Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

 

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 25 октября 2011 г. по делу N 33-3604-2011

 

Председательствующий по делу

судья Раитин А.И.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего Кулаковой О.К.

и судей: Карабельского А.А., Ходусовой И.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 25 октября 2011 года дело по заявлению прокурора Газимуро-Заводского района Забайкальского края к муниципальному образовательному учреждению "Солонечнинская средняя общеобразовательная школа", администрации муниципального района "Газимуро-Заводский район" о возложении обязанности оборудовать здание муниципального образовательного учреждения "Солонечнинская средняя общеобразовательная школа" устройством видеонаблюдения и ввести пропускной режим входа

по кассационной жалобе представителя ответчика администрации муниципального района "Газимуро-Заводский район" П.

на решение Газимуро-Заводского районного суда Забайкальского края от 15 сентября 2011 года, которым постановлено исковое заявление прокурора Газимуро-Заводского района к администрации МР <...> "Газимуро-Заводский район" и к муниципальному образовательному учреждению "Солонечнинская средняя общеобразовательная школа" о возложении обязанности установить в здании муниципального общеобразовательного учреждения "Солонечнинская средняя общеобразовательная школа" видеонаблюдение и ввести пропускной режим входа в это здание удовлетворить.

Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение "Солонечнинская средняя общеобразовательная школа" установить в здании муниципального общеобразовательного учреждения "Солонечнинская средняя общеобразовательная школа" видеонаблюдение и ввести пропускной режим входа в это здание.

Возложить обязанность на администрацию МР <...> "Газимуро-Заводский район" профинансировать установку видеонаблюдения и пропускного режима в МОУ "Солонечнинская средняя общеобразовательная школа" за счет средств казны в случае недостаточности финансовых средств у МОУ "Солонечнинская средняя общеобразовательная школа".

Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Кулаковой О.К., судебная коллегия

 

установила:

 

прокурор Газимуро-Заводского района Забайкальского края Бектемиров А.И. обратился в суд с заявлением о возложении обязанности оборудовать здание муниципального образовательного учреждения "Солонечнинская средняя общеобразовательная школа" (далее - МОУ "Солонечнинская СОШ") устройством видеонаблюдения и ввести пропускной режим входа к МОУ "Солонечнинская СОШ", администрации муниципального района "Газимуро-Заводский район", ссылаясь на следующие обстоятельства. По результатам проверки, проведенной прокуратурой Газимуро-Заводского района Забайкальского края и отделением полиции по Газимуро-Заводскому району МО МВД России, установлено, что в МОУ "Солонечнинская СОШ" отсутствует система технического контроля за обстановкой (видеонаблюдение), видеозапись не осуществляется, практически отсутствует пропускной режим. Данные нарушения ставят под угрозу жизнь и здоровье несовершеннолетних учащихся и работников образовательного учреждения, могут способствовать совершению на территории учреждения правонарушений и преступлений. Учредителем МОУ "Солонечнинская СОШ" является администрация муниципального района "Газимуро-Заводский район". Прокурор просил суд обязать ответчиков установить в здании МОУ "Солонечнинская СОШ" систему технического контроля за обстановкой (видеонаблюдение), осуществлять пропускной режим входа в учреждение.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В кассационной жалобе представитель ответчика администрации муниципального района "Газимуро-Заводский район" П. просит решение суда отменить как незаконное и принять по делу новый судебный акт. Ссылается на то, что законодательство не предусматривает установку в образовательных учреждениях устройств видеонаблюдения и введение пропускного режима, данные меры безопасности устанавливаются директором учреждения в пределах собственных финансовых средств. Установка приборов видеонаблюдения нарушает право обучающихся и работников учреждения на неприкосновенность частной жизни, введение пропускного режима ограничивает свободу передвижения.

Ответчик МОУ "Солонечнинская СОШ", будучи извещенным о времени и месте кассационного рассмотрения дела под подпись, в судебное заседание своего представителя не направил, о причинах неявки не сообщил. В связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя названного ответчика на основании ч. 2 ст. 354 ГПК РФ.

Проверив решение суда в интересах законности в полном объеме, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя администрации муниципального района "Газимуро-Заводский район" П. о поддержании доводов кассационной жалобы, объяснения прокурора Забайкальской краевой прокуратуры Михеева С.Н. об оставлении кассационной жалобы без удовлетворения, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права.

Удовлетворяя требования прокурора, суд исходил из того, что обязанность по установлению системы видеонаблюдения и введению пропускного режима возникает у ответчиков на основании Федерального закона N 35-ФЗ от 06.03.2006 г. "О противодействии терроризму", Федерального закона N 124-ФЗ от 24.07.1998 г. "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Закона Читинской области от 21.02.2008 г. N 1137-ЗЧО, Постановления Правительства Забайкальского края от 28.12.2009 г., ст. 120 Гражданского кодекса РФ.

С выводом суда об удовлетворении требований прокурора судебная коллегия согласиться не может, поскольку он основан на неправильном применении норм материального права.

Приведенные судом в качестве правового обоснования нормативные правовые акты прямой обязанности для образовательного учреждения и органа местного самоуправления в лице администрации муниципального района по оборудованию здания образовательного учреждения системой видеонаблюдения и введению пропускного режима не предусматривают. Не предусмотрено таких обязанностей и другими нормативными правовыми актами.

В соответствии с пп. 1 и 4 ст. 31, пп. 1 п. 2 и пп. 3 п. 3 ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992 г. N 3266-1 (ред. от 18.07.2011 г.) "Об образовании", ссылка на который имеется в заявлении прокурора, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий; к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств. Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

Таким образом, приведенные нормы закона прямой обязанности образовательного учреждения и органа местного самоуправления в пределах определенных законом полномочий устанавливать в здании образовательного учреждения систему видеонаблюдения и вводить пропускной режим не предусматривают. Кроме того, полномочие образовательного учреждения по оборудованию помещений связано с государственными и местными нормами и требованиями. Между тем, в заявлении на государственные и местные нормы, в соответствии с которыми образовательное учреждение МОУ "Солонечнинская средняя общеобразовательная школа" обязано оборудовать помещения образовательного учреждения системой видеонаблюдения и пропускным режимом, прокурор не сослался.

В силу п. 3 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

Согласно с пп. 6.1 п. 1 ст. 15 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма. Аналогичное полномочие указанным Законом предусмотрено в качестве вопросов местного значения поселения (пп. 7.1 п. 1 ст. 14), на территории одного из которых расположено здание МОУ "Солонечнинская средняя общеобразовательная школа".

В соответствии с положениями Закона Забайкальского края от 03.07.2009 г. N 199-ЗК "О профилактике правонарушений в Забайкальском крае" основными направлениями деятельности по профилактике правонарушений являются: создание условий для охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав, свобод и законных интересов, а также защита интересов государства, края и муниципальных образований; материальное, кадровое, финансовое и иное обеспечение профилактики правонарушений; координация деятельности субъектов системы профилактики правонарушений, противодействие терроризму и профилактика экстремисткой деятельности. Субъектами системы профилактики правонарушений, осуществляющими деятельность по профилактике правонарушений в пределах своей компетенции, наряду с другими субъектами являются: органы государственной власти края; органы местного самоуправления. Финансовое обеспечение деятельности по профилактике правонарушений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Забайкальского края, в том числе за счет бюджета края в пределах предусмотренных в нем расходов на соответствующие цели. Для профилактики правонарушений на территории Забайкальского края утверждаются краевые и муниципальные целевые программы. В рамках выполнения программ осуществляются согласованные мероприятия правового, социального, воспитательного и профилактического характера, обеспечивающие дифференцированный подход к организации предупредительных мер в отношении разных социальных групп. К полномочиям Законодательного Собрания Забайкальского края в сфере профилактики правонарушений относятся: принятие законов Забайкальского края в сфере профилактики правонарушений; утверждение расходов бюджета края, направляемых на реализацию краевых целевых программ и иных мероприятий по профилактике правонарушений (ст. ст. 7 - 10, 16, 17 Закона).

С учетом изложенного вопросы профилактики правонарушений, в том числе профилактики терроризма и экстремизма, являются не только полномочием муниципального района, но и полномочиями Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и иных муниципальных образований. Осуществление указанных полномочий происходит не только за счет средств бюджета муниципального района.

Названное обстоятельство также подтверждается краевой долгосрочной целевой программой "Обеспечение комплексной безопасности учреждений системы образования Забайкальского края (2010 - 2012 годы)", утвержденной Постановлением Правительства Забайкальского края N 485 от 28.12.2009 г., в соответствии с которой предусмотрена возможность участия в программе наряду с субъектом Российской Федерации (Забайкальским краем) муниципальных образований в лице муниципальных районов и городских округов. Программой предусмотрено, что решать проблемы обеспечения комплексной безопасности в образовательных учреждениях края целесообразно программным методом путем создания и развития современных правовых, организационных и методических основ обеспечения безопасности, привлекая необходимые материальные ресурсы. Это возможно при условии софинансирования проведения основных жизнеобеспечивающих мероприятий из краевого, муниципальных бюджетов, а также привлечения средств федерального бюджета для этих целей. В рамках программы в разделе ресурсное обеспечение программы предусматривается выделение муниципальным образованиям привлеченных федеральных денежных средств и денежных средств из бюджета края в качестве субсидий в размере 50%, в том числе, для установки в образовательных учреждениях системы видеонаблюдения. Органам местного самоуправления муниципальных образований Забайкальского края рекомендовано разработать аналогичные муниципальные целевые программы.

Муниципальный район "Газимуро-Заводский район" являлся участником аналогичной целевой программы, действовавшей на территории Читинской области в 2008-2010 г.г. (Закон Читинской области от 21.02.2008 г. N 1137-ЗЧО).

С учетом изложенного предусмотренных законом оснований для возложения обязанности по установке системы видеонаблюдения и введению пропускного режима на образовательное учреждение за счет средств этого учреждения и на администрацию муниципального района только за счет средств муниципального бюджета не имелось.

Кроме того, возлагая на администрацию муниципального района субсидиарную ответственность по финансированию установки системы видеонаблюдения и введения пропускного режима, суд не принял во внимание то, что в соответствии с п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса РФ (в ред. от 08.05.2010 г.) собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения, вытекающим из правоотношений, возникшим после 01.01.2011 г.

Не соглашаясь с решением суда в части возложения обязанности по введению пропускного режима, судебная коллегия учитывает и то, что решение суда в названной части не отвечает основному принципу судебного решения - его исполнимости, поскольку решением суда не конкретизировано и не указано, каким способом и в каком виде в здании образовательного учреждения должен быть введен пропускной режим.

При таком положении решение суда признать законным нельзя, оно подлежит отмене.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение, судом установлены правильно, но судом допущено неправильное применение норм материального права, устранение которого невозможно без отмены состоявшегося по делу судебного постановления, судебная коллегия находит возможным, не передавая дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, вынести новое решение об отказе прокурору в удовлетворении заявления.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Газимуро-Заводского районного суда Забайкальского края от 15 сентября 2011 года отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления прокурора о возложении на МОУ "Солонечнинская средняя общеобразовательная школа" и администрацию муниципального района "Газимуро-Заводский район" обязанности установить в здании образовательного учреждения систему видеонаблюдения и ввести пропускной режим отказать.

 

Копия верна

Судья

Забайкальского краевого суда

О.К.КУЛАКОВА

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024