Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 15 августа 2011 г. N 33-4408/2011

 

Судья: Юрченко Е.В.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Коми

в составе председательствующего Семенчиной Л.А.,

судей Алексеевой С.Ф., Ивановой Е.А.,

при секретаре В.

рассмотрела в судебном заседании 15 августа 2011 года

дело по кассационной жалобе Б. на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 20 июня 2011 года, по которому

признано незаконным решение Государственного учреждения Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты" N 04-11/1445 от 25 марта 2011 года об отказе в предоставлении мер социальной поддержки Б., как педагогическому работнику, проживающему в поселке городского типа, вышедшей на пенсию и имеющей стаж не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских пунктах и поселках городского типа;

признано право Б. на меры социальной поддержки как педагогическому работнику, проживающему в поселке городского типа, вышедшей на пенсию и имеющей стаж не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских пунктах и поселках городского типа, с 01 января 2011 года по 09 мая 2011 года включительно.

Заслушав доклад судьи Алексеевой С.Ф., объяснения представителя прокуратуры РК Ш., судебная коллегия

 

установила:

 

Прокурор города Воркуты Республики Коми обратился в суд с иском в интересах Б. к ГУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты" о признании незаконным решения об отказе в предоставлении мер социальной защиты и возложении обязанности по предоставлению мер социальной защиты, как педагогическому работнику муниципального образовательного учреждения Республики Коми, проживающему в поселке городского типа и имеющему стаж работы не менее 10 лет.

В обоснование требований указал, что Б. работала в образовательных учреждениях (воспитателем в детских садах) и имеет более 10 лет педагогического стажа. Полагает, что истица имеет право на меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с ст. 55 Федерального закона N 3266-1 "Об образовании" и ст. 18 Закона Республики Коми N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми".

В судебном заседании истец требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика требования не признал.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Б. не согласна с решением суда и просит о его отмене.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Б. проживающая п. Воргашор, с ДД.ММГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в детских дошкольных учреждениях. Педагогический стаж Б. составляет более 10 лет в общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах или поселках городского типа.

14.03.2011 года истец представила в ГУ РК "Центр социальной защиты населения города Воркуты" заявление и соответствующий пакет документов для решения вопроса о предоставлении мер социальной защиты, как лицу, имеющему не менее 10 лет педагогического стажа и вышедшего на пенсию.

Однако ответчиком в назначении мер социальной поддержки Б. отказано, со ссылкой на то, что на момент назначения пенсии истец мерами социальной поддержки не пользовалась.

Удовлетворяя заявленные требовании, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 года N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми" (в редакции до 10.05.2011 года), пришел к правильному выводу о наличии у Б. права на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, поскольку указанная правовая норма, не связывала возникновение права на меры социальной поддержки с фактом расторжения трудового договора по осуществлению педагогической деятельности после назначения пенсии.

Вместе с тем, учитывая доводы кассационной жалобы Б., вывод суда о том, что наличие указанного права ограничено внесенными законом Республики Коми от 29.04.2011 года N 46-РЗ изменениями в ст. 18 Закона РК N 55-РЗ, в соответствии с которыми истец права на меры социальной поддержки с 10.05.2011 года не имеет, виду того, что пенсия ей назначена после прекращения педагогической деятельности, нельзя признать верным.

Так, право педагогических работников образовательных учреждений, проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением предусмотрено федеральным законодательством.

Ранее предоставление мер социальной поддержки (ранее - льгот) пенсионерам - бывшим педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, было урегулировано Постановлением Совета Министров СССР от 04 мая 1971 года N 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности", согласно которому в целях улучшения жилищно-бытовых условий учителей общеобразовательных школ в сельской местности за вышедшими на пенсию педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из таких работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет. Данное право было подтверждено Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 мая 1982 года N 437, от 24 января 1985 года N 85 и другими нормативными правовыми актами государственных органов СССР.

Положения указанных актов, касающиеся предоставления жилищно-коммунальных льгот педагогическим работникам общеобразовательных школ в сельской местности, вышедшим на пенсию, сохраняли свое действие и применялись и после принятия Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании".

Абзацем третьим пункта 5 статьи 55 данного Закона было предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ данная норма дополнена положением о том, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанной меры социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Названное законоположение не привнесло каких-либо изменений в порядок реализации данной меры социальной поддержки педагогических работников сельских (поселковых) образовательных учреждений.

Таким образом, Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ не предполагалась отмена или ограничение в предоставлении льгот, гарантированных статьей 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1993 г. N 3266-1 "Об образовании" для проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) педагогических работников образовательных учреждений, в том числе вышедших на пенсию и имеющих стаж работы в соответствующих учреждениях в сельской местности не менее 10 лет. Реализация данного Закона в отмеченной части возложена на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом наделение законом субъектов Российской Федерации правом на установление порядка и условий предоставления мер социальной поддержки данной категории граждан направлено на формирование механизма межбюджетных отношений и не регулирует правоотношения по предоставлению льгот данной категории населения.

Согласно статье 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (в редакции данного Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Федерального закона.

Из изложенных положений федерального законодательства следует, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, однако это не влечет за собой право субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством.

В противном случае вопреки предписаниям статей 79, 19, 39 и 55 Конституции Российской Федерации нарушался бы конституционный принцип равенства при реализации этими лицами приобретенных социальных прав, а также принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, с соблюдением которых должно осуществляться изменение действующего правового регулирования в социальной сфере.

Таким образом, в силу прямого указания федерального закона, принципов и порядка разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации введение субъектами Российской Федерации каких-либо ограничений в части порядка и условий предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности или рабочих поселках (поселках городского типа), бесплатной жилой площади с отоплением и освещением является недопустимым, поскольку предоставление данных льгот в том виде и объеме, в каком они предусмотрены ст. 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", гарантировано нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Как следует из материалов, дела суд с достаточной полнотой проверил материалы дела, установил обстоятельства, имеющие значение, и пришел к правильным и обоснованным выводам о праве Б. на получение соответствующих льгот.

Приведенные в кассационной жалобе доводы не дают оснований для отмены правильного по сути решения суда.

Однако, судебная коллегия считает необходимым исключить из резолютивной части решения ссылку на дату "по 09 мая 2011 года", ограничивающую право Б. на предоставление мер социальной поддержки как педагогическому работнику, проживающему в поселке городского типа, вышедшей на пенсию и имеющей стаж не менее 10 лет в образовательных учреждениях.

Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

определила:

 

Решение Воркутинского городского суда РК от 20 июня 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Б. - без удовлетворения.

Исключить из резолютивной части решения суда ссылку на дату "по 09 мая 2011 года".

 

Председательствующий

 

Судьи

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024