Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

ПРЕЗИДИУМ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 июня 2012 г. по делу N 44-г-25, 4Г-1020

 

Судья Ваганова К.Б.

Судебная коллегия: докладчик Валуева Л.Б.

Бузмакова О.В., Воронина Е.И.

 

Президиум Пермского краевого суда в составе:

председательствующего Вельянинова В.Н.

членов президиума: Суркова П.Н., Куницына А.В., Елисеевой Е.Н., Бузмаковой О.Н.

при секретаре О.

рассмотрел гражданское дело по иску Б. к ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Добрянка о признании решения комиссии незаконным, возложении обязанности по назначению пенсии, по кассационной жалоба Б. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 09 апреля 2012 года,

Заслушав доклад судьи Пермского краевого суда Треногиной Н.Г., объяснения истца Б., представителя ответчика П., президиум

 

установил:

 

Б. обратился в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Добрянка Пермского края (далее по тексту УПФ РФ в г. Добрянка Пермского края) о признании незаконным решения комиссии от 26.10.2011 г. об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии в части невключения в специальный стаж периода службы в армии по призыву с 15.10.1984 г. по 31.01.1987 г. (с учетом уточненных исковых требований), возложении обязанности по назначению пенсии.

Заявленные требования мотивировал тем, что решением ГУ УПФ РФ в г. Добрянка Пермского края ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого стажа осуществления педагогической деятельности, при этом в специальный стаж необоснованно не включен период службы в Вооруженных силах СССР по призыву с 15.10.1984 г. по 31.01.1987 г. Считает, что с учетом указанного периода службы по призыву, в том числе периода службы на территории Демократической Республики Афганистан с 04.02.1985 г. по 10.12.1985 г., с 03.01.1986 г. по 31.01.1987 г. который подлежит зачету в стаж из расчета 1 месяц службы за 3 месяца, его специальный педагогический стаж составляет более 25 лет. В связи с этим, просил обязать Управление Пенсионного фонда в г. Добрянке назначить ему пенсию с даты первоначального обращения 21.09.2011 г.

Решением Добрянского районного суда Пермского края от 16 января 2012 года иск Б. удовлетворен. Признано незаконным решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 26.10.2011 г., которым Б. отказано в назначении трудовой пенсии по старости "досрочно". ГУ УПФ РФ г. Добрянка Пермского края обязано включить в стаж Б., дающего право на назначение досрочной пенсии по старости, периоды его службы по призыву с 15.10.1984 г. по 03.02.1985 г. и с 11.12.1985 г. по 02.01.1986 г., службы по призыву на территории Демократической Республики Афганистан с 04.02.1985 г. по 10.12.1985 г., с 03.01.1986 г. по 31.01.1987 г. - из расчета 1 месяц службы за 3 месяца. Управление Пенсионного фонда РФ в г. Добрянка Пермского края обязано назначить Б. трудовую пенсию по старости с даты первоначального обращения 21.09.2011 г. (л.д. 54-55)

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 09 апреля 2012 года решение Добрянского районного суда Пермского края от 16 января 2012 года отменено. Принято новое решение об отказе Б. в удовлетворении исковых требований (л.д. 81-82).

В кассационной жалобе, поступившей в Пермский краевой суд 25 апреля 2012 года, заявитель просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 09 апреля 2012 года и оставить в силе решение Добрянского районного суда Пермского края от 16 января 2012 года, со ссылкой на то, что судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела допущены существенные нарушения норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.

10.05.2012 года гражданское дело истребовано в Пермский краевой суд, поступило 18.05.2012 года., определением судьи Пермского краевого суда от 28.05.2012 года кассационная жалоба заявителя с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Президиума Пермского краевого суда.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Президиум приходит к следующему.

Согласно ст. 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

При рассмотрении дела судом второй инстанции были допущены такого характера существенные нарушения норм материального права, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав граждан.

Как следует из материалов дела, Б. проходил службу в Вооруженных Силах СССР в период с 15.10.1984 г. по 31.01.1987 г., при этом в периоды с 04.02.1985 г. по 10.12.1985 г., с 03.01.1986 г. по 31.01.1987 г. в составе ограниченного контингента советских войск временно находился на территории Демократической Республики Афганистан, имеет свидетельство о праве на льготы, установленные Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17.01.1983 г. Перед службой в Вооруженных силах СССР и непосредственно после службы Б. обучался очно в Пермском государственном педагогическом институте с 1983 г. по 1991 г. В должности учителя начал работать с 1991 года. Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются.

Решением комиссии УПФ РФ в г. Добрянка Пермского края от 26.10.2011 г. Б. в назначении досрочной трудовой пенсии отказано в виду отсутствия требуемого педагогического стажа 25 лет. На момент обращения специальный стаж истца установлен 20 лет 01 мес. 03 дня, не включен в специальный стаж Б. период прохождения им службы в армии по призыву с 15.10.1984 г. по 31.01.1987 г.

Разрешая спор в части включения в специальный стаж истца периода службы в армии по призыву с 15.10.1984 г. по 31.01.1987 г., суд первой инстанции исходил из того, что на момент прохождения Б. военной службы, действовавшее в тот период правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж, при этом, периоды прохождения службы в армии по призыву в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан с 04.02.1985 г. по 10.12.1985 г., с 03.01.1986 г. по 31.01.1987 г. следует исчислять в установленном Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 17.01.1983 г. порядке из расчета 1 месяц службы за 3 месяца. Дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления прав истца в области пенсионного обеспечения. С учетом данных обстоятельств, суд первой инстанции признал, что истец имел право на назначение досрочной трудовой пенсии с 21.09.2011 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда, отменяя решение районного суда и отказывая Б. в иске, исходила из того, что во время прохождения Б. службы в армии по призыву действовал пункт 3 Порядка зачета в педагогический стаж времени работы в партийных и комсомольских органах, службы в Вооруженных Силах СССР, а также времени работы в отдельных учреждениях и организациях и обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, утвержденного Приказом Министерства просвещения СССР от 16.05.1985 г. N 94 (с учетом дополнений и изменений, внесенных Приказом Гособразования СССР от 08.06.1990 N 400), который предусматривал включение периода службы в Вооруженных Силах СССР в специальный педагогический стаж, если этому периоду непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность по основному месту работы.

Судом апелляционной инстанции установлено, что периоду службы Б. в Вооруженных Силах СССР предшествовало и за ним непосредственно следовало очное обучение в Пермском государственном педагогическом институте с 1983 г. по 1991 г. Учитывая, что до призыва на военную службу и непосредственно после службы Б. не работал по педагогической специальности, судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда пришла к выводу о том, что период службы Б. в армии не может быть включен в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Поскольку с учетом исключенного периода службы в армии с 15.10.1984 г. по 31.01.1987 г. стаж педагогической деятельности истца составит менее требуемых 25 лет, исключается возможность назначить истцу трудовую пенсию по старости со дня обращения за ее назначением.

Между тем, с таким выводом судебной коллегии нельзя согласиться, он является ошибочным и не основан на нормах материального права, поскольку Порядок зачета времени работы и иных периодов в педагогический стаж от 16.05.1985 г. N 94, которым судебная коллегия руководствовалась, является приложением к Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения и вопросы исчисления специального стажа для назначения трудовой пенсии не регулирует.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и определение от 5 ноября 2002 года N 320-О изложил правовую позицию, согласно которой положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Нормативными правовыми актами, напрямую регулирующими право граждан на пенсионное обеспечение, действовавшими в период прохождения Б. службы в армии являлись Закон СССР от 14.07.1956 г. "О государственных пенсиях" и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397.

В соответствии с п. 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397, учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения служба в составе Вооруженных сил СССР засчитывалась в стаж работы по специальности.

В силу п. 4 Положения, в частности, служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам право на льготную пенсию.

Принимая во внимание, что на момент обращения Б. в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им было выработано 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должности и учреждении, работа в которых дает право на эту пенсию, период службы в армии подлежал включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Кроме того, при оценке доводов истца об учете на льготных условиях периода военной службы в Республике Афганистан, суд первой инстанции правильно руководствовался подпунктом "а" пункта 1 Постановления ЦК КПСС т Совета Министров СССР от 17.01.1983 г. N 59-27 "О льготах военнослужащим, рабочим, служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республика Афганистан, и их семьям", согласно которому военнослужащим Советской Армии проходящим службу в составе ограниченного контингента советских войск, временно находящихся в Демократической Республике Афганистан, засчитывать в выслугу лет для назначения пенсии - один месяц службы на территории Демократической Республики Афганистан за три месяца службы.

Указанное Постановление введено в действие с 1 января 1983 г., действовало в период прохождения истцом службы на территории Демократической Республики Афганистан, поэтому в силу указанной выше правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации период с 04.02.1985 г. по 10.12.1985 г., с 03.01.1986 г. по 31.01.1987 г. (1 год 11 мес. 3 дня) подлежит исчислению в кратном порядке, установленном Постановлением от 17.01.1983 г. N 59-27 как один месяц службы за три месяца службы, что составит 5 лет 9 мес. 9 дней (1 год 11 мес. 3 дня x 3). Общий период службы истца в армии, как в льготном исчислении за время службы на территории Республика Афганистан, так и в календарном исчислении за иной срок службы по призыву с 15.10.1984 г. по 03.02.1985 г. и с 11.12.1985 г. по 02.01.1986 г. (4 мес. 8 дней) составляет 06 лет 01 мес. 17 дней.

В целях соблюдения принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, как правовом и социальном государстве, спорный период надлежит засчитать в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Таким образом, судом первой инстанции нормы материального права были применены правильно. На момент обращения Б. за назначением досрочной трудовой пенсии по старости его специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии, с учетом периода службы в армии, составил более 25 лет.

При таких обстоятельствах, решение судебной коллегии не может быть признано законным и обоснованным, в соответствии со ст. 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции.

Руководствуясь ст. 387, 388, п. 4 ч. 1 ст. 390 ГПК РФ, президиум

 

постановил:

 

Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 09.04.2012 г. отменить.

Оставить в силе решение Добрянского районного суда Пермского края от 16.01.2012 г.

 

Председательствующий

В.Н.ВЕЛЬЯНИНОВ

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024