Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 24 апреля 2008 г. N 5663/08

 

ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ

ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Козловой О.А. и судей Воронцовой Л.Г., Ксенофонтовой Н.А. рассмотрел в судебном заседании заявление администрации г. Костромы (ул. Советская, 1, г. Кострома, 156000) о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Костромской области от 03.08.2007 по делу N А31-8008/2006-14, постановления Второго арбитражного апелляционного суда 15.10.2007 и постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18.02.2008 по тому же делу по иску негосударственного образовательного учреждения "Частная гимназия святой равноапостольской княгини Ольги" к казне муниципального образования администрации г. Костромы о взыскании (с учетом уточнения) 981754 рублей расходов, возникших в связи с уклонением администрации г. Костромы от финансирования гимназии в 2003 - 2004 годах.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: администрация г. Костромы, Управление образования администрации г. Костромы, Департамент финансов администрации Костромской области, Департамент образования администрации Костромской области.

Суд

 

установил:

 

решением суда первой инстанции от 03.08.2007, подтвержденным судами апелляционной и кассационной инстанций, исковые требования удовлетворены частично: с МО "Городской округ г. Кострома" за счет казны муниципального образования взыскано 697729 рублей расходов, в остальной части иска отказано.

Заявитель (администрация г. Костромы) не согласен с вынесенными судебными актами, просит об их отмене в связи с неправильным применением норм материального права и несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела.

Доводы заявителя были предметом рассмотрения судами, и им давалась правовая оценка. Нарушений норм материального права не установлено. Судами исследованы все обстоятельства по делу и представленные доказательства.

При рассмотрении спора суды исходили из следующего.

С 1997 по 2004 годы негосударственная частная средняя общеобразовательная школа г. Костромы (в феврале 2005 г. школа переименована в негосударственное общеобразовательное учреждение "Частная гимназия святой равноапостольской княгини Ольги") финансировалась из бюджета г. Костромы на основании постановления главы местного самоуправления от 03.12.1997 N 3842 "О финансировании негосударственных образовательных учреждений, расположенных на территории г. Костромы".

Впоследствии названное постановление отменено постановлением администрации г. Костромы от 02.03.2004 N 504 в связи с резким ухудшением бюджетного финансирования.

Законами Костромской области о бюджете на соответствующий год утверждался норматив минимальной бюджетной обеспеченности областного и местных бюджетов. Однако при финансировании негосударственной школы указанные нормативы не учитывались, финансирование в спорный период не производилось.

Судом установлено, что гимназия в 2003 - 2004 годах находилась в неравных финансовых условиях по отношению к иным средним школам на территории г. Костромы. Ее финансирование производилось без учета установленного законом области норматива на содержание одного ученика.

Согласно статье 31 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в редакции, действовавшей в спорный период) органы местного самоуправления ответственны за реализацию права граждан на получение начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. К исключительной компетенции в области образования органов местного самоуправления относится, в том числе и формирование местных бюджетов в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования, разработка и принятие местных нормативов финансирования системы образования.

На основании пунктов 6 и 7 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" негосударственные общеобразовательные учреждения получают право на государственное и (или) муниципальное финансирование с момента их государственной аккредитации в случае реализации ими основных общеобразовательных программ. Нормативы финансирования негосударственных образовательных учреждений не могут быть ниже нормативов финансирования аналогичных государственных и муниципальных образовательных учреждений на данной территории.

Поскольку органы местного самоуправления уклонялись от исполнения своих обязанностей (бездействовали), суды правомерно на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации возложили ответственность за причиненные гимназии убытки на МО "Городской округ г. Кострома" за счет казны муниципального образования.

Довод заявителя о том, что надлежащим ответчиком по делу должен быть глава г. Костромы как главный распорядитель бюджетных средств, не может быть принят во внимание, поскольку должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов (пункт 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23).

Довод администрации г. Костромы о нарушении единообразия при рассмотрении аналогичных дел в судах не нашел своего подтверждения, поскольку при рассмотрении спора суды учитывают обстоятельства, присущие каждому конкретному делу и доказательственную базу, представленную сторонами, на основании которой и принимается судебный акт. Так, по настоящему делу суд возложил ответственность на казну МО "Городской округ г. Кострома" в связи с уклонением администрации г. Костромы от финансирования гимназии.

Доводы заявителя о несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела направлены на переоценку доказательств по делу, что в силу норм главы 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию надзорной инстанции.

При таких обстоятельствах по настоящему делу отсутствуют основания, предусмотренные статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

 

определил:

 

в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А31-8008/2006-14 Арбитражного суда Костромской области для пересмотра в порядке надзора решения суда первой инстанции от 03.08.2007, постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 15.10.2007 и постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18.02.2008 по тому же делу отказать.

 

Председательствующий

судья

О.А.КОЗЛОВА

 

Судья

Л.Г.ВОРОНЦОВА

 

Судья

Н.А.КСЕНОФОНТОВА

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024