Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 28 февраля 2011 г. по делу N 33-5197

 

Судья: Сидорова С.М.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Огановой Э.Ю.

судей Горновой М.В., Федерякиной Е.Ю.

с участием адвоката Ряховского В.В.

при секретаре Н.

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Горновой М.В.

дело по кассационной жалобе представителя заявителя Э. - Р.В. на решение Мещанского районного суда от 08 декабря 2010 г., которым постановлено: в удовлетворении заявления Э. об оспаривании решения Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве отказать,

 

установила:

 

Э. обратилась в суд с заявлением, в котором просила признать незаконным решение Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве об оставлении без рассмотрения заявления о государственной регистрации местной религиозной организации "Приход Святого Григора Просветителя Армянской католической Церкви в Москве", учредителем которой она является, ссылаясь но то, что 10 июня 2009 г. ею совместно с другими гражданами, проживающими в городе Москве и объединенными в религиозную группу, была учреждена местная религиозная организация "Приход Святого Григория Просветителя Армянской католической церкви в городе Москве". 28 октября 2009 года в соответствии с требованиями ст. 11 ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" ею было подано заявление о государственной регистрации религиозной организации в Главное управление Министерства юстиции РФ по Москве. Письмом N 3-20/19439 от 25 ноября 2009 г. Главное управление проинформировало ее, о том, что поданное заявление оставлено без рассмотрения, поскольку в нарушение требований п. 5 ст. 11 ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", ею не был представлен документ, подтверждающий существование религиозной группы на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданный органом местного самоуправления, или подтверждающий ее вхождение в централизованную организацию, выданный ее руководящим органом.

Представитель заявителя, явившийся в судебное заседание, полагал, что оспариваемое решение было принято без учета выявленного определением Конституционного Суда РФ от 09.04.2002 г. N 113-О конституционно-правового смысла положений ст. 11 ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях".

Представитель Главного управления Министерства юстиции Российской федерации по Москве в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен, о причинах неявки суду не сообщил.

Суд постановил указанное выше решение, об отмене которого просит представитель заявителя.

Проверив материалы дела, выслушав заявителя Э., представителя Э. адвоката Ряховского В.В., представителя Главного управления Министерства юстиции Российской федерации по Москве П., обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и материалами дела.

Согласно ст. 11 ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" религиозные организации подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного настоящим Федеральным законом специального порядка государственной регистрации религиозных организаций. Решение о государственной регистрации религиозной организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации общественных объединений (далее - федеральный орган государственной регистрации), или его территориальным органом. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации религиозных организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании принимаемого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации. При этом порядок взаимодействия федерального органа государственной регистрации и его территориальных органов с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации религиозных организаций определяется Правительством Российской Федерации.

В силу требований ч. 5 ст. 11 ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", для государственной регистрации местной религиозной организации учредители представляют в соответствующий территориальный орган федерального органа государственной регистрации: заявление о регистрации; список лиц, создающих религиозную организацию, с указанием гражданства, места жительства, даты рождения; устав религиозной организации; протокол учредительного собрания; документ, подтверждающий существование религиозной группы на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданный органом местного самоуправления, или подтверждающий ее вхождение в централизованную религиозную организацию, выданный ее руководящим центром; сведения об основах вероучения и соответствующей ему практики, в том числе об истории возникновения религии и данного объединения, о формах и методах его деятельности, об отношении к семье и браку, к образованию, особенностях отношения к здоровью последователей данной религии, ограничениях для членов и служителей организации в отношении их гражданских прав и обязанностей; сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа создаваемой религиозной организации, по которому осуществляется связь с религиозной организацией; документ об уплате государственной пошлины.

В силу положений ст. 9 ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" учредителями местной религиозной организации могут быть не менее десяти граждан Российской Федерации, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданное органами местного самоуправления, или подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданное указанной организацией. Централизованные религиозные организации образуются при наличии не менее трех местных религиозных организаций одного вероисповедания в соответствии с собственными установлениями религиозных организаций, если такие установления не противоречат закону.

В соответствии с п. 9 ст. 11 ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", в случае несоблюдения заявителем (заявителями) требований, предусмотренных пунктами 5 - 7 настоящей статьи, орган, принимающий решение о государственной регистрации религиозной организации, вправе оставить заявление без рассмотрения с уведомлением об этом заявителя.

В Определении Конституционного Суда РФ от 09.04.2002 г. N 113-О указано, что если местная религиозная организация после вступления в силу Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" учреждается на базе не входящей в централизованную религиозную организацию религиозной группы и при этом относится к вероучению и конфессии, в рамках которых не перерегистрирована никакая другая религиозная организация, т.е. если, по существу, она придерживается вероучения, которое в России малоизвестно или вообще неизвестно, в том числе с точки зрения соответствующей этому вероучению практики и социальных последствий, то управомоченный орган обязан прежде всего выяснить, является ли данное объединение религиозным и совместимы ли его цели и деятельность, основы вероучения и соответствующая ему практика с требованиями Конституции Российской Федерации и основанного на ней законодательства. Без этого нельзя принять решение о государственной регистрации такой религиозной организации, а значит, однозначно ответить на вопрос, подлежит ли применению норма о пятнадцатилетнем сроке, содержащаяся в пункте 1 статьи 9 и пункте 5 статьи 11 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях".

По делу установлено, что 10 июня 2009 г. Э. совместно с другими гражданами, проживающими в городе Москве и объединенными в религиозную группу, была учреждена местная религиозная организация "Приход Святого Григория Просветителя Армянской католической церкви в городе Москве".

28 октября 2009 года Э. было подано заявление о государственной регистрации религиозной организации в главное управление Министерства юстиции РФ по Москве. К заявлению о государственной регистрации были представлены следующие документы: список лиц, создающих религиозную организацию, устав религиозной организации, протокол учредительного собрания, сведения об основах вероучения и соответствующей ему практики, сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа создаваемой религиозной организации, документ об уплате государственной пошлины.

В качестве документов, подтверждающих известность данного вероучения в России со второй половины 13 века и деятельность данной религиозной группы в России, были представлены: историческая справка профессора О.М.И. от 01 июля 2009 г. и письмо председателя комитета по связям с религиозными организациями Правительства Москвы О.М.О. от 10 августа 2009 года.

25 ноября 2009 года Главное управление письмом N 3-20/19439 проинформировало заявителя о том, что заявление оставлено без рассмотрения по причине не представления документа, подтверждающего существование религиозной группы на данной территории на протяжении не менее 15 лет, выданного органом местного самоуправления, или подтверждающего ее вхождение в централизованную религиозную организацию, выданного руководящим органом.

Отказывая заявителю в удовлетворении заявления, суд правильно исходил из того, что созданная религиозная группа учреждена после вступления в силу Федерального закона от 26.09.1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях", что подтверждается протоколом учредительного собрания, ее конфессиональная принадлежность к какой-либо централизованной религиозной организации документально не подтверждена, поэтому исходя из требований ст. ст. 9, 11 ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", а также положений вышеуказанного Определения Конституционного Суда РФ оставление заявления Э. без рассмотрения в связи с непредставлением документа, подтверждающего существование религиозной группы на территории г. Москвы на протяжении не менее 15 лет, выданного органом местного самоуправления, соответствует требованиям закона.

Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Довод кассационной жалобы о том, что историческая справка доктора исторических наук профессора О.М.И. о действии данной организации г. Москве с начала 90-х годов и письмо председателя комитета по связям с религиозными организациями Правительства Москвы О.М.О. должны были быть приняты как доказательство пятнадцатилетнего срока существования организации "Приход Святого Григория Просветителя Армянской католической церкви в городе Москве", не может служить основанием к отмене решения, поскольку указанные лица не относятся к органам местного самоуправления.

Остальные доводы кассационной жалобы направлены на иное толкование норм материального права и не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке. Никаких нарушений норм ГПК РФ, влекущих отмену решения, по делу не установлено.

Таким образом, решение суда является правильным, оснований к его отмене не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия-

 

определила:

 

решение Мещанского районного суда г. Москвы от 08 декабря 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Э. Ряховского В.В. - без удовлетворения.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024