Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 6 сентября 2012 г. N 33-3942/2012г.

 

Судья Веселкова Т.А.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Коми в составе председательствующего Белова Н.Е.

судей Машкиной И.М. и Сироткиной Е.М.,

при секретаре Г.,

рассмотрев в судебном заседании 6 сентября 2012 года

дело по апелляционным жалобам Агентства Республики Коми по социальному развитию и Государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара" на решение Сыктывкарского городского суда от 20 июня 2012 года, по которому исковые требования Д.С. удовлетворены частично.

Признано незаконным решение зам. директора ГУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара" от 30.12.2011 года N об отказе Д.С. в назначении и выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста до полутора лет.

Возложена обязанность на ГУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара" устранить допущенное нарушение прав Д.С. путем принятия решения о назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста до полутора лет.

Отказано Д.С. в удовлетворении иска к ГУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара" о взыскании расходов по оплате госпошлины.

Возвращена Д.С. из бюджета государственная пошлина, уплаченная на основании чека-ордера N от 10 марта 2012 года, в сумме ... рублей.

Заслушав доклад судьи Белова Н.Е., пояснения представителя ответчика Ш.О., представителя истца Ш.М., представителя третьего лица П., судебная коллегия

 

установила:

 

Д.С. обратилась в суд с иском к ГУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара" (далее Центр) о признании незаконным бездействия, заключающееся в отказе предоставить пособие по уходу за ребенком до полутора лет, об обязании выплатить ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет, начиная со дня рождения ребенка и до достижения им возраста полутора лет, о взыскании расходов по оплате госпошлины в сумме ... рублей.

В обоснование своих требований истец указала, что ДД.ММГГГ родила ребенка, является одинокой матерью, при этом после рождения ребенка продолжила обучение по очной форме в ... государственном гуманитарном университете в ..., а зарегистрирована в г. Сыктывкаре. 21 декабря 2011 года Д.С. обратилась в адрес Центра с заявлением о начислении ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет в силу Федерального закона от 19.05.1995 года "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". Однако ответчик необоснованно отказал истцу в выплате спорного пособия.

Определением суда от 20.04.2012 года в качестве третьего лица со стороны ответчика привлечено Агентство Республики Коми по социальному развитию (далее Агентство).

Определением суда от 16.05.2012 года в качестве третьего лица со стороны ответчика привлечено ГУ - Региональное отделение ФСС РФ по РК (далее ФСС).

В судебном заседании представитель истца Ш.М., действующий по доверенности, поддержал ранее заявленные требования Д.С. в полном объеме.

Представитель ответчика Л., действующая по доверенности, в суде иск не признала со ссылкой на письменный отзыв по предъявленным требованиям.

Представитель третьего лица Агентства в суд не явился, третье лицо извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Представитель ФСС Ш.Е., действующая по доверенности, позицию третьего лица высказала на основании отзыва.

Суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционных жалобах Агентство Республики Коми по социальному развитию и Государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара" с решением суда не согласны и просят его отменить, указывая, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение по делу и неверно применены нормы материального права.

Проверив законность решения суда в порядке ст. 327.1 ГПК РФ по доводам апелляционных жалоб, обсудив их, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения доводов и отмены правильного решения суда.

По делу судом установлено, что Д.С. является одинокой матерью в отношении несовершеннолетней ФИО, ДД.ММГГГ года рождения, при этом обучается по очной форме в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования "... государственный гуманитарный университет" с ДД.ММ.ГГГГ и на сегодняшний момент.

Истцу пособие по беременности и родам образовательным учреждением не начислялось и не выплачивалось. Дородовой и послеродовой отпуск не предоставлялся.

Д.С. обратилась 17.01.2012 года с заявлением к ответчику по месту своей регистрации в г. Сыктывкаре о начислении ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет согласно положений Федерального закона от 19.05.1995 года "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".

Центром истцу было отказано в выплате пособия по уходу за ребенком со ссылкой на подп. 2 п. 2.12. Административного регламента, поскольку отсутствовала копия приказа о предоставлении ей по месту учебы отпуска по уходу за ребенком.

Удовлетворяя требования истца, суд исходил из того, что отказ Д.С. в назначении и выплаты пособия по уходу за ребенком ответчиком является незаконным.

Вывод суда согласуется с установленными по делу обстоятельствами, отвечает требованиям закона, подлежащего применению, и является верным.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей, право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют матери либо отцы, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в том числе обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 декабря 2009 года N N был утвержден Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, который вступил в силу с 1 января 2010 года.

Согласно подпункту "д" п. 39 Порядка право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют матери либо отцы, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в том числе обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком).

Указанный пункт дублирует вышеуказанные положения Федерального закона. В подпункте "в" п. 45 Порядка определено, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается лицам, указанным в подпунктах "д" - "ж" настоящего Порядка, - в органах социальной защиты населения по месту жительства.

Перечень документов, необходимых для назначения и выплаты ежемесячного пособия установлен пунктом 54 Порядка, согласно которому для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком представляются, в том числе копия приказа о предоставлении отпуска по уходу за ребенком, справка с места учебы, подтверждающая, что лицо обучается по очной форме обучения.

По смыслу статьи 256 Трудового кодекса РФ и общих правил предоставления отпуска по уходу за ребенком указанный вид отпуска предоставляется работодателем по месту работы, а не по месту учебы.

Законодательство об образовании не предусматривает возможности предоставления студенту, обучающемуся по очной форме, отпуска по уходу за ребенком.

Статьей 16 Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" установлено, что студенту высшего учебного заведения по медицинским показаниям и в других исключительных случаях предоставляется академический отпуск в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Согласно приказу Минобразования РФ от 05.11.1998 N 2782 "О Порядке предоставления академических отпусков" академический отпуск - это отпуск, предоставляемый студентам образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования по медицинским показаниям и в других исключительных случаях (стихийные бедствия, семейные обстоятельства и в других).

Таким образом, законодательно урегулирован только вопрос о предоставлении студентам образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования академического отпуска, предоставление иных отпусков студентам не предусмотрено.

По делу установлено, что образовательным учреждением, где в настоящее время по очной форме обучения обучается истица, приказ об отпуске по уходу за ребенком не издавался.

Однако, как правильно указал суд первой инстанции в решении, отсутствие приказа образовательного учреждения о предоставлении истице отпуска по уходу за ребенком, не может служить основанием для отказа в назначении и выплате ей пособия по уходу за ребенком, поскольку перечень документов, необходимых для назначения и выплаты пособия не содержит ссылку на документ, подтверждающий нахождение лица обучающегося по очной форме обучения в образовательном учреждении в отпуске по уходу за ребенком, а законодательством об образовании не урегулирован вопрос предоставления указанному лицу отпуска по уходу за ребенком, в связи с чем установленный пунктом 54 Порядка является исчерпывающим и не предоставляет права органу социальной защиты населения требовать дополнительные документы.

Доводы ответчиков в апелляционных жалобах, что одним из оснований для назначения пособия по уходу за ребенком является предоставление отпуска по уходу за ребенком, которое должно быть подтверждено соответствующим приказом образовательного учреждения, не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку выводов суда не опровергают. Доводы ответчиков в этой части возражений проверены судом и нашли отражение в решении. Судебная коллегия соглашается как с оценкой доказательств суда первой инстанции, так и толкованием норм материального права.

С учетом изложенного оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, как о том ставится вопрос в апелляционных жалобах ответчиков, судебная коллегия не усматривает. Доводы апелляционных жалоб по существу сводятся к переоценке выводов суда и не свидетельствуют о неправильности постановленного решения.

Спор разрешен в соответствии с требованиями закона, регулирующего возникшие по делу правоотношения, установленным по делу доказательствам дана правильная оценка.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

 

определила:

 

Решение Сыктывкарского городского суда от 20 июня 2012 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы Агентства Республики Коми по социальному развитию и Государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара" - без удовлетворения.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024