Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 29 июня 2012 г. по делу N 33-3776/2012

 

В суде первой инстанции дело рассмотрено судьей Горбачевым А.В.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего Унтевской Е.Л.

судей Кустовой С.В., Мороз И.Г.

при секретаре В.

рассмотрела в открытом судебном заседании 29 июня 2012 года в городе Хабаровске дело по исковому заявлению прокурора Ульчского района Хабаровского края в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края и Комитету по образованию Администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края об обязании Администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края организовать дополнительные места для детей, нуждающихся в дошкольном образовании и стоящих в очереди в дошкольные образовательные учреждения по апелляционной жалобе Администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края на решение Ульчского районного суда Хабаровского края от 15 февраля 2012 года.

Заслушав доклад судьи Е.Л. Унтевской, объяснения прокурора Максименко Е.В., представителя ответчика администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края Р., судебная коллегия

 

установила:

 

Прокурор Ульчского района Хабаровского края в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края и Комитету по образованию Администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края об обязании Администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края организовать дополнительные места для детей, нуждающихся в дошкольном образовании и стоящих в очереди в дошкольные образовательные учреждения в с. Богородское, с. Булава, с. Сусанино, с. Тахта, с. Тыр, п. Де-Кастри, с. Софийск, с. Савинское, п. Циммермановка, п. Быстринск, с. Киселевка, с. Аннинские Воды, с. Солонцы.

В обоснование иска прокурор указал, что в соответствии с действующим законодательством на органы местного самоуправления Ульчского муниципального района возлагается обязанность по обеспечению реализации права граждан на получение дошкольного образования. Сеть дошкольных учреждений Ульчского муниципального района состоит из 18 дошкольных бюджетных образовательных учреждений, 4 учреждений начальная школа - детский сад и одной дошкольной группы при МОУ СОШ с. Солонцы. Очередность на получение мест в муниципальные дошкольные образовательные учреждения на территории Ульчского муниципального района по состоянию на 2009 год составляла 363 человека, на 2010 год - 276 человек, на ДД.ММГГГ - 409 человек. Отсутствие достаточного количества детских садов свидетельствует о невыполнении ответчиками обязанностей, возложенных на органы местного самоуправления.

Решением Ульчского районного суда Хабаровского края от 15 февраля 2012 года исковые требования прокурора удовлетворены частично. На Администрацию Ульчского муниципального района Хабаровского края возложена обязанность организовать дополнительные места для детей, нуждающихся в дошкольном образовании и стоящих в очереди в дошкольные образовательные учреждения в: селе Тахта Тахтинского сельского поселения в срок до 31.12.2012 г.; сельском поселении "Село Богородское" в срок до 31.12.2013 г.; сельском поселении "Село Софийск" в срок до 31.12.2014 г.; сельском поселении "Поселок Циммермановка" в срок до 31.12.2014 г.; селе Сусанино Сусанинского сельского поселения в срок до 31.12.2014 г.; поселке Де-Кастри Де-Кастринского сельского поселения в срок до 31.12.2015 г.; сельском поселении "Село Булава" в срок до 31.12.2016 г.. В остальной части иска отказано.

В апелляционной жалобе Администрация Ульчского муниципального района Хабаровского края просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

В возражениях относительно апелляционной жалобы прокурор Ульчского района Хабаровского края просит оставить решение суда без изменения.

В суде апелляционной инстанции представитель ответчика Администрация Ульчского муниципального района Хабаровского края Р., действующая на основании доверенности, требования и доводы жалобы поддержала в полном объеме.

Прокурор Максименко Е.В. поддержала возражения относительно доводов апелляционной жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражениях на них, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

В соответствии ч. ч. 1, 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование (ч. 1). Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (ч. 2).

Согласно ч. 1 ст. 31 Федерального закона "Об образовании" вопросы организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования относятся к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования.

Аналогичная норма содержится в п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которой к вопросам местного значения муниципального района относятся организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.

При рассмотрении дела судом установлено и подтверждается материалами дела, что на территории Ульчского муниципального района отсутствует достаточное количество мест в детских дошкольных образовательных учреждениях. Так, по сведениям комитета по образованию Администрации Ульчского муниципального района в с. Богородское на 01 сентября 2011 года в очереди на получение места в детский сад стоит 109 детей, в с. Булава - 67, в с. Сусанино - 31, в с. Тахта - 19, в с. Де-Кастри - 62, в с. Софийск - 14, в п. Циммермановка - 31.

За период с 2009 года по настоящее время существенного сокращения очереди в дошкольные образовательные учреждения в указанных населенных пунктах не произошло.

Исследовав обстоятельства дела, в том числе ведомственную целевую программу "Развитие дошкольного образования Ульчского муниципального района на 2011 - 2013 годы", Стратегический план комплексного социально-экономического развития Ульского муниципального района до 2025 года, которыми предусматривается открытие в будущем новых детских садов, суд пришел к правильному выводу о том, что принимаемые Администрацией Ульчского муниципального района меры являются недостаточными для обеспечения всех нуждающихся в местах в дошкольных образовательных учреждениях, чем нарушаются права детей, проживающих на территории Ульчского муниципального района, на получение бесплатного дошкольного образования в муниципальном учреждении.

Судебная коллегия, учитывая, что важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (статья 43 части 1 и 2 Конституции Российской Федерации) на основе конституционного принципа юридического равенства, считает данный вывод суда первой инстанции законным и обоснованным.

Поскольку вопрос об организации общедоступного, бесплатного дошкольного образования действующим законодательством отнесен к вопросам местного значения муниципального района (п. 11 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ), суд, установив наличие очередности в муниципальном образовании в дошкольные образовательные учреждения, правомерно удовлетворил иск прокурора и возложил на Администрацию Ульчского муниципального района обязанность организовать на территории сельских поселений с. Богородское, с. Булава, с. Сусанино, с. Тахта, с. Де-Кастри, с. Софийск, п. Циммермановка дополнительные места для детей, нуждающихся в дошкольном образовании и стоящих в очереди в дошкольные образовательные учреждения, установив для исполнения данной обязанности разумные сроки, соответствующие положениям Стратегического плана комплексного социально-экономического развития Ульского муниципального района.

Довод апелляционной жалобы о недостаточности у администрации Ульского муниципального района собственных средств местного бюджета на организацию дошкольных учреждений не влияет на правильность выводов суда, поскольку финансовая самостоятельность местного самоуправления предполагает наличие необходимых бюджетных прав у органов местного самоуправления. Конкретизируя положения Конституции Российской Федерации о самостоятельности местного самоуправления в пределах предоставленных его органам полномочий, в том числе финансовых, Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает выделение местных бюджетов в самостоятельный уровень единой бюджетной системы Российской Федерации (статьи 10, 15, 14, 28 и 29) и устанавливает принцип самостоятельности бюджетов, который применительно к местным бюджетам означает право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность бюджета и эффективность использования бюджетных средств, право и обязанность самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, а также право определять формы и направления расходования бюджетных средств (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней).

Иные доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, основаны на неверном толковании норм материального права, по существу сводятся к переоценке исследованных судом доказательств и установленных на их основе обстоятельств, оснований для которой не имеется, в связи с чем не могут быть положены в основу отмены решения суда.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

Апелляционную жалобу администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края оставить без удовлетворения, решение Ульчского районного суда Хабаровского края от 15 февраля 2012 года по исковому заявлению прокурора Ульчского района Хабаровского края в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края и Комитету по образованию Администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края об обязании Администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края организовать дополнительные места для детей, нуждающихся в дошкольном образовании и стоящих в очереди в дошкольные образовательные учреждения - без изменения.

 

Председательствующий

Е.Л.УНТЕВСКАЯ

 

Судьи

С.В.КУСТОВА

И.Г.МОРОЗ

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024