Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 27 июля 2004 г. по делу N 50-Г04-10

 

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Нечаева В.И.

судей Потапенко С.В. и Кебы Ю.Г.

рассмотрела в судебном заседании от 27 июля 2004 г. гражданское дело по заявлению Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Омской области о ликвидации местных религиозных организаций Древнерусской Инглиистической церкви Православных Староверов-Инглингов, по кассационной жалобе адвоката Охрименко Л.Т. в интересах:

1. местной религиозной организации Асгардская Славянская Община Духовного Управления Асгардской Веси Беловодья Древнерусской Инглиистической церкви Православных Староверов-Инглингов;

2. местной религиозной организации Славянская Община Капища Веды Перуна Духовного Управления Асгардской Веси Беловодья Древнерусской Инглиистической церкви Православных Староверов-Инглингов;

3. религиозной организации Мужская Духовная Семинария высшее Духовное учреждение профессионального религиозного образования Древнерусской Инглиистической церкви Православных Староверов-инглингов на решение Омского областного суда от 30 апреля 2004 г., которым заявленные требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ю.Г. Кебы, выслушав объяснения представителя местных религиозных организаций адвоката Охрименко Л.Т., поддержавшей доводы жалобы, объяснения представителя Главного управления Министерства юстиции РФ по Омской области Федяева В.П., возражавшего против доводов жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Омской области обратилось в Омский областной суд с исковыми заявлениями о ликвидации местных религиозных организаций Древнерусской Инглиистической церкви Православных Староверов-Инглингов в связи с нарушениями ими федерального законодательства. Определениями суда все дела объединены в одном производстве (том 1 л.д. 162, том 2 л.д. 129, том 3 л.д. 85 - 86).

В обоснование заявленных требований истец ссылался на следующие обстоятельства.

03.07.1998 г. в соответствии со ст. 11 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26.09.1997 г. под N 144 и 145 соответственно Управлением юстиции Администрации Омской области зарегистрированы религиозные объединения - местная славянская община Капища Веды Перуна древнерусской инглиистической церкви православных староверов-инглингов и местная асгардская славянская община древнерусской инглиистической церкви православных староверов-инглингов.

14.04.2000 г. указанные религиозные организации: были перерегистрированы под теми же номерами под наименованиями местная религиозная организация Славянская Община Капища Веды Перуна Духовного Управления Асгардской Веси Беловодья Древнерусской Инглиистической церкви Православных Староверов-Инглингов и Местная религиозная организация Асгардская Славянская Община Духовного Управления Асгардской Веси Беловодья Древнерусской Инглиистической церкви Православных Староверов-Инглингов соответственно.

06.12.1993 г. постановлением главы администрации Центрального района г. Омска N 1513 зарегистрирован Устав Мужской Духовной семинарии Древнерусской Инглиистической Церкви, а 20.12.1999 г. данное духовно-образовательное учреждение зарегистрировано Управлением юстиции Администрации Омской области под N 193 как религиозная организация Мужская Духовная Семинария высшее Духовное учреждение профессионального религиозного образования древнерусской Инглиистической Церкви Православных староверов-инглингов (Асгардская Весь, Беловодье).

В соответствии со статьями 6 Уставов местных религиозных организаций (в дальнейшем МРО) Славянская Община Капища Веды Перуна и Асгардская Славянская Община их деятельность строится на принципах, закрепленных в Священных Писаниях, в частности в Славяно-Арийских Ведах. Согласно п. 2.1 ст. 2 Устава религиозной организации Мужская Духовная Семинария одной из целей деятельности образовательного учреждения является изучение Славяно-Арийских Вед.

Славяно-Арийские Веды содержат доктринальные утверждения о том, что община инглингов объединяет всех людей с белым цветом кожи. Славяно-Арийские Веды, а также заповеди богов, выполнение которых является обязательным для членов общин, налагают прямой запрет на межрасовые браки. Члены общины наделяются особыми качествами, а на вступление в нее вводятся ограничения расового характера. Данное положение заключает в себе идею расового превосходства, пропаганда которого запрещена ст. 29 Конституции РФ, а также вступает в противоречие со ст. 19 Конституции РФ, запрещающей любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, ст. 26 Международного пакта о гражданских и политических правах, а также является проявлением экстремистской деятельности, запрещенной ст. 1 ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности".

Кроме того в нарушение ч. 2 ст. 14 ФЗ N 125 от 26.09.1997 г. в доктрине содержатся положения, побуждающие граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий. Так, на стр. 89 "Славяно-Арийских Вед" (Книга третья. Слово Мудрости Волхва Велимудра. Часть вторая) записано: "не живите по законам, что создали люди, дабы лишить вас Свободы, а живите по Законам Бога Единого".

В пунктах 5.2 ст. 5 Уставов религиозных организаций Славянская Община Капища Веды Перуна и Асгардская Славянская община среди определяющих символов общин указана свастика, что является нарушением ст. 1 ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" от 25.07.2002 г. N 114, запрещающей пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения.

В общинах во время богослужений как элемент культовой практики принят жест "вскидывание правой руки вверх", идентичный фашистскому приветствию.

8 августа 2003 г. после вступления в силу ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" была проведена проверка деятельности МРО Славянская Община Капища Веды Перуна, расположенной по адресу г. Омск, ул. И. Воронкова, 29-а. Установлено, что ею в качестве символики используется свастика. На основании ст. 7 ФЗ N 114 от 25.07.2002 г. данной организации было вынесено предупреждение (том 1 л.д. 3 - 5, том 2 л.д. 3 - 5, том 3 л.д. 3 - 5).

Ответчиками распространяется литература, содержащая атрибутику и символику, сходную с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения:

книги "Славяно-Арийские Веды, Сага об инглингах", Омск, Аркор, 1999 г., "Славяно-Арийские Веды", кн. 2, Омск, Аркор, 1999 г., "Славяно-Арийские Веды" кн. 3, ч. 2, Омск, Аркор, 2004 г., "Славяно-Арийские Веды" кн. 4, Омск, Аркор, 2001 г., изданы 5000 экземпляров каждая (том 2 л.д. 58 - 59).

Местные религиозные организации староверов-инглингов, по мнению представителя истца, осуществляют экстремистскую деятельность, направленную на возбуждение расовой, национальной, религиозной, социальной розни, связанной с призывами к насилию, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к расовой, национальной, религиозной и языковой принадлежности, осуществляют пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, а также расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения (том 4 л.д. 208).

Указанные выше нарушения федерального законодательства допущены всеми тремя местными религиозными организациями.

Кроме того, установлено, что Мужская Духовная семинария до настоящего времени не получила лицензию на право ведения образовательной деятельности, хотя данное учреждение проводит образовательную деятельность. В связи с этим руководителю Древнерусской Инглиистической Церкви А.Ю. Хиневичу и ректору Семинарии В.П. Сизову было предложено устранить нарушение Закона, однако до настоящего времени мер по решению вопроса лицензирования образовательной деятельности указанного учреждения А.Ю. Хиневичем и В.П. Сизовым не предпринимается (том 3 л.д. 4).

Представитель МРО Славянская Община Капища Веды Перуна старейшина Быховцев А.Н., представитель МРО Асгардская Славянская Община старейшина Сизов В.П., представитель РО Мужская Духовная Семинария ректор Сизов В.П., представители всех трех МРО - Глава Древнерусской церкви Православных Староверов-Инглингов - Хиневич А.Ю. и адвокат Охрименко Л.Т. исковые требования не признали, сослались на то, что Славяно-Арийские Веды содержат доктринальные утверждения о превосходстве людей с белым цветом кожи, надуманно и не имеет под собой никаких оснований.

Инглиизм учит тому, что каждый народ, независимо от цвета кожи, должен сохранять свою самобытную культуру, собственную древнюю изначальную Веру, неповторимую традицию, жить по Совести, не навязывать своей Веры насильно, уважать выбор свободного человека, не унижать достоинство других людей, жить с ними в мире и согласии. Данные положения никоим образом нельзя назвать расистскими и экстремистскими. К тому же в соответствии со ст. 9 Конвенции о защите права человека и основных свобод и ст. 14 Декларации прав и свобод человека и гражданина каждый свободен в своем выборе иметь то или иное религиозное убеждение. Убеждение, что род должен быть здоровым, никоим образом не наносит вред общественной безопасности, общественному порядку, здоровью, нравственности или свободе других лиц. И, следовательно, не входит в противоречие со ст. ст. 19 и 29 Конституции РФ и ст. 1 ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности". Все 9 основ Инглиизма просты и естественны, направлены на терпение, миролюбие, любовь к ближнему.

Что касается Заповеди "Не живите по законам, что создали люди, дабы лишить вас Свободы, а живите по Законам Бога Единого", то эти положения нужно принимать такими, какими они были созданы их создателями. А в данном случае речь идет о тех неписанных людских законах, которые направлены на возбуждение ненависти, вражды, воровства и т.п., но призывают жить по Законам Бога Единого, т.е. по Законам духовным и светским, изданным властью, так как любая власть от Бога.

На протяжении многих тысячелетий славяне использовали свастичные символы. Их насчитывали 144 вида. Национал-социалистами Германии использовалась не свастика, а схожий с ней по начертанию символ, имеющий совершенно другое образное значение - изменение окружающего мира и мировосприятия человека. То же самое можно сказать и таком внешнем знаке Веры, как Сотворение Знамения Славы. Для его Сотворения налагается правая открытая ладонь на сердце, а после поднимается выправленная по направлению к небесам, т.е. от сердца к Богам. И этот жест также не имеет ничего общего с нацистским приветствием.

По поводу отсутствия лицензии на образовательную деятельность МДС представители МРО пояснили следующее.

Действительно, в соответствии со ст. 33 ФЗ "Об образовании", ст. 19 ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" учреждения профессионального религиозного образования должны получать государственную лицензию на право осуществления образовательной деятельности.

Однако, согласно ст. 2 п. "а" Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18 октября 2000 г. N 796 не подлежит лицензированию "... образовательная деятельность... видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации". Исходя из того, что подготовка священнослужителей Высшего сана с выдачей дипломов установленного образца и присвоение квалификации в МДС не производится, поэтому деятельность МДС лицензированию не подлежит.

Омским областным судом принято решение, которым исковые требования Главного Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Омской области удовлетворены.

Ликвидированы местные религиозные организации:

1) местная религиозная организация Асгардская Славянская Община Духовного Управления Асгардской Веси Беловодья Древнерусской Инглиистической церкви православных Староверов-Инглингов, зарегистрированную Управлением юстиции Администрации Омской области 14.04.2000 г. под N 145;

2) местная религиозная организация Славянская Община Капища Веды Перуна Духовного Управления Асгардской Веси Беловодья Древнерусской Инглиистической церкви Православных Староверов-Инглингов, зарегистрированную Управлением юстиции администрации Омской области 14.04.2000 г. под N 144;

3) религиозная организация Мужская Духовная Семинария Духовного Учреждения профессионального религиозного образования Древнерусской Инглиистической Церкви Православных Староверов-Инглингов, зарегистрированную 20.12.1999 г. под N 193.

В кассационной жалобе представитель ответчиков - адвокат Охрименко Л.Т., просит об отмене решения, указывая на неправильное применение судом норм материального права и недоказанность установленных судом обстоятельств.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.

В соответствии со ст. ст. 6, 14, 15 ФЗ от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" запрещаются создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону. Религиозные организации могут быть ликвидированы по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции РФ, настоящего ФЗ и иных федеральных законов либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям). Основаниями ликвидации религиозной организации и запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы, как это следует из ст. 14 ФЗ от 26 сентября 1997 года, в судебном порядке являются, помимо прочих оснований, действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности; побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий. Органы прокуратуры РФ, федеральный орган юстиции и его территориальные органы, а также органы местного самоуправления вправе вносить в суд представление о ликвидации религиозной организации либо о запрете деятельности религиозной организации или религиозной группы. Религиозная организация может быть ликвидирована, а деятельность религиозного объединения, не являющегося религиозной организацией, может быть запрещена в порядке и по основаниям, предусмотренным ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности".

Религиозные организации действуют в соответствии со своими внутренними установлениями, если они не противоречат законодательству РФ, государство уважает внутренние установления религиозных организаций, если указанные установления не противоречат законодательству РФ.

Судом установлено и не отрицается ответчиками, всеми тремя местными религиозными организациями староверов-инглингов исповедуется одно и то же вероучение, установления которого изложены в Уставах МРО, "Славянско-Арийских Ведах" и др.

Одним из главных внешних знаков Веры, установленных инглиистической доктриной, является сотворение Знамения Славы, для чего изначально полагается открытая правая ладонь на сердце, а затем поднимается и выпрямляется по направлению к Небесам Сварожьим, данный жест идентичен нацистскому приветствию. Не отрицают ответчики и использование в своем вероисповедании и культовой практике многочисленных и разнообразных свастичных символов, сходных с нацистскими. Двадцать четвертой заповедью Бога РМХАТА провозглашается: "Не живите по законам, что создали люди, дабы лишить вас Свободы, а живите по Законам Бога Единого".

Использования в своей деятельности символики и атрибутики, сходной до степени смешения с нацистской, распространения литературы, содержащей идеи расового превосходства и неисполнения установленных законом гражданских обязанностей, наличия соответствующих установлений в Уставах указанных организаций и основах их вероучения, подтверждается, помимо пояснений всех участвующих в деле лиц, материалами дела и представленными сторонами доказательствами; Уставами МРО, данными об основах вероучения; "Славяно-Арийскими Ведами" в 5 книгах и 1 брошюре; фотографиями культовых зданий и принадлежностей; культовыми принадлежностями, обозренными в ходе судебного разбирательства; данными о широком распространении и издательстве литературы староверов-инглингов, в частности "Славяно-Арийских Вед" с 1999 г. по 2002 г. - в количестве 45 000 экземпляров (том 4 л.д. 64 - 66), содержащихся в справке ГУ ИПП "Омский Дом печати", а также на первых и последних листах книг "Славяно-Арийские Веды", из которых видно, что литература инглингов издавалась в большом количестве, планировались, организовывались и осуществлялись выпуски руководителями религиозных организаций Хиневичем А.Ю. и Быховцевым А.Н., осуществлялось их распространение не только среди общинников-инглингов и, по признанию представителей МРО, участников ликвидированной в связи с экстремистской деятельностью общественной организации "Русское национальное единство", но и среди широких слоев населения через магазин "Логос" в г. Омске. Указанные выше факты подтверждаются также материалами средств массовой информации, интернета (том 4 л.д. 12 - 21, 33 - 39), экспертными заключениями (том 1 л.д. 121 - 123, том 2 л.д. 57 - 59, том 3 л.д. 33 - 35, том 4 л.д. 266 - 268, том 5 л.д. 61 - 68), решениями судов (том 4 л.д. 40 - 58, том 5 л.д. 18 - 60).

Разрешая заявленные требования, суд руководствовался ст. 26 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. ст. 19, 28, 29 Конституции Российской Федерации, Федеральными законами "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" от 19 мая 1995 г. N 80-ФЗ, "О противодействии экстремистской деятельности" от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ и обоснованно пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.

Ссылка ответчиков на то, что солярный знак, или свастика, или Коловрат, а также сотворение Знамени Славы, используемые староверами-инглингами, не имеют ничего общего с нацистской атрибутикой, т.к. солярный знак имеет тысячелетнюю историю и использовался в качестве символа у многих народов, в том числе и у славян задолго до появления нацизма, обоснованно отвергнута судом как противоречащая материалам дела, в частности, заключению религиоведческой экспертизы от 19.04.2004 г., назначенной Омским областным судом.

Согласно экспертному заключению от 19.04.2004 г. (том 4 л.д. 266 - 268) "Древнерусская инглиистическая церковь православных староверов-инглингов" имеет ряд признаков, по значению сходных с теми признаками, которыми определяется религиозная организация, а именно: вероучение, культово-обрядовую практику (религиозные ритуалы, праздники, посты, культовые помещения), осуществление религиозного обучения и воспитания своих последователей. Вместе с тем, некоторые принципиальные для инглингов установления, зафиксированные в Уставе церкви и других документах, не могут быть отнесены к числу религиозных по своему значению. Религиозная организация как таковая по определению заинтересована в распространении своего учения, своем расширении и привлечении адептов; условием всего этого ставится признание истинности основ вероучения и ритуальной практики, присущей именно данной конкретной религиозной организации. Этот принцип для церкви инглингов имеет существенное ограничение - членом этой организации могут быть так называемые "белые люди". По сути, прием в организацию предполагает расовый отбор. Ориентация на идею расовой чистоты переводит организацию в иную плоскость, далеко отстоящую от принципов формирования и функционирования религиозных объединений. В Уставе церкви применяется словосочетание "законы Древнерусской инглиистической церкви православных староверов-инглингов", которыми, согласно этому Уставу, обязана руководствоваться Община, наряду с действующим законодательством РФ (том 2 л.д. 11). Применение термина "закон", заменяющего обычные для религиозных организаций термины "канон", "установление", а также последовательность перечисления (за которой стоит иерархия приоритетов) - действующим законодательством РФ Община руководствуется по тем только вопросам, которые не нашли отражение в Уставе (том 2 л.д. 11) дают возможность предполагать определенный политический оттенок организации (пункт 1 заключения).

Религиозная организация, именующая себя "Древнерусская инглиистическая церковь православных староверов-инглингов" возводит свои истоки к древнейшим этапам истории человечества, однако, историческая наука такими сведениями не располагает (пункт 2). Как уже говорилось выше, наблюдается несоответствие принципам религиозной организации, с положениями, содержащимися в Уставах, а именно: а) обязательная расовая принадлежность прихожан данной МРО; б) ограничение по расовому характеру на вступление в нее. Доктрина церкви содержит определение, что данная Община объединяет любых белых людей и не имеющих право быть в родстве с людьми с черной кожей, как свидетельство, что они являются потомками "Рода Небесного" и "Расы Великой". Очевидно, что данное положение заключает в себя идею превосходства одной расы. Идею расового превосходства несет в себе также призыв к последователям церкви: "Не берите жен с черной кожею, ибо оскверните дом и свой Род загубите, а берите жен с кожей белою. Вы свой дом прославите" (пункт 3). В документах церкви указывается, что применяемая инглингами культовая символика, в частности свастика, имеет глубокие исторические корни. Это действительно так, о чем свидетельствуют, в частности, данные археологии. Но, как уже указывалось, смысловая интерпретация древних изобразительных символов весьма затруднена; практически все, что содержится в материалах дела относительно значения свастики и близких к ней символов, опять же не основывается на древних источниках, а привнесено самими создателями "Древнерусской инглиистической церкви православных староверов-инглингов". В этом смысле значение свастики, как и сведения о древнейших корнях упомянутой организации, не соответствует исторически известным сведениям. Вместе с тем, для огромного большинства людей, живущих в XX и в начале XXI веках, историческое значение свастики совершенно неизвестно. Свастика (как и вскидывание правой руки при приветствии - "Славяно-Арийские Веды", кн. 3, стр. 19, "Славяно-Арийские Веды", кн. 2, "Книга Света. Харатьи Света", стр. 231, том дела 1, л.д. 48) была использована известными режимами в Италии и в Германии и в сознании большинства населения нашей страны ассоциируется с нацистской атрибутикой и является пропагандой нацизма. В этом смысле использование данной символики носит провоцирующий характер (пункт 4 - 5 заключения экспертов ОмГУ).

В решении обоснованно указано, что запрет на пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, не касается, не отменяет и не умаляет значения культурно-исторического наследия русского народа и других народов, созданных в ходе их исторического развития ценностей мировой художественной культуры, а представляет из себя лишь необходимую в сложившейся в настоящее время общественно-политической ситуации меру по предотвращению создания и деятельности фашистских организаций и движений на территории РФ, о чем прямо указывается в ч. 1 ст. 6 ФЗ от 19 мая 1995 г. N 80. При таких обстоятельствах заявления о фактическом запрете древнейшей христианской символики как частицы мировой культуры судом отвергнуты как несостоятельные.

Правильным является и вывод суда о том, что в нарушение ст. 19 Федерального закона от 26.09.97 г. "О свободе совести и религиозных объединениях", ст. 33 ФЗ от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ "Об образовании" МРО Мужская Духовная Семинария в отсутствие лицензии на осуществление образовательной деятельности таковую проводит на постоянной основе.

Из материалов дела также видно, что по окончании обучения в МДС выдаются специальные церковные дипломы (том 3, л.д. 23).

Данное нарушение также является основанием для ликвидации МРО Мужская Духовная Семинария.

Решение суда подробно мотивировано, нарушения норм материального и процессуального права, которое привело или могло привести к неправильному разрешению дела судом не допущено, в связи с чем оснований к его отмене не имеется.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были проверены судом при разбирательстве дела и обоснованно по мотивам, изложенным в решении, отвергнуты как не основанные на законе и подтверждены материалами дела.

С учетом изложенного и руководствуясь ст. ст. 360, 361, 362 ГПК РФ Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Омского областного суда от 30 апреля 2004 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя местных религиозных организаций:

1. местной религиозной организации Асгардская Славянская Община Духовного Управления Асгардской Веси Беловодья Древнерусской Инглиистической церкви Православных Староверов-Инглингов;

2. местной религиозной организации Славянская Община Капища Веды Перуна Духовного Управления Асгардской Веси Беловодья Древнерусской Инглиистической церкви Православных Староверов-Инглингов;

3. религиозной организации Мужская Духовная Семинария высшее Духовное учреждение профессионального религиозного образования Древнерусской Инглиистической церкви Православных Староверов-Инглингов - адвоката Охрименко Л.Т. - без удовлетворения.

 

 




Законодательство России в сфере образования // Некоммерческий проект про образование в помощь педагогам, студентам, школьникам и их родителям. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.pravoeducation.ru, 2012 - 2024