Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

 

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 11 мая 2011 г. по делу N 33-4489

 

Судья Головкова И.Н.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Сергеева В.А.,

судей Ивановой Т.В. и Ворониной Е.И. рассмотрела 11 мая 2011 года в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе администрации Кунгурского муниципального района Пермского края на решение Кунгурского городского суда Пермского края от 30 марта 2011 года, которым постановлено:

Возложить на администрацию Кунгурского муниципального района Пермского края обязанность по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении лицам, имеющим право на получение данного вида образования.

Возложить на администрацию Кунгурского муниципального района Пермского края обязанность по созданию на территории Кыласовского сельского поселения дошкольного образовательного учреждения на 80 мест в срок до 1 июля 2013 года.

В остальной части требований Кунгурскому городскому прокурору отказать.

Заслушав доклад судьи Сергеева В.А., пояснения представителя прокурора Кузнецовой С.Н., считающей жалобу необоснованной, изучив материалы дела, судебная коллегия

 

установила:

 

Кунгурский городской прокурор в порядке ст. 45, 254 ГПК РФ обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Кунгурского муниципального района при реализации полномочий по обеспечению доступного дошкольного образования на территории Кыласовского сельского поселения, просит возложить на администрацию Кунгурского муниципального района обязанность по созданию на территории Кыласовского сельского поселения дошкольного образовательного учреждения на 80 мест в срок до 1 июля 2013 года.

Указал, что Кунгурской городской прокуратурой при проведении проверки состояния законности в сфере доступности дошкольного образования были выявлены нарушения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного бесплатного дошкольного образования. В январе 2007 года в связи с аварийным состоянием здания в Кыласовском сельском поселении был закрыт МДОУ "Кыласовский детский сад". Организация обучения детей дошкольного возраста осуществляется посредством подвоза детей в детские сады близлежащих поселений: в 2008-2009 годах - в МДОУ "Троельжанский детский сад"; в 2009-2011 г.г. - в МДОУ "Ергачинский детский сад".

Помощник Кунгурского городского прокурора Шипкова Н.А. в судебном заседании уточнила заявленные требования, просит признать незаконным бездействие администрации Кунгурского муниципального района при реализации полномочий по обеспечению доступного дошкольного образования на территории Кыласовского сельского поселения лицам, имеющим право на получение данного вида образования, возложить обязанность по организации предоставления бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении, а также возложить обязанность по созданию на территории Кыласовского сельского поселения дошкольного образовательного учреждения на 80 мест в срок до 1 июля 2013 года.

На заявленных требованиях помощник Кунгурского городского прокурора настаивает.

Представитель администрации Кунгурского муниципального района в судебном заседании с заявлением прокурора не согласен.

Представитель Управления образования администрации Кунгурского муниципального района Пермского края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представитель администрации Кыласовского сельского поселения Кунгурского района Пермского края в судебном заседании возражений по требованиям прокурора не имеет

Судом принято приведенное выше решение.

В кассационной жалобе администрация Кунгурского муниципального района просит решение суда отменить. Указали, что заявителем пропущен трехмесячный срок для обращения в суд. Также считают, что суд вышел за пределы требований заявителя в части возложения дополнительной обязанности по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении лицам, имеющим право на получение данного вида образования. Также считают неправомерным установление судом срока по созданию образовательного учреждения на 80 мест на территории Кыласовского сельского поселения до 01.07.2013 г., т.к. исполнить решение суда в указанный срок невозможно. Также считают, что ответчик, как исполнительно-распорядительный орган, не компетентен в вопросах принятия решения о выделении средств на строительство и включения строительства в комплексную программу развития Кунгурского района.

Проверив законность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (ч. 1 ст. 347 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены по этим доводам.

В соответствии чч. 1, 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование (ч. 1). Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (ч. 2).

В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 12.09.2008 N 666 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении" дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Пунктом 7 вышеназванного Постановления определены виды дошкольных образовательных учреждений - детские сады.

Судом установлено, что на территории Кыласовского сельского поселения отсутствует дошкольное образовательное учреждение: в январе 2007 года в связи с аварийным состоянием здания в Кыласовском сельском поселении был закрыт МДОУ "Кыласовский детский сад". По результатам обследования здания детского сада и оценки технического состояния несущих конструкций, выполненных ОАО проектный институт "Пермжилкоммунпроект" и ООО "Энергостройпроект", выявлено, что состояние стен первого этажа аварийное, состояние стен второго этажа недопустимое, состояние плит межэтажного перекрытия ограниченно работоспособное. Для возобновления деятельности МДОУ "Кыласовский детский сад" необходима реконструкция помещений здания, в

котором учреждение располагалось. На территории Кыласовского сельского поселения проживает 132 ребенка дошкольного возраста. Из 132 детей, в связи с отсутствием детского сада, посещают детские сады других населенных пунктов 18 детей. Из них 15 детей доставляются школьным автобусом за счет бюджета в с. Троельга, троих детей родители возят в детские сады поселков Ергач и Шадейка за свой счет. Остальные дети не имеют возможности получать дошкольное образование, тем самым нарушается не только преемственность дошкольного и школьного образования, но и конституционное право на общедоступность и бесплатность дошкольного образования.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Кыласовский детский сад" реорганизовано путем присоединения в качестве обособленного подразделения к муниципальному дошкольному образовательному учреждению "Ергачинский детский сад", что следует из постановления главы Кунгурского муниципального района N 1148 от 07.09.2010 года, а также объяснений представителя администрации Кунгурского муниципального района. Организация предоставления дошкольного образования в Кыласовском сельском поселении не соответствует СанПин 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях", что следует из письма Центрального территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю от 16.02.2011 года. Из указанного письма следует, что организация подвоза детей из с. Кыласово до п. Ергач производится в нарушение "Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях": подвоз детей дошкольного возраста не предусмотрен, при размещении дошкольных организаций в сельских районах следует радиус пешеходной доступности. В МДОУ "Ергачинский детский сад" наполняемость групп по списочному составу превышает допустимую норму исходя из расчета площади групповой (игровой), во 2 младшей группе, в старшей группе и подготовительной группе - на одного ребенка площадь менее 2,0 кв. м., что является нарушением п. 1.10 СанПин 2.4.1.2660-10.

Жители Кыласовского сельского поселения, в обращении к депутату Земского собрания Кунгурского муниципального района 07.07.2010 года, просят оказать содействие в направлении финансовых средств, полученных от аукциона по продаже здания МДОУ "Кыласовский детский сад" на разработку проектно-сметной документации нового здания детского сада.

Глава Кыласовского сельского поселения в обращении к главе администрации Кунгурского муниципального района Пермского края просит включить в план социально-экономического развития Кунгурского муниципального района на 2011 год разработку проектно-сметной документации на строительство детского сада в с. Кыласово на 80 мест, а также рассмотреть вопрос о включении в программу развития муниципального района строительство детского сада в с. Кыласово на 80 мест и разработать техническое задание к проекту детского сада.

Из ответов главы администрации Кунгурского муниципального района от 17.11.2008 года, от 18.02.2009 года, от 20.09.2010 года следует, что финансовые средства для реконструкции МДОУ "Кыласовский детский сад" отсутствуют, разрешена проблема предоставления мест для детей дошкольного возраста в учреждениях дошкольного образования с. Троельга, пос. Шадейка, ст. Ергач, реконструкция здания бывшего детского сада производиться не будет, разработка проектно-сметной документации на строительство детского сада в с. Кыласово на 80 мест не может быть принята, т.к. действующим планом социально-экономического развития района на текущий и последующий годы запланировано изготовление проектно-сметной документации на строительство начальной школы-сад в с. Филипповка. Реализация одновременно таких проектов, как строительство начальной школы-сад в с. Бажуки и разработка проектов и строительство новых образовательных учреждений, практически не возможна в связи с ограниченным количеством финансовых средств (л.д. 16, 17, 25).

Установив вышеназванные обстоятельства, суд пришел к обоснованному выводу о том, что в результате бездействия администрации Кунгурского муниципального района нарушаются права детей, проживающих на территории Кыласовского сельского поселения на получение, бесплатного дошкольного образования в муниципальном учреждении.

Судебная коллегия считает данный вывод законным и обоснованным, учитывая, что важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (статья 43, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) на основе конституционного принципа юридического равенства.

Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.

Поскольку вопрос об организации общедоступного, бесплатного дошкольного образования действующим законодательством отнесен к вопросам местного значения (п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ), суд, установив наличие очередности в муниципальном образовании в дошкольные образовательные

учреждения, правомерно сделал вывод о бездействии со стороны администрации г. Березники в части, соответствующей организации муниципальных дошкольных учреждений.

Исходя из изложенного суд первой инстанции правильно указал, что недостаточность собственных средств муниципального образования на организацию дошкольных учреждений не свидетельствует о правомерности бездействия муниципального органа, учитывая, что финансовая самостоятельность местного самоуправления предполагает наличие необходимых бюджетных прав у органов местного самоуправления. Конкретизируя положения Конституции Российской Федерации о самостоятельности местного самоуправления в пределах предоставленных его органам полномочий, в том числе финансовых, Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает выделение местных бюджетов в самостоятельный уровень единой бюджетной системы Российской Федерации (статьи 10, 15, 14, 28 и 29) и устанавливает принцип самостоятельности бюджетов, который применительно к местным бюджетам означает право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность бюджета и эффективность использования бюджетных средств, право и обязанность самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, а также право определять формы и направления расходования бюджетных средств (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней).

Тот факт, что принимаются меры по кратковременному обучению детей в иных учреждениях, не свидетельствуют об исполнении обязанности по организации бесплатного дошкольного образования в соответствующем муниципальном или государственном учреждении (ч. 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации).

Доводы жалобы о том, что заявителем был пропущен срок на подачу заявления в интересах неопределенного круга лиц в части возложения обязанности на администрацию Муниципального района по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования, в том числе и на территории Кыласовского сельского поселения, не влекут отмену решения суда, т.к. данные правоотношения являются длящимися, и поэтому к данному требованию заявителя срок, предусмотренный ст. 256

ГПК РФ, применим быть не может. Также не соответствуют обстоятельствам дела доводы жалобы о том, что возлагая на администрацию Кунгурского муниципального района обязанность по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования, суд вышел за рамки требований заявителя. Поскольку прокурор обратился в суд с данным заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ, в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 258 главы 25 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа устранить в полном объеме допущенное нарушение. Таким образом, устанавливая соответствующую обязанность администрации Кунгурского муниципального района, суд вправе определить, каким образом следует устранить допущенное нарушение. Доводы жалобы о том, что суд неправомерно установил срок для выполнения обязанности создания дошкольного образовательного учреждения, а также не учел, что администрация является исполнительным органом и не обладает правом распределения финансовых средств, а также включения строительства в план развития Кунгурского муниципального района, не влекут отмену решения суда т.к. обязанностью администрации района является обеспечение организации общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях на территории района. Поскольку доводы, изложенные в кассационной жалобе, не являются основанием для отмены принятого судом решения, кассационную жалобу администрации Кунгурского муниципального района следует оставить без удовлетворения.

В то же время судебная коллегия считает необходимым уточнить резолютивную часть решения в соответствии с требованиями действующего законодательства (ч. 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации) в части возложения на администрацию Кунгурского муниципального района обязанности по устранению допущенного нарушения, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции: Возложить на администрацию Кунгурского муниципального района обязанность по организации предоставления бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении лицам, имеющим право на получение данного вида образования, в срок до 01.07.2013 года.

Руководствуясь абз. 2 ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

определила:

 

Кассационную жалобу администрации Кунгурского муниципального района на решение Кунгурского городского суда Пермского края от 30 марта 2011 года оставить без удовлетворения. Уточнить резолютивную часть решения в части возложения на администрацию Кунгурского муниципального района обязанности по устранению допущенного нарушения, изложив ее в следующей редакции:

Возложить на администрацию Кунгурского муниципального района Пермского края обязанность по организации на территории Кыласовского сельского поселения предоставления бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении лицам, имеющим право на получение данного вида образования, в срок до 01 июля 2013 года.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024