Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 11 сентября 2003 года

 

Дело N 86-Г03-10

 

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

 

    председательствующего судьи                 Лаврентьевой М.Н.,

    судей                                           Макарова Г.В.,

                                                    Меркулова В.П.

 

рассмотрела в судебном заседании от 11 сентября 2003 г. частную жалобу Управления Министерства юстиции РФ по Владимирской области на определение судьи Владимирского областного суда от 14 июля 2003 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Макарова Г.В., Судебная коллегия

 

установила:

 

управление Министерства юстиции Российской Федерации Владимирской области обратилось во Владимирский областной суд с иском к Владимирской областной организации партии "Российский общенародный союз" о ликвидации данного общественного объединения и исключении его из государственного реестра юридических лиц, ссылаясь на невыполнение ответчиком требований ст. 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ, обязывающей общественное объединение ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации, о продолжении своей деятельности в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, а также требований п. 3 ст. 26 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ, обязывающего общественное объединение, зарегистрированное до 1 июля 2002 г., до 1 января 2003 г. представить в регистрирующий орган сведения, предусмотренные подпунктами "а" - "д", "л" пункта 1 ст. 5 настоящего Федерального закона.

Указанным выше определением в принятии данного заявления отказано на основании п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ по мотиву того, что иск о ликвидации Владимирской областной организации партии "Российский общенародный союз" предъявлен в защиту государственных интересов государственным органом (Управлением Министерства юстиции РФ по Владимирской области), которому действующим федеральным законодательством не предоставлено такого права.

В частной жалобе заявителя указывается о несогласии с определением судьи, ставится вопрос о его отмене и направлении заявления на новое рассмотрение. В обоснование жалобы указано на то, что Владимирская областная организация партии "Российский общенародный союз" в качестве юридического лица была зарегистрирована заявителем 28.02.1996 за N 320 с региональным статусом до введения в действие Закона "О государственной регистрации юридических лиц", и в связи с этим Управление в отношении данной организации в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" являлось регистрирующим органом, выдало ему свидетельство о государственной регистрации и вело государственный реестр юридических лиц - общественных объединений до 01.07.2002.

В соответствии с пунктом 3 статьи 26 Закона уполномоченное лицо юридического лица (организации), зарегистрированного до вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц", обязано в течение шести месяцев со дня вступления Закона в силу (до 10.01.2003) представить в регистрирующий орган, которым с 1 июля 2002 года в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 17 мая 2002 года N 319 является Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его территориальные органы, сведения, предусмотренные подпунктами "а" - "д", "л" пункта 1 статьи 5 Закона о регистрации.

Если такие сведения представляются юридическим лицом в регистрирующий орган, то последний обязан внести их в Единый государственный реестр юридических лиц, и только после этого по отношению к данному юридическому лицу у органов Министерства Российской Федерации по налогам и сборам появляются полномочия регистрирующего органа и возникают правоотношения в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы и при ведении Единого государственного реестра юридических лиц. В данном случае руководитель организации сведения, предусмотренные подпунктами "а" - "д", "л" пункта 1 статьи 5 Закона о регистрации в регистрирующий орган для включения в Единый государственный реестр юридических лиц не представил, а следовательно, УМНС России по Владимирской области не является регистрирующим органом по отношению к указанной организации, в том числе и к другим общественным объединениям, не представившим такие сведений в регистрирующий орган, а значит, и не наделен полномочиями по обращению в суд с иском о ликвидации данной организации. Кроме того, Минюст России и его территориальные органы наделены Федеральным законом "Об общественных объединениях " (статьи 21, 22 и 23) полномочиями и выполняют функции регистрирующего органа, закрепленные в статьях 9, 11, 12, 13 и 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" в отношении юридических лиц - общественных объединений.

Указанные обстоятельства, отмечается в частной жалобе, являются основанием для обращения Управления Минюста России по Владимирской области, как регистрирующего органа, осуществляющего государственную регистрацию общественных объединений до 01.07.2002, в суд о ликвидации организации и тех общественных объединений, которые были им зарегистрированы до 01.07.200 и не внесены в Единый государственный реестр юридических лиц регистрирующим органом по состоянию на 10.01.2003, и отказ в принятии искового заявления является незаконным.

Проверив материал по заявлению и обсудив доводы частной жалобы, Судебная коллегия находит ее подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч. 2 ст. 25 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" N 129-ФЗ от 8 августа 2001 г. регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.

В соответствии со ст. 2 указанного Закона государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти (регистрирующий орган), уполномоченным в порядке, установленном Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации".

Одновременно в ст. 10 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" говорится, что федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц.

В силу п. 2 ст. 15 Федерального закона "О политических партиях" N 95-ФЗ от 11 июля 2001 г. решение о государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений принимается соответственно федеральным уполномоченным органом и его территориальными органами (далее - уполномоченные органы). Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации политической партии и ее региональных отделений, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" федеральным органом исполнительной власти (далее - регистрирующий орган) на основании принимаемого федеральным уполномоченным органом или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации. При этом порядок взаимодействия уполномоченных органов с регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений определяется Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 442 "О порядке взаимодействия федерального органа юстиции и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственную регистрацию юридических лиц" в ч. 2 п. 4 установлено, что федеральный орган юстиции и его территориальные органы осуществляют ведение ведомственного реестра торгово-промышленных палат, общественных объединений (в том числе политических партий и профсоюзов) и религиозных организаций для обеспечения выполнения функций, возложенных на них действующим законодательством.

Пунктом 5 этого Постановления установлено, что решение о государственной регистрации торгово-промышленных палат, общественных объединений и религиозных организаций утверждается распоряжением федерального органа юстиции или его территориального органа.

Следовательно, внесение соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц осуществляют территориальные регистрирующие органы по месту нахождения юридических лиц на основании решения, принятого федеральным органом юстиции либо его территориальными органами.

При таких обстоятельствах утверждение о том, что Управление Министерства юстиции по Владимирской области права на обращение в суд с настоящим иском не имеет, является неправильным.

Кроме того, оставлена без внимания и новая редакция ч. 3 ст. 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ (в редакции ФЗ от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ), указывающая, что "неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с требованием о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц".

Имея в виду, что п. 3 ст. 26 ГПК РФ предусматривает, что областному суду подсудны дела о приостановлении деятельности или ликвидации отделений политических партий и общественных объединений, а в данном случае имеет место не привлечение к ответственности и не применение санкций за нарушение закона, а заявлено требование о признании организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица, в связи с чем и подлежащей исключению из реестра юридических лиц, то есть о правовой констатации прекращения деятельности отделения партии, то такое требование подсудно районному суду по месту нахождения (регистрации) организации.

С учетом указанного оспариваемое заявителем определение не может быть признано законным и оно подлежит отмене. Что касается заявления Управления Минюста РФ по Владимирской области, то в силу пп. 2 п. 1 ст. 135 ГПК РФ оно подлежит возвращению заявителю для обращения в суд с соблюдением указанных выше правил о подсудности.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 374 ГПК РФ, Судебная коллегия

 

определила:

 

определение судьи Владимирского областного суда от 14 июля 2003 г. отменить. Заявление возвратить Управлению Минюста РФ по Владимирской области.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024