Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 4 июня 2012 г. по делу N 33-760

 

Судья: Иванова О.Ю.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:

Председательствующего: Кулаковой И.А.,

и судей: Болонкиной И.В., Зиновьевой О.Н.,

с участием прокурора: Рыловой Т.В.,

при секретаре: Ш.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главы администрации Сусанинского муниципального района Костромской области Ж. на решение Буйского районного суда Костромской области от 20 марта 2012 года по делу по иску прокурора Сусанинского муниципального района Костромской области к муниципальному общеобразовательному учреждению "Меленковская начальная общеобразовательная школа", администрации Сусанинского муниципального района Костромской области об обязании устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности.

Заслушав доклад судьи Болонкиной И.В., судебная коллегия

 

установила:

 

Прокурор Сусанинского муниципального района Костромской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к муниципальному общеобразовательному учреждению "Меленковская начальная общеобразовательная школа" (далее МОУ "Меленковская начальная общеобразовательная школа"), администрации Сусанинского муниципального района о возложении обязанности на МОУ "Меленковская начальная общеобразовательная школа" провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности в здании указанного общеобразовательного учреждения, расположенного по адресу: <...> выражающиеся в проведении замеров сопротивления изоляции электрооборудования объекта, регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту автоматической пожарной сигнализации, перезарядить огнетушитель N 2 и о возложении обязанности на администрацию Сусанинского муниципального района Костромской области по финансированию вышеуказанных организационно-хозяйственных мероприятий. Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной проверки установлено не соответствие требованиям, предусмотренным п. п. 17, 57, 96 Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03), противопожарного состояния МОУ "Меленковская начальная общеобразовательная школа". Ссылаясь на п. 10 Правил, указывает, что обязанность по устранению нарушений должна быть возложена на собственника имущества или лицо, уполномоченное им владеть, пользоваться и распоряжаться. Таким лицом является данное муниципальное общеобразовательное учреждение. Учредителем школы является муниципальное образование Сусанинский муниципальный район. Функции и полномочия учредителя школы осуществляет администрация Сусанинского муниципального района.

В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил исковые требования. Не поддержал требования в части возложения обязанности на МОУ "Меленковская начальная общеобразовательная школа" провести регламентные работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту автоматической пожарной сигнализации, перезарядить огнетушитель N 2, а администрации Сусанинского муниципального района Костромской области обеспечить финансирование указанных организационно-хозяйственных мероприятий, в остальной части просил об удовлетворении заявленных исковых требований.

Решением Буйского районного суда Костромской области от 20 марта 2012 года на МОУ "Меленковская начальная общеобразовательная школа" возложена обязанность по проведению организационно-хозяйственных мероприятий по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности, а именно, провести замеры сопротивления изоляции электрооборудования в здании муниципального общеобразовательного учреждения "Меленковская начальная общеобразовательная школа", расположенного по адресу: <...>

На администрацию Сусанинского муниципального района Костромской области возложена обязанность по финансированию организационно-хозяйственных мероприятий по проведению замеров сопротивления изоляции электрооборудования в здании муниципального общеобразовательного учреждения "Меленковская начальная общеобразовательная школа", расположенного по адресу: <...>

В апелляционной жалобе глава администрации Сусанинского муниципального района Костромской области Ж. просит решение суда отменить и в удовлетворении исковых требований прокурора отказать. Ссылаясь на п. 60 Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03), указывает, что проведение замеров по сопротивлению изоляции электрооборудования не является организационно-хозяйственным мероприятием по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности, поскольку данные мероприятия регламентированы законодательством об электроэнергетике. Полагает ошибочным вывод суда о том, что финансирование школы осуществляется учредителем, так как в соответствии с п. 5.12 Устава общеобразовательного учреждения финансовое обеспечение осуществляется за счет средств бюджета Сусанинского муниципального района Костромской области на основании бюджетной сметы, аналогичные положения предусмотрены и ст. 41 Закона РФ от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании". Школа является муниципальным казенным учреждением, финансовое обеспечение деятельности Школы осуществляется за счет средств бюджета Сусанинского муниципального района и на основании бюджетной сметы. Ссылки суда на п. 11 Федерального закона "О пожарной безопасности" и п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" в части возложения обязанности по финансированию проведения указанных организационно-хозяйственных мероприятий считает несостоятельными.

В возражениях относительно апелляционной жалобы прокурор Сусанинского района Костромской области Варсанофьев Е.А. считает решение суда законным и обоснованным, а доводы жалобы не состоятельными. Просит решение Буйского районного суда от 20 марта 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В судебное заседание в суд апелляционной инстанции представители МОУ "Меленковская начальная общеобразовательная школа" и администрации Сусанинского муниципального района не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, выслушав прокурора, которая полагает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда по изложенным в апелляционной жалобе доводам.

Согласно ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

В силу статьи 37 вышеуказанного Закона юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.

Требования пожарной безопасности установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 г. N 313.

В соответствии с п. 10 указанных Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

Проектирование, монтаж, эксплуатация электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике (п. 57 ППБ 01-03).

Согласно п. 60 ППБ 01-03 при эксплуатации действующих электроустановок запрещается использовать приемники электрической энергии (электроприемники) в условиях, не соответствующих требованиям инструкций организаций-изготовителей, или приемники, имеющие неисправности, которые в соответствии с инструкцией по эксплуатации могут привести к пожару, а также эксплуатировать электропровода и кабели с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией.

В соответствии с п. 2.12.17 Приказа Минэнерго РФ от 13.01.2003 г. N 6 "Об утверждении правил эксплуатации электроустановок потребителей" проверка состояния стационарного оборудования и электропроводки аварийного и рабочего освещения, испытание и измерение сопротивления изоляции проводов, кабелей и заземляющих устройств должны проводиться при вводе сети электрического освещения в эксплуатацию, а в дальнейшем - по графику, утвержденному ответственным за электрохозяйство потребителя, но не реже одного раза в три года. Результаты замеров оформляются актом (протоколом) в соответствии с нормами испытания электрооборудования.

Таким образом, из анализа приведенных норм следует, что из-за состояния сопротивления изоляции электропроводки зависит возможность использовать данную электропроводку или нет.

Как видно из материалов дела и установлено судом, 30 января 2012 года прокуратурой Сусанинского района Костромской области совместно с начальником территориального отделения надзорной деятельности Сусанинского района Костромской области ФИО10 ФИО12 была проведена проверка соблюдения требований законодательства пожарной безопасности на избирательном участке N 614, расположенного в здании МОУ "Меленковская начальная общеобразовательная школа". Проверкой было установлено, что в школе не проведены замеры сопротивления изоляции электропроводки (л.д. 7-9).

Разрешая спор, суд, исследовав представленные доказательства, оценив их в совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь приведенными нормами, пришел к обоснованному выводу о том, что МОУ "Меленковская начальная общеобразовательная школа" обязана устранить нарушения в области пожарной безопасности, в частности, провести замеры сопротивления изоляции электрооборудования в здании школы.

Довод апелляционной жалобы о том, что проведение замеров по сопротивлению изоляции электрооборудования не является организационно-хозяйственным мероприятием по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности, является несостоятельным, поскольку не основан на нормах действующего законодательства.

Согласно Уставу МОУ "Меленковская начальная общеобразовательная школа" (далее школа) является муниципальным казенным учреждением, которое осуществляет оказание муниципальных услуг, выполнение работ и исполнение муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления. Учредителем школы является муниципальное образование Сусанинский муниципальный район. Функции и полномочия учредителя школы осуществляет администрация Сусанинского муниципального района. Школа является юридическим лицом, обладает на праве оперативного управления обособленным имуществом и отвечает по своим обязательствам находящимися в ее распоряжении денежными средствами. Школа как юридическое лицо, вправе иметь расчетные и другие счета в органах казначейства и вправе от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности (п. п. 1.2., 1.3., 1.4.).

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. Бюджетная смета - документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения. Лимит бюджетных обязательств - объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).

В силу пункта 5 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

Согласно пункту 5.12. Устава МОУ "Меленковская начальная общеобразовательная школа" финансовое обеспечение деятельности школы осуществляется за счет средств бюджета Сусанинского муниципального района и на основании бюджетной сметы.

Школа отвечает по своим обязательствам, находящимися в ее распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных средств субсидиарную ответственность по обязательствам школы несет собственник имущества (п. 5.14. Устава).

В соответствии с пунктом 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

В силу п. п. 5.2. и 5.3. Устава школы имущество, закрепленное за школой, является муниципальной собственностью Сусанинского муниципального района, которое закрепляется за школой на праве оперативного управления.

С учетом изложенного, МОУ "Меленковская начальная общеобразовательная школа" обязано устранить нарушения в области пожарной безопасности, провести замеры сопротивления изоляции электрооборудования в здании школы в пределах доведенных школе лимитов бюджетных обязательств, а в случае недостаточности денежных средств у школы, собственник имущества школы - муниципальный район в лице администрации Сусанинского муниципального района Костромской области, являющегося исполнительно-распорядительным органом муниципального района в порядке субсидиарной ответственности должен профинансировать организационно-хозяйственные мероприятия по проведению замеров сопротивления изоляции электрооборудования в здании школы.

В связи с этим судебная коллегия считает необходимым второй абзац резолютивной части решения суда дополнить после слов: "Костромской области" словами: "В случае недостаточности денежных средств у МОУ "Меленковская начальная общеобразовательная школа" в порядке субсидиарной ответственности за счет бюджета муниципального района".

При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами, а в апелляционной жалобе не приводится доводов, являющихся основанием к отмене решения суда.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

Решение Буйского районного суда Костромской области от 20 марта 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы администрации Сусанинского муниципального района Костромской области - без удовлетворения.

Дополнить второй абзац резолютивной части решения суда после слов: "Костромской области" словами: "В случае недостаточности денежных средств у МОУ "Меленковская начальная общеобразовательная школа" в порядке субсидиарной ответственности за счет бюджета муниципального района".

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024