Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 11 апреля 2012 г. N 33-1223/2012

 

Судья Беляева В.В.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Аганесовой О.Б.,

судей Маклаковой Н.С., Мальцевой Е.Г.,

при секретаре Б.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Верховажского муниципального района на решение Верховажского районного суда Вологодской области от 21 февраля 2012 года, которым возложена обязанность на Управление образования Верховажского муниципального района Вологодской области обеспечить 220 дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях села Верховажье в течение двух лет с момента вступления решения суда в законную силу.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Маклаковой Н.С., объяснения представителя Администрации Верховажского муниципального района по доверенности Д., прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И., судебная коллегия

 

установила:

 

Прокурор Верховажского района обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц, в обоснование указав, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления Верховажского муниципального района прав граждан на получение доступного бесплатного дошкольного образования, в ходе которой установлено, что в соответствии с п. 2.2 устава Управление образования Верховажского муниципального района наделено полномочиями по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования в районе, в нарушение требований законодательства в Верховажском муниципальном районе не в полной мере осуществляется выполнение данных полномочий.

В с. Верховажье функционируют четыре дошкольных образовательных учреждения, которые посещают 506 детей. По состоянию на 25 января 2012 года в очереди на устройство детей в дошкольные образовательные учреждения села Верховажье числится 220 детей, из них 115 детей возрастом от одного года и старше, которые непосредственно нуждаются в оказании образовательных услуг. Указанные дети лишены гарантированного государством права на дошкольное образование.

Очередь на устройство детей образовалась в связи с тем, что в с. Верховажье не хватает дошкольных образовательных учреждений, имеющиеся учреждения не обеспечивают в полном объеме потребность детей в получении образовательных услуг.

Прокуратурой Верховажского района в июне 2011 года была проведена проверка соблюдения требований вышеуказанного законодательства, установлено, что по состоянию на 1 января 2011 года в очереди числилось 254 ребенка, по результатам проверки прокурором района главе Верховажского муниципального района 9 июня 2011 года внесено представление.

До настоящего времени меры, принимаемые Управлением образования Верховажского муниципального района по устранению выявленных нарушений законодательства и прав несовершеннолетних на получение образования в виде открытия дополнительной группы и консультативных пунктов, не позволили сократить очередь на устройство детей в дошкольные учреждения. Верховажский муниципальный район не включен в областную программу по строительству дошкольных учреждений.

Выявленные нарушения конституционных прав граждан на получение образования создают социальную напряженность в среде социально активного населения района, создают препятствия для повышения рождаемости и трудовой занятости населения района и требуют незамедлительного принятия мер для их устранения.

Прокурор Верховажского района просит суд обязать Управление образования Верховажского муниципального района в течение 2 лет со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить 220 дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях на территории с. Верховажье Верховажского муниципального района Вологодской области.

В судебном заседании заместитель прокурора Верховажской районной прокуратуры Зайцев А.В. заявленные требования поддержал в полном объеме.

В судебном заседании представитель Управления образования Верховажского муниципального района по доверенности О. исковые требования не признала, в обоснование указала, что Управлением образования приняты все возможные меры по устранению нарушений. Направлено письмо в Правительство Вологодской области о включении Верховажского муниципального района в ведомственную целевую программу "Развитие сети дошкольных образовательных учреждений на территории Вологодской области на 2010 - 2012 годы", составлен перечень мероприятий по Верховажскому муниципальному району для включения в сводную программу развития сети образовательных учреждений, реализующих основную программу дошкольного образования. В мероприятия входит реконструкция здания ПУ-53 - новостройки под детский сад на 140 мест, строительство детского сада в поселке Прибрежный, открытие группы на 15 мест в МДОУ "Заречный детский сад". В настоящее время район в указанную программу не включен.

Представитель администрации Верховажского муниципального района по доверенности Д. не согласен с исковыми требованиями, считает, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, Управление образования Верховажского муниципального района не наделено полномочиями по строительству новых зданий. Решить проблему с устройством детей в дошкольные образовательные учреждения можно только путем строительства нового детского сада. В компетенцию Управления образования Верховажского муниципального района входит принятие мер по организации дошкольного образования, что и делается.

Судом принято приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Администрация Верховажского муниципального района с решением суда не согласна, считает Управление образования Верховажского муниципального района ненадлежащим ответчиком, решение суда невыполнимым, поскольку у ответчика нет средств для строительства новых объектов дошкольных учреждений, механизм исполнения решения судом не определен.

В возражениях на кассационную жалобу прокурор Верховажского района просит об оставлении ее без удовлетворения.

Судебная коллегия, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает решение суда подлежащим отмене в связи с нарушением и неправильным применением норм материального права.

Согласно ст. 10 Конституции Российской Федерации государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. В силу ст. 12 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

В соответствии с ч. ч. 3 и 5 ст. 5 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон об образовании) государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования. В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной поддержке, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования.

Пунктами 6.1 и 6.2 ч. 1 ст. 29 Закона об образовании предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования относятся: обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации.

В силу ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации отнесено обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. ст. 28 и 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является самостоятельность бюджетов, который означает право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов.

Из материалов дела следует, что Управлением образования Верховажского муниципального района и Администрацией Верховажского муниципального района принимаются меры по исполнению обязанности предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования в пределах своих полномочий, однако удовлетворить потребности населения в полном объеме в обеспечении всех нуждающихся местами в дошкольных образовательных учреждениях не имеют возможности ввиду отсутствия финансовой возможности, недостаточности собственных бюджетных средств и выделяемых субвенций.

Удовлетворяя требования прокурора, суд не учел, что обязанность по обеспечению прав граждан на общедоступное и бесплатное дошкольное образование возложена как на органы местного самоуправления, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Расходы на обеспечение прав граждан на общедоступное и бесплатное дошкольное образование должны производиться из местных бюджетов, а при недостаточности собственных источников финансирования - за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в порядке компенсации дополнительных расходов.

Заявляя требования о понуждении к совершению действий, прокурор возлагает на суд обязанность вмешаться в деятельность органов местного самоуправления по исполнению установленных полномочий, что исходя из принципа разделения властей является недопустимым.

Суд не вправе вмешиваться в хозяйственную, экономическую, финансовую деятельность органов местного самоуправления по организации дополнительных дошкольных образовательных учреждений в муниципальном образовании, поскольку материальный закон для понуждения к совершению действий по организации дополнительных дошкольных образовательных учреждений в муниципальном образовании отсутствует. Кроме того, имеющаяся в Верховажском муниципальном районе очередь желающих определить своих несовершеннолетних детей в дошкольное учреждение не отражает реальной потребности в местах в дошкольных учреждениях на ближайшие два года, поскольку в очереди состоят в большинстве родители младенцев рождения 2011, 2012 года, которые в силу возраста не имеют возможность посещать дошкольное детское учреждение.

Учитывая изложенное, вывод суда о том, что требования прокурора подлежат удовлетворению, нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем принятое по делу судебное решение подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Верховажского районного суда Вологодской области от 21 февраля 2012 года отменить.

Принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурора Верховажского района об обязании Управления образования Верховажского муниципального района Вологодской области обеспечить в течение двух лет с момента вступления решения суда в законную силу 220 дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях на территории села Верховажье Верховажского муниципального района Вологодской области отказать.

 

Председательствующий

О.Б.АГАНЕСОВА

 

Судьи

Н.С.МАКЛАКОВА

Е.Г.МАЛЬЦЕВА

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024