Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 3 ноября 2010 г. N 33-5317/2010

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:

председательствующего Киреевой И.А.

судей Косарева И.Э., Нестеровой М.В.

при секретаре Б.

с участием прокурора Чигаркиной Е.Н.

рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе Администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области на решение Бокситогорского городского суда Ленинградской области от 29 сентября 2010 года, которым удовлетворены исковые требования Бокситогорского городского прокурора: признано незаконным бездействие Администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области и <...> в сфере обеспечения пожарной безопасности. Администрация Бокситогорского муниципального района Ленинградской области и <...> в срок до 01.12.2010 года обязаны привести объект - помещение школы, расположенной по адресу: <...> - в соответствие с требованиями пожарной безопасности путем оборудования автоматической установкой пожарной сигнализации (АУПС) и оснащения системой оповещения и управления эвакуацией при пожаре (СОУЭ) в соответствии с требованиями Правил пожарной безопасности.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Киреевой И.А., объяснения представителя Администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области К., поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора. Полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

 

установила:

 

Бокситогорский городской прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к ответчикам <...>, Администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области об обязании привести здание общеобразовательного учреждения в соответствие с требованиями противопожарного законодательства.

В обоснование исковых требований указал, что в ходе осуществления надзорной деятельности в сфере соблюдения требований противопожарного законодательства установлено, что по результатам проверки готовности общеобразовательных учреждений к новому учебному году, противопожарное состояние <...> признано неудовлетворительным. В ходе проведения проверки выявлены нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в частности, помещение школы не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации (АУПС), что противоречит требованиям п. 3 ППБ 01-03, НПБ 110-03, а также помещение не оснащено системой оповещения и управления эвакуацией при пожаре (СОУЭ), что противоречит требованиям п. 3 ППБ 01-03, НПБ 104-03. В соответствии со ст. 37 Федерального закона РФ от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах, несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности, кроме того, они обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности, включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использование не по назначению. Однако, в нарушение вышеуказанных норм закона должностные лица учреждения ненадлежащим образом исполняют возложенные на них обязанности в сфере пожарной безопасности. Помимо этого, в соответствии со ст. 38 указанного выше Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: руководители органов местного самоуправления: лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе, руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции. Согласно Уставу Учредителем Школы является Бокситогорский муниципальный район в лице Администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области, который несет ответственность по обязательствам Школы в случаях и пределах, установленных гражданским законодательством. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений. П. 3 ч. 3 ст. 32 вышеуказанного Закона РФ предусматривает ответственность образовательного учреждения за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. Результаты проверки свидетельствуют о бездействии Администрации Бокситогорского муниципального района и <...> в данной сфере, а также об отсутствии с их стороны активной работы в целях приведения учреждения в соответствие с нормами противопожарной безопасности, направленной на сохранность муниципального имущества и защиту жизни и здоровья граждан. Учитывая изложенное, а также недопустимость нарушения законодательства и, как следствие, - прав граждан, учащихся общеобразовательных учреждений, руководствуясь ст. 45 ГПК РФ, согласно которой прокурор имеет право обратиться в суд в защиту неопределенного круга лиц, а пользователями услуг образования является круг лиц, не подлежащий установлению численности, прокурор просил признать незаконным бездействие Администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области и <...> в сфере обеспечения пожарной безопасности и обязать ответчиков привести объект в соответствие с требованиями пожарной безопасности путем устранения выявленных недостатков, в срок до 01.12.2010 года.

В ходе рассмотрения дела представитель прокуратуры заявленные исковые требования уточнила и просила признать незаконным бездействие Администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области и <...> в сфере обеспечения пожарной безопасности и обязать ответчиков в срок до 01.12.2010 года привести объект - помещение школы, расположенной по адресу: <...> в соответствие с требованиями пожарной безопасности путем оборудования автоматической установкой пожарной сигнализации (АУПС) и оснащения системой оповещения и управления эвакуацией при пожаре (СОУЭ) в соответствии с требованиями Правил пожарной безопасности. Представитель ответчика <...> в суде первой инстанции пояснила суду, что с заявленными исковыми требованиями <...> согласно, так как до настоящего времени из-за отсутствия финансирования они не имеют возможности в полной мере привести помещение школы в соответствие с требованиями пожарной безопасности. Но в настоящее время со стороны комитета образования им сообщено, что автоматическая установка пожарной сигнализации (АУПС) и система оповещения и управления эвакуацией при пожаре (СОУЭ) будут установлены в их школе уже в данном 2010/11 учебном году, а потому установленный прокурором срок чрезмерно мал.

Представитель ответчика Администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области в судебном заседании показал, что Администрация с иском не согласна в полном объеме, так как не считает, что бездействует в сфере обеспечения пожарной безопасности в помещениях школ района. Со стороны Администрации проводится много мероприятий по пожарной безопасности. 20.09.2006 года принята муниципальная целевая программа "Обеспечение пожарной безопасности учреждений образования Бокситогорского муниципального района Ленинградской области на 2007 - 2016 годы", которая исполняется со стороны Администрации в полном объеме, а в настоящее время уже в сентябре 2010 года Советом депутатов будут внесены изменения в данную программу и к 2012 году все школы района будут оснащены пожарной сигнализацией (АУПС) и системой оповещения и управления эвакуацией при пожаре (СОУЭ), в том числе, и в <...>. Администрация без соответствующего финансирования не может выполнить требования прокурора в установленные им сроки.

Судом постановлено решение об удовлетворении исковых требований прокурора.

В кассационной жалобе представитель Администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области ставит вопрос об отмене решения суда и направлении дела на новое рассмотрение, считает решение незаконным в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, поддерживает правовую позицию, изложенную в суде первой инстанции, указывает, что суд не принял во внимание, что Администрация района предпринимает все возможные действия и меры по своевременному выполнению мероприятий целевой программы "Обеспечение пожарной безопасности учреждений образования Бокситогорского муниципального района Ленинградской области на 2007 - 2016 годы". Кроме того, считает, что обязание совершить действия по противопожарной безопасности в срок до 01.12.2010 года невозможно, поскольку данный срок установлен без учета характера дела, а также действий, которые следует совершить. Указывает, что судом не учтены положения Бюджетного кодекса РФ и Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", в их взаимосвязи, поскольку в соответствии со ст. 72 БК РФ размещение заказов на поставки товаров. выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд. Государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, кроме случаев, установленных п. 3 настоящей статьи.

В соответствии со ст. 3 ФЗ от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" под государственными (муниципальными) нуждами понимаются обеспечиваемые в соответствии с расходными обязательствами публичного образования за счет средств соответствующего бюджета и внебюджетных источников финансирования потребности публичного образования в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления его функции, в том числе, для реализации целевых программ, а также для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе, для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация. В статье 5 данного Закона под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим ФЗ, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, способы размещения заказа определены в ч. 1 ст. 10 ФЗ. На основании приведенной нормы права размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе, аукциона в электронной форме, без проведения торгов (запрос котировок у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах). Учитывая объективные затраты времени на исполнение процедур, предусмотренных действующим законодательством по размещению заказов, а также время на выполнение работ по оборудованию здания подведомственного муниципального учреждения автоматической установкой пожарной сигнализации (АУПС) и оснащения системой оповещения и управления эвакуацией при пожаре (СОУЭ) срок до 01.12.2010 года представляется, по мнению ответчика, не реальным.

Проверив дело, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене законного и обоснованного решения суда по доводам кассационной жалобы, исходя из следующего.

В соответствии со ст. ст. 1, 34 ФЗ "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 года N 69-ФЗ пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

Положениями ст. 37 данного закона предусмотрено, что руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Положениями ст. 38 закона предусмотрено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе, руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений.

Положениями п. 3 ч. 3 ст. 32 вышеуказанного закона РФ предусматривается ответственность образовательного учреждения за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

В соответствии с Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. N 313, установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как установлено материалами дела, и не оспаривается ответчиками, по результатам проверки соблюдения норм законодательства о пожарной безопасности в <...> расположенного по адресу: <...>, был выявлен ряд нарушений ППБ 01-03, норм пожарной безопасности "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 20.06.2003 года N 323, Норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 315, в частности: помещение школы не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации (АУПС), а также не оснащено системой оповещения и управления эвакуацией при пожаре (СОУЭ).

Данные обстоятельства полностью нашли свое подтверждение в представленных суду Акте проверки от 10.08.2010 года, письме начальника ОГПН Бокситогорского района от 26.07.2010 года N 649-2-31-12, информации Председателя Комитета образования Администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области от 20.08.2010 г. N 667, а также других представленных суду документах и не оспариваются ответчиками.

Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд правильно указал, что вышеуказанные нормы и правила пожарной безопасности, а также нормы пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03) действуют на территории РФ уже с 2003 года, однако с указанного времени ответчики активных действий по выполнению содержащихся в них требований не предпринимали, поскольку установленные вышеуказанные нарушения данных требований со стороны ответчиков до настоящего времени не устранены, чем ставятся под угрозу сохранность муниципального имущества, а также жизнь и здоровье граждан, и, в частности, учащихся учебного заведения. Правильно также суд указал, что ссылка на отсутствие финансовых средств не может быть принята во внимание, поскольку данный довод не основан на законе и не освобождает ответчиков от принятия всех необходимых мер для предотвращения нарушений требований пожарной безопасности.

С учетом изложенного, решение суда основано на правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы кассационной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат.

Руководствуясь статьями 360, 361, 362, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

 

определила:

 

решение Бокситогорского городского суда Ленинградской области от 29 сентября 2010 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области - без удовлетворения.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024