Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 12 января 2012 г. по делу N 33-172/2012

 

Судья: Гороховик О.В.

 

12 января 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего Моргачевой Н.Н.,

Судей: Калинниковой О.А., Пияковой Н.А.

с участием прокурора Пискаревой И.В.,

при секретаре К.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Администрации г.о. Самара на заочное решение Ленинского районного суда г. Самары от 10 ноября 2011 года, которым постановлено:

"Исковые требования прокурора Куйбышевского района г. Самары удовлетворить частично.

Обязать Администрацию г.о. Самара провести в МОУ СОШ N 74 организационно-хозяйственные мероприятия, а именно: предусмотреть на пищеблоке резервный источник горячего водоснабжения, оборудовать подводку горячей воды к раковине в овощном цехе, оборудовать ванну для обработки фруктов и овощей, не подвергающихся тепловой обработке, оборудовать раковину для промывания индивидуальной упаковки консервированных продуктов, оборудовать все цеха раковинами для мытья рук".

Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Калинниковой О.А., объяснения представителя Департамента образования Администрации г.о. Самара Г., поддержавшей доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Пискаревой И.В., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

 

установила:

 

Прокурор Куйбышевского района г. Самары, действуя в интересах государства и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации г.о. Самара, Департаменту образования администрации г.о. Самара об устранении нарушений законодательства.

В обоснование требований указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения Муниципальным образовательным учреждением Средняя общеобразовательная школа N 74 Куйбышевского района г. Самары федерального законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, в ходе которой выявлены нарушения требований СанПиН, что не позволяет обеспечить гарантированный уровень охраны жизни и здоровья учащихся, работников и посетителей муниципального образовательного учреждения.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточнения требований, прокурор просил суд обязать Администрацию г.о. Самара, Департамент образования администрации г.о. Самара провести организационно-хозяйственные мероприятия: предусмотреть на пищеблоке резервный источник горячего водоснабжения, оборудовать подводку горячей воды к раковине в овощном цехе, оборудовать ванну для обработки фруктов и овощей, не подвергающихся тепловой обработке, оборудовать раковину для промывания индивидуальной упаковки консервированных продуктов, оборудовать все цеха раковинами для мытья рук, то есть принять меры по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в МОУ СОШ N 74.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В кассационной жалобе Администрация г.о. Самары просит заочное решение отменить, дело направить на новое рассмотрение.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона РФ "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы местного самоуправления обязаны обеспечивать соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В силу ст. 1, ч. 1 ст. 24 Федерального закона N 52-ФЗ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе организационные, и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

Согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона N 52-ФЗ в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

Согласно ст. 25 Устава г. о. Самары администрация городского округа Самара является исполнительно-распорядительным органом городского округа Самара, наделяемым настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа Самара федеральными законами и законами Самарской области.

Положением о Департаменте образования Администрации города Самара, утвержденным Постановлением главы города Самары N 33 от 20.02.2004 г. предусмотрено, что Департамент является структурным подразделением Администрации города Самары, одной из его задач является сохранение и развитие материально-технической базы учреждений и организаций муниципальной системы образования, обеспечение соблюдения законодательства РФ об образовании на территории города Самары (п. п. 2.11, 2.12).

Из материалов дела следует, что ДД.ММГГГ прокуратурой Куйбышевского района г. Самара совместно с Роспотребнадзором по Самарской области проведена проверка исполнения требований федерального законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних в МОУ СОШ N 74 Куйбышевского района г. Самары.

В ходе проверки выявлены нарушения требований п. п. 3.3, 4.1, 8.16, 13.2 санитарно-эпидемиологического законодательства - СанПиН 2.4.5.2409-08.

Так, в помещении столовой не предусмотрен резервный источник горячего водоснабжения; не оборудована подводка горячей воды к раковине в овощном цехе; не оборудована раковина для обработки фруктов и овощей, не подвергающихся тепловой обработке; не оборудована раковина для промывания индивидуальной упаковки консервированных продуктов; не оборудованы все цеха раковинами для мытья рук.

Наличие указанных нарушений имело место и ранее, о чем свидетельствует предписание Роспотребнадзора по Самарской области от ДД.ММГГГ, что не оспаривалось.

Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены Приказом Министерства образования и науки РФ от 28.12.2010 г. N 2106) представляют собой систему необходимых условий, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся, воспитанников и, применительно к инфраструктуре образовательного учреждения, включают в себя соответствие состояния и содержания территории, здания и помещений, а также их оборудования (для водоснабжения, канализации, вентиляции, освещения) требованиям санитарных правил.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона N 52-ФЗ в образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны выполняться требования санитарного законодательства.

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ч. 3 ст. 39 того же Закона).

Техническая возможность проведения указанных выше мероприятий, как установлено судом, имеется.

Как следует из материалов дела, МОУ СОШ N 74 является муниципальным образовательным учреждением, его учредителем является муниципальное образование городской округ Самара, в чьей собственности находится закрепленное за школой имущество. Согласно Уставу г.о. Самара от имени городского округа Самара выступает Администрация г.о. Самара. Финансирование учреждения осуществляется за счет бюджетных и собственных средств. Необходимые для устранения выявленных нарушений средства у учебного заведения отсутствуют, что Администрацией г.о. Самара не оспаривалось.

При таких обстоятельствах, когда установлено, что администрацией г.о. Самара не обеспечено в полной мере соблюдение требований санитарно-эпидемиологического законодательства в муниципальном образовательном учреждении, что создает угрозу для здоровья неопределенного круга лиц, посещающих образовательное учреждение, суд обосновано, исходя, в том числе из ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, удовлетворил заявленные прокурором требования, обязав Администрацию г.о. Самара провести в МОУ СОШ N 74 необходимые организационно-хозяйственные мероприятия по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, перечень которых в решении содержится.

Доводы кассационной жалобы Администрации г.о. Самара об отсутствии правовых оснований для возложения на нее обязанностей по проведению организационно-хозяйственных мероприятий в МОУ СОШ N 74 по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства при отсутствии требований прокурора о признании бездействия Администрации незаконным, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.

Как следует из материалов дела прокурор Куйбышевского района г. Самары, в данном случае, обратился в суд в порядке искового производства, что обусловлено его полномочиями, предусмотренными ст. 45 ГПК РФ.

Доводы кассационной жалобы о том, что соблюдение требований санитарно-эпидемиологического законодательства является и обязанностью МОУ СОШ N 74, основанием к отмене принятого судом решения не являются, поскольку требований к образовательному учреждению прокурором не заявлено.

Обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений законом РФ "Об образовании" отнесено к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования.

Порядок финансирования необходимых организационно-хозяйственных мероприятий не снимает с собственника имущества возложенных на него законом обязанностей.

Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных ст. 362 ГПК РФ, судом не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

определила:

 

Решение Ленинского районного суда г. Самары от 10 ноября 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации г.о. Самара - без удовлетворения.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024