Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

 

Именем Российской Федерации

 

РЕШЕНИЕ

от 13 октября 2010 г. N 3-93/2010

 

 

Приморский краевой суд,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению и.о. прокурора Приморского края о признании противоречащей федеральному законодательству части 8 статьи 13 Закона Приморского края "Об образовании в Приморском крае" от 29.12.2004 N 202-КЗ (в редакции Закона Приморского края от 21.07.2010 N 646-КЗ),

 

установил:

 

И.о. прокурора Приморского края обратился в суд с заявлением об оспаривании в части Закона Приморского края "Об образовании в Приморском крае" от 29.12.2004 N 202-КЗ (в редакции Закона Приморского края от 21.07.2010 N 646-КЗ), опубликованного в изданиях "Ведомости Законодательного Собрания Приморского края" от 29.12.2004 N 83, "Утро России", 31.12.2004, N 201 (3245).

В обоснование заявления указано, что частью 8 статьи 13 указанного Закона края установлен размер государственной стипендии для обучающихся в государственных (краевых) и муниципальных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования в твердой денежной сумме, который составляет 400 руб. в месяц - академическая стипендия, 600 руб. в месяц - социальная.

Прокурор полагает, что данная норма Закона края противоречит требованиям федерального законодательства в той части, в которой ею не предусмотрено начисление на размер стипендии районного коэффициента.

Статьей 10 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" предусмотрено, что на стипендию начисляется районный коэффициент в размере и порядке, определяемом Правительством РФ.

Правительством РФ до настоящего времени соответствующее постановление не принято, в то же время действующим постановлением Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера" право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на территории минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов делегировано исполнительным органам субъектов РФ.

Законом Приморского края от 14.04.2006 N 350-КЗ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых из краевого бюджета, и проживающих в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также лиц, получающих пособия, стипендии и компенсации за счет краевого бюджета" установлено, что выплата стипендии производится за счет средств краевого бюджета лицам, проживающим в местностях Приморского края, приравненных к районам Крайнего Севера, с учетом районного коэффициента, установленного Правительством РФ, а работникам образования в размере 1,3.

Постановлением Совета Министров СССР от 11.08.1990 N 806 "О региональном регулировании размеров стипендий аспирантов, студентов высших, учащихся средних специальных и профессионально-технических учебных заведений" с 1 января 1991 г. введены районные коэффициенты к стипендиям аспирантов, студентов высших, учащихся средних специальных и профессионально-технических учебных заведений, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, в районах и местностях, где они применяются к заработной плате рабочих и служащих непроизводственных отраслей народного хозяйства, в размерах, установленных для работников народного образования.

Кроме того, в пункте 13 Инструкции о порядке назначения и выплаты стипендий учащимся средних специальных учебных заведений, утвержденной приказом Государственного комитета по народному образованию от 21.08.1991 N 390, указано, что в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих непроизводственных отраслей, стипендии учащимся выплачиваются в повышенных на этот коэффициент размерах.

В связи с этим прокурор считает доводы департамента образования и науки края о включении в сумму выплаты стипендии (400 и 600 руб.) районного коэффициента в размере 1,3 несостоятельными и просит признать часть 8 статьи 13 Закона Приморского края "Об образовании в Приморском крае" противоречащей федеральному законодательству и недействующей в той части, которой ею не предусмотрено начисление на стипендию районного коэффициента, и обязать Законодательное Собрание Приморского края опубликовать сообщение о решении суда после вступления его в законную силу в издании "Приморская газета".

В суде участвующий в деле прокурор Т. заявление поддержала по тем же основаниям, уточнив, что просит признать оспариваемую норму Закона края недействующей со дня вступления решения в законную силу.

Представитель Законодательного Собрания Приморского края И. с заявлением прокурора не согласился, просил в его удовлетворении отказать, пояснив суду, что требованиям федерального законодательства оспариваемая норма не противоречит, поскольку установленный частью 8 статьи 13 Закона края размер стипендии - 400 руб. в месяц академическая и 600 руб. в месяц социальная - включает в себя районный коэффициент 1,3.

В обоснование данных доводов сослался на то, что статьей 3 Закона РФ "О минимальном размере оплаты труда" в редакции Федерального закона от 07.07.2003 N 119-ФЗ устанавливалось, что студенты и учащиеся государственных, муниципальных образовательных учреждений среднего и начального профессионального образования, обучающиеся по очной форме и получающие образование за счет средств соответствующего бюджета, обеспечиваются стипендиями в размере 140 руб.

В целях предписаний федерального законодательства был принят Закон Приморского края "Об образовании в Приморском крае", первоначальная редакция части 8 статьи 13 которого предусматривала, что обучающимся в государственных (краевых) образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования выплачивается академическая стипендия в размере 182 руб. в месяц, социальная стипендия детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа - в размере 273 руб. в месяц, т.е. на 50% больше, чем размер академической стипендии.

Полагает, что это свидетельствует о том, что изначально размер стипендии был установлен с использованием районного коэффициента.

В силу изменений, внесенных в статью 3 Закона РФ "О минимальном размере оплаты труда" Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, размеры и условия выплаты стипендий студентам и учащимся образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, обучающимся по очной форме в образовательных учреждениях, находящихся в ведении субъекта РФ, определяются органами государственной власти субъекта РФ. При этом статьей 3 Федерального закона от 07.08.2000 N 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в РФ" установлено, что размер стипендий определяется исходя из базовой суммы 100 руб.

В период с 2005 по 2008 год размер стипендии, предусмотренный частью 8 статьи 13 Закона края, индексировался и в соответствии с действующей редакцией Закона установлен в размере 400 руб. в месяц - академическая стипендия, 600 руб. в месяц - социальная стипендия. По информации Администрации Приморского края указанные размеры стипендий включают в себя районный коэффициент.

Поскольку первоначально размер стипендии предусматривал включение районного коэффициента в структуру итогового размера стипендии, а на протяжении всего времени указанный механизм не менялся, полагает, что Закон края не противоречит требованиям федерального законодательства.

Выслушав прокурора, представителя Законодательного Собрания Приморского края, исследовав материалы дела, суд находит, что заявление и.о. прокурора Приморского края подлежит удовлетворению.

Согласно статье 72 Конституции РФ общие вопросы воспитания, образования (пункт "е"), социальная защита (пункт "ж") находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу части 5 статьи 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона РФ "О минимальном размере оплаты труда" (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) размеры и условия выплаты стипендий студентам и учащимся образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, обучающимся по очной форме в образовательных учреждениях, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, определяются органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

Таким образом, в силу указанной нормы Закона РФ "О минимальном размере оплаты труда" законодатель Приморского края, устанавливая оспариваемой прокурором нормой Закона края размер стипендий, действовал в пределах собственной компетенции.

Вместе с тем, установление размера стипендий Приморским краем как субъектом Российской Федерации не может осуществляться в нарушение норм федерального законодательства.

Статьей 10 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" предусмотрен районный коэффициент к стипендиям лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Необходимость применения районного коэффициента к стипендиям также следует из постановления Совета Министров СССР от 11.08.1990 N 806, которым с 1 января 1991 г. введены районные коэффициенты к стипендиям аспирантов, студентов высших, учащихся средних специальных и профессионально-технических учебных заведений, для которых эти коэффициенты на это время не были установлены, в районах и местностях, где они применяются к заработной плате рабочих и служащих непроизводственных отраслей народного хозяйства, в размерах, установленных для работников народного образования.

Инструкция о порядке назначения и выплаты стипендии учащимся средних специальных учебных заведений, утвержденная приказом Госкомитета СССР по народному образованию от 21.08.1991 N 390, также предусматривает, что в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих непроизводственных отраслей, стипендии учащимся выплачиваются в повышенных на этот коэффициент размерах (пункт 13).

Представитель Законодательного Собрания Приморского края не оспаривает, что в силу указанных федеральных нормоположений в Приморском крае на стипендию для обучающихся в государственных (краевых) и муниципальных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования подлежит начислению районный коэффициент, а также доводы прокурора о размере районного коэффициента 1,3. Однако настаивает на том, что требования федерального законодательства оспариваемой нормой Закона края не нарушены, т.к., по его утверждению, в структуру установленного ею размера стипендии входит районный коэффициент. При этом представитель Законодательного Собрания Приморского края ссылался на то, что первоначальной редакцией части 8 статьи 13 Закона Приморского края "Об образовании в Приморском крае" предусматривалось включение районного коэффициента в структуру итогового размера стипендии и на протяжении всего времени указанный механизм не менялся. Кроме того, заявил о том, что вопрос "упирается" в толкование закона - включен в размер стипендии районный коэффициент или нет, то есть, по его мнению, имеется лишь нарушение правил юридической техники, а не федерального законодательства.

С данными доводами согласиться нельзя в связи со следующим.

Содержание нормативного правового акта должно быть определенным и не вызывать его неоднозначного толкования.

Согласно действующей редакции части 8 статьи 13 Закона Приморского края "Об образовании в Приморском крае" обучающиеся в государственных (краевых) и муниципальных образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования обеспечиваются академической стипендией в размере 400 рублей в месяц; социальной стипендией с размере 600 рублей в месяц обеспечиваются обучающиеся в государственных (краевых) и муниципальных образовательных учреждениях дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа; учащиеся, признанные в установленном порядке инвалидами 1 и 2 группы; учащиеся, пострадавшие в результате аварии на Чернобыльской АЭС и других радиационных катастроф; учащиеся, являющиеся инвалидами и ветеранами боевых действий.

Указания на включение в состав размера стипендии районного коэффициента данная норма не содержит. Не имелось его и в первоначальной редакции данной нормы, которой размер академической стипендии был определен в 182 рубля, социальной - 273 рубля; отсутствовало такое указание и в промежуточных редакциях части 8 статьи 13 оспариваемого Закона края.

Таким образом, по своему содержанию оспариваемая норма не позволяет толковать ее как включающую в себя районный коэффициент.

О неоднозначности ее толкования при применении образовательными учреждениями Приморского края при выплате обучающимся стипендии свидетельствует приобщенная к заявлению прокурора информация департамента образования и науки Приморского края, из которой следует, что по состоянию на 01.08.2010 в двух учреждениях начального профессионального образования края стипендия начислялась с применением районного коэффициента 1,3 к размеру стипендии, установленному Законом края, т.е. к 400 руб. и 600 руб. (в профессиональных училищах N 32 г. Арсеньева и N 50 с. Лазо), в других соответствующих образовательных учреждениях начисление районного коэффициента на стипендию не производилось.

Как усматривается из приобщенной к делу по ходатайству представителя Законодательного Собрания Приморского края информации департамента образования и науки Приморского края от 11.10.2010, департамент считает, что действующий размер стипендии установлен с учетом районного коэффициента.

В пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" указано, что, проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный нормативный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.

Таким образом, поскольку оспариваемая прокурором норма вызывает ее неоднозначное толкование правоприменителями, она подлежит признанию недействующей в оспариваемой части.

Кроме того, суд не находит оснований соотносить размер академической стипендии, установленный оспариваемой нормой в ее первоначальной редакции, - 182 руб. с размером стипендии, установленным статьей 3 Закона РФ "О минимальном размере оплаты труда" в редакции, действовавшей до 01.01.2005.

Статьей 3 данного Закона РФ в указанной редакции предусматривалось, что студенты и учащиеся государственных, муниципальных образовательных учреждений среднего и начального профессионального образования, обучающиеся по очной форме и получающие образование за счет средств соответствующего бюджета, обеспечиваются стипендиями в размере 140 руб.

Однако в связи с изменениями, внесенными в нее Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, полномочия по определению размеров и условий выплаты стипендий студентам и учащимся образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, обучающимся по очной форме в образовательных учреждениях, находящихся в ведении субъекта РФ, переданы органам государственной власти субъекта РФ.

Согласно статье 17 оспариваемого Закона края от 29.12.2004 N 202-КЗ "Об образовании в Приморском крае" он вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г.

Следовательно, законодатель края, устанавливая первоначальной редакцией Закона края с 1 января 2005 г. размер академической стипендии в 182 руб. и социальной в 273 руб., действовал самостоятельно. Размером стипендии, установленным на федеральном уровне до этой даты, он был связан только применительно к требованиям пункта 2 статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, т.е. должен был установить размер стипендии не ниже 140 руб., что им не нарушено, т.к. стипендия установлена им в большем размере.

Анализируя положения статьи 10 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", а также пункта 1 постановления Совета Министров СССР от 11.08.1990 N 806, суд считает, что их формулировки предполагают начисление районного коэффициента на установленный размер стипендии.

Обязательность установления размера стипендий в твердых суммах (в денежном выражении) закреплена Федеральным законом от 07.08.2000 N 122-ФЗ (в редакции от 17.12.2009) "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации".

Оспариваемая прокурором часть 8 статьи 13 Закона края содержит указание только на размер стипендии в твердой денежной сумме.

Таким образом, толкование, которое придает ей представитель Законодательного Собрания Приморского края - о включении в установленный ею размер стипендии районного коэффициента, не основано на ее содержании. Кроме того, при таком толковании невозможно судить о том, к какой конкретно твердой денежной сумме применен районный коэффициент, и если применен, то соответствует ли его размер требованиям федерального и краевого законодательства.

Согласно части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Поскольку оспариваемая прокурором часть 8 статьи 13 Закона Приморского края "Об образовании в Приморском крае" противоречит требованиям федерального законодательства в той части, в которой ею не предусмотрено начисление районного коэффициента на стипендию, что ведет к нарушению прав обучающихся, она подлежит признанию в данной части недействующей с момента вступления решения в законную силу. Определяя указанный момент, суд исходит из того, что положения оспариваемой нормы Закона края применялись и на их основании были реализованы права граждан.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 197, 198, 252, 253 ГПК РФ, суд

 

решил:

 

Заявление и.о. прокурора Приморского края удовлетворить.

Часть 8 статьи 13 Закона Приморского края "Об образовании в Приморском крае" от 29.12.2004 N 202-КЗ (в редакции Закона Приморского края от 21.07.2010 N 646-КЗ) признать противоречащей федеральному законодательству и недействующей с момента вступления решения в законную силу в той части, в которой ею не предусмотрено начисление на стипендию районного коэффициента.

Обязать Законодательное Собрание Приморского края опубликовать сообщение о решении суда после вступления его в законную силу в издании "Приморская газета".

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации путем подачи кассационной жалобы или кассационного представления через Приморский краевой суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024