Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

 

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 9 марта 2011 г. по делу N 33-2035

 

Судья Шельпова Л.В.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Бузмаковой О.В., судей Косенковой Г.В., Ворониной Е.И.

рассмотрела 9 марта 2011 года в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе администрации города Березники Пермского края на решение Березниковского городского суда Пермского края от 25 января 2011 года, которым постановлено:

признать незаконным бездействие администрации г. Березники при исполнении полномочий по решению вопросов местного значения в сфере дошкольного образования, не принявшей меры по расширению сети дошкольных образовательных учреждений, осуществляющих деятельность на территории г. Березники.

Обязать администрацию г. Березники в срок до 01.09.2012 г. организовать на территории г. Березники дополнительные муниципальные дошкольные образовательные учреждения на 951 место.

Заслушав доклад судьи Косенковой Г.В., пояснения представителя администрации г. Березники - В., настаивавшей на доводах, изложенных в кассационной жалобе, пояснения представителя комитета по вопросам образования г. Березники С., полагавшей жалобу подлежащей удовлетворению, представителя прокурора Кузнецовой С.Н., считающей жалобу необоснованной, изучив материалы дела, судебная коллегия

 

установила:

 

Прокурор г. Березники в порядке статьи 45 ГПК РФ обратился в суд с иском к администрации г. Березники в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации при исполнении ею полномочий по решению вопросов местного значения в сфере дошкольного образования, не принявшей меры по расширению сети дошкольных образовательных учреждений, осуществляющих деятельность на территории города, и возложении на администрацию г. Березники обязанности в срок до 31.12.2011 года организовать на территории города дополнительные дошкольные образовательные учреждения на 951 место. Мотивируя требования тем, что на территории города Березники администрацией допускаются нарушения ст. 43 Конституции Российской Федерации, провозглашающей право каждого гражданина на образование, и Федерального закона Российской Федерации "Об образовании", согласно положениям которого, государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. При проверке состояния законности в сфере доступности дошкольного образования прокуратурой г. Березники установлено, что по состоянию на 1.11.2011 года на территории города осуществляют образовательную деятельность 63 муниципальных дошкольных образовательных учреждения, два из которых закрыты на капитальный ремонт. Общая численность детей, посещающих муниципальные дошкольные образовательные учреждения, составляет 7 517 детей. В ходе прокурорской проверки исполнения законодательства по защите прав несовершеннолетних в сфере дошкольного образования выявлено, что в мае 2010 года в 22 МДОУ города численность воспитанников, посещающих дошкольные образовательные учреждения, превышала предельно допустимую численность контингента, установленную лицензиями и определенную с учетом размеров занимаемых учреждениями площадей. Данный факт был подтвержден Комитетом по вопросам образования администрации. Самовольное превышение предельно допустимой численности контингента должностными лицами МДОУ признано грубым нарушением прав детей и их родителей (ст. 51 Закона РФ "Об образовании). Руководителями МДОУ факт превышения предельной численности контингента воспитанников объяснялся востребованностью дошкольного образования в городе и отсутствием необходимого количества мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях. Предельно допустимая численность воспитанников, установленная лицензиями МДОУ, 7932 чел. Соответственно, в городе наблюдается дефицит мест в МДОУ. Кроме того, на территории города ежегодно рождается не менее 1 800 детей, которые постоянно пополняют возникшую, в связи с дефицитом мест в МДОУ, очередь, нуждающихся в предоставлении бесплатного дошкольного образования. Очередность в муниципальные дошкольные образовательные учреждения г. Березники по состоянию на 01.11.2010 г. составляет 951 чел. Длительность ожидания предоставления мест в МДОУ составляет до двух лет. Кроме того, в г. Березники в соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 15.10.2007 г. N 232-п о пилотном проекте "Предоставление пособий семьям, имеющим детей в возрасте от 1.5 до 5 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения", пособия получают 1542 родителя. Из них 701 ребенок не зарегистрирован по различным причинам в очереди на получение мест в МДОУ, но в любой момент родители указанных детей имеют право изменить решение. Обеспеченность населения г. Березники дошкольными образовательными учреждениями является не достаточной. Тем самым нарушаются права несовершеннолетних в возрасте от 2-х до 7 лет, нуждающихся в устройстве в дошкольное образовательное учреждение, поскольку свое право на бесплатное и общедоступное образование, гарантированное Конституцией Российской Федерации, по причине недостаточности мест в МДОУ они реализовать не могут. Исчерпывающих мер к расширению сети дошкольных образовательных учреждений со стороны органов местного самоуправления не принято. Организация предоставления общедоступного бесплатного образования на территории города относится к вопросам местного значения и в целях решения указанных вопросов органы местного самоуправления обладают необходимыми полномочиями.

В судебном заседании помощник прокурора поддерживала заявленные требования.

Представитель администрации г. Березники полагала заявление не подлежащим удовлетворению.

Представитель Комитета по вопросам образования г. Березники считала требования не подлежащими удовлетворению.

Судом принято вышеназванное решение об удовлетворении заявленных требований.

В кассационной жалобе администрация г. Березники просит решение суда отменить по следующим основаниям. Суд, делая вывод о бездействии органов местного самоуправления, сводит реализацию полномочий данных органов к предоставлению мест в муниципальных дошкольных учреждениях, не учитывая, что администрация в пределах выделенных средств производит организацию получения детьми дошкольного образования, учитывает детей, в отношении которых родители получают соответствующие пособия, и детей, в отношении которых имеется очередность на места в образовательные дошкольные учреждения. Суд необоснованно не учел недостаточное финансирование со стороны федерального бюджета, нехватку квалифицированных кадров, приоритет государственной политики по воспитанию и образованию ребенка в семье. Наличие у каждого 5 ребенка медицинских противопоказаний посещения детского учреждения, значительное сокращение очередников. Согласно абз. 2 ст. 220 ГПК РФ дело подлежало прекращению, поскольку прокурор обратился в суд с данными требованиями в защиту интересов определенного круга лиц.

Проверив законность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (ч. 1 ст. 347 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены по этим доводам.

В соответствии чч. 1, 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование (ч. 1). Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (ч. 2).

В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

В соответствии с п. 3 Постановление Правительства РФ от 12.09.2008 N 666 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении" дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Пунктом 7 вышеназванного Постановления определены виды дошкольных образовательных учреждений - детские сады.

Судом установлено, что в г. Березники наблюдается дефицит свободных мест в дошкольных общеобразовательных учреждениях. Очередность нуждающихся лиц в детских дошкольных общеобразовательных учреждениях на момент рассмотрения дела - 3 383 ребенка. Администрацией г. Березники предоставлены сведения прокурору о том, что в муниципальных дошкольных общеобразовательных учреждениях не обеспечены местами по состоянию на 01.11.2010 г. - 951 ребенок, 1542 родителя являются получателями пособия в рамках реализации пилотного проекта "Предоставление пособий семьям, имеющих детей в возрасте от 1,5 до 5 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения".

Установив вышеназванные обстоятельства, суд пришел к выводу о том, что в результате бездействия администрации города Березники нарушаются права детей на получение бесплатного дошкольного образования в муниципальном учреждении.

Судебная коллегия считает данный вывод законным и обоснованным, учитывая, что важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (статья 43, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) на основе конституционного принципа юридического равенства.

Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.

Поскольку вопрос об организации общедоступного, бесплатного дошкольного образования действующим законодательством отнесен к вопросам местного значения (п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ), суд, установив наличие очередности в муниципальном образовании в дошкольные образовательные учреждения, правомерно сделал вывод о бездействии со стороны администрации г. Березники в части соответствующей организации муниципальных дошкольных учреждений.

При этом недостаточность собственных средств муниципального образования на организацию дошкольных учреждений не свидетельствует о правомерности бездействия муниципального органа, учитывая, что финансовая самостоятельность местного самоуправления предполагает наличие необходимых бюджетных прав у органов местного самоуправления. Конкретизируя положения Конституции Российской Федерации о самостоятельности местного самоуправления в пределах предоставленных его органам полномочий, в том числе финансовых, Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает выделение местных бюджетов в самостоятельный уровень единой бюджетной системы Российской Федерации (статьи 10, 15, 14, 28 и 29) и устанавливает принцип самостоятельности бюджетов, который применительно к местным бюджетам означает право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность бюджета и эффективность использования бюджетных средств, право и обязанность самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, а также право определять формы и направления расходования бюджетных средств (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней).

Доводы администрации г. Березники о том, что принимаются меры по кратковременному обучению детей в иных учреждениях, не свидетельствуют об исполнении обязанности по организации бесплатного дошкольного образования в соответствующем муниципальном или государственном учреждении (ч. 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации). Кроме того, представители администрации в суде кассационной инстанции пояснили, что кратковременное образование организовано на платной основе, что не свидетельствует об исполнении требований действующего законодательства по организации общедоступного, бесплатного дошкольного образования в муниципальном учреждении (детском саду). Доводы об участии в вышеназванной Программе, получении рядом родителей денежных средств по данной Программе также не свидетельствует об исполнении требований действующего законодательства (чч. 1, 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации).

Доводы кассационной жалобы о том, что согласно абз 2 ст. 220 ГПК РФ дело подлежало прекращению, поскольку прокурор обратился в суд с данными требованиями в защиту интересов определенного круга лиц, признаются судебной коллегией не состоятельными.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Направляя в суд заявление в интересах неопределенного круга лиц, в защиту гарантированного Конституцией Российской Федерации права на граждан на общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, прокурор преследует цель пресечения действий ответчика, направленных на ограничение указанного права. В данном случае следует признать, что прокурор действовал в рамках предоставленных ему законом полномочий в целях предупреждения нарушения прав как состоящих в очереди на получение мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, так и лиц, которые будут постановлены на данный учет в будущем.

Следовательно, довод о том, что круг лиц, в интересах которых обратился прокурор, возможно определить, является ошибочным. На основании и во взаимосвязи с частью первой статьи 45 ГПК РФ, пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в исках, предъявляемых в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем неопределенного круга физических лиц, поскольку действует в силу закона в их интересах. При таких обстоятельствах у суда не имелось предусмотренных ст. 220 ГПК Российской Федерации оснований для прекращения производства по делу.

Поскольку прокурор обратился в суд с данным заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ, в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 258 главы 25 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа устранить в полном объеме допущенное нарушение. Таким образом, устанавливая соответствующую обязанность администрации г. Березники, суд вправе определить каким образом следует устранить допущенное нарушение. Между тем, судебная коллегия считает необходимым уточнить резолютивную часть решения в соответствии с требованиями действующего законодательства (ч. 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации) в части возложения на администрацию г. Березники обязанности по устранению допущенного нарушения, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции: "Возложить на администрацию г. Березники обязанность по организации предоставления бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении лицам, имеющим право на получение данного вида образования, в срок до 01.09.2012 года".

Поскольку доводы, изложенные в кассационной жалобе, не являются основанием для отмены принятого судом решения, кассационную жалобу администрации г. Березники следует оставить без удовлетворения.

Руководствуясь абз. 2 ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

Кассационную жалобу администрации г. Березники на решение Березниковского городского суда Пермского края от 25 января 2011 года оставить без удовлетворения. Уточнить резолютивную часть решения в части возложения на администрацию г. Березники обязанности по устранению допущенного нарушения, изложив в следующей редакции:

Возложить на администрацию г. Березники Пермского края обязанность по организации предоставления бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении лицам, имеющим право на получение данного вида образования, в срок до 01.09.2012 года.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024