Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 28 апреля 2011 г. N 33-1869/2011

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:

председательствующего Насиковской А.А.

судей Алексеева А.Н., Овода В.И.,

при секретаре Ш.,

с участием прокурора Гавриловой Е.В.,

рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе ответчика администрации муниципального образования "Гатчинский муниципальный район" Ленинградской области на решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 20 января 2011 года, которым удовлетворено исковое заявление Гатчинского городского прокурора Ленинградской области, действовавшего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования "Гатчинский муниципальный район" Ленинградской области и муниципальному общеобразовательному учреждению "Гатчинская средняя общеобразовательная школа N <...>" об обязании привести медицинский кабинет в соответствие с действующим законодательством.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Насиковской А.А., объяснения ответчика - представителя администрации муниципального образования "Гатчинский муниципальный район" Ленинградской области Ф., поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения представителя прокуратуры Ленинградской области Гавриловой Е.В., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

 

установила:

 

Гатчинский городской прокурор Ленинградской области, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации МО "Гатчинский муниципальный район", МОУ "Гатчинская средняя общеобразовательная школа N <...>", Комитету финансов администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области, в котором после уточнения просил: обязать общеобразовательное учреждение оборудовать стоматологический кабинет, площадью 12 кв. м с вытяжным шкафом, и оборудовать самостоятельный санузел; обязать администрацию МО "Гатчинский муниципальный район" за счет средств бюджета Гатчинского муниципального района оборудовать стоматологический кабинет, площадью 12 кв. м с вытяжным шкафом и самостоятельный санузел; обязать администрацию МО "Гатчинский муниципальный район" выделить денежные средства на указанные цели.

В обоснование требований прокурор указал, что в ходе проведенной проверки установлено, что в МОУ "Гатчинская средняя образовательная школа N <...>" медицинский пункт не соответствует установленным законодательством нормам: отсутствуют стоматологический кабинет и отдельный санузел. Полагает, что бездействие администрации Гатчинского муниципального района ставит под угрозу жизнь и здоровье несовершеннолетних, проходящих обучение в указанном образовательном учреждении в настоящее время, а также детей, которые в будущем поступят в данное учреждение для обучения, нарушая право на получение образования в условиях, отвечающих требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства.

Решением Гатчинского городского суда Ленинградской области от 20 января 2011 года МОУ "Гатчинская средняя образовательная школа N <...>" обязано не позднее 31 августа 2012 года оборудовать стоматологический кабинет, площадью 12 кв. м с вытяжным шкафом, и оборудовать самостоятельный санузел при медпункте; администрация МО "Гатчинский муниципальный район" обязана не позднее 31 августа 2012 года выделить денежные средства на указанные цели. В удовлетворении остальной части иска прокурора к администрации МО "Гатчинский муниципальный район" отказано.

В кассационной жалобе администрация Гатчинского муниципального района Ленинградской области просит решение суда первой инстанции отменить, как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что права детей в МОУ "Гатчинская средняя общеобразовательная школа N <...>" не нарушаются, о чем свидетельствует отсутствие со стороны Управления Роспотребнадзора по <...> претензий и факт подписания акта проверки готовности данного МОУ к учебному 2010 - 2011 году. Ссылается также на то, что здание школы было построено до введения в действие новых СанПиНов, в силу чего здание школы является приспособленным. Считает, что прокуратурой выбран способ защиты, не предусмотренный гражданским законодательством. ГПК РФ не предусматривает возможность прокурора участвовать в качестве заявителя по данной категории дел. Прокурор не доказал угрозу жизни обучающихся. Решение суда содержит в себе взаимоисключающие выводы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.

В соответствии со статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ст. 41 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3.266-1 "Об образовании" финансирование государственных образовательных учреждений осуществляется на основе федеральных нормативов финансирования государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений - на основе федеральных нормативов и нормативов субъекта Российской Федерации.

В силу пункта 4 статьи 51 указанного выше Закона, медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения. Образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.

Пунктом 7 статьи 51 Закона предусмотрена ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений должностных лиц образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.

Из материалов дела следует, что учредителем и собственником имущества МОУ "Гатчинская средняя образовательная школа N <...>" является МО "Гатчинский муниципальный район". Согласно Уставу МОУ "Гатчинская средняя образовательная школа N <...>", медицинское обслуживание в МОУ "Гатчинская средняя образовательная школа N <...>" обеспечивают органы здравоохранения, медицинский персонал которых наряду с администрацией и педагогическим персоналом учреждения несет ответственность за проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режим и качество питания учащихся. Для работы медицинского персонала учреждение создает необходимые условия (п. 1.17 Устава).

В школе медицинский контроль за состоянием здоровья обучающихся осуществляется медицинскими работниками МУЗ "Гатчинская центральная районная больница" на основании договора от <дата> года (л.д. 21).

Исходя из положений ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

Подтверждением соответствия конкретного учебного заведения указанным требованием является санитарно-эпидемиологическое заключение, выдаваемое с соблюдением требований ст. 24 и ст. 28 указанного Федерального закона.

В соответствии с п. 2.3.22 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.4.2.1178-02, утвержденных и введенных в действие с 1 сентября 2003 года Постановлением Главного государственного санитарного врача от 28 ноября 2002 года N 44, (далее - СанПиН 2.4.2.1178-02) медицинский пункт общеобразовательного учреждения включает следующие помещения: кабинет врача длиной не менее 7 м (для определения остроты слуха и зрения обучающихся), площадью не менее 14 кв. м; кабинет зубного врача, площадью 12 кв. м, оборудованный вытяжным шкафом; процедурный кабинет, площадью 14 кв. м; кабинет психолога, площадью 10 кв. м. При медпункте оборудуется самостоятельный санузел. Примерный перечень оборудования и инструментария медицинского кабинета дается в Приложении 1.

В то же время п.п. 2.8.1 и 2.8.5 указанных Правил предусмотрено, что при размещении общеобразовательного учреждения в приспособленном здании необходимо иметь обязательный набор помещений: учебные классы, помещения для занятий по физвоспитанию, столовую или буфет, медпункт или помещение для медицинского обеспечения, административно-хозяйственные помещения, санузлы, рекреации и гардероб. Площади помещений определяются в каждом конкретном случае, исходя из направления общеобразовательного учреждения, числа и возраста обучающихся, количества классов, в соответствии с требованиями настоящих санитарных правил и по согласованию с территориальными центрами Госсанэпиднадзора. Кроме того, медицинский пункт располагается на первом этаже и включает кабинет врача и процедурную.

Из материалов дела усматривается, что здание школы возведено в <...> году, то есть, до введения в действие Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.4.2.1178-02 (л.д. 97).

Из письменной информации по медицинским кабинетам МОУ Гатчинского муниципального района следует, что МОУ "Гатчинская средняя образовательная школа N <...>" имеет медицинский кабинет площадью <...> кв. м, процедурный кабинет <...> кв. м, а также кабинет психолога. В процедурном кабинете имеются отдельный блок с туалетом, отдельный блок с раковиной. Все кабинеты оснащены необходимым оборудованием и мебелью (л.д. 7, 16, 24 - 29).

Представленный администрацией МО "Гатчинский МР" ЛО письменный акт проверки готовности общеобразовательного учреждения к 2010 - 2011 учебному году, составленный в соответствии с постановлением главы органа местного самоуправления комиссией, в состав которой входил и представитель Управления Роспотребнадзора по <...>, указывает на то обстоятельство, что МОУ "Гатчинская средняя образовательная школа N <...>" готова к 2010 - 2011 учебному году (л.д. 97 - 99).

Отсутствие в школе стоматологического кабинета не является нарушением закона и не ведет к нарушению прав учащихся, поскольку действующим законодательством предусмотрено при отсутствии стоматологических кабинетов в образовательных учреждениях оказание стоматологической помощи обучающимся в детских стоматологических поликлиниках или стоматологических отделениях (кабинетах) детских поликлиник (п. 2 Положения об организации деятельности стоматологического кабинета в образовательных учреждениях, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ N 964-н от 03.12.2009 года).

Однако вышеприведенные юридически значимые обстоятельства не были приняты судом первой инстанции во внимание и учтены при удовлетворении требований прокурора.

Таким образом, со стороны суда первой инстанции в нарушение положения ч. 2 ст. 56 ГПК РФ неправильно определены обстоятельства имеющие значение для дела, приведшие к неправильному разрешению дела.

При таком положении дела у суда кассационной инстанции имеются основания для отмены постановленного 20 января 2011 года судебного решения.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, могут быть определены судом кассационной инстанции на основании собранных по делу доказательств и отсутствует необходимость в направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда находит наличие оснований для вынесения нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора за отсутствием правовой состоятельности.

При этом судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда отмечает, что прокурор не представил сведений о том, каким образом использование помещений медицинского пункта МОУ "Гатчинская средняя образовательная школа N <...>" может создать угрозу для жизни или здоровья неопределенного круга лиц.

Материалы дела свидетельствуют о том, что прокурором, требующим судебной защиты прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в нарушение требования ч. 1 ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств, подтверждающих обстоятельства, на которые прокурор ссылается как на основания своих требований.

Кроме того, судебная коллегия в контексте используемых прокурором в качестве правового обоснования исковых требований положений СанПиН 2.4.2.1178-02 отмечает, что указанные положения позволяют использовать приспособленные помещения образовательных учреждений с меньшей площадью в качестве медицинских кабинетов по согласованию с органами Роспотребнадзора. Тогда как отсутствие претензий со стороны Управления Роспотребнадзора по <...> и участие представителя этого учреждения в подписании акта о готовности МОУ "Гатчинская средняя образовательная школа N <...>" к учебному 2010 - 2011 году указывают на правовую несостоятельность заявленных прокурором исковых требований.

При таких обстоятельствах требования прокурора основаны на неверном толковании норм материального права и не направлены на защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Материалы дела не содержат сведений о поступлении обращений контролирующих органов или заявлений законных представителей учащихся и воспитанников о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Руководствуясь ч. 1 ст. 347, ст. ст. 360, 361 и 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

 

определила:

 

решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 20 января 2011 года в части удовлетворения исковых требований прокурора отменить.

В удовлетворении исковых требований прокурору Гатчинского района Ленинградской области, действующему в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации МО "Гатчинский муниципальный район", МОУ "Гатчинская средняя общеобразовательная школа N <...>", Комитету финансов администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области, об обязании привести медицинский пункт в соответствие с действующим законодательством и выделить на эти цели денежные средства отказать.

В остальной части решение Гатчинского городского суда от 20 января 2011 года оставить без изменения.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024