Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 25 июля 2012 г. по делу N 33-6171

 

Судья Замышляева С.В.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего Валуевой Л.Б.

судей Петуховой Е.В., Опалевой Т.П.

при секретаре Т.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционной инстанции в г. Перми 25 июля 2012 г. гражданское дело по апелляционной жалобе Правительства Пермского края на решение Гремячинского городского суда Пермского края от 27 апреля 2012 г., которым постановлено:

Обязать администрацию Гремячинского муниципального района Пермского края предоставить Я., дата рождения, имеющему статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 квадратных метров, в черте города Гремячинска за счет средств, выделенных на приобретение жилых помещений детям-сиротам на основании Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. N 16-п.

В удовлетворении требований прокурора о возложении обязанности на Правительство Пермского края выделить денежные средства на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность в целях предоставления его Я. отказать.

Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Петуховой Е.В., объяснения представителя истца - прокурора Пермской краевой прокуратуры Богомоловой Е.П. об оставлении решения суда без изменения, апелляционной жалобы заявителя - без удовлетворения, судебная коллегия

 

установила:

 

Прокурор г. Гремячинска обратился в суд с иском в интересах Я. к ответчикам - администрации Гремячинского муниципального района, Правительству Пермского края о возложении на администрацию Гремячинского муниципального района обязанности предоставить во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 33 квадратных метров в черте г. Гремячинска, а также просил обязать Правительство Пермского края выделить денежные средства на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность в целях предоставления его истцу.

В обоснование своих требований указал на то, что Я. является лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, т.к. его родители лишены родительских прав. Постановлением главы администрации г. Гремячинска от 25.02.1996 N 52 несовершеннолетний Я. был определен на воспитание в Детский дом г. <...>, где находился на полном государственном обеспечении до дата. Я. до установления ему вышеуказанного статуса проживал с родителями в пос. <...>. Жилое помещение за несовершеннолетним Я. закреплено не было, поскольку жилой дом, в котором он проживал с родителями, был непригоден для проживания. В связи с этим Я. поставлен на регистрационный учет в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении. По состоянию на 01.01.2012 г. он состоит в очереди под N 40 и жилое помещение ему до сих пор не предоставлено. До настоящего времени Я. вынужден проживать у родственников.

В судебном заседании помощник прокурора Баширова А.А. поддержала исковые требования.

Истец Я. исковые требования прокурора г. Гремячинска поддержал и пояснил, что в настоящее время он вообще не имеет жилья, проживает у родственников, регистрации по месту жительства не имеет.

Представитель ответчика - администрации Гремячинского муниципального района в судебное заседание не явился, о дне слушания дела администрация извещена.

Представитель ответчика - Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, о дне слушания дела Правительство Пермского края извещено, согласно возражениям на исковое заявление, направленным в суд, просило рассмотреть дело в отсутствие представителя, в иске отказать.

Судом постановлено вышеуказанное заочное решение, об отмене которого в своей апелляционной жалобе просит Правительство Пермского края.

Заявитель выражает несогласие с выводом суда в части предоставления благоустроенного жилого помещения Я. общей площадью не менее 33 кв. м.

Считает неприменимыми к данным правоотношениям норм Закона Пермского края от 14.07.2008 г. N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма" (далее - Закон N 255-ПК).

Полагает, что указанный судом Закон не подлежит применению к рассматриваемым правоотношениям, так как в соответствии со ст. 9 Закона N 255-ПК жилые помещения должны предоставляться на основании решений Уполномоченного органа, определенного Правительством края.

В настоящее время государственный жилищный фонд Пермского края не сформирован.

Таким образом, исполнение решения суда в части предоставления Я. благоустроенного жилого помещения государственного жилого фонда Пермского края не представляется возможным.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Законом Пермской области "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 29.12.2004 года N 1939-419 определено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора.

Указом Губернатора Пермской области от 22.06.2000 N 170 утверждены Правила учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении. В соответствии с Правилами жилое помещение предоставляется органами местного самоуправления по месту постановки на учет, не ниже установленной социальной нормы площади жилья.

Статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения.

Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями (часть 2 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Следовательно, Я. может воспользоваться правом на обеспечение жилым помещением по категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, общей площадью не менее 18 кв. м в черте города Гремячинска Пермского края в соответствии с решением думы Гремячинского сельского поселения от 31 мая 2006 года N 78 "Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма".

Кроме того, на основании п. 5. Положения Министерство социального развития Пермского края распределяет средства, субсидии на приобретение, строительство или реконструкцию жилья, исходя из нормы общей площади жилого помещения, которая устанавливается в размере 33 кв. м. Указанная норма - 33 кв. м установлена для распределения средств, субсидий на приобретение, строительство или реконструкцию жилого помещения, которые распределяет Министерство, и не является нормой предоставления площади жилых помещений по договору социального найма.

Данный расчет применяется для определения размера субсидий, предоставляемых муниципальным районам и городским округам из бюджета Пермского края на строительство, реконструкцию и приобретение жилых помещений.

Согласно п. 8 данного Положения органы местного самоуправления используют полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилья с соблюдением следующего условия: площадь жилого помещения должна быть не ниже установленной в соответствующем муниципальном районе, городском округе нормы предоставления площади жилых помещений по договору социального найма.

Таким образом, Правительство считает, что в случае вступления решения Гремячинского городского суда Пермского края от 27 апреля 2012 года по делу N 2-100/2012 в законную силу, исполнение требования, указанного прокурором, приведет к нарушению действующего законодательства, нецелевому расходованию краевых и федеральных средств, сокращению численности обеспеченных жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения.

В суд апелляционной инстанции поступили возражения Я. на поданную апелляционную жалобу, в которых он просит оставить решение суда без изменения, а также заявление представителя Правительства Пермского края о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя Правительства Пермского края и направлении в адрес этого ответчика копии мотивированного определения.

Согласно ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе заявителя.

При разрешении спора судом с достаточной полнотой были исследованы конкретные обстоятельства, имеющие значение для дела, представленные сторонами доказательства, которым дана надлежащая правовая оценка и обоснованно в соответствии с требованиями закона постановлено решение.

При рассмотрении спора судом установлено, что Я. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Отец Я. - Я1. и мать Я. - Я2. решением <...> городского суда Пермской области от дата лишены родительских прав (л.д. 9).

Постановлением администрации г. <...> от дата N <...> несовершеннолетний Я. определен в <...> детский дом (л.д. 8).

Согласно справке Управления образования администрации Гремячинского муниципального района от 05.03.2012 г. несовершеннолетний Я. проживал в МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, <...> Пермской области и находился на полном государственном обеспечении с дата по дата. (л.д. 10).

В соответствии с требованиями ст. 60 ЖК РСФСР жилое помещение за Я. закреплено не было, т.к. жилой дом в п. <...>, в котором он проживал с родителями до установления ему статуса "оставшийся без попечения родителей", был непригоден для проживания (л.д. 10).

В связи с этим решением городской общественной комиссии по жилищным вопросам от 29.01.2004 г. Я. был поставлен на регистрационный учет, как нуждающийся в получении жилого помещения в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По состоянию на 01.01.2012 г. истец состоит в очереди под N 40 (л.д. 12).

Согласно сведениям Губахинского филиала ГУП "ЦТИ Пермского края" и Чусовского отдела Управления Росреестра по Пермскому краю недвижимого имущества принадлежащего на праве собственности Я. не зарегистрировано.

Таким образом, в настоящее время Я. не имеет жилого помещения, он не имеет регистрации по месту жительства.

В связи с отсутствием жилого помещения истец продолжает проживать у родственников.

Установив указанные обстоятельства, суд обоснованно сделал вывод о необходимости удовлетворения требований прокурора, действующего в интересах Я., поскольку в судебном заседании установлено, что Я. является лицом из числа детей-сирот, права собственности на другое жилое помещение не имеет, своевременно встал на регистрационный учет, как нуждающийся в получении жилого помещения в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Доводы апелляционной жалобы Правительства Пермского края сводятся к несогласию с решением суда в части возложения на ответчика обязанности по предоставлению Я. жилого помещения общей площадью не менее 33 кв. м.

Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводы суда и не свидетельствуют о неправильности постановленного решения.

Жилое помещение должно предоставляться Я. администрацией Гремячинского муниципального района за счет средств, выделенных Правительством Пермского края, исходя из положений ст. 60 ЖК РФ, ст. 5 и 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ и п. 8 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденных Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. N 16-п.

При определении размера общей площади жилого помещения, которое должно быть предоставлено Я., установленная решением Думы Гремячинского сельского поселения от 31 мая 2006 г. N 78 "Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма" норма предоставления в размере не менее 18 кв. м, не может быть применена, поскольку в соответствии с пунктом 3 ст. 9 Закона Пермского края от 14.07.2008 г. N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма" норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма лицам, указанным в ст. 1 данного Закона, составляет 33 кв. м для одиноких граждан.

Действие данного Закона Пермского края, согласно п. 9 ст. 1 этого Закона, распространяется на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Ссылка суда на Закон Пермского края от 14.07.2008 г. N 255-ПК обоснованна, поскольку ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ определяет, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Постановление Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. N 16-п "Об утверждении положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей" в числе прочего, содержит условие о том, что площадь жилого помещения должна быть не ниже установленной в соответствующем муниципальном районе, городском округе нормы предоставления площади жилых помещений по договору социального найма.

Порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма в Пермском крае регламентирован Законом Пермского края от 14.07.2008 N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма".

Частью 3 статьи 9 указанного Закона, принятого в соответствии с пунктом 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ, предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам в соответствующем населенном пункте по месту службы (работы) или месту жительства гражданина, состоящего на учете, благоустроенные применительно к условиям населенного пункта, в котором расположено предоставляемое жилое помещение, и пригодные для постоянного проживания. Жилые помещения предоставляются гражданам, в числе которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (пункт 9 статьи 1 Закона) с учетом членов их семей.

Жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются с учетом членов их семей.

Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) составляет:

33 кв. м - для одиноких граждан;

42 кв. м - на семью из двух человек;

18 кв. м - на каждого члена семьи при численности семьи три человека и более.

Размер общей площади предоставляемого жилого помещения устанавливается с учетом имеющегося у гражданина (членов его семьи) жилых помещений, принадлежащих ему (им) на праве собственности. Общая площадь жилого помещения, предоставляемого гражданам по договору социального найма на одного человека, не должна быть менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления по месту предоставления жилого помещения.

При разрешении спора суд первой инстанции обоснованно руководствовался Законом Пермского края от 14.07.2008 N 255-ПК, данный Закон подлежит применению к рассматриваемым отношениям, поскольку является дополнительной гарантией, принятой на себя Правительством Пермского края в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваемых жилыми помещениями за счет средств бюджета Пермского края.

Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, изложенным в ходе рассмотрения дела и, соответственно, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана, как указано выше, надлежащая правовая оценка, а потому эти доводы не могут быть приняты во внимание судебной коллегией в качестве оснований к отмене обжалуемого решения.

Иная оценка заявителем положений законодательства, регулирующего спорные правоотношения, обстоятельств дела, не свидетельствует о незаконности состоявшегося судебного решения.

Руководствуясь ст. 193, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

 

определила:

 

Решение Гремячинского городского суда Пермского края от 27 апреля 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Пермского края на решение Гремячинского городского суда Пермского края от 27 апреля 2012 г. - без удовлетворения.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024