ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 июля 2012 г. по делу N 33-2047/2012
Председательствующий:
судья Е.О. Гордеева
Судебная коллегия
по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе,
председательствующего
судьи - И.Н. Поспелова,
судей - В.В.
Пичуева, П.Н. Смолякова,
при секретаре - С.,
рассмотрела в
открытом судебном заседании в городе Чите 4 июля 2012 года,
гражданское дело по
иску прокурора Ингодинского района города Читы Забайкальского края,
действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга
лиц, к муниципальному бюджетному образовательному учреждению "Средняя
общеобразовательная школа N 1", администрации городского округа
"Город Чита" о возложении обязанности,
по апелляционной
жалобе заинтересованного лица,
на решение
Ингодинского районного суда города Читы Забайкальского края от 17 апреля 2012
года, которым постановлено:
"Требования
прокурора Ингодинского района г. Читы удовлетворить.
Обязать
администрацию городского округа "Город Чита" в течение 6 месяцев со
дня вступления в законную силу решения суда в школе, расположенной в г. Чите по
ул. Забайкальского рабочего, д. 16:
- оборудовать вход
в здание поручнями и пандусом с углом наклона не более 8 градусов, отвечающих
техническим, противопожарным и санитарным нормам, в соответствии со СНиП
35-01-2001;
- на первом этаже
внутри здания ликвидировать пороги при входе в гардероб, спортивный зал,
раздевалку, актовый зал, библиотеку, санузлы;
- в санузлах здания
на первом этаже расширить дверные проемы кабин, установив ширину не менее 0,9
м, установить пандус с углом наклона не более 8 градусов с поручнями,
установить поручни вокруг раковины;
- организовать
медицинский пункт на 1 этаже здания.
В требованиях
прокурора Ингодинского района г. Читы к МБОУ "Средняя школа N 1"
отказать".
Заслушав доклад
судьи П.Н. Смолякова, судебная коллегия,
установила:
Прокурор
Ингодинского района города Читы обратился с указанным иском (л.д. 2-4),
уточненным в ходе разбирательства дела (л.д. 8), ссылаясь на то, что инвалидам,
использующим кресла-коляски, ответчиками не обеспечен беспрепятственный доступ
объекта социальной инфраструктуры - здания средней общеобразовательной школы N
1 города Читы. Просил суд обязать их оборудовать вход в это здание поручнями и
пандусом с углом наклона не более 8 градусов; на первом этаже здания
ликвидировать пороги при входах в гардероб, спортивный зал, раздевалку, актовый
зал, библиотеку и санузлы; в санузлах, расположенных на первом этаже здания,
расширить дверные проемы кабин до ширины не менее 0,9 м, установить пандус с
углом наклона не более 8 градусов с поручнями и поручни вокруг раковины;
организовать медицинский пункт на первом этаже здания.
Судом постановлено
вышеприведенное решение (л.д. 68-73).
В апелляционной
жалобе (л.д. 77-78) представитель администрации городского округа "Город
Чита" просит это решение отменить, в удовлетворении требований прокурора
отказать. В обоснование жалобы поясняет, что реализация мер по обеспечению
доступа к школе инвалидов, использующих кресла-коляски, связана с
конструктивными изменениями, которые технически неосуществимы. Переоборудование
также потребует значительных финансовых затрат, нецелесообразных ввиду
отсутствия обучающихся в школе детей-инвалидов, использующих кресла-коляски.
В заседании суда
апелляционной инстанции приняли участие: представитель администрации городского
округа "Город Чита" (далее - администрация) К. и руководитель
муниципального бюджетного образовательного учреждения "Средняя
общеобразовательная школа N 1" (далее - школа) М., которые жалобу
поддержали; прокурор Ж.В. Дьячкова, которая возражала против ее удовлетворения.
Проверив материалы
дела, выслушав участвующих в деле лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы,
судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено
судом и следует из материалов дела (л.д. 9-10), прокуратурой Ингодинского
района города Читы проведена проверка соблюдения требований законодательства о
социальной защите инвалидов.
В результате
проверки установлено, что здание школы, расположенное по адресу: город Чита,
ул. Забайкальского Рабочего, 16, находится в муниципальной собственности (л.д.
11, 12) и является объектом социальной инфраструктуры. При входе в него
отсутствуют специально оборудованные пандусы и поручни. На первом этаже этого
здания имеются пороги пола на входах в гардероб, спортивный зал, раздевалку,
актовый зал, библиотеку и санузлы; в санузлах, находящихся на первом этаже,
установлены кабины, ширина дверных проемов которых - менее 0,9 м, а также
отсутствуют пандусы. Названные обстоятельства препятствуют доступу в здание
инвалидов, использующих кресла-коляски.
Удовлетворяя
заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оборудование
школы испрашиваемыми прокурором специальными техническими средствами обеспечит
доступ к школе инвалидов, использующих кресла-коляски.
Данный вывод
ошибочен.
При принятии
решения суд не убедился в его исполнимости и, соответственно, в обеспечении
прав и охраняемых законом интересов данной категории инвалидов.
Согласно статье 15
Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов
в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ) организации независимо от
организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов,
использующих кресла-коляски) для беспрепятственного доступа к объектам
социальной инфраструктуры.
В части 2 статьи 18
Закона N 181-ФЗ также сказано, что образовательные учреждения совместно с
органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают
дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение
инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего
профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой
реабилитации инвалида.
Государство
гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и
профессиональной подготовки. Общее образование инвалидов осуществляется как в
общеобразовательных учреждениях, оборудованных при необходимости специальными
техническими средствами, так и в специальных образовательных учреждениях и
регулируется законодательством Российской Федерации, законодательством
субъектов Российской Федерации (статья 19 Закона N 181-ФЗ).
Из означенных
правовых норм следует, что целью обеспечения беспрепятственного доступа
инвалидов, включая детей-инвалидов, использующих кресла-коляски, к таким
объектам социальной инфраструктуры как общеобразовательные учреждения является
организация участия этих лиц в образовательном процессе.
В настоящем случае
оборудование школы комплексом специальных технических средств, поименованном в
обжалуемом решении, указанную цель не достигнет.
Так, после его
исполнения инвалиды, использующие кресла-коляски, получат доступ на первый этаж
здания школы. Однако на этом этаже, как видно из дела, расположены
исключительно вспомогательные помещения: гардероб, спортивный зал, раздевалка,
актовый зал, библиотека и санузлы. Вследствие отсутствия там учебных классов и
кабинетов для проведения занятий обучающихся, об оборудовании которых прокурор
не просит, такие дети-инвалиды не смогут принять участие в образовательном
процессе. Переоборудовать здание только для обеспечения доступа инвалидов,
использующих кресла-коляски, из числа взрослых (например, родителей),
объективно нецелесообразно, потому что их участие в образовательном процессе
может быть организовано иными, менее затратными способами.
Что
касается лифта, необходимого для доступа детей-инвалидов, использующих
кресла-коляски, на верхние этажи, то вывод суда о невозможности оборудования им
здания школы, 1930 года постройки, судебная коллегия находит правильным,
учитывая непредставление прокурором в порядке статьи 56 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) доказательств обратного.
Сообщение заместителя руководителя Министерства социальной защиты населения
Забайкальского края от 27 марта 2012 года (л.д. 8) о том, что
технические характеристики некоторых подъемников не требуют конструктивного
изменения помещений, где они устанавливаются, достоверным доказательством не
является, так как ничем не подтверждено и не принимает во внимание особенности
конкретных помещений. К тому же названное должностное лицо очевидно не
располагает специальными знаниями в области строительства.
Собранные по делу
доказательства не подтверждают, что школу возможно
приспособить для нужд инвалидов, использующих кресла-коляски.
При таком
положении бюджетные средства городского округа "Город Чита" в
требуемом для исполнения решения значительном объеме (л.д. 32-59) разумнее
израсходовать на создание на территории городского округа специального
образовательного учреждения либо оборудование специальными техническими
средствами тех общеобразовательных учреждений, которые возможно приспособить
для соответствующих нужд
Закон N 181-ФЗ не
предусматривает оборудование специальными техническими средствами,
обеспечивающими доступ инвалидов, использующих кресла-коляски, каждого
общеобразовательного учреждения. Напротив, им (часть 5 статьи 15) предусмотрены
случаи, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд
инвалидов. Собственники этих объектов в таких случаях должны осуществлять по
согласованию с общественными объединениями инвалидов иные меры, обеспечивающие
удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Данный подход
согласуется с принципом результативности и эффективности использования
бюджетных средств, закрепленным в Бюджетном кодексе Российской Федерации (часть
8 статьи 28), и не умаляет гарантий социального обеспечения инвалидов.
Решение подлежит
отмене, будучи принятым с неправильным применением норм материального права.
Руководствуясь
статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
отменить решение
Ингодинского районного суда города Читы от 17 апреля 2012 года и принять по
делу новое решение.
В удовлетворении
искового заявления прокурора отказать.
Председательствующий
И.Н.ПОСПЕЛОВ
Судьи
В.В.ПИЧУЕВ
П.Н.СМОЛЯКОВ