Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

ВЕРХОВНЫЙ СУД КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 1 февраля 2012 г. по делу N 33-132/2012г.

 

Судья Бечелова Е.А.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:

председательствующего - Макоева А.А.

судей - Жернового Е.И. и Тхагалегова З.Т.

при секретаре - Ш.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Б.Г.Т. к Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по КБР о возложении обязанности произвести оплату за отопление в счет ее задолженности в размере 94 816, 56 руб. за период с 01.01.2007 г. по 01.07.2010 г., на л/сч. N 00041142 зарегистрированный на имя Б.Г.Т.;

по кассационной жалобе Управления Федерального казначейства по КБР на решение Нальчикского городского суда от 03 октября 2011 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда КБР Жернового Е.И., объяснения представителя УФК по КБР Б.М.Х., поддержавшую доводы кассационной жалобы, представителя истца по доверенности Т.М., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики

 

установила:

 

В соответствии со свидетельством о праве на наследство по закону от 26.05.2006 г. к Б.Г.Т., после смерти супруга Б.М.К., умершего 11.11.1995 г. перешло по наследству право собственности на жилой дом, расположенный в. Право собственности на него зарегистрировано в Росреестре 15.12.2010 г.

Решением Чегемского районного суда КБР от 03.09.2010 г. с Б.Г.Т. взыскана задолженность по оплате за потребленный сетевой газ за период с 01.08.2007 г. по 01.07.2010 г. в размере 99 825 рублей 45 коп. Данное решение суда сторонами обжаловано не было, вступило в законную силу.

08.08.2011 г. Б.Г.Т. обратилась в Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по КБР с заявлением о предоставлении субсидии на оплату отопления согласно решению Чегемского районного суда КБР от 03.09.2010 г.

19.08.2011 г. Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по КБР Письмом за N 12/1250 отказал ей в предоставлении соответствующей субсидии.

Истица Б.Г.Т., ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, обратилась в суд с иском к Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по КБР о возложении на ответчика обязанности произвести оплату за отопление в счет ее задолженности в размере 94 816, 56 руб. за период с 01.01.2007 г. по 01.07.2010 г. на расчетный счет поставщика газа ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" в КБР на л/сч. N 00041142 зарегистрированный на имя Б.Г.Т., мотивируя тем, что она, 06.05.1922 года рождения, является человеком преклонного возраста, и проработала всю жизнь на благо общества и будущего - детей, имеет стаж педагогической работы более 46-ти лет в сельской местности. 30.08.1988 г. она была освобождена от работы в связи с достижением пенсионного возраста, ее пенсия является незначительной, в связи с чем она не может погасить вышеуказанной задолженности, а в соответствии со ст. 55 ФЗ "Об образовании" - Государство обязано было обеспечить ее, как бывшего педагогического работника - бесплатным отоплением и освещением.

Истица считает, что обязав, еще в 2003 г. субъекты РФ установить предоставление педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа), субсидий (компенсаций) на оплату жилья и коммунальных услуг, законодатель вместе с тем сохранил в абзаце 3 п. 5 ст. 55 ФЗ "Об образовании" в редакции ФЗ от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ их право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением.

В судебное заседание Б.Г.Т. не явилась, представив письменное заявление, в котором просила исковые требования удовлетворить в полном объеме и рассмотреть дело в ее отсутствие с участием ее представителя Т.М.

В судебном заседании представитель истицы - Т.М. поддержал исковые требования и просил их удовлетворить. Считает, что сумма в размере 94 816, 56 руб. не является долгом истицы Б.Г.Т., так как в силу ст. 55 Закона "Об образовании" она освобождена от ее уплаты, эта сумма является обязательством Государства, и что указанные средства должны быть погашены за счет средств Казны.

Ответчик, третьи лица: ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" в КБР, Минфин КБР надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не известили.

Представитель третьего лица Министерства труда и социального развития КБР - Т.А. разрешение требований истицы оставила на усмотрение суда.

Решением Нальчикского городского суда от 03 октября 2011 года исковые требования Б.Г.Т. удовлетворены.

На решение суда Управление Федерального казначейства по КБР подало кассационную жалобу, в которой просит решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе судей.

В жалобе указано, что требования истицы направлены на защиту нарушенного имущественного права, и по сути, являются требованиями о возмещении убытков причиненных незаконным бездействием. При предъявлении требовании о взыскании убытков, причиненных незаконными действиями, в данном случае Министерства финансов РФ, истице необходимо было доказать: противоправность действия, причинную связь между действием и наступившим результатом и вину причинителя.

Удовлетворяя исковые требования за счет Министерства финансов РФ суд не учел, какими действиями или (бездействием) какого государственного органа причинены убытки, что противоречить нормам статьи 56 ГПК РФ, согласно которой истица должны доказать противоправность действий Министерства финансов РФ.

Представитель ответчика утверждает, что Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ выполнила все обязательства, взятые на себя федеральными законами в полном объеме, следовательно, отсутствует причинно-следственная связь между действиями Министерства финансов Российской Федерации и понесенными убытками истицы, т.к. финансирование производится только в пределах тех лимитов и ассигнований, которые указаны в ФЗ "О федеральном бюджете" на текущий финансовый год, в связи, с чем у Министерства финансов РФ отсутствовали правовые основания для увеличения средств финансирования.

Кроме того, в жалобе указано, что предметом настоящего спора является соблюдение бюджетного законодательства в части передачи средств из одного уровня бюджета в другой в порядке межбюджетных отношений. Б.Г.Т., в силу статей 1, 152 Бюджетного кодекса РФ не является субъектом межбюджетных правоотношений и бюджетное законодательство не предусматривает порядок разрешения межбюджетных споров и не устанавливает подведомственность подобных споров судам общей юрисдикции.

Соответственно, указанные расходы не могут быть взысканы непосредственно с Казны Российской Федерации.

Также, в резолютивной части решения, суд постановил взыскать убытки, причиненные истице с Министерства финансов РФ, однако Министерство финансов РФ не отвечает по обязательствам Казны РФ и федерального бюджета за счет собственных средств.

На кассационную жалобу представитель истицы Т.М. подал возражение, в котором просит решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда КБР считает вынесенное решение подлежащим отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 362 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда общей юрисдикции в кассационном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Из материалов дела следует, что Б.Г.Т. с 20.08.1958 г. по 01.09.1942 г. по 30.08.1988 г. работала учителем начальных классов в с. Чегем-1, а затем в с. Нартан, постоянно проживает по адресу:. Отопление дома производится с помощью газа (газовый котел).

Абзацем третьим пункта 5 статьи 55 данного Закона от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" было предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ данная норма была дополнена положением о том, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанной меры социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

В силу п. 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании" Б.Г.Т. пользовалась правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ею пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, и с учетом того, что истица до выхода на пенсию являлась педагогическим работником образовательного учреждения, проживает в сельской местности, она не должна оплачивать расходы, связанные с отоплением занимаемой жилой площади независимо от размера.

В силу требований статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до внесений изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до принятия Жилищного кодекса Российской Федерации.

Из изложенного следует, что федеральное законодательство сохраняло предоставление льгот в натуральной форме педагогическим работникам, а субъектам Российской Федерации лишь было передано право определять порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам тем организациям, которые оказывают жилищно-коммунальные услуги.

Федеральным законом от 29.12.2010 N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" внесены изменения в Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-I "Об образовании". В абзаце третьем пункта 5 статьи 55 слова "на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)" исключены. Второе предложение изложено в следующей редакции: "Педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.". Пункта 5 статьи 55 Закона дополнен предложением следующего содержания: "Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации".

Таким образом, в соответствии действовавшим до принятия Закона N 439-ФЗ федеральным законодательством, право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с освещением и отоплением в сельской местности являлось федеральной мерой социальной поддержки и предоставлялось в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не относит к полномочиям субъекта Российской Федерации, финансирование расходов в связи с предоставлением педагогическим работникам в сельской местности льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.

Проанализировав действующее законодательство, судебная коллегия пришла к выводу о том, что наделение субъектов Российской Федерации правом на установление размера, условий и порядка возмещения таких расходов направлено лишь на совершенствование механизма формирования межбюджетных отношений и не регулирует правоотношения по предоставлению самих льгот и не свидетельствует о передаче полномочий Российской Федерации по установлению льгот и по финансированию необходимых в связи с их предоставлением расходов субъектам Российской Федерации в соответствии с положениями пункта 7 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ.

Постановлением Правительства КБР от 25.12.2004 N 354-ПП было утверждено "Положение о порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг" (Утратило силу с 6 февраля 2009 года в связи с изданием Постановления Правительства КБР от 06.02.2009 N 14-ПП).

Положение устанавливало порядок финансирования расходов предприятий и организаций, предоставляющих гражданам, имеющим право на государственную социальную поддержку в виде льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с федеральными и республиканскими нормативно-правовыми актами.

Расходы, связанные с предоставлением льгот гражданам, учтенным в федеральном регистре, финансировались за счет федеральных субсидий из Фонда компенсаций, а гражданам, учтенным в республиканском регистре, - за счет средств республиканского бюджета КБР, предусмотренных на текущий финансовый год.

Предоставление субсидий и субвенций осуществляло Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики на основании сводной бюджетной росписи республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики на текущий финансовый год и объемов финансирования, фактически выделяемых федеральным бюджетом.

Возмещение предприятиям и организациям затрат, связанных с предоставлением гражданам республики льгот, производилось Министерством труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики на основании информации о предоставленных льготах.

Перечень предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства (включая топливно-энергетический комплекс), являющихся получателями этих средств, определялся в установленном порядке Министерством труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики.

Учет граждан, имеющих право на получение льгот в соответствии с федеральным и республиканским законодательством, осуществлялся Департаментами труда и социального развития администраций городов и районов Республики, Министерством труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики.

Подтверждение прав на получение льгот было основано на заявительном характере с момента обращения гражданина на предприятие, предоставляющее льготу по оплате услуг. На основании заявлений граждан о подтверждении права на льготы при получении услуг жилищно-коммунального хозяйства Министерство труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики и департаменты труда и социального развития городов и районов вели банк данных жителей республики, имеющих право на льготы в соответствии с нормативно-правовыми актами.

Постановлением Правительства КБР от 06.02.2009 N 14-ПП (в ред. Постановлений Правительства КБР от 30.06.2010 N 141-ПП, от 20.07.2011 N 209-ПП) утвержден "Порядок предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в Кабардино-Балкарской Республике".

Как и прежде право на ежемесячную денежную компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - ЕДК) основано на заявительном характере с момента обращения гражданина, с предоставлением документов, необходимых для регистрации в качестве получателя льгот. Регистрация осуществляется Министерством труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики и территориальными управлениями труда и социального развития по муниципальным районам и городским округам.

Приказом Минтрудсоцразвития КБР от 20.12.2007 N 180-П утвержден Административный регламент Министерства труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики по предоставлению (исполнению) государственной услуги (функции) "Учет граждан, имеющих право на льготы, и осуществление возмещения предприятиями и организациями выпадающих доходов за оказанные услуги".

Согласно Административному регламенту, исполнение государственной функции осуществляется в соответствии с перечисленными в нем нормативными актами, в том числе Законом Кабардино-Балкарской Республики от 29 декабря 2004 года N 57-РЗ "О государственной социальной поддержке отдельной категории граждан в КБР".

Для регистрации в качестве получателя льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг заявитель обращается в Территориальное управление по месту жительства с подлинниками необходимых документов. Копии документов, заверенные соответствующим образом, могут направляться по почте (п. 2.2.3).

Финансирование мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам льготных категорий осуществляется за счет субсидий из федерального бюджета и средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики, предусмотренных на текущий финансовый год (п. 2.2.6).

Юридическим основанием для регистрации гражданина и внесения его в Республиканскую базу данных является наличие удостоверения или иных документов соответствующей льготной категории, дающих право на получение льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.

Основанием для возмещения выпадающих доходов является поступление отчетов по предоставленным льготам на бумажном носителе и файлов обмена в электронном виде (п. 3.1.1).

Несоблюдение субъектом Российской Федерации порядка финансирования льгот по оплате коммунальных услуг педагогам, проживающим и работающим в сельской местности не может служить основанием для нарушения права гражданина на меры социальной поддержки, установленного федеральным законодательством.

В ходе рассмотрения иска Б.Г.Т. не установлено, что истица воспользовалась своим правом на получение льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, поскольку право на получение льгот основано на заявительном характере.

Вместе с тем в силу статей 1, 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений, следовательно, взыскание указанных расходов не может быть произведено непосредственно с казны Российской Федерации, так как нормативными актами РФ и КБР установлены порядок предоставления мер социальной поддержки и способ распределения бюджетных средств на эти цели.

Суд, ссылаясь на то, что финансирование социальной поддержки педагогических работников образовательных учреждений в сельской местности и рабочих поселках в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением относится к расходным обязательствам Российской Федерации, произвел взыскание расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг с Министерства финансов Российской Федерации.

Между тем, с учетом требований законодательства, данный вывод нельзя признать законным, поскольку он основан на неправильном толковании и применении норм материального права. В Гражданском кодексе Российской Федерации предусматриваются случаи возмещения вреда государством либо муниципальным образованием. Особенность установленного режима ответственности в этих случаях состоит в том, что источником возмещения вреда служит казна Российской Федерации, казна субъекта Российской Федерации или казна муниципального образования. При предъявлении исков к государству о возмещении вреда от имени казны Российской Федерации в качестве ответчика выступает Министерство финансов Российской Федерации. Поскольку данный государственный орган в судах лишь представляет казну Российской Федерации, то сумма возмещения взыскивается именно с казны Российской Федерации, а не за счет имущества и денежных средств, переданных Министерству финансов Российской Федерации как федеральному органу исполнительной власти в оперативное управление. При этом в решении об удовлетворении иска должно быть сделано указание, что соответствующая сумма возмещения взыскивается за счет средств казны Российской Федерации, а не за счет средств самого финансового органа.

Суд своим решением взыскал денежные средства в пользу Б.Г.Т. с Министерства финансов РФ, а не с Казны РФ.

Суд возложил обязанность на Министерство финансов РФ перечислить 94816 руб. на расчетный счет поставщика газа ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" в КБР на л/сч. N 00041142 Б.Г.Т.

При этом суд не указал, в каком абонентском отделе зарегистрирован лицевой счет истца.

У суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения исковых требований Б.Г.Т. к Министерству финансов РФ за счет средств Казны РФ.

Поскольку при рассмотрении дела судом первой инстанций допущено существенное нарушение норм материального права, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда КБР находит необходимым отменить состоявшееся по делу судебное решение.

В случае если судом кассационной инстанции на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных доказательств будут установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, суд в соответствии с абзацем четвертым статьи 361 ГПК РФ вправе изменить или отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение, при условии, что стороны ознакомлены с дополнительно представленными доказательствами.

Кассационная инстанция, проверив в соответствии со своими полномочиями обоснованность выводов суда, не согласилась с ними и, поскольку суд первой инстанции установил обстоятельства, имеющие значение для дела, пришла к выводу о принятии нового решения, которым в удовлетворении иска Б.Г.Т. отказать.

Руководствуясь ст. 360, 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда КБР

 

определила:

 

решение Нальчикского городского суда от 03 октября 2011 г. отменить и вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении иска Б.Г.Т. к Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по КБР о возложении обязанности произвести оплату за отопление в счет ее задолженности в размере 94 816, 56 руб. за период с 01.01.2007 г. по 01.07.2010 г. на лицевой счет N 00041142, зарегистрированный на имя Б.Г.Т. - отказать.

 

Председательствующий

А.А.МАКОЕВ

 

Судьи

Е.И.ЖЕРНОВОЙ

З.Т.ТХАГАЛЕГОВ

 

Копия верна:

Е.И.ЖЕРНОВОЙ

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024