Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 4 июля 2012 г. по делу N 33-2047/2012

 

Председательствующий:

судья Е.О. Гордеева

 

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе,

председательствующего судьи - И.Н. Поспелова,

судей - В.В. Пичуева, П.Н. Смолякова,

при секретаре - С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 4 июля 2012 года,

гражданское дело по иску прокурора Ингодинского района города Читы Забайкальского края, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному образовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N 1", администрации городского округа "Город Чита" о возложении обязанности,

по апелляционной жалобе заинтересованного лица,

на решение Ингодинского районного суда города Читы Забайкальского края от 17 апреля 2012 года, которым постановлено:

"Требования прокурора Ингодинского района г. Читы удовлетворить.

Обязать администрацию городского округа "Город Чита" в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда в школе, расположенной в г. Чите по ул. Забайкальского рабочего, д. 16:

- оборудовать вход в здание поручнями и пандусом с углом наклона не более 8 градусов, отвечающих техническим, противопожарным и санитарным нормам, в соответствии со СНиП 35-01-2001;

- на первом этаже внутри здания ликвидировать пороги при входе в гардероб, спортивный зал, раздевалку, актовый зал, библиотеку, санузлы;

- в санузлах здания на первом этаже расширить дверные проемы кабин, установив ширину не менее 0,9 м, установить пандус с углом наклона не более 8 градусов с поручнями, установить поручни вокруг раковины;

- организовать медицинский пункт на 1 этаже здания.

В требованиях прокурора Ингодинского района г. Читы к МБОУ "Средняя школа N 1" отказать".

Заслушав доклад судьи П.Н. Смолякова, судебная коллегия,

 

установила:

 

Прокурор Ингодинского района города Читы обратился с указанным иском (л.д. 2-4), уточненным в ходе разбирательства дела (л.д. 8), ссылаясь на то, что инвалидам, использующим кресла-коляски, ответчиками не обеспечен беспрепятственный доступ объекта социальной инфраструктуры - здания средней общеобразовательной школы N 1 города Читы. Просил суд обязать их оборудовать вход в это здание поручнями и пандусом с углом наклона не более 8 градусов; на первом этаже здания ликвидировать пороги при входах в гардероб, спортивный зал, раздевалку, актовый зал, библиотеку и санузлы; в санузлах, расположенных на первом этаже здания, расширить дверные проемы кабин до ширины не менее 0,9 м, установить пандус с углом наклона не более 8 градусов с поручнями и поручни вокруг раковины; организовать медицинский пункт на первом этаже здания.

Судом постановлено вышеприведенное решение (л.д. 68-73).

В апелляционной жалобе (л.д. 77-78) представитель администрации городского округа "Город Чита" просит это решение отменить, в удовлетворении требований прокурора отказать. В обоснование жалобы поясняет, что реализация мер по обеспечению доступа к школе инвалидов, использующих кресла-коляски, связана с конструктивными изменениями, которые технически неосуществимы. Переоборудование также потребует значительных финансовых затрат, нецелесообразных ввиду отсутствия обучающихся в школе детей-инвалидов, использующих кресла-коляски.

В заседании суда апелляционной инстанции приняли участие: представитель администрации городского округа "Город Чита" (далее - администрация) К. и руководитель муниципального бюджетного образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 1" (далее - школа) М., которые жалобу поддержали; прокурор Ж.В. Дьячкова, которая возражала против ее удовлетворения.

Проверив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела (л.д. 9-10), прокуратурой Ингодинского района города Читы проведена проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов.

В результате проверки установлено, что здание школы, расположенное по адресу: город Чита, ул. Забайкальского Рабочего, 16, находится в муниципальной собственности (л.д. 11, 12) и является объектом социальной инфраструктуры. При входе в него отсутствуют специально оборудованные пандусы и поручни. На первом этаже этого здания имеются пороги пола на входах в гардероб, спортивный зал, раздевалку, актовый зал, библиотеку и санузлы; в санузлах, находящихся на первом этаже, установлены кабины, ширина дверных проемов которых - менее 0,9 м, а также отсутствуют пандусы. Названные обстоятельства препятствуют доступу в здание инвалидов, использующих кресла-коляски.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оборудование школы испрашиваемыми прокурором специальными техническими средствами обеспечит доступ к школе инвалидов, использующих кресла-коляски.

Данный вывод ошибочен.

При принятии решения суд не убедился в его исполнимости и, соответственно, в обеспечении прав и охраняемых законом интересов данной категории инвалидов.

Согласно статье 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ) организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

В части 2 статьи 18 Закона N 181-ФЗ также сказано, что образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки. Общее образование инвалидов осуществляется как в общеобразовательных учреждениях, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, так и в специальных образовательных учреждениях и регулируется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации (статья 19 Закона N 181-ФЗ).

Из означенных правовых норм следует, что целью обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов, включая детей-инвалидов, использующих кресла-коляски, к таким объектам социальной инфраструктуры как общеобразовательные учреждения является организация участия этих лиц в образовательном процессе.

В настоящем случае оборудование школы комплексом специальных технических средств, поименованном в обжалуемом решении, указанную цель не достигнет.

Так, после его исполнения инвалиды, использующие кресла-коляски, получат доступ на первый этаж здания школы. Однако на этом этаже, как видно из дела, расположены исключительно вспомогательные помещения: гардероб, спортивный зал, раздевалка, актовый зал, библиотека и санузлы. Вследствие отсутствия там учебных классов и кабинетов для проведения занятий обучающихся, об оборудовании которых прокурор не просит, такие дети-инвалиды не смогут принять участие в образовательном процессе. Переоборудовать здание только для обеспечения доступа инвалидов, использующих кресла-коляски, из числа взрослых (например, родителей), объективно нецелесообразно, потому что их участие в образовательном процессе может быть организовано иными, менее затратными способами.

Что касается лифта, необходимого для доступа детей-инвалидов, использующих кресла-коляски, на верхние этажи, то вывод суда о невозможности оборудования им здания школы, 1930 года постройки, судебная коллегия находит правильным, учитывая непредставление прокурором в порядке статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) доказательств обратного.

Сообщение заместителя руководителя Министерства социальной защиты населения Забайкальского края от 27 марта 2012 года (л.д. 8) о том, что технические характеристики некоторых подъемников не требуют конструктивного изменения помещений, где они устанавливаются, достоверным доказательством не является, так как ничем не подтверждено и не принимает во внимание особенности конкретных помещений. К тому же названное должностное лицо очевидно не располагает специальными знаниями в области строительства.

Собранные по делу доказательства не подтверждают, что школу возможно приспособить для нужд инвалидов, использующих кресла-коляски.

При таком положении бюджетные средства городского округа "Город Чита" в требуемом для исполнения решения значительном объеме (л.д. 32-59) разумнее израсходовать на создание на территории городского округа специального образовательного учреждения либо оборудование специальными техническими средствами тех общеобразовательных учреждений, которые возможно приспособить для соответствующих нужд

Закон N 181-ФЗ не предусматривает оборудование специальными техническими средствами, обеспечивающими доступ инвалидов, использующих кресла-коляски, каждого общеобразовательного учреждения. Напротив, им (часть 5 статьи 15) предусмотрены случаи, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов. Собственники этих объектов в таких случаях должны осуществлять по согласованию с общественными объединениями инвалидов иные меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Данный подход согласуется с принципом результативности и эффективности использования бюджетных средств, закрепленным в Бюджетном кодексе Российской Федерации (часть 8 статьи 28), и не умаляет гарантий социального обеспечения инвалидов.

Решение подлежит отмене, будучи принятым с неправильным применением норм материального права.

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия,

 

определила:

 

отменить решение Ингодинского районного суда города Читы от 17 апреля 2012 года и принять по делу новое решение.

В удовлетворении искового заявления прокурора отказать.

 

Председательствующий

И.Н.ПОСПЕЛОВ

 

Судьи

В.В.ПИЧУЕВ

П.Н.СМОЛЯКОВ

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024