Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

БЕЖАНИЦКИЙ РАЙОННЫЙ СУД

 

Именем Российской Федерации

 

РЕШЕНИЕ

от 19 апреля 2011 г. по делу N 2-82/2011

 

Бежаницкий районный суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Хлебниковой Н.В.,

при секретаре судебного заседания П.С.,

с участием помощника прокурора Бежаницкого района Псковской области В.В.Ванян,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Бежаницкого района Псковской области о признании пункта 2.12 Положения, утвержденного Постановлением Администрации Бежаницкого района от 14.02.2011 N 178 "Об утверждении Положения о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений Бежаницкого района" незаконным и содержащим признаки наличия коррупциогенного фактора,

 

установил:

 

Прокурор Бежаницкого района обратился в суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта (в части) органа местного самоуправления муниципального образования "Бежаницкий район" Псковской области.

Требования мотивированы тем, что в ходе проведения прокурорской проверки за соблюдением требований федерального законодательства выявлено постановление Администрации Бежаницкого района от 14.02.2011 г. N 178 "Об утверждении Положения о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений Бежаницкого района".

Ссылаясь на конституционные нормы, нормы Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и нормы Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", считает, что пункт 2.12 Положения, предоставляющий льготы отдельным категориям граждан при зачислении в муниципальные дошкольные образовательные учреждения (далее - МДОУ), противоречит требованиям федерального законодательства и приведет к нарушению конституционного принципа доступности дошкольного образования для детей граждан иных категорий профессий. В соответствии с пунктом 2.12 оспариваемого Положения, в исключительных случаях в целях обеспечения кадрами учреждений социальной сферы (медицинскими работниками, учителями, воспитателями, культработниками), а также сельхозпредприятий специалистами сельского хозяйства и для выполнения контрактных обязательств перед работником, Комиссия вправе принимать решения о первоочередном предоставлении места (не более 15% от замещаемых мест) в МДОУ детям вышеперечисленных специалистов по ходатайству работодателей, после внеочередного и первоочередного обеспечения местами детей в дошкольные учреждения, имеющих на это право в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем перечень лиц, пользующихся правом первоочередного и внеочередного зачисления в МДОУ, строго определен нормами федерального законодательства, в соответствии с которыми для детей работников социальной сфера и сельского хозяйства не предусмотрено право на внеочередное предоставление места в МДОУ.

Нарушение требований законодательства, допущенное в оспариваемом постановлении (в части), указывает на наличие в нем коррупциогенного фактора, выражающегося в выборочном изменении объема прав - создание возможности предоставления должностными лицами, уполномоченными на решение вопросов зачисления детей в дошкольные учреждения, необоснованных привилегий отдельным категориям граждан.

Незаконным установлением льгот медицинским работникам, учителям, воспитателям, культработникам, специалистам сельского хозяйства, могут быть нарушены права иных категорий граждан, которые не имеют никаких льгот.

Указывает, что с учетом того, что дошкольные образовательные учреждения Бежаницкого района имеют предельную наполняемость, детские дошкольные учреждения района не имеют возможности обеспечить прием всех нуждающихся и 136 детей в районе нуждаются в устройстве в дошкольные образовательные учреждения, распределение 15% от замещаемых мест в дошкольных образовательных учреждениях Бежаницкого района с учетом положений п. 2.12 Положения, утвержденного Постановлением Главы Администрации Бежаницкого района, приведет к нарушению конституционного принципа доступности дошкольного образования для детей граждан иных категорий профессий, не указанных в Положении.

В судебном заседании помощник прокурора Ванян В.В. поддержала заявленные требования, основываясь на доводах, изложенных в заявлении. При этом пояснила, что в 2010 году Собранием депутатов Бежаницкого района было утверждено Положение о порядке комплектования МДОУ Бежаницкого района, пункт 2.12 которого также содержал аналогичную оспариваемой норму. Указанное Положение решением Бежаницкого районного суда от 6 октября 2010 года признано противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Уточнила, что прокурор просит признать недействующим пункт 2.12 постановления Администрации Бежаницкого района от 14.02.2011 г. N 178 "Об утверждении Положения о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений Бежаницкого района".

Представитель заинтересованного лица - Администрации Бежаницкого района, действующая на основании доверенности от 12.01.2011 N 3, начальник юридического отдела В.Т., считает заявление прокурора необоснованным. Поддержав письменное пояснение - возражение Главы Бежаницкого района Т.А. по существу заявленного прокурором Бежаницкого района требования, суду пояснила, что не считает, что Администрация района, определив в п. 2.12 Положения исключительные случаи зачисления детей в первоочередном порядке (в целях обеспечения квалифицированными кадрами учреждений и предприятий социальной сферы) в дошкольные учреждения района, нарушила принцип общедоступности образования для детей иных категорий. Полагают, что перечень категорий граждан, для которых федеральными законами установлены гарантии предоставления мест в дошкольные учреждения, не является исчерпывающим.

Отмечают, что принятое Администрацией Бежаницкого района постановление не противоречит федеральному законодательству, поскольку в нем не содержится такой нормы, которую бы нарушало принятое постановление.

Указывают, что наличие пункта 2.12 в Порядке (Положении) комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений района предусмотрено именно с целью исключения возможной коррупции при зачислении ребенка в МДОУ, так как решение о зачислении детей в дошкольное образовательное учреждение в первоочередном порядке принимается коллегиально - комиссией при Администрации Бежаницкого района с учетом утвержденного Порядка.

Пояснила, что на основании пункта 2.12 Положения в дошкольные образовательные учреждения района в первоочередном порядке приняты двое детей: в МДОУ "Бежаницкий детский сад "Светлячок" с 1 апреля 2011 года предоставлено место М.А., 21.08.2009 года рождения, мать которой - М.Т. с 1 марта 2011 года назначена директором муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей (МОУ ДОД) "Бежаницкая школа искусств" и в МДОУ "Лющикский детский сад "Березка" С.В., 19.03.2009 года рождения, мать которой - С.Е. принята на работу дояркой в ОАО "Ударник". То есть, эта норма работает и помогает привлекать нужных специалистов в район.

Выслушав помощника прокурора Бежаницкого района Ванян В.В., представителя Администрации Бежаницкого района В.Т., исследовав материалы дела, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению.

Постановлением Администрации Бежаницкого района от 14.02.2011 г. N 178 было утверждено Положение о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений Бежаницкого района.

Пунктом 2.12 Положения установлено, что в исключительных случаях в целях обеспечения кадрами учреждений социальной сферы (медицинскими работниками, учителями, воспитателями, культработниками), а также сельхозпредприятий специалистами сельского хозяйства и для выполнения контрактных обязательств перед работником, Комиссия вправе принимать решения о первоочередном предоставлении места (не более 15% от замещаемых мест) в МДОУ детям вышеперечисленных специалистов по ходатайству работодателей после внеочередного и первоочередного обеспечения местами детей в дошкольные учреждения, имеющих на это право в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации",

22 февраля 2011 года постановление Администрации района и Положение опубликованы в газете Бежаницкого района "Сельская новь" N 15 (11828).

Реализуя предоставленное ему статьей 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и частью 1 статьи 251 ГПК РФ право, прокурор оспорил в судебном порядке вышеуказанный нормативный акт в части установленного пунктом 2.12 постановления права для работников социальной сферы и сельского хозяйства на первоочередное предоставление места в МДОУ.

В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 16 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" общие требования к приему граждан в образовательные учреждения регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами, а в государственные и муниципальные образовательные учреждения также типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.

Пунктом 1.1 этой же статьи установлено, что правила приема граждан в образовательное учреждение определяются учредителем образовательного учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляются в уставе образовательного учреждения.

Пунктами 15 и 27 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 N 666, установлено, что учредителем муниципального дошкольного образовательного учреждения являются органы местного самоуправления. Порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляется в уставе.

В соответствии с пунктом 11 статьи 4 Устава муниципального образования "Бежаницкий район" Псковской области (далее - Устав) к вопросам местного значения муниципального района отнесена организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.

В статье 15 Устава утверждена структура органов местного самоуправления муниципального района, которую составляют: Собрание депутатов района (представительный орган); глава Бежаницкого района (глава муниципального образования); администрация Бежаницкого района (местная администрация муниципального района). Глава района, в соответствии с частью 1 статьи 16 Устава, возглавляет Администрацию района.

Пунктом 3 статьи 17, частью 1 статьи 29 Устава предусмотрено право главы муниципального района по изданию в пределах своих полномочий правовых актов.

В пункте 2 статьи 29 Устава указано, что муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) в газете "Сельская новь".

Проанализировав вышеуказанные нормативные акты в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое прокурором Положение (в части) принято компетентным органом в пределах имеющихся у него полномочий и отвечает всем признакам нормативного правового акта.

В то же время, системный анализ правовой нормы, заключенной в пункте 2.12 оспариваемого Положения, позволяет сделать вывод о том, что Администрация района разрабатывая ее, фактически отождествила такие понятия как "право учредителя определять правила приема граждан в образовательное учреждение" (п. 27 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 года N 666) и "право учредителя устанавливать льготы отдельным категориям граждан". Однако данная позиция представляется ошибочной. Поскольку действующим законодательством органы местного самоуправления не наделены правом устанавливать льготы отдельным категориям граждан.

Кроме того, выше обозначенная правовая норма содержит указание на необходимость соответствия правил приема законодательству Российской Федерации. Однако действующим российским законодательством (Законом РФ от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", Законом РФ от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом N 76-ФЗ от 25.12.2009 "О статусе военнослужащих", Указом Президента РФ от 05.05.1992 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", Указом Президента РФ от 02.10.1992 N 1157 "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов", Законом Псковской области от 06.02.2006 N 529-оз "О патронатном воспитании в Псковской области") определен исчерпывающий перечень категорий граждан, дети которых имеют право на получение мест в детских дошкольных образовательных учреждениях в первоочередном и внеочередном порядке. Следовательно, Администрация района, установив льготы по первоочередному предоставлению мест в МДОУ для детей работников учреждений социальной сферы (медицинских работников, учителей, воспитателей, культработников), а также сельского хозяйства, вышли за пределы своих полномочий.

Суд считает, что принятая Администрацией района норма, расширив перечень категорий граждан, дети которых имеют право на первоочередное получение места в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях Бежаницкого района, затруднит доступ в них детей иных категорий граждан, то есть уменьшит объем предоставленных федеральным законодательством государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.

Данная норма вступает в противоречие со ст. 43 Конституции Российской Федерации и п. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", в соответствии с которыми каждому гражданину Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

Довод представителя заинтересованного лица о том, что оспариваемая норма принята для того, чтобы обеспечить кадрами учреждения социальной сферы района, а также сельхозпредприятия специалистами сельского хозяйства, суд не может принять во внимание, так как данное обстоятельство не имеет правового обоснования и не может являться основанием для принятия противозаконного (в части) нормативного акта.

Администрация района, включив в Положение о порядке комплектования МДОУ Бежаницкого района, оспариваемую норму, содержащуюся в пункте 2.12, проигнорировала решение Бежаницкого районного суда от 6 октября 2010 года (Решение суда не оспорено и вступило в законную силу 22 октября 2010 года), в мотивировочной части которого указано, что правовая норма о том, что "в исключительных случаях в целях обеспечения кадрами учреждений социальной сферы (медицинскими работниками, учителями, воспитателями, культработниками, а также сельхозпредприятий специалистами сельского хозяйства) и для выполнения контрактных обязательств перед работником, комиссия вправе принимать решение о внеочередном предоставлении места в МДОУ по ходатайству руководителей, но не более 15% от замещаемых мест", приведет к нарушению конституционного принципа доступности дошкольного образования для детей граждан иных категорий профессий, не указанных в Положении о порядке комплектования МДОУ Бежаницкого района.

Довод представителя заинтересованного лица о том, что оспариваемым положением нормативного акта не нарушаются права и законные интересы третьих лиц и не нарушается принцип общедоступности дошкольного образования, противоречит установленным по делу обстоятельствам.

Имеющаяся в материалах дела информация отдела образования Бежаницкого района от 02.03.2011 г. о наличии мест для детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях Бежаницкого района, свидетельствует о проблеме с местами в детских дошкольных учреждениях Бежаницкого района.

Более того, с момента принятия первого Положения о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений Бежаницкого района (утв. Решением Собрания депутатов Бежаницкого района N 320 от 30 июля 2010 года) и до принятия оспариваемого (в части) Положения о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений Бежаницкого района (утв. Постановлением Администрации Бежаницкого района N 178 от 14.02.2011 г.) количество детей, нуждающихся в устройстве в дошкольные образовательные учреждения Бежаницкого района, выросло.

Всего на территории Бежаницкого района услуги дошкольного образования предоставляют 4 дошкольных образовательных учреждения: МДОУ "Бежаницкий детский сад "Светлячок", МДОУ "Лющикский детский сад "Березка", МДОУ "Краснолученский детский сад "Лучик", МДОУ "Чихачевский детский сад "Колокольчик".

По состоянию на 1 марта 2011 года в очереди на получение мест в дошкольные образовательные учреждения Бежаницкого района стоят 136 детей. Для сравнения, по состоянию на 1 сентября 2010 года очередь составляла 100 человек.

Наибольшее количество очередников в МДОУ "Бежаницкий детский сад "Светлячок" - 93 ребенка или 68,3% от общего количества нуждающихся в посещении детского сада; в МДОУ "Лющикский детский сад "Березка" - 18.3%.

Следует отметить, что среди нуждающихся в посещении детского сада, преобладают дети в возрасте до 3 лет: 110 детей или 80,8%; в МДОУ "Бежаницкий детский сад "Светлячок": 74 ребенка или 79,5%.

При таких обстоятельствах, установление дополнительных, не предусмотренных федеральным законодательством льгот, безусловно, нарушает права граждан общей очереди, вставших на учет ранее, чем наделенные льготой специалисты сельского хозяйства и работники социальной сферы района.

Нарушение требований законодательства, допущенное в оспариваемом (в части) постановлении, указывает на наличие в 2.12 Положения, утвержденного Постановлением Администрации Бежаницкого района N 178 от 14 февраля 2011 года "Об утверждении Положения о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений Бежаницкого района", коррупциогенного фактора, заключающегося в выборочном изменении объема прав - создание возможности предоставления должностными лицами, уполномоченными на решение вопросов зачисления детей в дошкольные учреждения, необоснованных привилегий отдельным категориям граждан.

Поскольку до вынесения решения суда оспариваемый (в части) нормативный правовой акт применялся, в частности, решениями Комиссии по комплектованию муниципальных дошкольных учреждений от 21 марта 2011 года и от 1 апреля 2011 года на основании п. 2.12 Положения были выданы путевки в МДОУ "Бежаницкий детский сад "Светлячок" с 1 апреля 2011 года М.А., 21.08.2009 г.р. и в МДОУ "Лющикский детский сад "Березка" С.В., 19.03.2009 г.р., суд считает возможным признать его недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с требованиями ст.ст. 333.17, п. 6 ч. 1 ст. 333.19, п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ по настоящему гражданскому делу государственная пошлина подлежит взысканию с Администрации Бежаницкого района.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 198, ст. 253 ГПК РФ суд,

 

решил:

 

Заявление прокурора Бежаницкого района о признании пункта 2.12 Положения, утвержденного Решением Собрания депутатов Бежаницкого района от 30.07.2010 N 320 "Об утверждении Положения о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений Бежаницкого района" незаконным, содержащим признаки коррупциогенного фактора, недействующим с момента вступления решения суда в силу, удовлетворить.

Признать незаконным, противоречащим федеральному законодательству, содержащим признаки наличия коррупциогенного фактора и недействующим со дня вступления настоящего решения суда в законную силу пункт 2.12 Положения о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений Бежаницкого района, утвержденного Постановлением Администрации Бежаницкого района N 178 от 14 февраля 2011 года "Об утверждении Положения о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений Бежаницкого района"

Обязать Администрацию Бежаницкого района привести в соответствие с действующим законодательством Положение о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений Бежаницкого района", утвержденного Постановлением Администрации Бежаницкого района N 178 от 14 февраля 2011 года, исключив из раздела 2 Положения пункт 2.12.

В течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать в печатном издании Бежаницкого района - газете "Сельская новь" сообщение следующего содержания: "Решением Бежаницкого районного суда от 19 апреля 2011 года признан противоречащим федеральному законодательству и не действующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 2.12. Положения о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений Бежаницкого района (утверждено постановлением Администрации Бежаницкого района от 14.02.2011 г N 178".

Взыскать с Администрации Бежаницкого района в доход государства государственную пошлину в размере 3000 (три тысячи) рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Псковский областной суд через Бежаницкий районный суд в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

 

Судья

Н.В.ХЛЕБНИКОВА

 

Мотивированное решение изготовлено 25 апреля 2011 года.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024