст. 20 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Установление в п. 2.11 вышеуказанного Положения ограничения в размере 20 процентов количества мест для первоочередного предоставления льготным категориям населения от свободных мест в каждой возрастной группе, направлено на соблюдение принципа общедоступности дошкольного образования, предусмотренного ст. 5 Закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" и защиты прав тех детей, родители (законные представители) которых не имеют права на внеочередное предоставление мест в дошкольных образовательных учреждениях, предусмотренного федеральным законодательством и обжалуемом акте Администрации города Норильска, в связи с чем п. 2.11 вышеуказанного Положения является законным. В соответствии с конституционным принципом разделения властей только федеральный орган, орган государственной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления вправе изменить, дополнить, принять или привести какой-либо нормативный правовой акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, а также признать его утратившим силу и в соответствии со ст. 251, 253 ГПК РФ суд не обладает такими полномочиями, а вправе лишь проверить соответствие акта федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части, в связи с чем требование прокурора города Норильска о приведении п. 2.2, 2.11 вышеуказанного Положения, является незаконным.

Заслушав прокурора, представителей заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к нижеследующему.

Судом установлено, что Постановлением Администрации города Норильска от 12 апреля 2010 года N 123 утверждено Положение о комплектовании муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений муниципального образования город Норильск, которое издано для применения неопределенным кругом лиц и опубликовано в газете "Заполярная правда" N 54 от 20 апреля 2010 года, и вступило в законную силу, что не оспаривается прокурором, представителями заинтересованного лица, и подтверждается материалами дела.

В соответствии с п. 2.2 вышеуказанного Положения во внеочередном порядке в МБДОУ принимаются дети:

- военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системы, непосредственно участвовавших в борьбе с терроризмом на территории республики Дагестан и погибших (пропавших без вести), умерших, ставших инвалидами в связи с выполнением служебных обязанностей;

- погибших (пропавших без вести), умерших, ставших инвалидами сотрудников и военнослужащих из числа лиц, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.02.2004 N 65;

- категорий граждан, подвергшихся< воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, в соответствии с законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";

- судей, прокуроров, прокуроров и следователей Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации;

- работников органов прокуратуры Российской Федерации в соответствии с Указом Президента РФ от 30.10.2009 N 1225 "О дополнительных гарантиях и компенсациях работникам органов прокуратуры Российской Федерации, осуществляющим служебную деятельность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, и членам их семей";

- погибших (пропавших без вести), умерших, ставших инвалидами военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти, участвовавших в выполнении задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Южной Осетии и Абхазии.

Во внеочередном порядке также в МБДОУ принимаются дети:

- работников МБДОУ;

- работников органов местного самоуправления муниципального образования город Норильск, а также муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий муниципального образования город Норильск, имеющих непрерывный трудовой стаж работы в органах местного самоуправления муниципального образования город Норильск, муниципальных учреждениях, муниципальных унитарных предприятиях муниципального образования город Норильск не менее 3 лет (трудовой стаж не прерывается в случае расторжения трудового договора по любым основаниям и трудоустройства в другое учреждение, предприятие финансируемое из бюджета муниципального образования город Норильск, в течение 3 месяцев (за исключением расторжения трудового договора по инициативе работодателя за совершение виновных действий работника, установленных действующим трудовым законодательством)) и являющиеся участниками целевой Программы "Негосударственное пенсионное обеспечение жителей муниципального образования город Норильск, являющихся работниками учреждений и организаций, финансируемых из бюджета муниципального образования город Норильск" по составляющей "Стимулирующая";

- работников органов местного самоуправления муниципального образования город Норильск, имеющих непрерывный трудовой стаж работы в органах местного самоуправления муниципального образования город Норильск (исчисляемый в порядке, предусмотренном абзацем 10 настоящего пункта), не менее 5 лет;

- по представлению организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - индивидуальных предпринимателей, - в соответствии с соглашениями о сотрудничестве, заключаемыми между Администрацией города Норильска и соответствующими организациями, работодателями - индивидуальными предпринимателями, в соответствии с которыми организации, работодатели - индивидуальные предприниматели частично компенсируют муниципальному образованию город Норильск расходы по содержанию детей в МБДОУ в размере не менее себестоимости содержания каждого представляемого к внеочередному приему в МБДОУ ребенка (в части, финансируемой за счет средств бюджета муниципального образования город Норильск) за предыдущий год путем перечисления денежных средств в доход бюджета муниципального образования город Норильск и (или) выполнения работ (оказания услуг) для нужд муниципального образования город Норильск, при условии, что данные работы (услуги) не связаны с извлечением прибыли соответствующими организациями, работодателями - индивидуальными предпринимателями. Перечень работ (услуг) для нужд муниципального образования город Норильск указывается в приложении к соглашению о сотрудничестве. В случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) организациями, работодателями - индивидуальными предпринимателями принятых на себя по соглашению о сотрудничестве обязательств, Администрация города Норильска вправе в одностороннем порядке приостановить исполнение своих обязательств в части внеочередного устройства детей в МБДОУ или расторгнуть данное соглашение.

Кроме того, в соответствии с п. 2.11 вышеуказанного Положения установлено, что количество мест для первоочередного предоставления льготным категориям населения не должно превышать 20% от свободных мест в каждой возрастной группе.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" законодательство РФ в области образования включает в себя Конституцию РФ, настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные правовые акты РФ, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ в области образования.

На основании ст. 5 вышеуказанного Закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 гражданам РФ гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых в соответствии с п. 2 ст. 7 настоящего Закона образовательных стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые, в порядке, предусмотренном настоящим Законом.

В соответствии со ст. 16 вышеуказанного Закона от 10 июля 1992 года N 3266-1 общие требования к приему граждан в образовательные учреждения регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами, а в государственные и муниципальные образовательные учреждения также типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов. Правила приема граждан в образовательное учреждение определяются учредителем образовательного учреждения в соответствии с законодательством РФ и закрепляются в уставе образовательного учреждения.

П. 27 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 года N 666, установлено, что порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляется в уставе.

В соответствии с п. 1.1 вышеуказанного Положения, утвержденного Постановлением Администрации города Норильска от 12 апреля 2010 года N 123, данное Положение регламентирует порядок учета детей для определения их в муниципальные бюджетные дошкольные образовательные учреждения муниципального образования город Норильск, приема детей в муниципальные бюджетные дошкольные образовательные учреждения и распространяется на муниципальные бюджетные дошкольные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования независимо от статуса (вида, категории), находящиеся в ведении Управления общего и дошкольного образования Администрации города Норильска.

На основании п. 1 ч. 1 ст. 16 Закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" учредителем образовательного учреждения (далее - учредитель) могут быть органы государственной власти, органы местного самоуправления.

В соответствии со ст. 84 Устава муниципального образования город Норильск муниципальное бюджетное учреждение создается по решению Городского Совета. Учредительным документом муниципального учреждения является Устав, утверждаемый Администрацией города. Руководитель бюджетного учреждения назначается Главой Администрации. Руководитель автономного учреждения назначается в порядке, установленном постановлением Администрации города. Имущество закрепляется за муниципальным учреждением на праве оперативного управления.

В соответствии с п. 2 ст. 120 ГК РФ учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением.

Таким образом, Администрация города Норильска, выступая учредителем дошкольных бюджетных образовательных учреждений, на деятельность по приему детей в которые регулирует вышеуказанное Положение, вправе устанавливать правила приема детей в данные учреждения.

Таким образом, суд не усматривает каких-либо противоречий оспариваемых абз. 2 п. 2.2, п. 2.11 вышеуказанного Положения, ст. 3, 5, 16 Закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", о чем указывает прокурор в обоснование исковых требований, так как какого-либо противоречия нормам данного Закона РФ, в том числе принципу общедоступности дошкольного образования, нормы Положения не содержат.

В соответствии с ч. 3 ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

Как указано выше, в абз. 1 п. 2.2 Положения о комплектовании муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений муниципального образования город Норильск, утвержденного Постановлением Администрации города Норильска от 12 апреля 2010 года N 123, указаны категории граждан, имеющих право на внеочередное предоставление мест для детей в дошкольных бюджетных образовательных учреждениях на основании федерального законодательства.

В абз 2 п. 2.2 вышеуказанного Положения указаны категории граждан, также имеющих право на внеочередное предоставление мест в вышеуказанных учреждениях, при этом какой-либо приоритет категорий граждан, указанных в абз. 1 п. 2.2 Положения, т.е. лицам, которым данная льгота предоставлена федеральным законодательством, данный пункт и в целом Положение не содержат.

Таким образом абз. 2 п. 2.2 вышеуказанного Положения по своей сути уравнял категории лиц, которым льгота предоставлена на основании федерального законодательства, с лицами, которым предоставляется на основании вышеуказанного Постановления Администрации города Норильска от 12 апреля 2010 года N 123, в связи с чем органу местного самоуправления (Управлению общего и дошкольного образования Администрации города Норильска) позволяется при одновременном обращении лица и ограниченности количества мест, льгота которому предоставлена федеральным законодательством, и лица, которому льгота предоставлена данным Постановлением, предоставить место в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении последнему и отказать в предоставлении льготы, установленной федеральным законодательством льготы.

Право отдельных категорий граждан на внеочередное предоставление мест в детских дошкольных образовательных учреждениях установлено Законом от 15 мая 1991 года N 1244 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Указом Президента РФ от 30 октября 1225 "О дополнительных гарантиях и компенсациях работникам прокуратуры Российской Федерации, осуществляющих служебную деятельность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации и членам их семей", Приказом Министра обороны от 26 января 2000 года N 44 "О мерах по социальной защите членов семей военнослужащих, выполнявших задачи на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации и погибших (пропавших без вести), умерших, ставших инвалидами в связи с выполнением служебных обязанностей", Законом от 17 января 1992 года N 2202 "О прокуратуре", а также иными федеральными нормативными правовыми актами.

Суд приходит к выводу о том, что абз. 2 п. 2.2 Положения о комплектовании муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений муниципального образования город Норильск, утвержденного Постановлением Администрации города Норильска от 12 апреля 2010 года N 123, противоречит федеральному законодательству, в связи с чем считает необходимым применению не подлежит.

Суд также считает, что п. 2.11 вышеуказанного Положения также противоречат федеральному законодательству, предоставляющему отдельным категориям граждан право на внеочередное предоставление мест их детям в детских дошкольных учреждениях, так как ограничение в предоставление лицам, имеющим право на первоочередное предоставление мест, в 20 процентов от свободных мест в каждой возрастной группе, является незаконным.

В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Суд соглашается с доводами представителей заинтересованного лица и считает необходимым отказать в удовлетворении исковых требованиях прокурора города Норильска о понуждении к приведению в соответствие с действующим законодательством абз. 2 п. 2.2, п. 2.11 Положения о комплектовании муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений муниципального образования город Норильск, утвержденного Постановлением Администрации города Норильска от 12 апреля 2010 года N 123, так как внесение изменений в нормативный правовой акт органа местного самоуправления относится к исключительной компетенции такого органа, суд в соответствии со ст.ст. 251, 253 ГПК РФ не обладает.

Суд учитывая, что вышеуказанное пункты обжалуемого оспариваемого Положения с момента его вступления в законную силу применяются, затрагивают права неопределенного крага лиц, которым места в муниципальных бюджетных детских образовательных учреждениях были предоставлены, считает необходимым признать абз. 2 п. 2.2, п. 2.11 Положения о комплектовании муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений муниципального образования город Норильск, утвержденного Постановлением Администрации города Норильска от 12 апреля 2010 года N 123 признать недействующим и не подлежащими применению с момента вступления настоящего решения в законную силу.

В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Суд, учитывая, что прокурор по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересом граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектом Российской Федерации и муниципальных образований освобождается от уплаты государственной пошлины, на основании ст. 333.19 НК РФ, считает необходимым взыскать с заинтересованного лица - Администрации города Норильска государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 3000 руб. 00 коп.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, -

 

решил:

 

Заявление прокурора города Норильска удовлетворить частично.

Признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению абзац 2 пункта 2.2, пункт 2.11 Положения о комплектовании муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений муниципального образования город Норильск, утвержденного Постановлением Администрации города Норильска от 12 апреля 2010 года N 123, со дня вступления настоящего решения в законную силу.

В удовлетворении остальной части заявления - отказать.

Взыскать с Администрации города Норильска в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3000 руб. 00 коп.

После вступления настоящего решения в законную силу опубликовать его резолютивную часть в газете "Заполярная правда".

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Норильский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья Норильского городского суда

Ю.Н.ТЮМЕРЕКОВ

 

Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 01.09.2010 из Решения Норильского городского суда Красноярского края от 12.07.2010 исключено указание о взыскании с Администрации города Норильска государственную пошлину в размере 3000 рублей, как не основание на законе, в остальной части это же решение оставлено без изменения, кассационная жалоба представителя Администрации г. Норильска по доверенности Ерлыковой Е.И. - без удовлетворения.

 

Решение вступило в законную силу 01.09.2010.

 

Судья

О.Б.МУРАШЕВА

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024