Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 15 декабря 2011 г. по делу N 33-15834/11

 

Судья: Шамарина И.С.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе

председательствующего: Малышевой И.А.,

судей: Кузнецовой Г.М., Клиничевой Г.В.,

при секретаре: С.,

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Кузнецовой Г.М.

дело по кассационным жалобам Тракторозаводского территориального управления департамента по образованию администрации Волгограда,

на решение Тракторозаводского районного суда г. Волгограда

от 2 ноября 2011 года

которым постановлено:

Исковые требования Г.Н. - удовлетворить в части.

Обязать Тракторозаводское территориальное управление департамента по образованию администрации Волгограда предоставить Г.А., ДД.ММГГГ года рождения место в муниципальном общеобразовательном учреждении г. Волгограда, расположенном на разумном географическом удалении от места проживания Г.А. в группе полного дня в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу

В остальной части в удовлетворении иска Г.Н. к Администрации Волгограда - отказать, -

 

установила:

 

Г.Н. по месту жительства встала на учет в департаменте образования администрации Волгограда для определения ее дочери Г.А., ДД.ММГГГ года рождения в муниципальное дошкольное образовательное учреждение.

В июне 2011 года департаментом образования администрации Волгограда ей отказано в предоставлении места в МДОУ в связи с отсутствием свободных мест, срок получения путевки указан не был.

Не согласившись с данным решением, Г.Н. обратилась в суд с иском к администрации Волгограда, Тракторозаводскому территориальному управлению департамента по образованию администрации Волгограда и с учетом уточнений просила возложить обязанность на ответчиков предоставить Г.А. доступ к дошкольному образованию через предоставление места в МДОУ г. Волгограда, расположенных на разумном географическом удалении от места проживания Г.А., в группе полного дня, в течение одного месяца с момента вынесения решения.

Суд постановил указанное выше решение.

В кассационных жалобах Тракторозаводское территориальное управление департамента по образованию администрации Волгограда, администрация Волгограда оспаривают законность и обоснованность постановленного решения и просят его отменить.

Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, выслушав представителя Тракторозаводского территориального управления департамента по образованию администрации Волгограда по доверенности - М., поддержавшую доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с обстоятельствами дела и требованиями закона.

Удовлетворяя требования Г.Г., суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком не представлено уважительных причин, невозможности предоставить место в детском саду Г.А.

Судебная коллегия находит данный вывод суда правильным, основанным на материалах дела и требованиях закона.

В соответствии со ст. 3 Конвенции о правах ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению прав ребенка.

В силу ст. 43 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципальных районов и городских округов относится, в том числе, организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования.

В силу ст. 16 Закона РФ "Об образовании" общие требования к приему граждан в образовательные учреждения регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами, а в государственные и муниципальные образовательные учреждения также типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.

Правила приема граждан в образовательное учреждение определяются учредителем образовательного учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляются в уставе образовательного учреждения.

Согласно ст. 27 Постановления Правительства РФ от 12.09.2008 N 666 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении" порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляется в уставе.

Решением Волгоградской городской Думы от 16 февраля 2011 года N 42/1316 утверждено положение о Тракторозаводском территориальном управлении Комитета по образованию администрации Волгограда, в соответствии с которым задачами Территориальное управление осуществляет следующие полномочия: по решению вопросов местного значения в части организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организации предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Тракторозаводского района Волгограда, а также организации отдыха детей в каникулярное время; организует предоставление гражданам дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Тракторозаводского района Волгограда.

В данном случае учредителем Муниципального общеобразовательного учреждения на территории Тракторозаводского района Волгограда, является Тракторозаводское территориальное управление департамента по образованию администрации Волгограда.

Приказом комитета по образованию администрации Волгограда от 18.03.2011 г. за N 174 утверждено Положение о порядке комплектования муниципальных образовательных учреждений Волгограда, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Согласно названному Положению комплектование учреждений осуществляет отдел образования администрации муниципального района на основании заявок руководителей учреждений. Отдел образования администрации муниципального района (далее - отдел образования) осуществляет прием письменных заявлений на предоставление места (далее - заявление) от родителей (законных представителей). Заявления регистрируются в журнале учета заявлений на предоставление места в соответствующем учреждении, листы которого нумеруются, прошиваются и скрепляются печатью. Родителям выдается уведомление о регистрации ребенка. Формирование списка детей осуществляется по трем категориям (внеочередной, первоочередной, общей). В силу разделов 3, 4, 5 места детям в детские дошкольные образовательные учреждения Волгограда, за исключением отдельных категорий, предоставляются в порядке очередности на основании учетных данных МОУ о регистрации детей как будущих воспитанников.

Из материалов дела следует, что Г.А., ДД.ММГГГ года рождения состоит на учете будущих воспитанников в МОУ N 387 с 13 января 2010 года.

На момент рассмотрения дела в суде прошло 1,8 лет с момента постановки Г.А. на очередь на предоставление места в детском саду.

Ссылку ответчика на то обстоятельство, что согласно Положению о порядке комплектования муниципальных образовательных учреждений Волгограда, места в детские дошкольные образовательные учреждения Волгограда предоставляются в порядке очередности на основании учетных записей МОУ о регистрации детей как будущих воспитанников, в связи с чем, кандидатура Г.А. на зачисление в детский сад будет рассматриваться в апреле-мае 2012 года в порядке общей районной очереди, суд признал несостоятельной, поскольку в силу ст. 15 Основного Закона РФ, Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Учитывая изложенное, а также положения ст. 11 ГПК РФ, суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативно правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего большую юридическую силу.

При указанных обстоятельствах отказ отдела образования в предоставлении места в детском саду Г.А. является незаконным и нарушает право ребенка на получение доступного дошкольного образования.

Судебная коллегия считает данный вывод законным и обоснованным, учитывая, что важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (статья 43, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) на основе конституционного принципа юридического равенства.

Довод кассационной жалобы о том, что в настоящее время группы детей данного возраста укомплектованы, и исполнение решения суда приведет к нарушению Типового положения N 666, не может быть принят во внимание.

Так, недостаточность собственных средств муниципального образования на организацию дошкольных учреждений не свидетельствует о правомерности бездействия муниципального органа, учитывая, что финансовая самостоятельность местного самоуправления предполагает наличие необходимых бюджетных прав у органов местного самоуправления. Конкретизируя положения Конституции Российской Федерации о самостоятельности местного самоуправления в пределах предоставленных его органам полномочий, в том числе финансовых, Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает выделение местных бюджетов в самостоятельный уровень единой бюджетной системы Российской Федерации (статьи 10, 15, 14, 28 и 29) и устанавливает принцип самостоятельности бюджетов, который применительно к местным бюджетам означает право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность бюджета и эффективность использования бюджетных средств, право и обязанность самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, а также право определять формы и направления расходования бюджетных средств (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней).

Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам кассационных жалоб не имеется.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия

 

определила:

 

Решение Тракторозаводского районного суда г. Волгограда от 2 ноября 2011 года - оставить без изменения, кассационные жалобы Тракторозаводского территориального управления департамента по образованию администрации Волгограда, - без удовлетворения.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024