Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 7 июня 2012 г. по делу N 33-3023/2012

 

Судья Агаркова С.Н.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Гладченко А.Н.,

судей Желонкиной Г.А., Поляниной О.А.

при секретаре А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению прокурора Октябрьского района г. Саратова на решение Волжского районного суда г. Саратова от 21 марта 2012 года, по иску прокурора Октябрьского района г. Саратова в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "Город Саратов", комитету по образованию муниципального образования "Город Саратов" о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по организации дошкольного образовательного учреждения, которым постановлено:

"в удовлетворении исковых требований прокурора Октябрьского района г. Саратова в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "Город Саратов", комитету по образованию муниципального образования "Город Саратов" о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по организации дошкольного образовательного учреждения по адресу: <...> - отказать".

Заслушав доклад судьи Желонкиной Г.А., объяснения представителя администрации муниципального образования "Город Саратов" С., действующей на основании доверенности N 01-03/21 от 07 марта 2012 г., возражавшей против удовлетворения представления, исследовав материалы дела, обсудив доводы представления, судебная коллегия,

 

установила:

 

прокурор Октябрьского района г. Саратова обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "Город Саратов", комитету по образованию муниципального образования "Город Саратов", с учетом уточнений исковых требований о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по организации дошкольного образовательного учреждения. В обоснование требований прокурор указал, что прокуратурой Октябрьского района г. Саратова в ноябре 2011 года проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении прав несовершеннолетних на получение дошкольного образования. На администрацию муниципального образования "Город Саратов" в соответствии с законодательством возложена обязанность по реализации права граждан на получение дошкольного образования. На территории Октябрьского района г. Саратова функционирует 22 муниципальных дошкольных образовательных учреждения (далее по тексту МДОУ): 15 МДОУ, 5 дошкольных образовательных учреждений, подведомственных Комитету по образованию муниципального образования "Город Саратов", а также 2 дошкольных образовательных учреждения, подведомственных открытому акционерному обществу "Российские железные дороги". Фактическая наполняемость детских дошкольных учреждений составляет 2380 детей. Детские сады переукомплектованы на 28,6%, очередность составляет 1360 детей. Несмотря на то, что в Октябрьском районе г. Саратова имеется недостаток в дошкольных образовательных учреждениях, ответчиками не принимается мер по организации дополнительных объектов социальной инфраструктуры для детей, чем нарушаются права детей на образование, воспитание и развитие. МДОУ "Детские ясли N <...>", расположенный по адресу: <...> было перепрофилировано в начальную общеобразовательную школу N, которая впоследствии была ликвидирована. Ответчиками не принимается мер по организации дошкольного учреждения в указанном здании. Прокурор просил признать незаконным бездействие ответчиков по непринятию мер по организации дошкольного образовательного учреждения по адресу: <...> обязать принять меры по организации дошкольного образовательного учреждения по указанному адресу.

Рассмотрев возникший спор, суд постановил указанное выше решение.

Прокурор Октябрьского района г. Саратова не согласился с постановленным решением суда, в апелляционном представлении просит его отменить, исковые требования удовлетворить. В обоснование представления прокурор указывает на то, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела. Полагает, что вывод суда о невозможности использовать спорное здание в качестве дошкольного образовательного учреждения ни чем не подтвержден, а обзорные снимки здания, имеющиеся в материалах дела, не свидетельствует о непригодности помещения в связи с отсутствием функциональных зон (игровой и хозяйственной).

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, в соответствии с положениями ч. 1 ст. 327 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционном представлении, судебная коллегия полагает, что правовых оснований для отмены судебного акта не имеется. Районным судом правильно применены нормы материального и процессуального права, определены обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии с положениями статей 254 и 255 ГПК РФ в отношениях граждан с органами власти, с органами местного самоуправления и их должностными лицами оспариваться могут не только решения, но и действия (бездействия) указанных органов и должностных лиц или муниципальных служащих, в результате которых нарушены права граждан или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод.

В соответствии со ст. 3 Конвенции о правах ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению прав ребенка. В этой связи коллегией учитываются также цели и задачи Указа Президента РФ от 9 октября 2007 года N 1351 "Об утверждении концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г.".

Как указано в п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относится, в том числе, организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования.

В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

Отказывая прокурору в иске, суд первой инстанции исходил из того, что истцом не представлено доказательств возможности использования спорного здания в качестве дошкольного образовательного учреждения, в том числе с соблюдением требований СанПин.

Прокурором заявлены требования о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования "Город Саратов", выразившегося в непринятии мер по организации дошкольного образовательного учреждения по адресу: <...>.

Материалами дела подтверждается и установлено судом, что здание по адресу <...> было построено в 1905 году. В данном здании находились МДОУ "Детские ясли N <...>" которые в последующем были перепрофилированы в начальную общеобразовательную школу N. Однако в соответствии с решением Саратовской городской Думы от 10 июня 2004 года N 45-450 "О ликвидации муниципального образовательного учреждения "Начальная общеобразовательная школа N <...>" школа была ликвидирована. Указанное здание на основании акта приема - передачи от 30 июля 2004 года передано на баланс муниципального учреждения "Дирекция единого заказчика по Октябрьскому району г. Саратова" с последующим использованием здания под размещение переселенческого фонда т.е. перепрофилировано.

Судебная коллегия соглашается с выводом районного суда, что в соответствии п. 3 ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов относится решение вопроса, в частности, по созданию, реорганизации и ликвидации муниципальных образовательных учреждений.

Прокурором не представлено доказательств того, что спорное здание, которое не используется на протяжении 7 лет, до настоящего времени имеет целевое назначение - образовательное учреждение и его возможно использовать в качестве такового. При этом первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению прав ребенка.

Вместе с тем судом установлены обстоятельства, препятствующие его использованию в качестве дошкольного образовательного учреждения.

Согласно ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

В соответствии со ст. 39 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу и 3. Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554, соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях", введенные в действия с 2010 года, определяют, что государственные санитарно-эпидемиологические правила (далее именуются - санитарные правила) устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования к условиям воспитания и обучения (п. 3 СанПиН 2.4.1.2660-10).

Согласно п. 2.2 СанПиН 2.4.1.2660-10 здания дошкольных организаций размещают на внутриквартальных территориях жилых микрорайонов, удаленных от городских улиц, межквартальных проездов на расстояние, обеспечивающее уровни шума и загрязнения атмосферного воздуха требованиям санитарных правил и нормативов. От границы участка дошкольной организации до проезда должно быть не менее 25 м.

Здания дошкольных организаций должны размещаться в зоне жилой застройки, за пределами санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов, санитарных разрывов, гаражей, автостоянок, автомагистралей, объектов железнодорожного транспорта, метрополитена, маршрутов взлета и посадки воздушного транспорта.

При размещении зданий дошкольных организаций должны соблюдаться санитарные разрывы от жилых и общественных зданий: для обеспечения нормативных уровней инсоляции и естественного освещения помещений и игровых площадок. Через территорию организации не должны проходить магистральные инженерные коммуникации городского (сельского) назначения - водоснабжения, канализации, теплоснабжения, энергоснабжения (п. 2.3 СанПиН 2.4.1.2660-10).

В силу п. 3.1 СанПиН 2.4.1.2660-10 территория дошкольной организации по периметру ограждается забором и полосой зеленых насаждений. Деревья высаживаются на расстоянии не ближе 15 м, а кустарники не ближе 5 м от здания дошкольной организации.

На территории дошкольной организации выделяют следующие функциональные зоны:

- игровая зона;

- хозяйственная зона.

Расстояние между игровой и хозяйственной зоной должно быть не менее 3 м (п. 3.4 СанПиН 2.4.1.2660-10).

Зона игровой территории включает в себя: групповые площадки - индивидуальные для каждой группы из расчета не менее 7,2 кв. м на 1 ребенка для детей младенческого и раннего возраста и не менее 9,0 кв. м на 1 ребенка дошкольного возраста и с соблюдением принципа групповой изоляции;

- физкультурную площадку (одну или несколько) (п. 3.5 СанПиН 2.4.1.2660-10).

Как следует из технического паспорта на здание по адресу: <...>, здание имеет площадь 260,9 кв. м, год ввода в эксплуатацию 1905 г., износ начислен полностью т.е. 100%.

Согласно письму комитета по образованию администрации муниципального образования "Город Саратов", вышеуказанное здание расположено вблизи дороги, расстояние до проезжей части менее 25 м, отсутствует игровая зона.

Нахождение здания по адресу: <...>, вблизи проезжей части дороги, отсутствие территории для образования функциональных зон в соответствии со СанПиН 2.4.1.266-10 подтверждается фотографиями здания.

При таких обстоятельствах суд правомерно пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия и возложении обязанности на администрацию муниципального образования "Город Саратов" по организации дошкольного образовательного учреждения по адресу: <...>, поскольку соблюдение указанных санитарных норм и правил является обязательным.

По мнению судебной коллегии, суд правильно определил имеющие значение для дела обстоятельства и на основании надлежащей правовой оценки, добытых в ходе судебного разбирательства доказательств, постановил решение по делу. Выводы суда мотивированны, соответствуют установленным обстоятельствам, требованиям закона и в апелляционном представлении не опровергнуты. Всем представленным доказательствам судом дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, а доводы апелляционного представления сводятся к переоценке доказательств, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности.

При таких обстоятельствах оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Волжского районного суда г. Саратова от 21 марта 2012 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Октябрьского района г. Саратова без удовлетворения.

Определение вступает в законную силу со дня его принятия.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024