Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 19 апреля 2012 г. N 33а-1688/2012

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:

председательствующего Ильичевой Т.В.,

судей Киреевой И.А., Эдвардс А.А.,

при секретаре Г.,

с участием прокурора Чигаркиной Е.Г.,

рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Главы администрации Волховского муниципального района Ленинградской области - А. на решение Волховского городского суда Ленинградской области от 17 февраля 2012 года, которым частично удовлетворены исковые требования, Волховского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области, Муниципальному образовательному бюджетному учреждению <...> Совету депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области, Комитету финансов Волховского муниципального района Ленинградской области и Главе Волховского муниципального района Ленинградской области об обязании оградить территорию учреждения.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Киреевой И.А., объяснения прокурора, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

 

установила:

 

Волховским городским прокурором в защиту интересов неопределенного круга лиц предъявлены требования к Администрации Волховского муниципального района Ленинградской области, Администрации МОБУ <...> об обязании принять меры по соблюдению требований федерального санитарного законодательства: обустроить территорию учреждения ограждением, исключающим свободный доступ посторонних лиц на территорию учреждения, в соответствии с требованиями п. 3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 N 189.

Впоследствии исковые требования уточнялись, в окончательном варианте прокурор просил обязать оградить территорию забором с южной стороны земельного участка образовательного учреждения.

В обоснование требований указано, что в октябре 2011 года в результате выездной проверки, проведенной по требованию прокуратуры Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в Волховском районе, установлены нарушения федерального законодательства. Ограждение МОБУ <...> по периметру отсутствует, что не исключает несанкционированный доступ третьих лиц на территорию учреждения, что подтверждается административными материалами ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Волховском районе. Несоблюдение должностными лицами МОБУ <...> и администрации Волховского муниципального района, являющегося учредителем МОБУ <...> требований федерального законодательства нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала общеобразовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих общеобразовательное учреждение, в части их безопасного пребывания в учреждении.

Определениями Волховского городского суда от 09.11.2011 и 28.12.2011, соответственно, привлечены к участию в деле в качестве соответчиков Совет депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области, Комитет финансов Волховского муниципального района Ленинградской области, глава Волховского муниципального района Ленинградской области, 3-го лица - Территориального отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в Волховском районе и произведена замена ненадлежащего ответчика Администрации МОБУ <...> надлежащим - МОБУ <...>

Судом постановлено решение, которым исковые требования удовлетворены частично. Администрация Волховского муниципального района Ленинградской области и МОБУ <...> обязаны в срок к 01.09.2012 оградить территорию МОБУ <...> забором с юго-восточной стороны в соответствии с требованиями п. 3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189. В удовлетворении остальной части иска отказано.

В апелляционной жалобе Глава администрации Волховского муниципального района Ленинградской области - А. просит решение суда отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Считая решение суда незаконным и необоснованным, указывает, что администрация не является надлежащим ответчиком по делу, требований к публично-правовому образованию - Волховскому муниципальному району как к учредителю школы прокуратурой не предъявлялось. Требования предъявлены к юридическому лицу администрации Волховского муниципального района, которое является казенным учреждением, не отвечающим по обязательствам иных юридических лиц, не наделенным полномочиями по содержанию учреждений образования, строительству заборов, ограждающих территорию других юридических лиц. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения. Требования СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" об обустройстве забора не распространяются на администрацию как, не являющуюся образовательным учреждением. Гражданско-правовые договоры, по которым администрация обязывалась строить забор, отсутствуют. Решение суда неисполнимо, так как глава администрации только вносит в Совет депутатов проект местного бюджета, средства могут и не быть выделены. Решением суда два ответчика обязаны совершить одни и те же действия - произвести ограждение школы, не указано, в какой доле каждый из ответчиков должен исполнить решение или подлежат ли они исполнению солидарно. Нарушена ч. 4 ст. 198 ГПК РФ: в мотивировочной части не указаны доказательства, на которых основаны выводы суда, мотивы, по которым суд принял одни доказательства, отвергнув другие, а также законы, которыми руководствовался суд.

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда, рассмотрев дело в судебном заседании в пределах доводов апелляционной жалобы и с учетом особенностей, предусмотренных гл. 39 ГПК РФ, проверив, не нарушены ли судом нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с ч. 4 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда первой инстанции, приходит к следующему.

Как видно из материалов дела, в ходе проверки МОБУ <...>, проведенной по требованию Волховской городской прокуратуры, на предмет проверки соответствия ограждения учреждения сан. нормам Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в Волховском районе на основании распоряжения начальника ТО Роспотребнадзора в Волховском районе N от <...>, установлено, что ограждение территории общеобразовательного учреждения отсутствует (л.д. 9, 10 т. 1).

Постановлением N по делу об административном правонарушении от <...> по результатам данной проверки директор общеобразовательного учреждения ФИО подвергнута административному наказанию по ст. <...> КоАП РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере <...> (л.д. 8 т. 1).

Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в Волховском районе <...> N МОБУ <...> выдано предписание об установлении ограждения территории земельного участка общеобразовательной школы (л.д. 7 т. 7).

Оценив в совокупности представленные в материалы дела акты обследования территории школы на предмет наличия ограждения, суд установил, что ограждение территории забором необходимо производить с юго-восточной стороны.

Из представленного в материалы дела Устава МОБУ <...> видно, что учреждение является юридическим лицом (п. 1.10).

Учредителем МОБУ <...> является Волховский муниципальный район, функции и полномочия которого осуществляются администрацией Волховского муниципального района Ленинградской области (п. 1.4 Устава - л.д. 56 т. 1).

В силу п. 4.4 Устава (л.д. 65 т. 1) собственные средства Учредителя, бюджетные и внебюджетные средства, имущество, переданное учреждению собственником, в числе других, относятся к источникам формирования имущества и финансовых ресурсов Учреждения.

На основании п. 5.1.1 (л.д. 68 Т. 1) к исключительной компетенции Учредителя, в том числе, относится определение основных направлений деятельности учреждения, утверждение годового плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения и внесение в него изменений; предварительное согласование совершения учреждением крупной сделки; осуществление финансового обеспечения муниципального задания; определение порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения в соответствии с требованиями.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 32 Закона РФ "Об образовании" к компетенции образовательного учреждения относятся материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.

Согласно ст. 51 названного Закона образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О противодействии терроризму" от 06.03.2006 N 35-ФЗ одним из принципов противодействия терроризму в РФ являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.

В статье 39 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ определено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Санитарные правила подлежат регистрации и официальному опубликованию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 N 189 утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" совместно с "СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы". П. п. 3.1 и 3.2 СанПиН 2.4.2.2821-10 предусмотрено, что территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена; на территории общеобразовательного учреждения выделяют следующие зоны: зона отдыха, физкультурно-спортивная и хозяйственная. Допускается выделение учебно-опытной зоны.

В силу ст. ст. 139 и 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

На основании п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии с Областным законом Ленинградской области "Об областном бюджете Ленинградской области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" от 23.12.2010 N 84-оз на органы местного самоуправления муниципальных образований возложено обеспечение подготовки муниципальных общеобразовательных учреждений Ленинградской области к новому учебному году в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Установив, что образовательное учреждение не имеет ограждения с юго-восточной стороны, тогда как это необходимо в силу действующих правовых норм, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, включая несовершеннолетних учащихся, на соблюдение установленных санитарно-эпидемиологических требований; источником формирования ресурсов учреждения выступают бюджетные и внебюджетные средства; органы местного самоуправления муниципальных районов обязаны обеспечить обустройство прилегающей территории, мероприятия по выполнению требований об ограждении, суд удовлетворил исковые требования в указанной части.

П. 2 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

П. 1, 3 ст. 29 Устава Волховского муниципального района Ленинградской области предусмотрено, что администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального района) наделяется в соответствии с настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального района федеральными законами и областными законами, администрация обладает правами юридического лица.

С учетом вышеприведенных положений Гражданского кодекса и Устава Волховского муниципального района, а также Устава Учреждения, позиция подателя жалобы о том, что разрешен спор к ненадлежащему ответчику, поскольку требований к публично-правовому образованию - Волховскому муниципальному району как к учредителю школы прокуратурой не предъявлялось, требования предъявлены к юридическому лицу администрации, которая не наделена полномочиями по обеспечению содержания учреждений образования, строительству заборов, ограждающих территорию других юридических лиц, безосновательна и свидетельствует о неверном толковании норм права.

Указание на нарушение судом положений ч. 4 ст. 198 ГПК РФ опровергается текстом обжалуемого судебного акта.

Иные доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права, подробно и аргументированно оценены судом первой инстанции, с выводами которого судебная коллегия соглашается. Оснований для отмены или изменения законного и обоснованного решения не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 327 - 327.1, 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

 

определила:

 

решение Волховского городского суда Ленинградской области 17 февраля 2012 года оставить без изменения; апелляционную жалобу Главы администрации Волховского муниципального района Ленинградской области - А. - без удовлетворения.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024