Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 15 октября 2012 г. по делу N 3-201-2012

 

Пермский краевой суд в составе

председательствующего судьи Спиридонова Е.В.

при секретаре Г.

с участием прокурора Пермской краевой прокуратуры Вохмяниной Ю.М., представителя Правительства Пермского края Я., рассмотрев 15 октября 2012 года в открытом судебном заседании в городе Перми дело по заявлению первого заместителя прокурора Пермского края о признании частично недействующим пункта 2 Постановления Правительства Пермского края от 03.05.2012 N 267-п "О внесении изменений в Порядок расходования средств на реализацию комплекса мер по модернизации системы общего образования Пермского края в 2011-2013 годах, утвержденный Постановлением Правительства Пермского края от 14.11.2011 N 887-п",

 

установил:

 

03 мая 2012 года Правительством Пермского края принято Постановление N 267-п "О внесении изменений в Порядок расходования средств на реализацию комплекса мер по модернизации системы общего образования Пермского края в 2011-2013 годах, утвержденный Постановлением Правительства Пермского края от 14.11.2011 N 887-п". Постановление было опубликовано в "Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" N 18, 07.05.2012 года.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Порядок расходования средств на реализацию комплекса мер по модернизации системы общего образования Пермского края в 2011-2013 годах, утвержденный Постановлением Правительства Пермского края от 14 ноября 2011 г. N 887-п (в редакции постановлений Правительства Пермского края от 29.11.2011 N 959-п, от 23.12.2011 N 1083-п), дополнен пунктами 3.7-3.8 следующего содержания:

"3.7. Министерство образования Пермского края для достижения целевых показателей, указанных в пунктах 1.2.1-1.2.5 настоящего Порядка, за счет средств федерального бюджета осуществляет централизованную закупку по следующим направлениям:

приобретение оборудования (учебно-лабораторное, учебно-производственное, спортивный инвентарь для общеобразовательных учреждений, компьютерное оборудование, оборудование для организации медицинского обслуживания обучающихся, оборудование для школьных столовых);

приобретение транспортных средств для перевозки обучающихся;

пополнение фондов школьных библиотек;

повышение квалификации, профессиональная переподготовка руководителей общеобразовательных учреждений и учителей.

Министерство образования Пермского края в установленном порядке осуществляет передачу имущества, приобретенного путем централизованных закупок, в муниципальную собственность.

3.8. С 2012 года субсидии из федерального бюджета на реализацию комплекса мер по модернизации системы общего образования Пермского края предоставляются органам местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Пермского края по следующим направлениям:

приобретение оборудования (учебно-лабораторное, учебно-производственное, спортивный инвентарь для общеобразовательных учреждений, компьютерное оборудование, оборудование для организации медицинского обслуживания обучающихся, оборудование для школьных столовых);

приобретение транспортных средств для перевозки обучающихся;

пополнение фондов школьных библиотек;

развитие школьной инфраструктуры (текущий ремонт с целью обеспечения выполнения требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся, а также с целью подготовки помещений для установки оборудования);

повышение квалификации, профессиональная переподготовка руководителей общеобразовательных учреждений и учителей;

модернизация общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения для обучающихся (увеличение пропускной способности и оплата интернет-трафика, обновление программного обеспечения и приобретение электронных образовательных ресурсов);

осуществление мер, направленных на энергосбережение в системе общего образования.".

Пунктом 2 Постановления, предусмотрено, что оно вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 декабря 2011 года, за исключением пункта 3.8 настоящего Постановления, который вступает в силу с 1 января 2012 года.

Первый заместитель прокурора Пермского края обратился в суд с заявлением о признании противоречащим закону и недействующим пункта 2 Постановления Правительства Пермского края от 03.05.2012 N 267-п "О внесении изменений в Порядок расходования средств на реализацию комплекса мер по модернизации системы общего образования Пермского края в 2011-2013 годах, утвержденный Постановлением Правительства Пермского края от 14.11.2011 N 887-п" в части распространения действия указанного Постановления на правоотношения, возникшие с 01 декабря 2011 года.

В обоснование своего требования прокурор указал, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1176 "О внесении изменений в Правила предоставления в 2011-2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования" Постановлением Правительства Пермского края от 03.05.2012 N 267-п Порядок расходования средств на реализацию комплекса мер по модернизации системы общего образования Пермского края в 2011-2013 годах дополнен изложенными в пункте 3.7 Порядка новыми целями расходования средств федерального бюджета в форме субсидий бюджету Пермского края. Правила предоставления в 2011-2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования и утвержденные к ним Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 г. N 1176 изменения устанавливают цели расходования средств федерального бюджета и являются нормативными правовыми актами в соответствии с частью 3 ст. 132 Бюджетного кодекса РФ. Указанное Постановление Правительства РФ вступило в силу 10 января 2012 года. Статьей 5 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что закон о бюджете вступает в силу с 1 января и действует до 31 декабря финансового года. Расходование субсидий федерального бюджета на цели, перечисленные в пункте 3.7 Порядка расходования средств на реализацию комплекса мер по модернизации системы общего образования Пермского края в 2011-2013 годах, введенном Постановлением Правительства Пермского края от 03.05.2012 N 267-п и воспроизводящем нормы Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2011 г. N 1176, возможно, таким образом, только с 10 января 2012 года, а не с 01 декабря 2011 года, поскольку в 2011 году цели расходования бюджетных средств были определены действовавшими до 10 января 2012 года Правилами предоставления в 2011-2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования в предыдущей редакции Постановления Правительства РФ от 31.05.2011 г. N 436. Следовательно, распространение действия пункта 3.7 Порядка расходования средств на реализацию комплекса мер по модернизации системы общего образования Пермского края в 2011-2013 годах на правоотношения, возникшие с 01 декабря 2011 года, противоречит ст. 5, части 3 ст. 132 Бюджетного кодекса РФ, ст. 23 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" и пункту 6 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти".

В судебном заседании участвующий в деле прокурор Вохмянина Ю.М. на заявленных требованиях настаивает по доводам, изложенным в заявлении.

Представитель Правительства Пермского края Я., действующая на основании доверенности, просит о прекращении производства по делу, указывая следующее. Введенный в Порядок расходования средств на реализацию комплекса мер по модернизации системы общего образования Пермского края в 2011-2013 годах Постановлением Правительства Пермского края от 03.05.2012 N 267-п пункт 3.7 устанавливает цели расходования средств федерального бюджета. Однако, Постановлением краевого Правительства от 26 июля 2012 года N 541-п в пункт 3.7 Порядка внесены изменения. Таким образом, нормативный правовой акт, оспариваемый в части его действия во времени, фактически не действует в силу издания более позднего акта и, следовательно, не влечет нарушения гражданских прав и свобод, требующего судебного пресечения.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит производство по делу подлежащим прекращению в связи с тем, что дело не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 134 ГПК РФ.

Согласно абзацу 2 статьи 220 ГПК Российской Федерации суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 134 настоящего Кодекса.

В силу пункта 1 части 1 статьи 134 ГПК Российской Федерации судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке; заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право; в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя.

По смыслу ст. 251, 253 ГПК РФ в порядке гражданского судопроизводства могут быть оспорены лишь такие нормативные правовые акты, которые на время их обжалования являются действующими и влекущими нарушение гражданских прав и свобод.

В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" отмечено, что судья должен отказать в принятии заявления в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ в случае, если в заявлении оспаривается недействующий нормативный правовой акт или его часть (в том числе акт, не вступивший в силу, отмененный органом или должностным лицом, его издавшими, утративший силу в связи с ограничением его действия временными рамками, указанными в самом акте, а также формально не отмененный, но фактически не действующий в силу издания более позднего акта), поскольку такой акт или его часть не порождает правовых последствий, вследствие чего не может повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод заявителя и других лиц.

Судом установлено, что 30 июля 2012 года в "Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", N 30, опубликовано и вступило в силу с 10 августа 2012 года Постановление Правительства Пермского края от 26.07.2012 N 541-п "О внесении изменений в Порядок расходования средств на реализацию комплекса мер по модернизации системы общего образования Пермского края в 2011-2013 годах, утвержденный Постановлением Правительства Пермского края от 14 ноября 2011 г. N 887-п". В соответствии с указанным нормативным правовым актом пункт 3.7 Порядка расходования средств на реализацию комплекса мер по модернизации системы общего образования Пермского края в 2011-2013 годах изложен в новой редакции:

"3.7. Министерство образования Пермского края для достижения целевых показателей, указанных в пунктах 1.2.1-1.2.5 настоящего Порядка, за счет средств федерального бюджета осуществляет централизованную закупку по направлениям, указанным в пункте 2 Правил предоставления в 2011-2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2011 г. N 436.

Министерство образования Пермского края в установленном порядке осуществляет передачу имущества, приобретенного путем централизованных закупок, в муниципальную собственность.".

Таким образом, с 10 августа 2012 года пунктом 3.7 Порядка установлены иные, по сравнению с предусмотренными этим же пунктом, введенным в действие Постановлением краевого Правительства от 03 мая 2012 года N 267-п, цели расходования денежных средств федерального бюджета в форме субсидий бюджету Пермского края на реализацию комплекса мер по модернизации системы общего образования Пермского края, а именно следующие цели, указанные в пункте 2 Правил предоставления в 2011-2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2011 г. N 436: а) приобретение оборудования (учебно-лабораторное, учебно-производственное, спортивное оборудование и инвентарь для общеобразовательных учреждений, компьютерное оборудование, оборудование для организации медицинского обслуживания обучающихся, оборудование для школьных столовых, оборудование для проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся); б) приобретение транспортных средств для перевозки обучающихся; в) пополнение фондов школьных библиотек; г) развитие школьной инфраструктуры (текущий ремонт с целью обеспечения выполнения требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся, а также с целью подготовки помещений для установки оборудования); д) повышение квалификации, профессиональная переподготовка руководителей общеобразовательных учреждений и учителей; е) модернизация общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения для обучающихся (увеличение пропускной способности и оплата интернет-трафика, обновление программного обеспечения и приобретение электронных образовательных ресурсов); ж) осуществление мер, направленных на энергосбережение в системе общего образования; з) проведение капитального ремонта и реконструкции общеобразовательных учреждений.

Оспариваемое прокурором положение пункта 2 Постановления Правительства Пермского края от 03 мая 2012 года N 267-п распространяет действие пункта 3.7 Порядка расходования средств на реализацию комплекса мер по модернизации системы общего образования Пермского края в 2011-2013 годах, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 14.11.2011 N 887-п, на правоотношения, возникшие с 01 декабря 2011 года. Учитывая, что нормативное регулирование пункта 3.7 данного Порядка, действие которого было распространено на прошедший период времени, было изменено Постановлением Правительства Пермского края от 26.07.2012 N 541-п, оно в связи с принятием более позднего акта фактически утратило свою силу и с 10 августа 2012 года не применяется при определении целей расходования денежных средств федерального бюджета в форме субсидий бюджету Пермского края на реализацию комплекса мер по модернизации системы общего образования Пермского края.

Поскольку введенный в действие Постановлением от 03.05.2012 N 267-п пункт 3.8 Порядка расходования средств на реализацию комплекса мер по модернизации системы общего образования Пермского края в 2011-2013 годах, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 14.11.2011 N 887-п, не вносились изменения и он является действующим в первоначальной редакции, пункт 2 Постановления Правительства Пермского края от 03.05.2012 N 267-п не был отменен Постановлением краевого Правительства от 26.07.2012 N 541-п. Пункт 2 Постановления Правительства Пермского края от 03.05.2012 N 267-п в части вступления пункта 3.8 Порядка расходования средств на реализацию комплекса мер по модернизации системы общего образования Пермского края в 2011-2013 годах в силу с 1 января 2012 года не является предметом оспаривания прокурором.

Исходя из изложенного, распространение действия положений утратившего силу нормативного правового акта (пункта 3.7 Порядка расходования средств на реализацию комплекса мер по модернизации системы общего образования Пермского края в 2011-2013 годах в первоначальной редакции) на правоотношения, возникшие до принятия этого акта, не имеет правового значения для определенного более поздней редакцией иного, по сравнению с утратившим силу нормативным правовым актом, порядка расходования средств на реализацию комплекса мер по модернизации системы общего образования Пермского края.

Таким образом, оспариваемая прокурором в части правовая норма не может повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав, свобод или законных интересов. Производство по делу подлежит прекращению на основании абзаца 2 статьи 220 ГПК Российской Федерации, так как требования первого заместителя прокурора Пермского края не подлежат рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.

В силу ст. 221 ГПК РФ повторное обращение в суд по заявлению о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

С учетом изложенных обстоятельств, руководствуясь статьей 220 ГПК РФ, суд

 

определил:

 

Прекратить производство по делу по заявлению первого заместителя прокурора Пермского края о признании частично недействующим пункта 2 Постановления Правительства Пермского края от 03.05.2012 N 267-п "О внесении изменений в Порядок расходования средств на реализацию комплекса мер по модернизации системы общего образования Пермского края в 2011-2013 годах, утвержденный Постановлением Правительства Пермского края от 14.11.2011 N 887-п".

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что повторное обращение в суд по заявлению о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

На определение в течение 15 дней может быть подана частная жалоба, а прокурором принесено представление в апелляционную инстанцию Пермского краевого суда.

 

Судья

СПИРИДОНОВ Е.В.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024