Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

 

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 29 февраля 2012 г. N 33-3037/2012

 

Судья: Мазнева Т.А.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:

председательствующего Параевой В.С.

судей Петровой Ю.Ю., Александровой Ю.К.

при секретаре Ц.

рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке главы 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2012 г.), на основании ст. 2 Федерального закона от 09.12.2010 г. N 353-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" гражданское дело N 2-2115/2011 по кассационной жалобе негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов" на решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 05 декабря 2011 года по иску Прокурора Приморского района Санкт-Петербурга к негосударственному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов" об обязании устранить нарушения.

Заслушав доклад судьи Параевой В.С., объяснения прокурора Санкт-Петербургской городской прокуратуры Мазиной О.Н., действующей на основании доверенности от 28.11.2011 года, возражавшей против отмены решения районного суда, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда,

 

установила:

 

Прокурор Приморского района Санкт-Петербурга, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга с иском к негосударственному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов" (далее - СПб ГУП "Международная гимназия "Ольгино") об обязании устранить нарушения, указывая на то, что прокуратурой Приморского района Санкт-Петербурга была проведена проверка соблюдения законодательства РФ в области законодательства об отходах производства и потребления в СПб ГУП "Международная гимназия "Ольгино", расположенном по адресу: <адрес>.

Прокурор в обоснование заявленных требований ссылается на то, что в ходе проведенной проверки выявлены нарушения требований действующего законодательства, а именно в СПб ГУП "Международная гимназия "Ольгино" отнесение опасных отходов образующихся в учреждении (мусор от бытовых помещений, ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки, отработанные, отходы) к конкретному классу опасности не подтверждено; свидетельства о классе опасности отходов отсутствуют; не составлены паспорта на отходы 1 - 4 класса опасности, не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов не ведется; плата за негативное воздействие на окружающую среду в установленные сроки не осуществляется.

По мнению прокурора, невыполнение требований экологического законодательства прямо нарушает права граждан проживающих в близлежащих домах, обучающихся и работающих в структурном подразделении НОУ "ВПО Санкт-Петербургский университет профсоюзов", расположенном по адресу: <адрес> на благоприятную среду обитания.

В этой связи прокурор Приморского района Санкт-Петербурга, ссылаясь на положения ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст. ст. 3, 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", просил суд признать бездействия СПб ГУП противоречащими ФЗ "Об охране окружающей среды" и обязать ответчика в структурном подразделении, расположенном по адресу: <адрес> устранить нарушения ФЗ "Об охране окружающей среды", а именно: получить подтверждение в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами отнесение опасных отходов, образующихся в учреждении, к конкретному классу опасности для окружающей среды; получить паспорта на опасные отходы 1 - 4 классов опасности и согласовать в Ростехнадзоре; получить свидетельства о классе опасности отходов; разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; организовать ведение учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов; произвести оплату за негативное воздействие на окружающую среду в срок до истечения 30 дней со дня вступления в законную силу судебного решения.

Решением Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 05 декабря 2011 года исковые требования прокурора Приморского района Санкт-Петербурга удовлетворены частично.

Суд обязал негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов" в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда получить паспорта на опасные отходы 1 - 4 классов опасности; получить свидетельства о классе опасности отхода для окружающей среды; после получения необходимых паспортов и свидетельств организовать ведение учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученным от других лиц, а также размещенных отходов; произвести оплату за негативное воздействие на окружающую среду.

В кассационной жалобе ответчик просит отменить указанное решение, считает его незаконным и необоснованным, а выводы суда не соответствующими обстоятельствам дела.

Представитель ответчика и представители третьих лиц в заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции надлежаще извещены. При таких обстоятельствах судебная коллегия на основании ч. 2 ст. 354 ГПК РФ считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения прокурора Мазиной О.Н., обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены правильного решения суда.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Право на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года "Об охране окружающей среды".

В соответствии со ст. 51 "Об образовании" образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Как усматривается из материалов дела, СПб ГУП "Международная гимназия "Ольгино", расположенная по адресу: <адрес> является структурным подразделением ответчика.

17.11.2010 года Прокуратурой Приморского района в адрес ответчика направлено Представление об устранении требований законодательства об отходах производства и потребления в котором прокурор указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки выявлено, что в СПб ГУП "Международная гимназия "Ольгино" отнесение опасных отходов, образующихся в учреждении к конкретному классу опасности не подтверждено, отсутствуют свидетельства о классе опасности, не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов не ведется.

Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции, правильно руководствовался положениями ст. ст. 1, 11, 14, 18 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", п. 5.3.7 Постановления Правительства РФ от 30.07.04 N 401 "О федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" и исходил из того, что осуществление ответчиком деятельности с нарушением требований в области охраны окружающей среды создает угрозу причинения вреда здоровью человека, а также обоснованно принял во внимание, что указанное выше учреждение занимается образовательной деятельностью, связанной с получением образования граждан, в том числе несовершеннолетних, сохранение жизни и здоровья которых является приоритетным направлением государственной политики. Установив, что СПб ГУП "Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов" является юридическим лицом, которое образует отходы производства и потребления, хранит, накапливает опасные отходы до момента их вывоза соответствующей организацией, пришел к правильному выводу о том, что наличие нахождения опасных отходов может негативно повлиять на права граждан, как проживающих в близлежащих домах, так и работающих либо обучающихся в структурном подразделении ответчика.

С учетом изложенного, следует согласиться с выводом суда о том, что требования прокурора Приморского района в части обязания ответчика соблюдать законодательство об отходах производства и об охране окружающей среды являются законными и обоснованными.

Согласно ст. 24 ФЗ от 10.01.2002 года N 7 "Об охране окружающей среды" нормативы образования отходов производства и потребления, а также лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с действующим законодательством.

Так, положениями статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

В силу ч. ч. 2 - 3 статьи 14 этого же Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами. На отходы I - IV классов опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV классов опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности.

Порядок проведения паспортизации опасных отходов определен Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2000 года "О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов", согласно которому Министерство природных ресурсов РФ и его территориальные органы на основании предоставляемой в установленном порядке индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, информации в указанной области, включающей сведения о происхождении, количестве, составе, свойствах, классе опасности отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания проводят работу по паспортизации опасных отходов.

Согласно ст. 1 Закона N 89-ФЗ, паспорт опасных отходов является документом, который должен удостоверять принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, и содержать сведения об их составе. Паспортизация опасных отходов является одним из обязательных требований обращения с ними, установленных положениями ст. 14 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Отсутствие паспорта опасных отходов служит препятствием к их транспортированию.

Согласно пунктам 2, 4 статьи 18 Закона N 89-ФЗ лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяет Правительство Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 16 Закона N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. Нормативы образования отходов и лимитов на их размещение разрабатываются и утверждаются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.06.2000 N 461 "О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение", которым утверждены Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

В соответствии с Правилами норматив образования отходов определяется установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции; лимиты на размещение отходов, разрабатываемые в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду, количеством, видом и классами опасности образующихся отходов и площадью (объемом) объекта их размещения, устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки данной территории.

Согласно пункту 7 Правил для установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение индивидуальные предприниматели и юридические лица представляют в территориальные органы уполномоченного органа заявление об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; копию лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов (для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов); проект нормативов образования отходов - и лимитов на их размещение; копию лицензии на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов (для юридического лица - пользователя недр, имеющего лицензию на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов).

В соответствии с пунктом 10 Правил территориальные органы уполномоченного органа в срок, не превышающий 30 рабочих дней с даты приема указанных документов, принимают решение об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение либо об отказе в их установлении (с мотивированным обоснованием), которое может быть обжаловано в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Удовлетворяя исковые требования прокурора Приморского района Санкт-Петербурга частично, суд исходил из того, что в ходе рассмотрения дела было установлено, что ответчик Представление об устранении требований законодательства об отходах производства и потребления в полном объеме не исполнил.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В ходе рассмотрения дела, ответчиком представлены суду доказательства получения подтверждения отнесения отходов образующихся в учреждении к конкретному классу опасности, а также разработанный проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Судом установлено, что СПб ГУП "Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов" проводились работы по разработке и согласованию опасных отходов (на мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) и на ртутные лампы, отработанные люминесцентные ртутьсодержащие трубки и брак, получены два свидетельства о классе опасности отхода для окружающей среды.

Также судом установлено и следует из материалов дела, что три паспорта отходов (твердых коммунальных отходов (смет с территории), эмульсии и смеси, содержащие растительные и животные жировые продукты, отходы при промывке канализационных сетей) не утверждены, согласования не выданы, в настоящее время подготовленные проекты находятся на повторной проверке в Департаменте Росприроднадзора.

Таким образом, материалами дела подтверждено, что предписание прокурора прокуратуры Приморского района Санкт-Петербурга исполнено ответчиком частично, а потому вывод суда о том, что исковое заявление подлежит частичному удовлетворению, является правомерным.

С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что судом правильно установлены все юридически значимые обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.

Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке обстоятельств, правильно установленных судом, являлись предметом исследования и оценки суда первой инстанции, правовых оснований к отмене законного и обоснованного решения суда первой инстанции не содержат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

определила:

 

Решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 05 декабря 2011 года по настоящему делу оставить без изменения, кассационную жалобу негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов" - без удовлетворения.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024