Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 20 августа 2012 г. по делу N 33-3534/2012

 

Судья Д.А. Фищев

 

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Коми в составе председательствующего Ивановой Н.Г.

судей Кореневой И.В., Ушаковой Л.В.

при секретаре К.Т.

рассмотрев в судебном заседании 20 августа 2012 года гражданское дело апелляционному представлению прокуратуры Удорского района на решение Удорского районного суда Республики Коми от 30 мая 2012 года, которым

иск прокурора Удорского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к администрации МР "Удорский" об обязании организовать предоставление бесплатного дошкольного образования лицам, имеющим право на получение данного вида образования на территории муниципальных образований ГП "Благоево", СП "Кослан", СП "Глотово", СП "Большая Пысса" в срок до 01.09.2012, на территории ГП "Усогорск", СП "Едва" - в срок до 01.09.2015 оставлен без удовлетворения

Заслушав доклад судьи Кореневой И.В., объяснения представителя АМР "Удорский" К.А., прокурора Шевелевой М.Г. судебная коллегия,

 

установила:

 

Прокурор Удорского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации МР "Удорский" об обязании организовать предоставление бесплатного дошкольного образования лицам, имеющим право на получение данного вида образования на территории МО ГО "Благоево", СП "Кослан", СП "Глотово", СП "Большая Пысса" в срок до 01.09.2012, на территории ГП "Усогорск", СП "Едва" до 01.09.2015.

В судебном заседании прокурор требования поддержал в полном объеме.

Представитель администрации МР "Удорский" с иском не согласился.

Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит прокуратура Удорского района, указывая на его незаконность.

Проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

В силу п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относится, в том числе, организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования.

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

Органами местного самоуправления МР "Удорский" в рамках полномочий по организации предоставления бесплатного дошкольного образования разработаны и утверждены Правила приема детей, Положение о комиссии по распределению направлений в образовательные учреждения Удорского района, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования (Приказ Управления администрации МР "Удорский" от 29.11.2010 N 01-10/1022).

Постановлением главы МР "Удорский" от 01.03.2011 N 156 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по приему заявлений, постановке на учет и зачислению детей в дошкольные образовательные учреждения Удорского района.

Отказывая прокурору в иске, суд первой инстанции исходил из того, что обязанность по обеспечению прав граждан на общедоступное и бесплатное дошкольное образование осуществляется администрацией МР "Удорский" в пределах представленных полномочий, а также в рамках требований федерального и регионального законодательства.

Однако с таким выводом суда согласиться нельзя, поскольку он сделан без учета требований закона и фактических обстоятельств дела, которые суд не установил в полном объеме.

Согласно ст. 18 Закона РФ от ДД.ММГГГ N "Об образовании" для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных особенностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений. Орган местного самоуправления вправе создавать муниципальные образовательные учреждения.

Закрепляя право на образование и в качестве одного из элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.

Судом первой инстанции, установлено, что на территории МР "Удорский" созданы и функционируют 21 муниципальное образовательное учреждение, реализующее основную общеобразовательную программу дошкольного образования, в том числе в ГП "Усогорск" - 3 учреждения, по 1-му учреждению - в ГП "Благоево", СП "Едва", СП "Кослан" СП "Глотово" и СП "Большая Пысса". Штат учреждений укомплектован педагогическими работниками, обучение и воспитание детей осуществляется на основании установленных образовательных программ, финансирование деятельности обеспечивается за счет средств местного бюджета МР "Удорский".

Из информации представленной представителем ответчика, в целях снижения очередности на получения места в детском саду, в 2012 году планируется открытие дополнительной группы на базе МДОУ "Благоевский детский сад" на 20 мест за счет муниципального бюджета, в 2013 году планируется открытие дополнительной группы на базе МОУ "Глотовская СОШ" на 10 мест за счет местного бюджета, в 2015 году планируется строительство нового здания МДОУ "Едвинский детский сад" на 60 мест, в настоящее время на уровне администрации МР "Удорский" рассматривается вопрос о возможности передачи здания администрации п. Едва (бывшее типовое здание детского сада) для дошкольного учреждения.

Установлено, что на момент рассмотрения дела, в очереди на получение места в детский сад состоит 147 детей, в том числе в ГП "Благоево" - 33 ребенка, СП "Кослан" - 10 детей, СП "Глотово" - 9 детей, СП "Большая Пысса" - 2 ребенка, ГП "Усогорск" - 72 ребенка, СП "Вожский" - 9 детей, СП "Едва" - 12 детей.

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства дела, судебная коллегия полагает, что установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о нарушении прав детей на предоставление бесплатного дошкольного образования на территории МР "Удорский", поскольку обязанность по организации предоставления бесплатного дошкольного образования, на момент рассмотрения дела, в полном объеме ответчиком не исполнена. При этом недостаточность собственных средств муниципального образования на организацию дошкольных учреждений не свидетельствует о правомерности бездействия муниципального органа, поскольку Бюджетный кодекс РФ устанавливает принцип самостоятельности бюджетов, в том числе местных, который определяет также право органов местного самоуправления определять формы и направления расходования бюджетных средств, эффективность использования бюджетных средств.

С учетом изложенного, решение суда, как принятое с нарушением норм материального права, не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем, принятое по делу судебное решение подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленных прокурором требований.

Определяя срок для проведения администрацией МР "Удорский" мероприятий по организации предоставления бесплатного дошкольного образования лицам, имеющим на это право, судебная коллегия полагает возможным возложить на администрацию МР "Удорский" обязанность организовать на территории ГП "Благоево", СП "Кослан", СП "Глотово", СП "Большая Пысса" предоставление бесплатного дошкольного образования в срок до 01 сентября 2013 года, на территории ГП "Усогорск", СП "Едва" - в срок до 01 сентября 2015 года.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

 

определила:

 

Решение Удорского районного суда от 30 мая 2012 года отменить, вынести новое решение, которым:

"Иск прокурора Удорского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к администрации МР "Удорский" об обязании организовать предоставление бесплатного дошкольного образования лицам, имеющим право на получение данного вида образования на территории муниципальных образований ГП "Благоево", СП "Кослан", СП "Глотово", СП "Большая Пысса", ГП "Усогорск", СП "Едва" удовлетворить;

Обязать администрацию МР "Удорский" организовать предоставление бесплатного дошкольного образования лицам, имеющим право на получение данного вида образования на территории муниципальных образований ГП "Благоево", СП "Кослан", СП "Глотово", СП "Большая Пысса" в срок до 01.09.2013, на территории ГП "Усогорск", СП "Едва" - в срок до 01.09.2015.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024