Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

СМОЛЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 14 февраля 2012 г. по делу N 33-565

 

Судья Качкан Г.М.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего: Зубаровской С.В.,

судей: Козловой А.А. и Мацкив Л.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя администрации города Смоленска по доверенности Ч. на решение Заднепровского районного суда г. Смоленска от 14 декабря 2011 года,

заслушав доклад судьи Зубаровской С.В., возражения К.Д. и его представителя без специальных полномочий Л., просивших отказать в удовлетворении жалобы, оставить решение суда без изменения,

 

установила:

 

К.Д., действуя в интересах несовершеннолетнего К.В.И., (дата) года рождения, обратился с иском к администрации г. Смоленска (далее по тексту - Администрация) о понуждении к предоставлению доступа к бесплатному дошкольному образованию через предоставление места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, сославшись на то, что его сын С. 26.01.2010 г. органами местного самоуправления поставлен на учет для последующего определения в дошкольное учреждение на получение дошкольного образования, регистрационный номер очереди в момент постановки составил 7922. Вместе с тем, при обращении 03.10.2011 г. в Управление образования и молодежной политики Администрации с целью реализации права ребенка на получение места в детском саду, он получил отказ по причине отсутствия свободных мест. Полагал, что такой отказ нарушает права его сына, гарантированные Конвенцией о правах ребенка, Конституцией РФ и Законом РФ "Об образовании", просил понудить ответчика предоставить место в одном из МДОУ г. Смоленска, расположенных на разумном географическом удалении от места проживания ребенка, какими являются:.

Представитель ответчика Администрации - Ч. исковые требования не признала, указав на то, что комплектование детских садов осуществляется в соответствии с Административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги, утв. Постановлением администрации г. Смоленска от 14.12.2010 г. N 796-адм; очередность предоставления мест определяется датой постановки ребенка на очередь, которая состоит из 3-х категорий детей, причем первые две из них - имеют преимущественное право на предоставление места в детском саду; на момент спора ребенок истца состоит в очереди под номером 1515, преимущественного права на получение места не имеет. В этой связи полагала требования истца необоснованными, поскольку внеочередное предоставление ребенку истца места в детском саду приведет к нарушению прав и законных интересов других детей.

Решением Заднепровского районного суда г. Смоленска от 14.12.2011 г. требования К.Д. удовлетворены и на Администрацию возложена обязанность по предоставлению несовершеннолетнему К.В.И., (дата) года рождения, место, в одном из МДОУ г. Смоленска в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу:

В кассационной жалобе представитель Администрации по доверенности Ч. просит судебное постановление отменить и принять новое решение - об отказе в иске, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие не явившегося представителя Администрации, который, будучи надлежащим образом извещен о явке, в заседание судебной коллегии не явился.

Проверив материалы дела, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обязанность Администрации по обеспечению ребенка истца местом в дошкольном образовательном учреждении не выполнена, в то время как такая обязанность гарантируется государством в качестве общедоступного и бесплатного образования. При этом нашел несостоятельным довод ответчика о нарушении прав других детей, стоящих в очереди впереди ребенка истца, поскольку права этих лиц не являются предметом рассмотрения возникшего спора, а доказательств тому, что предоставление места ребенку истца может повлиять на права других лиц, суду не представлено.

Между тем такой вывод суда основан на неправильном применении норм материального права.

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2001 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", к вопросам местного значения муниципального района относятся в том числе, организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

В соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона РФ "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования.

В соответствии с п. 7 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 г. N 666, к дошкольным образовательным учреждениям относятся детские сады различного вида, которые могут быть государственными или муниципальными и для которых данное Типовое положение является обязательным.

Из материалов дела видно, что К.Д., является отцом К.В.И., (дата) года рождения. 26.01.2010 г. его мать - К.Л.М. обратилась в Управление образования и молодежной политики г. Смоленска с заявлением о предоставлении места в детском саду ее сыну. В этот же день К.В.И. поставлен на очередь, ему выдан талон с порядковым номером очереди - 7922. Преимущественным правом на предоставление места в детском учреждении ребенок К.С.Д. не обладает.

Как следует из ответа на заявление начальника Управления от 12.10.2011 г. N 15-2939, по результатам работы комиссии по комплектованию муниципальных образовательных учреждения согласно дате постановки на учет (26.01.2010 г.) для зачисления в ДОУ место в детском саду ребенку истца не предоставлено в связи с отсутствием свободных мест в группах необходимой возрастной категории в указанных дошкольных учреждениях. Разъяснено, что вопрос о направлении ребенка в муниципальное дошкольное образовательное учреждение будет рассматриваться в соответствии с Регламентом ежемесячно в течение учебного года на заседаниях комиссии по распределению мест в МДОУ города Смоленска согласно дате и времени постановки на очередь при наличии мест для детей соответствующей возрастной категории.

Таким образом, ответ начальника Управления образования и молодежной политики Администрации от 12.10.2011 г. не свидетельствует об отказе в удовлетворении заявления отцу по предоставлению ребенку места в дошкольном образовательном детском учреждении. В нем указано о возможности получения места по итогам дополнительной комплектации, отсутствие такого места связано с объективной невозможностью его предоставления.

Вместе с тем, при рассмотрении дела судом не учтено следующее.

В Сводном перечне первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, утвержденном Распоряжением Правительства РФ от 17.12.2009 N 1993-р, в действующей редакции, прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады) относится к услуге в сфере образования и науки.

Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 210-ФЗ).

Под муниципальной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления понимают деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований (п. 2 ст. 2 Закона N 210-ФЗ).

В соответствии со ст. 12 Главы 3 Закона N 210-ФЗ предоставление муниципальной услуги осуществляется в соответствии с Административным регламентом - нормативным правовым актом, устанавливающим порядок предоставления и стандарт предоставления муниципальной услуги, а также состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения.

В п. 4 ст. 14 Закона N 210-ФЗ указано, что стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает необходимость указания срока предоставления данной услуги.

Обязанность указать срок предоставления муниципальной услуги, максимальный срок ожидания в очереди при подаче заявления о предоставлении данной услуги и при получении результата предоставления муниципальной услуги, было предусмотрено Постановлением Главы г. Смоленска от 14.10.2009 N 441 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения административных регламентом исполнения муниципальных функций (предоставление муниципальных услуг)" (п. п. 1.2, 1.4.4, 2.4.2, 2.5.3), а в настоящее время это установлено Постановлением Администрации г. Смоленска от 30.03.2011 N 567-адм "Об утверждении Порядка разработки и утверждения административных регламентом предоставления муниципальных услуг" (п. п. 1.4, 2.3, 3.5, 3.6.1).

Постановлением Администрации города Смоленска от 14.12.2010 N 769-адм утвержден Административный регламент Администрации города Смоленска по предоставлению муниципальной услуги "Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в общеобразовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)" (далее - Административный регламент Администрации N 769-адм).

В разделе 1 Административного регламента указано, что он разработан в целях повышения качества оказания данной муниципальной услуги и определяет последовательность осуществления действий (административных процедур) и сроки ее оказания.

В Административном регламенте Администрации N 769-адм, приведен перечень процедур, выполняемых при предоставлении муниципальной услуги по приему заявлений, постановке на учет и зачисление детей в детские сады, однако, не указан срок предоставления места в детском саду после постановки на учет, хотя в Административном регламенте содержится графа, где должен быть указан максимальный срок выполнения данной административной процедуры.

Суд кассационной инстанции полагает, что судом первой инстанции при рассмотрении данного дела правомерно в целях установления сроков оказания муниципальной услуги по предоставлению места в детском саду после постановки на учет, применены Методические рекомендации по принятию мер по развитию дошкольного образования в 2007 - 2010 годах, обеспечению его доступности и повышению качества услуг образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования (далее - Методические рекомендации), которые не относятся к актам законодательства РФ в сфере образования, но вместе с тем, являются Комплексом мер по развитию дошкольного образования в РФ, одобренные Правительством РФ, и подлежащие реализации органами управления образования субъектов РФ. Методические рекомендации разработаны в соответствии с поручением Правительства РФ от 22.06.2007 г. N ДМ-П44-3035 в целях осуществления единой государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования. Данные рекомендации предназначены для применения органами управления образованием субъектов Российской Федерации по развитию дошкольного образования в Российской Федерации для достижения главной цели - улучшения демографической ситуации в Российской Федерации посредством предоставления гражданам гарантированного права на общедоступное дошкольное образование.

Указанные Методические рекомендации предусматривают, что место в дошкольном образовательном учреждении должно быть предоставлено ребенку в реальные сроки от 1 месяца до 1 года со дня подачи заявления о необходимости устройства ребенка в детский сад.

В соответствии с п. п. 6.1. 7.1 Административного регламента Администрации N 769-адм, получателями муниципальной услуги являются дети в возрасте от 1,5 до 7 лет (включительно), являющиеся гражданами Российской Федерации. Постановка на учет и зачисление детей в ДОУ осуществляется в соответствии с возрастными категориями детей: дети в возрасте от 1,5 до 3 лет; дети в возрасте от 3 до 4 лет; дети в возрасте от 4 до 5 лет; дети в возрасте от 5 лет до 6 лет; дети в возрасте от 6 лет до 7 лет (включительно).

Как указано выше, несовершеннолетний К.С.Д. - (дата) года рождения; необходимость устройства в детский сад возникла по достижении им 1,5 лет, то есть после 17 июня 2011 года.

Исходя из максимального срока предоставления ребенку места в детском саду, срок истекает 17 июня 2012 года. На день принятия обжалуемого решения суда и на день рассмотрения кассационной жалобы данный срок не истек и фактически ответом от 12.10.2011 г. начальника Управления образования и молодежной политики Администрации в предоставлении гарантированного государством права на посещение детского сада ему не отказано, следовательно, в удовлетворении заявленных требований истца надлежит отказать.

В соответствии со ст. 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

Данная статья устанавливает границы (пределы) осуществления гражданских прав, запрещая определенное поведение. Она предусматривает общий ограничитель усмотрения субъектов гражданских прав при осуществлении ими своих прав и распоряжении правами: нельзя злоупотреблять своими правами, если это ведет к нарушению прав и интересов других лиц. Здесь имеется в виду: а) злоупотребление правом с прямым умыслом нанести ущерб интересам других лиц; б) злоупотребление правом, хотя и не имеющее такой цели, но объективно причиняющее вред другим лицам; в) злоупотребление доминирующим положением на рынке и ограничение конкуренции; г) недобросовестная конкуренция и реклама. Возможны и иные формы злоупотребления.

При рассмотрении дела и удовлетворении заявленного иска судом первой инстанции указанные выше нормы права и конкретные обстоятельства не учтены.

Ссылку в решении на Постановление Конституционного Суда РФ от 15 мая 2006 года N 5-П судебная коллегия не может признать приемлемой, поскольку данное Постановление излагает правовую позицию относительно толкования положений ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - в части, касающейся полномочий органов местного самоуправления по установлению платы за содержание детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях и финансового обеспечения реализации права родителей на компенсацию затрат на содержание детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях.

При таких обстоятельствах с решением суда нельзя согласиться и на основании п. п. 1, 4 ч. 1 ст. 362 ГПК РФ оно подлежит отмене. Поскольку, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся представленных доказательств, кассационная инстанция считает возможным принять по делу новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение.

Руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Заднепровского районного суда г. Смоленска от 14 декабря 2011 г. Смоленска - отменить;

принять по делу новое решение, которым К.Д. к администрации г. Смоленска о понуждении к предоставлению доступа к бесплатному дошкольному образованию через предоставление места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении - отказать.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024